Рады представить вам историю создания проекта шрифтовой гарнитуры TT Marxiana.
TT Marxiana является проектом по реконструкции набора дореволюционных шрифтов, которые использовались в вёрстке журнала «Нива», издававшемся Санкт-Петербургским издательством А.Ф. Маркса. В нашем проекте мы решили остановиться на конкретном наборе шрифтов, которые использовались в изготовлении и печати журнала «Нива» 1887 года выпуска, а именно на антикве, италике, гротеске и эльзевире.
В рамках проекта TT Marxiana мы стремились придерживаться строгой историчности и сохранить максимальную близость к бумажному первоисточнику. Мы старались избежать какого-либо «осовременивания» шрифтов, если, конечно, не считать за таковое работу с кернингом, внедрение OT фич и создание ручного хинтинга. В итоге дизайнер получает с гарнитурой TT Marxiana полноценный и функциональный набор разных шрифтов, позволяющий современными методами и с помощью современных программ создать, например, журнал с дизайном, который был характерен для конца 19 века.
1. Начало проекта
Летом 2018 года мы задумались о том, что было бы неплохо сделать проект ревайвала (или реконструкции) нескольких исторических шрифтов, которые достаточно активно использовались 100 и более лет назад. Мы подумали о том, что это было бы неплохим вкладом в частично потерянную дореволюционную культуру, а также было бы отличной возможностью познакомить современных дизайнеров с действительно историческим шрифтовым проектом.
В этот период в России уже существовало несколько крупных и продвинутых типографий, а сам архетип кириллицы был сформирован до привычного нам образа. Кроме того, несмотря на потерю самих шрифтовых наборов, сохранилось достаточно много печатных образцов книг того времени, а значит, среди них можно было бы найти самые интересные шрифты.
При поиске идей мы рассматривали период конца XIX – начала XX веков и фокусировались именно на русских дореволюционных типографиях.
2. Библиотека и источники
Первоначально, планируя походы в библиотеку, мы думали о том, что будем изучать только дорогие подарочные издания, и искать в них шрифтовые жемчужины. В библиотеках и электронных архивах действительно попадались очень интересные образцы шрифтов.
В процессе исследования мы обнаружили, что в книгах, отпечатанных в разных типографиях, можно было наткнуться на одни и те же шрифты, или близкие вариации на их тему.
Во время одного из посещений библиотеки мы нашли книгу от издательства А.Ф. Маркса, которая и стала точкой отсчёта нашего проекта. В этом трёхтомнике мы обнаружили комплект шрифтов, которые хорошо подходили для реализации нашей идеи.
После этой находки мы окончательно остановились на идее создания комплекта шрифтов, которые бы не диссонировали между собой, а, наоборот, дополняли друг друга общим восприятием. При этом шрифты должны были быть абсолютно разными по стилистике и иметь индивидуальные особенности, такие как «стиль», «характер», «историчность», «эмоциональность», «дух времени» и др.
3. Отрисовка трёх начертаний или первая версия проекта
Первоначально мы планировали делать все работы в шрифтовом редакторе, но так как он не позволял адекватно работать с растровыми референсами, всю трассировку с бумажных источников мы сделали в графическом редакторе. Такой подход в дальнейшем осложнил нам работу, потому что кривые безье в графических редакторах не дают той свободы действия и бережного отношения к контуру, которые есть у специализированных шрифтовых редакторов. Однако для первого этапа этого было вполне достаточно. Первые цифровые наброски заставили подумать как об основных характеристиках шрифтов (пропорции, контраст, форма засечек), так и над общей концепцией проекта.
4. Работа над вариативным шрифтом или тупиковый путь
После появления первых набросков мы ещё раз вернулись к обсуждению концепции нашего проекта. Мы размышляли над составом шрифтового семейства и над самим понятием ревайвала (реконструкции). Понятие шрифтового ревайвала можно трактовать двояко: с одной стороны, термин означает полную идентичность с оригиналом, а с другой он также даёт возможность на некоторое самостоятельное высказывание на заданную тему.
На тот момент времени мы не до конца понимали, куда именно нам нужно двигаться. Мы могли сделать как самостоятельный шрифт, основанный на старом источнике, и при этом имеющий определенную художественную и функциональную новизну, так и полностью восстановленный исторический шрифт без излишеств и наших «пожелалок».
В результате мы выбрали неправильный путь художественной самостоятельности – увлеклись трендами и новыми программными возможностями, и приняли решение развить наш проект в экспериментальный вариативный шрифт.
Идея была довольно любопытная и мы потратили немало времени на то, чтобы найти наиболее гармоничные переходы одного шрифта в другой через вариативность. Для большей плавности мы подправили формы засечек и некоторые другие детали шрифта, тем самым ещё больше удалившись от первоисточника.
