Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

ГлавнаяШрифтовой словарь

Словарь типографических терминов

Шрифтовой словарь TypeType — это справочник, в котором вы найдете определения типографических терминов, использующихся в наших статьях и других материалах о шрифтах. Изучение языка типографики поможет вам глубже понимать специализированные источники информации и быть со шрифтами на «ты», эффективно применяя их в своих дизайн-проектах.

Напомним, что общепринятой терминологии на шрифтовом рынке не существует — здесь мы приводим определения, основанные на многолетнем опыте специалистов TypeType: по нашему мнению они наиболее точные.

Акцидентные шрифты

Display fonts
(дисплейные шрифты) - яркие характерные шрифты, привлекающие внимание, обычно используются в крупных размерах (заголовках).
Акцидентные шрифты

Антиква

Antiqua (serif typeface)
Контрастный шрифт с засечками.
Антиква

Апекс, вершина

Apex
Место соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в верхней части некоторых букв ("‎А", "‎М").
Апекс, вершина

Апертура

Aperture
Это степень открытости знака. Апертура бывает закрытой и открытой. Понять, что такое апертура, проще всего на примере буквы ''С'': более загнутые / стремящиеся к вертикали — закрытая апертура; более прямые / горизонтальные терминалы — открытая апертура.
Апертура

Апрош

Letterspace (aprosh)
См. "Полуапрош".
Апрош

Арка

Arc
Дуга "стоящая" на двух стемах.
Арка

Базовая латиница

Basic Latin
Блок юникода, включающий в себя "базовые" знаки языков, основанных на латинской традиции письма.
Базовая латиница

Базовая линия

Baseline
Линия, на которой "стоят" знаки шрифта: она проходит по нижнему краю знаков без учета свисаний и нижних выносных элементов.
Базовая линия

Вертекс, вершина

Vertex
Место соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в нижней части некоторых букв (например, в букве "V", "W").
Вертекс, вершина

Вертикальная засечка

Vertical serif
Засечка, завершающая горизонтальные элементы таких знаков, как "Е" или "Т", и дуги таких знаков, как "С", "S" и т. д. В некоторых шрифтах в строчных знаках вертикальная засечка модифицируется в каплю в таких знаках, как "a" или "c".
Вертикальная засечка

Верхний выносной элемент

Ascender
Элемент в строчных буквах, выходящий за Х–Hight.
Верхний выносной элемент

Ветка

Branch
См. "Рука", "Нога".

Влитие

Junction
Место плавного присоединения полуовала к стему.
Влитие

Внутрибуквенный просвет

Counter
Внутренняя "пустая" часть знака, область белого внутри знака.
Внутрибуквенный просвет

Восходящий штрих

Upstroke
Диагональный штрих, который идет снизу вверх (например, левый штрих буквы "А").
Восходящий штрих

Гарнитура

Typeface
(шрифтовое семейство) - комплект шрифтов, связанных определенными характеристиками (стилистическими или техническими). Частью одной гарнитуры могут быть шрифты разных стилей, и начертаний (прямые, курсивные, светлые, насыщенные и т.д).
Гарнитура

Геометрические гротески

Geometric sans serif typefaces
Шрифты, намеренно построенные на простейших геометрических формах (равносторонний треугольник, квадрат, круг). Появились в Германии в 30-е годы ХХ века. Влияние на их появление оказали идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз.
Геометрические гротески

Глаз

Eye
Внутренняя замкнутая часть строчной буквы "e".
Глаз

Графема

Grapheme
Это сама идея знака, его образ и базовая форма, позволяющая отличать его от других знаков. У одного знака может быть несколько графем (например, прописные или строчные, прямые или курсивные, одночастные или двухчастные буквы).
Графема

Гротеск

Grotesque (sans serif typeface)
Неконтрастный или малоконтрастный шрифт без засечек.
Гротеск

Гуманистические гротески

Humanist sans serif typefaces
Это гротески, которые отличаются от других гротесков более заметным присутствием контраста толстых и тонких штрихов. У них открытые апертуры, а знаки "а" и "g" чаще всего имеют двухчастную форму.
Гуманистические гротески

