За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

ГлавнаяШрифтовой словарь

Словарь типографических терминов

Шрифтовой словарь TypeType — это справочник, в котором вы найдете определения типографических терминов, использующихся в наших статьях и других материалах о шрифтах. Изучение языка типографики поможет вам глубже понимать специализированные источники информации и быть со шрифтами на «ты», эффективно применяя их в своих дизайн-проектах.

Напомним, что общепринятой терминологии на шрифтовом рынке не существует — здесь мы приводим определения, основанные на многолетнем опыте специалистов TypeType: по нашему мнению они наиболее точные.

Обратите внимание — словарь будет дополняться.

Акцидентные шрифты

(дисплейные шрифты) - яркие характерные шрифты, привлекающие внимание, обычно используются в крупных размерах (заголовках).
Акцидентные шрифты

Антиква

Контрастный шрифт с засечками.
Антиква

Апекс, вершина

Место соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в верхней части некоторых букв («‎А», «‎М»).

Апертура

Это степень открытости знака. Апертура бывает открытой и закрытой. Понять, что такое апертура, проще всего на примере буквы «С»: более прямые / горизонтальные терминалы — открытая апертура; более загнутые /стремящиеся к вертикали — закрытая апертура.
Апертура

Апрош

См. «Полуапрош».
Апрош

Арка

Дуга «стоящая» на двух стемах.

Базовая латиница

Блок юникода, включающий в себя «базовые» знаки языков, основанных на латинской традиции письма.

Базовая линия

Линия, на которой «стоят» знаки шрифта: она проходит по нижнему краю знаков без учета свисаний и нижних выносных элементов.

Вертекс, вершина

Место соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в нижней части некоторых букв (например, в букве «V», «W»).

Вертикальная засечка

Засечка, завершающая горизонтальные элементы таких знаков, как «Е» или «Т», и дуги таких знаков, как «С», «S» и т. д. В некоторых шрифтах в строчных знаках вертикальная засечка модифицируется в каплю в таких знаках, как «a» или «c».

Верхний выносной элемент

Элемент в строчных буквах, выходящий за Х–Hight.

Вес шрифта

Понятие, связанное с насыщенностью шрифта. Шрифты бывают не насыщенные или светлые (например, начертания Thin или Light) и насыщенные или тёмные/жирные (например, начертания Bold или Black).

Ветка

См. «Рука», «Нога».

Влитие

Место плавного присоединения полуовала к стему.

Внутрибуквенный просвет

Внутренняя «пустая» часть знака, область белого внутри знака.

Восходящий штрих

Диагональный штрих, который идет снизу вверх (например, левый штрих буквы «‎А»).

Гарнитура

(шрифтовое семейство) - комплект шрифтов, связанных определенными характеристиками (стилистическими или техническими). Частью одной гарнитуры могут быть шрифты разных стилей, и начертаний (прямые, курсивные, светлые, насыщенные и т.д).
Гарнитура

Геометрические гротески

Шрифты, намеренно построенные на простейших геометрических формах (равносторонний треугольник, квадрат, круг). Появились в Германии в 30-е годы ХХ века. Влияние на их появление оказали идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз.
Геометрические гротески

Глаз

Внутренняя замкнутая часть строчной буквы «e».

Графема

Это сама идея знака, его образ и базовая форма, позволяющая отличать его от других знаков. У одного знака может быть несколько графем (например, прописные или строчные, прямые или курсивные, одночастные или двухчастные буквы).
Графема

Гротеск

Неконтрастный или малоконтрастный шрифт без засечек.
Гротеск

Гуманистические гротески

Это гротески, которые отличаются от других гротесков более заметным присутствием контраста толстых и тонких штрихов. У них открытые апертуры, а знаки «а» и «g» чаще всего имеют двухчастную форму.
Гуманистические гротески

Двухчастная форма

Традиционная форма букв «a» и «g», конструкция которых состоит из двух частей — «верхней» и «нижней».

Деноминаторы

Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве знаменателя.

Диакритические знаки

Специальные знаки, расположенные над или под литерами (иногда — внутри), которые влияют на значение буквы — меняют его или уточняют. Например, в русском языке диакритическими знаками является диерезис над «ё» и бреве над «й».
Диакритические знаки

Динамические шрифты

Отличаются заметной динамикой пропорций, наличием контраста и открытой апертурой.
Динамические шрифты

Дополнительный штрих

Штрих, не являющийся основным или соединительным (например, горизонтальные элементы «Е»).

Дуга

Часть окружности или округлого элемента знака

Засечка

Короткие дополнительные штрихи на конце основных штрихов знака, обычно перпендикулярные им. Наличие засечек характерно для антикв и брусковых шрифтов (slab serif).
Засечка

Инстансы

Начертания, которые не были отрисованы в качестве мастеров. Они интерполируются или экстраполируются между опорными начертаниями исходя из специальных формул расчëта толщин шрифтового семейства.
Инстансы

Интерполяция

Автоматическое (математическое) генерирование промежуточных форм из двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (интерполяция) инстанса Demibold (см. «Инстансы»).

Инфериоры

Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в различных формулах и математических выражениях.

Италики

(тру италики или настоящие италики) - исторически так обозначали курсивные шрифты, сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты. Это наклонные шрифты, где графемы строчных знаков меняются на курсивную форму. Могут создаваться как отдельный полноценный шрифт, а не как дополнение к прямому начертанию. В основном характерны для шрифтов с засечками.
Италики

Каллиграфия

Искусство художественного письма. Каллиграфический текст создается вручную и всегда несет в себе след пишущего инструмента.