В результате мы получили рабочую модель, но она выглядела странно и диковато, и нам стало понятно, что в таком виде проект существовать не может, и нужно либо пересматривать концепцию, либо отходить от графики референсных дореволюционных шрифтов.
5. Отказ от первоначальной идеи и поиск новых концепций
Спустя год после начала работы проект получил вторую жизнь. Мы пересмотрели концепцию и взяли в качестве референса журнал «Нива», который максимально подходил нам в смысле «историзма».
Журнал «Нива» выходил еженедельно c конца 1869 года по сентябрь 1918 года и издавался издательством А. Ф. Маркса в Санкт-Петербурге.Благодаря своей дешевизне и политике А. Ф. Маркса журнал был очень популярным и достиг самых высоких печатных тиражей среди всех журналов России того времени (вплоть до 240 000 экз.). В журнале публиковались географические и исторические очерки, статьи «по наукам и искусству», обсуждались вопросы медицины, публиковалась переводная художественная литература, а также печатались произведения русских писателей. Журнал «Нива» открыл множество имён русских классиков и оказал огромное просветительское влияние на читателей.
Нас вдохновила эта история и, к тому же, нам показалось заманчивой идеей сделать шрифт, который при печати в современных условиях будет имитировать все неровности и шероховатости, характерные для печати конца 19 века. Кроме того, у одной из наших коллег на даче отыскалась подшивка журнала «Нивы» за 1887 год, так что мы в буквальном смысле погрузились в пыль веков.
Выводы, которые мы сделали после этого переосмысления, заключались в следующем: реконструированные шрифты, дополненные современной художественной составляющей, не являются редкостью, а вот шрифты, которые в полном объеме идентичны историческим, встречаются не так часто. И мы поменяли идею.
6. Работа с бумажными источниками
Итак, в нашем распоряжении оказалось около пятидесяти номеров журнала «Нива», и нам предстояло понять, как правильно с ними дальше работать. Условно каждый номер журнала «Нива» можно разделить на две части: содержательная часть (статьи и художественная литература) и дополнения (задачки и рекламные объявления). И если рекламные полосы пестрели акциденцией по принципу «кто громче», то содержательная часть журнала была свёрстана очень консервативно: две колонки с выключкой по ширине и заголовками по центру.
Мы остановились на четырёх основных шрифтах: антиква, италик, гротеск и эльзивир.
Журнальная антиква являлась достаточно узким шрифтом с очень характерными формами кириллических знаков б, л, д, у. Текстовой антиквой были свёрстаны практически все полосы издания. Рисунок курсива очень близок к антиквенному, и в журнале он использовался для выделения определённых моментов в тексте. Журнальный гротеск достаточно жирный, и в основном он использовался в подзаголовках и подписях к иллюстрациям. Эльзевиром же были набраны все заголовки.
В журнале можно было встретить антикву в разных размерах кегля, но для отрисовки мы решили остановиться на самом мелком (примерно 8 пт.), так как его ритм и рисунок показались нам наиболее интересными.
Соответственно, референсы для большей части шрифтовой кассы мы искали среди мелкого кегля, а если какие-то знаки попадались только в более крупном размере, мы старались уравнивать их по массе с мелкими знаками, работая с балансом чёрного и белого.
На протяжении всей работы над проектом мы перелистывали и пересматривали подшивку журналов «Нива» множество раз. Нам нужно было найти максимум знаков, деталей и артефактов, которые бы мы могли добавить в наш проект.
При изучении журнала мы наткнулись на некоторое количество знаков, в которых чернила распределялись неравномерно, что, в свою очередь, являлось одной из черт, характерных для не очень качественной печати того времени. При такой печати кое-где в знаках образуются лишние перемычки, а в некоторых знаках детали буквы, наоборот, пропадают.
Мы решили сохранить эту особенность и сделали отдельный стилистический сет с дефектами печати, благодаря которому современный дизайнер может прочувствовать проблемы, возникавшие у его печатника-предшественника.
Помимо основной кириллицы и латиницы, в шрифтах предполагалась расширенная касса знаков: большой набор пунктуации, служебные символы, знаки валют и др.
Как ни странно, но собрать базовую латиницу в журнале, выходящем на русском языке, оказалось вполне возможно. Во-первых, за это мы можем поблагодарить классиков, которые достаточно часто использовали французские фразы в своих текстах. Во-вторых, в журнале «Нива» выходили научные статьи, и многие названия и термины в этих статьях писались на латыни.