Двухчастная форма

Double-storey form
Традиционная форма букв "a" и "g", конструкция которых состоит из двух частей — "верхней" и "нижней".
Двухчастная форма

Деноминаторы

Denominators
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве знаменателя.
Деноминаторы

Диакритические знаки

Diacritical marks
Специальные знаки, расположенные над или под литерами (иногда — внутри), которые влияют на значение буквы — меняют его или уточняют. Например, в русском языке диакритическими знаками является диерезис над "ё" и бреве над "й".
Диакритические знаки

Динамические шрифты

Dynamic fonts
Отличаются заметной динамикой пропорций, наличием контраста и открытой апертурой.
Динамические шрифты

Дополнительный штрих

Additional stroke
Штрих, не являющийся основным или соединительным (например, горизонтальные элементы "Е").
Дополнительный штрих

Дуга

Bowl (1)
Часть окружности или округлого элемента знака
Дуга

Засечка

Serif
Короткие дополнительные штрихи на конце основных штрихов знака, обычно перпендикулярные им. Наличие засечек характерно для антикв и брусковых шрифтов (slab serif).
Засечка

Инстансы

Instances
Начертания, которые не были отрисованы в качестве мастеров. Они интерполируются или экстраполируются между опорными начертаниями исходя из специальных формул расчëта толщин шрифтового семейства.
Инстансы

Интерполяция

Interpolation
Автоматическое (математическое) генерирование промежуточных форм из двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (интерполяция) инстанса Demibold (см. "Инстансы").
Интерполяция

Инфериоры

Inferiors
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в различных формулах и математических выражениях.
Инфериоры

Италики

Italics (true italics)
(тру италики или настоящие италики) - исторически так обозначали курсивные шрифты, сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты. Это наклонные шрифты, где графемы строчных знаков меняются на курсивную форму. Могут создаваться как отдельный полноценный шрифт, а не как дополнение к прямому начертанию. В основном характерны для шрифтов с засечками.
Италики

Каллиграфия

Calligraphy
Искусство художественного письма. Каллиграфический текст создается вручную и всегда несет в себе след пишущего инструмента.
Каллиграфия

Капитель

Small caps
Это формы знаков, которые имеют графику прописных букв, но уменьшены по высоте и скомпенсированы по весу. В основном рисуются немного выше строчных знаков, но в латинской традиции капитель может быть в рост строчных. Используются в аббревиатурах или в других ситуациях, где требуется сплошной набор прописными буквами.
Капитель

Капля

Drop
Модифицированная вертикальная засечка на конце дуги. Форма менее очерченная и геометричная в старостильных антиквах, в новостильных очертанием напоминает круг или каплю.
Капля

Кассовый состав

Character set
Совокупность всех знаков, входящих в шрифт.
Кассовый состав

Кегельная площадка

Em-space
В металлическом наборе это плоскость литеры, на которой расположен знак. Кегельная площадка в цифровом шрифте — это прямоугольник, в котором расположен контур знака. Сделать кегельную площадку шире или уже в цифровом шрифте можно увеличивая или уменьшая полуапроши глифа.
Кегельная площадка

Кегль

Point size
Высота символов шрифта, то есть размер по вертикали. Измеряется в типографских пунктах.
Кегль

Кернинг

Kerning
Избирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, обусловленное сочетанием их форм. Делается для создания максимально ровного набора.
Кернинг

Клюшка

Hockey stick
Левый штрих буквы "Л", включая терминал.
Клюшка

Кодировка

Encoding
Упорядоченный комплект знаков шрифта. Проще говоря, это система, определяющая, как символы представлены в памяти устройства и как они отображаются на экране. У каждого символа в кодировке есть уникальный номер — кодовая точка. Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт. Существует множество различных кодировок, одна из самых распространенных — Unicode.
Кодировка

Контраст

Contrast
Соотношение толщин основных и дополнительных штрихов в шрифте. Так, шрифт может быть неконтрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.
Контраст

Контрформа

Counterform
См. "Внутрибуквенный просвет".