Но, несмотря на то, что мы пересмотрели весь архив журнала «Нива» почти за пятьдесят лет его выпуска, мы не смогли найти все нужные нам знаки. Тогда мы обратились к шрифтовым каталогам конца XIX – начала XX века. Идея была удачная, и мы смогли частично заполнить имеющиеся пробелы, а также найти обоснование для некоторых принятых нами решений.
Самая интересная работа по сбору кассы знаков была связана с эльзевиром. В журнале «Нива» он использовался исключительно в заголовках, в связи с чем у нас не было материалов для отрисовки латинской кассы эльзевира. Для того чтобы найти подходящие референсы, мы пересмотрели около двухсот книг и каталогов, и в конце концов нарисовали латиницу.
В процессе поисков мы также обнаружили, что шрифты монашеского типа, подобные нашему эльзевиру, существовали как со строчными буквами, так и с капителью (более ранняя версия). Мало того, в первые десять лет существования журнала «Нива» заголовки в нём набирались как раз эльзевиром с капителью. В конце концов мы решили объединить в нашем эльзивире все три регистра, добавив в него и капитель.
К тому же нас посетила ещё одна несомненная удача – на книжной полке одного из наших коллег обнаружился репринт «Сказок Гауфа» издательства Вольфа, где в заголовках использовался эльзевир, и как раз с капителью.
Отдельно мы хотели бы отметить рекламные полосы журнала «Нива». Все эти объявления в рамках, набранные каждое своим шрифтом, иллюстрации дореволюционных фотоаппаратов или пузырьков с пилюлями и другие графические элементы завораживают и полностью олицетворяют дух того времени.
И нам очень хотелось добавить все эти декоративные элементы в наш шрифт, но здравый смысл подсказывал, что нужно знать меру и не перегружать и без того объёмный проект.
В итоге мы решили остановиться и добавить в проект стрелки-указатели, отбивки и рамки, которые можно использовать как бордюры, а также специальный сет-выворотку для гротеска.
Чтобы этот сет стал ещё интереснее, мы дополнили его некоторыми декоративными элементами из каталога Словолитни О.О. Гербека, который своей коллекцией шрифтов и орнаментов соответствует наборам, использовавшимся в издательстве А.Ф. Маркса.
Параллельно с тем, как мы определялись со знаковым составом, мы начали сканировать страницы журнала. Мы старались делать это в большом разрешении: 2400–4800 dpi, и вначале сканировали страницы целиком, но быстро выяснилось, что с файлами такого объёма крайне сложно работать и на сканирование одной страницы уходит целая вечность. Поэтому мы начали сканировать буквально по строчкам или даже словам, в которых встречались нужные нам символы. В итоге на эту работу ушло довольно много времени, но результат полностью нас удовлетворил.
7. Отрисовка антиквы
Работа над антиквой началась с переноса эскизных контуров из графического редактора в шрифтовой. В первую очередь мы подобрали базовые размеры букв – ширину стема, высоту строчных и прописных знаков, – таким образом, чтобы их цифровые контуры максимально точно попадали в пропорции исходного набора из журнала «Нива». Примечательно, что эти значения – x-height, H-height, ширина стема, – так и остались неизменными на протяжении всей работы над проектом, а вот отметки нижних и верхних выносных элементов не раз менялись.
Это объясняется тем, что ритм шрифта и общее впечатление от его пропорций уловить несложно, а вот выносные элементы зачастую плохо пропечатываются, или же наборная строка «уплывает» с базовой линии и их высотность трудно определить.
С первого же дня работы над шрифтом нам стало очевидно, что засечки у букв необходимо делать корнер-компонентами. Это решение уберегло нас от бесконечных правок одних и тех же повторяющихся элементов в шрифте. По сути, каждая засечка в шрифте была сделана компонентом, поэтому, когда мы принимали очередное решение по изменению формы засечки, нам не нужно было вносить правки в каждый отдельный глиф, а достаточно было изменить только один глиф с корнер-компонентом.
Сначала нам казалось, что для решения нашей задачи достаточно сделать корнер-компонентами два типа основных и часто встречающихся засечек в шрифте, а именно крупную засечку для прописных букв и засечку поменьше для строчных букв. На практике же оказалось, что двумя видами засечек мы не отделаемся, и таким образом в шрифте появились засечки разных типов и размеров. Кроме того, мы приняли решение сделать корнеры для других характерных и повторяющихся элементов в шрифте – например, для скруглений. А скруглений в шрифте было множество. И так как перед нами стояла задача сохранить характер печати того времени, с характерным растаскиванием, заплывами и деформацией, то при работе над шрифтом нам пришлось задействовать 20 разных корнер-компонентов.
Как оказалось, отрисовать шрифт по отсканированным страницам векового журнала – очень сложная задача. На самом деле такая шрифтовая реконструкция очень сильно напоминает археологические раскопки или разгадывание сложного шифра, и все эти усилия нужны лишь для того чтобы в конце концов понять, какие именно шаги нужно предпринять, чтобы итоговый шрифт получился не просто антиквой, а конкретной и точной антиквой из журнала «Нива».
Кроме того, из-за специфики печати одни и те же знаки в старом журнальном наборе выглядели совершенно по-разному, что сильно осложняло задачу. В одном месте набора краски было меньше, чем нужно, и буква в референсе была не пропечатанной и тонкой, а в другом месте краски было больше и у буквы появлялись заплывы. Важной задачей было сохранить и передать это ощущение типографской печати, но при этом выявить единую логику и характер растискиваний, чтобы шрифт сложился в гармоничную, единую, но при этом живую картину.
Часть латинских знаков отсутствовала в журнале, поэтому при их отрисовке мы опирались на каталоги шрифтов конца XIX – начала XX века. В первую очередь нас интересовала латиница, потому что в «Ниве» её не очень много. Так, например, варианты знака germandbls были сначала отрисованы, опираясь на референс из каталога, но в процессе дальнейшей работы знак приобрёл форму и характер, которые больше соответствовали нашему шрифту.
Каким бы специфическим ни был этот проект, мы каждый раз пытались возвращаться на известный нам путь работы над шрифтом, а именно думать о шрифте как о некой системе, в которой все знаки живут и взаимодействуют по определённым правилам и законам. Если у нас возникал вопрос, как лучше распределить контраст или какими должны быть свисания, мы принимали решения, основываясь в первую очередь на своём опыте.
Но и тут нас поджидали сюрпризы и открытия. Когда мы наконец-то пришли к устраивающим нас контурам и пропорциям, мы обнаружили, что в дизайне новых знаков есть расхождения с оригинальным дизайном. Исправления этих знаков тянули за собой правки и в других, и таким образом весь шрифт снова претерпел значительные изменения.
Наиболее сложно нам было работать с круглыми знаками. Мы неоднократно корректировали в них толщину горизонталей, размер свисаний, толщину и глубину влитий. В этом проекте было невозможно выбрать одно значение для тонких мест и придерживаться только его. Нам постоянно приходилось компенсировать толщины у знаков для того, чтобы набор с одной стороны был равномерным, а с другой – визуально соответствовал шрифту из журнала.
Особенное внимание мы уделяли характеру овалов в наборе, так как хотели максимально точно передать их стиль из оригинального набора. Для этого мы пристально отслеживали и правили такие трудноуловимые параметры знаков, как сквадраченнность, вытянутость, ромбовидность, пухлость овалов.
Мы множество раз правили капли на окончаниях штрихов, так как в отличие от засечек капли они не были корнер-компонентами и для каждого знака отрисовывались индивидуально. Если посмотреть на оригинальный набор, то можно увидеть, что у большинства знаков капли отличаются. Это связано с тем, что на этих элементах особенно сильно сказывалась неравномерность типографской печати того времени. Нам было важно сохранить живость и динамику капель, но при этом постараться привести их к единому знаменателю и размеру – для большей равномерности набора.
Несмотря на всю кропотливую работу, когда мы стали тестировать шрифт в наборе и сравнивать его с референсными страницами из «Нивы», нас ожидал неприятный сюрприз. Да, у нас безусловно получилась узкая текстовая антиква конца XIX века, но это был не шрифт из журнала «Нива». Нам пришлось просмотреть и проанализировать каждый знак в шрифте, чтобы установить, откуда именно у шрифта появился другой характер.
Мы увеличили свисания у круглых знаков, придали им ещё более острую форму, прошлись по каплям, изменили форму хвостиков у а, к и других букв. И хотя на экране и при печати влития смотрелись хорошо, при сравнении с «Нивой» они оказались слишком тёмными и потребовали переосмысления и перерисовки.
Когда основная работа над контурами была завершена, мы решили добавить в шрифт альтернативный сет букв, который имитирует дефекты печати.
Благодаря работе над антиквой мы смогли приобрести колоссальный опыт и навыки, которые в дальнейшем смогли приложить к оставшимся трём шрифтам семейства TT Marxiana.
8. Отрисовка курсива
Для отрисовки курсива мы привлекли нашего коллегу, с которым сотрудничаем удалённо. Мы передали ему все сканы и уже готовую антикву, из которой можно было брать все базовые значения.