Концевые элементы

Stroke ending
См. "Терминал".

Кривые Безье

Bézier curve
Математически описанные кривые, которые применяются для описания форм знаков в цифровых шрифтах.
Кривые Безье

Круглые, прямоугольные и треугольные знаки

Rounded, rectangular, and triangular characters
Условное разделения знаков на группы, основанное на их формах., Прямоугольные знаки — "Н", "П", "F", круглые — "O", "С", треугольные и знаки с диагоналями — "А", "К", "Y" и т. п.
Круглые, прямоугольные и треугольные знаки

Ленточная антиква

Сontrast sans
Антиква без засечек с ярко выраженным контрастом.
Ленточная антиква

Леттеринг

Lettering
Это нарисованная вручную надпись, или рисованный алфавит, который впоследствии не собирается в шрифтовой файл. Леттеринг может быть как на основе каллиграфии, так и на основе шрифта или вообще иметь под собой свою логическую систему построения.
Леттеринг

Лигатура

Ligature
(от лат. ligare — связывать) — это знак (символ), образованный путем соединения двух или более букв. Изначальная задача — создавать гармоничную конфигурацию букв, которые не в лигатуре пересекаются (например, fi). Сегодня лигатуры часто используются для декоративных целей.
Лигатура

Литера

Letter
  1. Брусок с выпуклым знаком на одной плоскости форма, обычно выполненный из гарта или дерева, позволяющий переносить знак на поверхность путем оттиска, (печатать);
  2. В широком смысле — любая буква или знак шрифта, или элемент шрифта.
Литера

Логика пера

Pen logic
Основа для понимания правил построения шрифтов и их классификации. Набор правил письма различных исторических почерков, включающих в себя понятия об угле наклона, контрасте, и движениях пера (остроконечного или ширококонечного).
Логика пера

Мастера

Masters
Опорные начертания, которые шрифтовой дизайнер отрисовывает вручную в шрифтовых редакторах, поддерживающих технологию вариативности.
Мастера

Маюскульные цифры

Lining (majuscule) figures
Цифры без верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближен или равен росту прописных знаков. Чаще всего присутствуют в шрифтах по умолчанию.
Маюскульные цифры

Метрики

Metrics
Технические характеристики, описывающие спейсинг, керниг и другие параметры знаков, встроенные в файл шрифта.
Метрики

Минускульные цифры

Old-style (minuscule) figures
Цифры с верхними и нижними выносными элементами, рост которых приближен к строчным знакам. Иногда называются текстовыми, т. к. традиционно они используются именно в наборе, что делает его приятнее для читателя. Обычно рисуются в шрифте как дополнительный комплект цифр и включаются с помощью фичи Oldstyle Figures.
Минускульные цифры

Моноширинные засечки

Monospaced serifs
Экстремально широкие засечки, компенсирующие ширину кегельной площадки для узких знаков в моноширинных шрифтах. Характерны для знаков "i", "l", "I", "1".  
Моноширинные засечки

Моноширинные шрифты

Monospaced fonts
Это шрифты, у которых одинаковая ширина кегельных площадок во всех знаках. Традиционно такие шрифты используются для программирования и заполнения таблиц, но также применяются в современной типографике. 
Моноширинные шрифты

Наборный шрифт

Шрифт, которым набирается текст при помощи печатного станка или компьютера. Наборный шрифт может быть как текстовым, так и акцидентным.
Наборный шрифт

Наклонные шрифты

Oblique fonts
Шрифты, которые обычно рисуются в пару к оригинальному прямому начертанию. При этом графемы знаков не меняются, а лишь приобретают наклон. В основном характерны для гротесков.
Наклонные шрифты

Наплыв

Stress
Область максимального утолщения дуги в круглых знаках и округлых элементах.
Наплыв

Насыщенность

Weight
Толщина элементов знаков по отношению к высоте. Шрифты бывают не насыщенные или светлые (например, начертания Thin или Light) и насыщенные или тёмные/жирные (например, начертания Bold или Black).
Насыщенность