Рабочий процесс состоял из нескольких этапов: отрисовка базовых знаков AOH, AOXIU и их проверка; отрисовка знакомых нам всем HANDGLOVES и НОБЕЛЬФАЙК; и отрисовка всей кассы по несколько знаков за раз. В итоге для того чтобы прийти к нужному результату нам потребовалось чуть больше времени, чем мы планировали первоначально.
Так как в журнале мы нашли лишь одно применение строчной латинской буквы k, и то она выглядела подозрительно похожей на кириллическую к, мы решили добавить в шрифт альтернативную форму латинской буквы k, которая более привычна современному пользователю.
На этапе первого тестирования в наборе и сравнения с набором журнала «Нива» мы продолжали править контуры, распечатывали и смотрели на результат, снова правили, печатали и смотрели на результат, и так по кругу. После того, как контуры были отредактированы, мы поправили все засечки и выставили метрики. Как результат можно сказать, что италик хорошо смотрится в наборе и прекрасно дополняет антикву.
9. Отрисовка гротеска
Основная касса гротеска была отрисована ещё на первом подходе к проекту в графическом редакторе, и этот процесс был сопряжен с похожими проблемами, про которые мы уже рассказали в блоке с антиквой. Оказалось, что в журнале «Нива» использовался тот же самый гротеск, и нам оставалось его только доработать.
Если посмотреть на гротеск в очень крупном кегле в журнале «Нива», то можно заметить, что шрифт не подразумевал такой сильной округлости. Однако в более мелких размерах происходило растискивание краски, и знаки будто бы надувались. Так как мы с самого начала придерживались концепции сохранения дефектов печати, мы оставили эти детали в исходном виде.
Рисунок гротеска немного пугал своей подвижностью, потому что он значительно отличался от современных гротесков, к которым все привыкли. Иногда нам казалось, что, возможно, стоит немного усмирить его дизайн, но при тестировании в печати гротеск смотрелся хорошо и гармонично.
Последним штрихом в работе над гротеском была доработка толщины прописных знаков, так как они выглядели жирнее строчных. Нам нужно было немного уменьшить этот эффект, но не убирать его совсем, так как в журнальном оригинале прописные знаки также немного жирнили.
Это было ещё одним из решений в пользу историчности, которое мы приняли, работая над проектом TT Marxiana. Во всех наших проектах мы всегда стремимся к идеальному результату, но в данном случае идеал заключался в достижении исторического несовершенства.
10. Отрисовка эльзевира
Эльзевир использовался в журнале как заголовочный шрифт для работы в крупном кегле, и поэтому отличается от других шрифтов семейства более четкими формами, на которые не сильно повлияла деформация от типографской печати. Высота строчных и прописных знаков эльзевира совпадает с высотами у антиквы, но эльзевир является более светлым шрифтом и, в отличие от антиквы и гротеска, в нём много острых углов.
Как и при создании антиквы, в начале работы над эльзевиром мы отрисовывали буквы по имеющимся сканам журнала. Мы изучили пропорции знаков и подобрали толщины стемов, однако перед нами быстро встал вопрос спорной формы засечек. В референсных сканированиях засечки были достаточно расплывчатые: их можно было интерпретировать и как скругленные формы, и как абсолютно прямые элементы.
На самых первых этапах работы над эльзевиром мы сделали его засечки трапециевидной формы с острыми, не скругленными углами. Такие засечки придавали шрифту четкости, но при этом мы ощущали некоторую дисгармонию с остальными элементами букв, особенно в круглых знаках, и общее расхождение с референсами из журнала.
Мы приняли решение сделать засечки тоньше, а также добавить к ним небольшие скругления. Эти же скругления были внедрены во все окончания штрихов и стали стилеобразующим элементом шрифта.
Если в антикве в таких буквах как a, c, f, r, y присутствуют «капли», то в эльзевире эти окончания нельзя назвать каплями в чистом виде, так как, в отличие от капель, у этих элементов острые окончания – мы назвали их саблевидными каплями. Мы посвятили много времени оттачиванию верной формы этих элементов – при их отрисовке необходимо было соблюдать баланс между остротой формы в создаваемом шрифте и сохранением ощущения от типографской печати в оригинальном наборе.
Несмотря на то, что эльзевир в «Ниве» выглядел чётче, чем другие шрифты, разнообразие его форм встречалось и тут, например капли в знаках могли варьироваться от очень полных до «скелетных».
Мало того, листая журнал, в одной строке можно было обнаружить разные формы знаков, например, буквы «м». Для того чтобы сохранить такие артефакты, мы сделали в шрифте стилистические альтернативы. Кроме того, в заголовках журнала встречались своши, которые были расположены без видимой логики.
Одной из интересных фич нашего эльзевира являются своши для прописных знаков. Кроме того, для некоторых букв мы добавили альтернативные формы знаков, при включении которых перекладина меняется на «уголок», например, в букве Аа.
Все своши в эльзевире можно разделить на четыре группы: росчерки для круглых знаков ОСSUЭЗ, росчерки как продолжение стема для букв HEDFP и т.д.; росчерки как продолжение диагонали у букв AVXM и т.д.; росчерки для букв RКЯ, где «нога» буквы становится росчерком.
В ряде случаев добавление росчерка к букве вело за собой изменение графемы самого знака, как, например, это случилось в букве В.
Альтернативный сет с росчерками предназначен для набора первых букв в словах – так же, как это было реализовано в журнале.
Так как капитель в эльзевире встречалась лишь в журнальных выпусках ранних годов, то нам было необходимо пройтись по всем контурам и пропорциям, поправить их, и сделать так, чтобы шрифт выглядел целостно и однородно. В процессе правок мы обнаружили, что засечки у капители меньше по массе, чем засечки в других регистрах, а ширина знаков не вяжется с нашей устоявшейся системой.
Все расхождения мы правили или создавали для них альтернативные формы. Помимо этого, в шрифте были ещё более очевидные несоответствия. Например, у капители в буквах К и З на концах штрихов находились обычные капли, в то время как у основной кассы шрифта капли имели специфическую «саблевидную» форму.
После просмотра и небольших правок по контурам и метрикам, шрифт стал выглядеть цельно и впечатляюще и тем самым мы торжественно завершили основную работу над контурами в проекте.
11. Создание кернинга
Если говорить честно, то первоначально мы думали над тем, чтобы совсем не добавлять кернинг в шрифты семейства TT Marxiana. Дело в том, что в металлических шрифтах того периода такая возможность как принудительная компенсация набора существовала лишь частично. Поэтому текст в оригинальных печатных экземплярах местами был либо слишком плотным, либо слишком разряженным.
С одной стороны, для нас было очень заманчивым повторить этот эффект в TT Marxiana, но мы также осознавали, что в современных условиях это выглядело бы как брак по тексту, ведь дырки в наборе даже старых шрифтов сейчас выглядят не очень эстетично.
Мы с самого начала относились к проекту максимально серьёзно и с большим уважением и поэтому попытались разработать особую методологию кернинга – специально для TT Marxiana.
Сначала мы сделали кернинг-классы – группы знаков, в которых первым назначается знак, который будет иметь кернинг-пары с другими знаками, а следующие в этом классе знаки наследуют этот кернинг и применяют его к себе. Вот типичный пример такого класса: а’ à á â ã ä å ā ă ą . В этом классе сначала кернится латинская буква «a», а остальные знаки из этого класса заимствуют этот кернинг и применяют его к себе.
В процессе работы над кернингом мы сделали отдельные классы для всего латинского и кириллического алфавита, включая все их диакритические знаки. Самые интересные классы получились для небуквенных знаков, например класс _bottom содержит в себе точку, запятую, многоточие и нижние кавычки-лапки, класс _middle содержит в себе дефис, тире, длинное тире, а класс _top все верхние кавычки. Также в шрифтах семейства были сделаны классы для кириллических кавычек-елочек и скобок (всех трёх типов в одном классе).
После этого мы перешли к долгому и упорному этапу по созданию ручного кернинга. Для латинского прописного набора мы прокернили пары от АА до ZZ, для строчного – пары aa-zz. Для кириллицы мы прокернили набор пар от АА до ЯЯ, то же самое было проделано для строчных aa-яя. Также мы сделали отдельные комплекты кернинг-пар для всех пар типа «прописные + строчные», например, для имен собственных или слов, с которых начинается предложение, для латиницы это Aa-Zz и Аа-Яя для кириллицы. Кроме этого, по аналогичной методике был сделан кернинг в эльзевире для капители. Ну и не забываем про цифры, которые в каждом из шрифтов также были прокернены от 00 до 99.
Для полноты картины нам не хватало сочетания служебных знаков и текстовых знаков, поэтому классы со служебными знаками также были прокернены все со всеми: .X, X., -X, X-, ‘X, X’, (X, X), «X, X» (где вместо Х можно поставить каждый прописной латинский, каждый прописной кириллический, каждый строчный латинский, каждый строчный кириллический, каждый латинский капительный, каждый кириллический капительный знак, а также все цифры, включая минускульные).
В итоге в гротеске получилось 1000+ кернинг-пар, в антикве 1300+ кернинг-пар.