Начертание

Style
Внешний вид шрифта. В рамках одного начертания все знаки шрифта будут выполнены в едином весе, ширине или, например, будут наклонными. Так, в подсемейство могут входить шрифты разных начертаний, объединенных по одному признаку. А в гарнитуре в свою очередь объединяются различные подсемейства. 
Начертание

Неогротески

Neo-Grotesques
Это наследие швейцарского дизайна. Отличительные особенности этих шрифтов — равноширинные пропорции знаков, малозаметный или отсутствующий контраст, сквадраченные овалы, закрытые апертуры.
Неогротески

Нижний выносной элемент

Descender
Элемент буквы или знака, расположенный под базовой линией (выступающий за ее пределы).
Нижний выносной элемент

Нисходящий штрих

Downstroke
Диагональный штрих, который идет сверху вниз (например, правый штрих буквы "‎А").
Нисходящий штрих

Новостильная антиква

Modern (Classical) serif typefaces
(или классицистическая антиква) — класс равноширинных шрифтов, которые носят глиптальный характер, то есть в основе их рисунка лежит построение, а не почерк. Подобный вид шрифтов развился благодаря широкому применению остроконечного пера и технике гравировки на металле. Характеризуются высоким контрастом, тонкими и симметричными засечками, отсутствием динамики, прямой осью овалов.
Новостильная антиква

Нога

Leg
Нижние диагональные штрихи в таких буквах как K, R, Я, Ж.
Нога

Нумераторы

Numerators
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве числителя.
Нумераторы

ОpenType фичи

OpenType features (or simply features)
(или просто фичи) —  код, который прописывается при разработке шрифта, чтобы пользователь мог вызвать те или иные изменения и применять функции (предусмотренные шрифтовым дизайнером), используя шрифт в графическом редакторе. Например, заменить формы знаков на альтернативные, включить табулярные или минускульные цифры, изменить уровень посадки пунктуации в зависимости от регистра.
ОpenType фичи

Овал

Oval
Замкнутый элемент знаков или частей знаков, образующий круг или эллипс.
Овал

Одночастная форма

Single-storey form
Упрощённая форма букв "a" и "g", возникшая в геометрических гротесках и основанная на форме круга.
Одночастная форма

Оптические компенсации

Visual compensations
Графические приемы, применяющиеся для исправления нежелательных эффектов, которые могут появиться в шрифте при использовании в определённых условиях (например, при печати или при использовании в мелком кегле). Одна из распространённых методик — утоньшение некоторых элементов знаков в жирных начертаниях.
Оптические компенсации

Ось наклона овала

Axis
Воображаемая ось, которую можно провести через наиболее тонкие участки в округлых знаках. Угол наклона определяется относительно вертикали. Он обусловлен традициями распределения контраста исходя из движения пишущего инструмента.
Ось наклона овала

Перекладина, бар

Cross(bar)
Горизонтальный, не основной, штрих.
Перекладина, бар

Переходная антиква

Transitional serif typefaces
Получила своё название потому, что исторически и графически эти шрифты находятся между старостильной и новостильной антиквой. Принято считать, что переходная антиква появились в середине 18 века. Визуально переходные антиквы более утонченные, контрастные и "рисованные", чем старостильные.
Переходная антиква

Петля

Loop
Замкнутый выноской элемент в букве "g".
Петля

Пламевидный элемент

Branch
Выносной элемент строчной буквы "б".
Пламевидный элемент

Плечо

Shoulder
Cм "Арка".