12. Декоративные элементы гарнитуры
Для начала мы отсортировали и логически сгруппировали декоративные элементы (заглушки) для выворотки в гротеске – в таблице символов шрифта они стали располагаться следующим образом: верхний-левый, верхний-правый, нижний-левый, нижний-правый элемент рамки, состоящей из четырех частей. Эти заглушки используются тогда, когда выворотка набирается в две строки. В таком случае пользователю необходимо вручную отрегулировать междустрочные и межбуквенные интервалы, чтобы блок текста выглядел монолитным.
Для выворотки в одну строку мы сгруппировали заглушки парами – левая и правая.
Если говорить о OpenType фичах, то они в целом стандартны для наших шрифтов и присутствуют во всех шрифтах семейства TT Marxiana – это фичи CASE, ORDN, FRAC, SUPS, SINF, NUMR, DNOM, TNUM, ONUM, SALT, SS01-SS05, LOCL, LIGA, CALT.
OpenType фичи SALT и SS01 дублируют друг друга. При использовании фичи SALT (или SS01) в гротеске производится замена обычного текста (вне зависимости от регистра) на выворотку, которая имеет только прописные знаки. А в антикве эти две фичи включают альтернативные символы с имитацией растискивания краски.
Мы также провели сортировку декоративных элементов в антикве для того, чтобы сделать поиск нужных элементов рамок более удобным. А чтобы можно было набрать одну верхнюю сторону рамки с использованием только инструмента «текст», мы добавили правые углы рамок – там, где этот элемент расположен зеркально относительно левого угла.
В ходе проверки рамок в графических редакторах мы обнаружили два вида рамок с не полностью симметричными угловыми элементами. Мы решили эту проблему путём добавления в них недостающих частей.
Во время тестов шрифтов мы периодически сталкивались с разными интересными моментами. Например, в вебе вместо обычного пробела зачастую используется неразрывный пробел – нам пришлось отразить это в коде фичи, чтобы при работе с вывороткой можно было набрать несколько пробелов подряд, и они все бы заменились на нужную нам черную плашку.
Ещё мы столкнулись с проблемой экспорта шрифтов в формате .otf с включенным Remove Overlap. Как оказалось, у нас в декоре находился элемент шириной около 10 тысяч единиц, а данный скрипт может обработать не больше 8191единиц. И нам пришлось исключить этот глиф с помощью кастомного параметра.
13. Дореволюционная орфография
Самая необычная OpenType фича, которая присутствует в семействе шрифтов TT Marxiana – это преобразование современной орфографии в дореволюционную. Эта функция носит скорее экспериментально-декоративный характер, потому что невозможно разместить в шрифте полный набор всех возможных слов для замены без ущерба для его размера и времени разработки.
Данная фича включает в себя множество контекстных альтернатив, но так как стандартная фича CALT у нас уже использовалась, то мы решили добавить данный код в стилистический сет SS02.
Для поиска правил применения дореволюционной орфографии мы использовали несколько источников: статью на сайте arzamas.academy Какъ писать въ старой орѳографіи? и статью из википедии. А для тестирования некоторых слов был использован сайт slavenica.com.
Для начала мы прописали замены для слов исключений: «ф» на «фиту»; «и», стоящую перед гласной, на «десятеричное и»; различные замены «е» на «ять»; исключения с «ижицей» мы сразу отбросили, как редко используемые.
Потом мы добавили замены в приставках рас-, ис-, вос-, бес-, черес-, которые в Петровской орфографии писались с «з». Для замены «е» на «ять» мы выписали все слова из стихов (из статьи с Арзамаса) со словами исключениями, выделили их корни и учли возможные варианты букв, следующих за корнем в разных временах и падежах. Также мы не забывали учитывать регистр, в котором написано слово.
Кроме того, мы добавили в код часто употребляемые наречия, местоимения и предлоги, содержащие «ять», суффикс «-ейш-», и окончания «-еть», «-еться». А в словах, оканчивающихся на -него, -ого мы прописали замены на -няго, -аго. Нам пришлось пожертвовать некоторыми правилами для окончаний и суффиксов для того чтобы не прописывать огромное количество исключений, так как перед нами всё-таки стояла задача сделать шрифт, а не систему машинного перевода.
14. Хинтинг
Как и все наши актуальные шрифты, мы постарались сделать максимально качественный хинтинг в TT Marxiana.
Так как первым в работу на хинтинг попало начертание Grotesque, то и примеры будут с ним.
Во-первых, мы восстановили внутреннее белое пространство у знаков.
Потом мы восстановили некоторые контуры.
После этого мы синхронизировали толщины стемов, как между стемами внутри глифа, так и между глифами в целом.
Кроме того, мы убрали выбросы и восстановили высоты знаков, и конечно мы исправили наложения диакритики на основные знаки.
15. Тестирование гарнитуры
Всю работу по тестированию TT Marxiana можно разделить на несколько этапов:
• Внесение правок по составу глифов при написании и отладке OpenType фич;
• Тестирование самих фич в разных программах;
• Проверка хинтинга в разных размерах;
• Внесение небольших правок в Font Info;
• Исправление и добавление кернинг-пар;
• А также исправление фичи с дореволюционной орфографией через добавление вспомогательных лигатур и переписывание кода фичи.
Наибольшее количество новых глифов на этапе тестирования мы добавили в Эльзевир – это и табулярные цифры, альтернативные «s» с диакритикой, все глифы с диакритикой для стилистического сета SS01 со свошами, и капительные «А» – для удобства все новые знаки были покрашены розовым цветом и внесены в код фич.
Тестирование OpenType фич в основном выполнялось в графических редакторах. Для этой цели под каждый шрифт семейства мы сделали шаблон, показывающий все возможные сочетания одновременно включенных фич.
Одним из обязательных пунктов программы тестирования является проверка хинтинга. Кроме наших собственных инструментов для тестирования хинтинга мы также пользовались сайтом serpentype.ru. На вкладке hinting мы добавляли из шрифта все глифы с юникодом для каждого доступного размера от 48 до 12 пикселей. После этого тщательно отсматривали знак за знаком в поисках возможных недочетов, и если что-то находилось, то мы отправляли найденные недочёты нашему программисту на правки хинтинга. После этого мы просматривали исправленные знаки, а также проверяли знаки, включаемые через фичи.
Параллельно с этим мы раздали шрифты на тест всем нашим коллегам. После этой проверки мы обнаружили некоторые недочеты, которые были также исправлены.
Например, в антикве и италике размер курсора и Bounding Box был несоизмеримо больше основных глифов из-за наличия очень высоких декоративных элементов. Для решения этой проблемы нам пришлось удалить вертикальные части уголков у декоративных рамок.
Мы также проверили и внесли правки в кернинг-группы и добавили несколько новых кернинг пар.
Последним пунктом правок было частичное изменение принципа работы дореформенной орфографии через стилистический сет ss02. Изначально мы прописали в код фичи замены типа «one to many» для подстановки твердого знака в словах, оканчивающихся на согласную. Однако данная замена не работала «из коробки» в программах от Adobe. Для её активации пользователю нужно было сначала зайти в настройки, поставить одну галочку, потом на панели «абзац» изменить тип компоновщика символов, и только в этом случае фича начинала работать корректно. Чтобы облегчить жизнь пользователям, мы добавили в каждый шрифт семейства вспомогательные лигатуры нескольких видов: «Прописная согласная + Прописной Твердый знак», «Прописная согласная + Строчный Твердый знак», «Строчная согласная + Строчный Твердый знак», а в эльзевир были дополнительно добавлены «Прописная согласная + Капительный Твердый знак». Всего в 4 шрифта мы суммарно добавили около 298 вспомогательных лигатур.
Мы также внесли значительные правки в код данной фичи, и теперь вместо замен типа «one to many» стали применяться замены «one to one», благодаря которым фича работает во всех программах одинаково и без дополнительных манипуляций.
16. Итоги проекта
Проект TT Marxiana стартовал в конце лета 2018 года и с самого своего начала выходил за рамки традиционных проектов от TypeType из-за важного фактора по сохранению исторической идентичности. Так как до этого момента мы никогда прежде не реконструировали шрифт по историческим бумажным источникам и с таким уровнем проработки и вниманию к деталям, то на реализацию этого проекта у нас ушло два года.
Работая над этим проектом, мы многому научились и даже пересмотрели некоторые внутренние производственные процессы у нас в студии. Надеемся, что вам понравилась наша история создания шрифта.
Мы будем рады услышать ваше мнение, вопросы по проекту или пожелания по содержанию следующих статей.
Команда проекта TT Marxiana
Над проектом создания шрифтовой гарнитуры TT Marxiana работало 7 человек, включая дизайнеров, технических специалистов и менеджеров. Полный список участников:
Иван Гладких — технический директор;
Юлия Гонина — менеджер проекта;
Марина Ходак — арт-директор проекта, шрифтовой дизайнер;
Анна Тихонова — шрифтовой дизайнер;
Надыр Рахимов — шрифтовой дизайнер;
Виктор Рубенко — шрифтовой инженер, специалист по хинтингу;
Юрий Наконечный — шрифтовой инженер, тестер.
Полезные ссылки
Спесимен | Графическая презентация проекта | Купить или протестировать шрифт
Контакты
Если у вас остались вопросы напишите нам на marketing@typetype.org и мы вам обязательно ответим.