Подсемейство

Subfamily
Набор шрифтов внутри гарнитуры, объединенных по стилистическому признаку (наклону, насыщенности, весу и так далее).
Подсемейство

Полуапрош

Letterspace (aprosh)
Расстояние от знака до края кегельной площадки. Может быть как положительным, так и отрицательным. Два полуапроша рядом стоящих знаков образуют апрош.
Полуапрош

Полуовал

Bowl
Округлая часть знака, которая не образует полную окружность. Может быть разомкнутый (например, в "З") или примыкать к стему (например, в "B").
Полуовал

Прописные

Uppercase
(заглавные) — "большие" буквы шрифта. Прописные буквы используются в начале первых слов предложений, в начале имен собственных, географических названий и т. п.
Прописные

Пропорции знаков

Character proportions
Соотношение между шириной и высотой знака.
Пропорции знаков

Пункт типографский

Point
Единица измерения кегля шрифта, основная единица типометрической системы. Пункт равен приблизительно 1/72 части дюйма. В разных системах счисления (например, американской и французской) эти значения немного отличаются.
Пункт типографский

Равноширинные шрифты

Fonts with static proportions
Это такие шрифты, знаки которых визуально стремятся к схожей ширине, за исключением самых узких (таких как ''i'' и ''l''). 
Равноширинные шрифты

Разноширинные шрифты

Fonts with dynamic proportions
Шрифты с явной динамикой ширин. Их пропорции отсылают к римскому монументальному шрифту или антиквам эпохи Возрождения.
Разноширинные шрифты

Растр

Raster
Массив пикселей (точек краски), с помощью которых воспроизводится изображение на устройствах вывода.
Растр

Расширенная латиница

Extended Latin
Блоки юникода, включающие в себя знаки языков, основанных на латинской традиции, которые не входят в блок базовой латиницы.
Расширенная латиница

Рисованный шрифт

Handwritten font
Это шрифт, нарисованный вручную, при этом визуально похожий на наборный (чаще, титульный шрифт). Используется для оформления книг, плакатов и так далее. Более узкое понятие, чем леттеринг.
Рисованный шрифт

Ритм шрифта

Rhythm
Формируется засчёт межбуквенных расстояний, внутрибуквенных просветов и зависит от рисунка самих букв (в первую очередь стемов), их направления и симметричности.
Ритм шрифта

Рука

Arm
Штрих, направленный вверх по диагонали.
Рука

Свисание

Overhang
Выступ контура круглого или остроконечного знака за базовую линию или линию роста строчных/прописных знаков, сделанный в целях оптической компенсации знаков. Без свисаний знаки будут казаться меньше эталонных букв "Нн" и других прямых форм.
Свисание

Свисающий элемент

Descending element
«Ножки» кириллических букв "Дд", "Щщ", "Цц".
Свисающий элемент

Слаб, брусковый шрифт

Slab, slab serif
Шрифт с массивными засечками. Отличается от обычных антикв слабо выраженным контрастом или его полным отсутствием.
Слаб, брусковый шрифт

Соединение без шпоры

Spurless junction
Противоположность соединения со шторой, встречается в некоторых форм букв "G" и "b".
Соединение без шпоры

Соединительный штрих

Connecting stroke
Дополнительный штрих, соединяющий основные. Может быть горизонтальным или наклонным.
Соединительный штрих

Спейсинг

Spacing
Понятие, объединяющее все расстояния между символами в шрифте: настройки апрошей и кернинга. Спейсинг может быть более плотный или разряженный.
Спейсинг

Спинка

Spine
Центральный изогнутый штрих у латинской буквы "s" и производных от неё знаков.
Спинка

Средняя линия, талия

Waist
Воображаемая линия, проходящая через оптический центр знака. Она может быть завышенной или заниженной в зависимости от вида и стиля шрифта.
Средняя линия, талия

Старостильная антиква

Old Style (Humanist) serif typefaces
(или гуманистическая антиква) - так называют антиквы, которые появились и активно развивались в эпоху Возрождения. Это динамические шрифты с невысоким контрастом, большим наклоном оси овалов, несимметричными округлыми засечками. Этот класс шрифтов относится к дуктальным, они основаны на логике письма ширококонечным пером. Старостильные антиквы характеризуются малым контрастом штрихов, и скругленными засечками.
Старостильная антиква

Старые гротески

Old sans serifs
К этому классу относятся первые гротески, появляющиеся с XIX века. Шрифты имеют заметный контраст, простые формы, знаки стремятся к равноширинности.
Старые гротески

Статические шрифты

Static fonts
Пропорции знаков в таких шрифтах обычно уже, чем в динамических. Знаки визуально стремятся к схожей ширине, апертура закрытая.
Статические шрифты

Стем

Stem
Основной доминирующий вертикальный (или наклонный) штрих.
Стем

Стилистические альтернативы

Stylistic alternates
Знаки альтернативных форм, заложенные в гарнитуру. Например, в базовом наборе знаков шрифта может быть двухчастная "а", а среди стилистических альтернатив — одночастная. Включить альтернативные знаки в наборе можно через ОТ-фичи.
Стилистические альтернативы

Строчные

Lowercase
"Маленькие" буквы шрифта. Используются для набора основного текста.
Строчные

Супериоры

Superiors
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются для сносок и математических выражений.
Супериоры

Табулярные цифры

Tabular figures
Набор цифр с одинаковой шириной кегельной площадки (можно назвать их моноширинными). Созданы для удобного заполнения таблиц. Бывают в разных регистрах.
Табулярные цифры

Текстовые шрифты

Text typefaces
Спокойные нейтральные шрифты без лишних деталей, которые удобно читаются и подходят для набора больших объемов текста.
Текстовые шрифты

Терминал

Terminal
Прямое или изогнутое окончание штриха.
Терминал

Тестовые слова

Test words
Несуществующие слова НОБЕЛЬФАЙК (или КИБЕРНОСУФА) и HANDGLOVES, которые шрифтовые дизайнеры традиционно используют в начале работы над шрифтом, т. к. в этих словах собрано большинство стилеобразующих элементов шрифта.
Тестовые слова

Ухо

Ear
Элемент, расположенный справа сверху у строчной двухчастной "g".
Ухо

Флаг

Flag
Верхняя горизонтальная черта в цифре 5 или горизонтальный элемент в курсивных формах "v", "w".
Флаг

Формула Pablo Impallari

Pablo Impallari formula
Одна из наиболее распространённых формул для расчёта толщин стемов для шрифтового семейства.
Формула Pablo Impallari

Х–Hight

Заданный параметр высоты строчных букв внутри одного шрифта; линия роста строчных знаков без учёта свисаний.
Х–Hight

Хвост

Tail
Выносной изогнутый штрих у некоторых букв (например, "Q" или "у").
Хвост

Хинтинг

Hinting
Процесс оптимизации шрифтов формата TrueType или PostScript, нацеленный на достижение максимальной читаемости на экране компьютера. Подробнее о хинтинге.
Хинтинг

Чаша

Bowl (2)
Нижняя дуга таких букв, как "Ч", "U", "u".
Чаша

Шпора, шип

Spur
Небольшой "отросток", который образует часть стэма в месте влития, например, в некоторых формах букв "G", "d".
Шпора, шип

Шрифт

Font
Набор символов, объединенных общим характером — это и сам рисунок знаков (буквы, цифры, знаки препинания), объединённых общей системой, и файл, несущий в себе полный набор литер — алфавитных и/или не алфавитных знаков — используемых для набора.
Шрифт

Шрифтовая пара

Font pair
Это сочетание двух дополняющих друг друга шрифтов в одном макете. Чаще всего в такой паре один из шрифтов играет роль заголовочного и создаёт необходимую интонацию, а второй служит для передачи информации.
Шрифтовая пара

Шрифтовой редактор

Font editor
Программное обеспечение, позволяющее создавать и редактировать цифровые шрифты.
Шрифтовой редактор

Экстраполяция

Extrapolation
Автоматическое (математическое) генерирование форм, выходящих за пределы двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (экстраполяция) инстанса Thin. См. также Интерполяция.
Экстраполяция

Экстремумы

Extreme points
Крайние точки на вертикальной и горизонтальной оси округлых элементов, из которых строится дуга. 
Экстремумы

Юникод

Unicode
Международный стандарт кодирования символов, включающий знаки большинства языков мира, в том числе небуквенные символы. Каждому символу присвоено своё числовое значение.
Юникод