Капитель

Это формы знаков, которые имеют графику прописных букв, но уменьшены по высоте и скомпенсированы по весу. В основном рисуются немного выше строчных знаков, но в латинской традиции капитель может быть в рост строчных. Используются в аббревиатурах или в других ситуациях, где требуется сплошной набор прописными буквами.
Капитель

Капля

Модифицированная вертикальная засечка на конце дуги. Форма менее очерченная и геометричная в старостильных антиквах, в новостильных очертанием напоминает круг или каплю.

Кассовый состав

Совокупность всех знаков, входящих в шрифт.
Кассовый состав

Кегельная площадка

В металлическом наборе это плоскость литеры, на которой расположен знак. Кегельная площадка в цифровом шрифте — это прямоугольник, в котором расположен контур знака. Сделать кегельную площадку шире или уже в цифровом шрифте можно увеличивая или уменьшая полуапроши глифа.

Кегль

Высота символов шрифта, то есть размер по вертикали. Измеряется в типографских пунктах.
Кегль

Кернинг

Избирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, обусловленное сочетанием их форм. Делается для создания максимально ровного набора.
Кернинг

Клюшка

Левый штрих буквы «Л», включая терминал.

Кодировка

Упорядоченный комплект знаков шрифта. Проще говоря, это система, определяющая, как символы представлены в памяти устройства и как они отображаются на экране. У каждого символа в кодировке есть уникальный номер — кодовая точка. Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт. Существует множество различных кодировок, одна из самых распространенных — Unicode.

Контраст

Соотношение толщин основных и дополнительных штрихов в шрифте. Так, шрифт может быть неконтрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.

Контрформа

См. «Внутрибуквенный просвет».

Концевые элементы

См. «Терминал».

Кривые Безье

Математически описанные кривые, которые применяются для описания форм знаков в цифровых шрифтах.
Кривые Безье

Круглые, прямоугольные и треугольные знаки

Условное разделения знаков на группы, основанное на их формах., Прямоугольные знаки — «Н», «П», «F», круглые — «O», «С», треугольные и знаки с диагоналями — «А», «К», «Y» и т. п.

Ленточная антиква

Антиква без засечек с ярко выраженным контрастом.

Леттеринг

Созданный вручную, то есть ненаборный шрифт, который визуально не похож на наборный. В отличие от каллиграфии, леттеринг не несет в себе след инструмента. Способов создания букв для такого шрифта может быть много — их можно не только нарисовать, но и вырезать, вылепить и так далее.

Лигатура

(от лат. ligare — связывать) — это знак (символ), образованный путем соединения двух или более букв. Изначальная задача — создавать гармоничную конфигурацию букв, которые не в лигатуре пересекаются (например, fi). Сегодня лигатуры часто используются для декоративных целей.

Литера

Letter
  1. Брусок с выпуклым знаком на одной плоскости форма, обычно выполненный из гарта или дерева, позволяющий переносить знак на поверхность путем оттиска, (печатать);
  2. В широком смысле — любая буква или знак шрифта, или элемент шрифта.
Литера

Логика пера

Основа для понимания правил построения шрифтов и их классификации. Набор правил письма различных исторических почерков, включающих в себя понятия об угле наклона, контрасте, и движениях пера (остроконечного или ширококонечного).

Мастера

Опорные начертания, которые шрифтовой дизайнер отрисовывает вручную в шрифтовых редакторах, поддерживающих технологию вариативности.
Мастера

Маюскульные цифры

Цифры без верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближен или равен росту прописных знаков. Чаще всего присутствуют в шрифтах по умолчанию.

Метрики

Технические характеристики, описывающие спейсинг, керниг и другие параметры знаков, встроенные в файл шрифта.

Минускульные цифры

Цифры с верхними и нижними выносными элементами, рост которых приближен к строчным знакам. Иногда называются текстовыми, т. к. традиционно они используются именно в наборе, что делает его приятнее для читателя. Обычно рисуются в шрифте как дополнительный комплект цифр и включаются с помощью фичи Oldstyle Figures.

Моноширинные засечки

Экстремально широкие засечки, компенсирующие ширину кегельной площадки для узких знаков в моноширинных шрифтах. Характерны для знаков «i», «l», «I», «1».  

Моноширинные шрифты

Это шрифты, у которых одинаковая ширина кегельных площадок во всех знаках. Традиционно такие шрифты используются для программирования и заполнения таблиц, но также применяются в современной типографике. 
Моноширинные шрифты

Наборный шрифт

Шрифт, которым набирается текст при помощи печатного станка или компьютера. Наборный шрифт может быть как текстовым, так и акцидентным.
Наборный шрифт

Наклонные шрифты

Шрифты, которые обычно рисуются в пару к оригинальному прямому начертанию. При этом графемы знаков не меняются, а лишь приобретают наклон. В основном характерны для гротесков.
Наклонные шрифты

Наплыв

Область максимального утолщения дуги в круглых знаках и округлых элементах.

Насыщенность

Толщина элементов знаков по отношению к высоте.

Начертание

Внешний вид шрифта. В рамках одного начертания все знаки шрифта будут выполнены в едином весе, ширине или, например, будут наклонными. Так, в подсемейство могут входить шрифты разных начертаний, объединенных по одному признаку. А в гарнитуре в свою очередь объединяются различные подсемейства. 
Начертание

Неогротески

Это наследие швейцарского дизайна. Отличительные особенности этих шрифтов — равноширинные пропорции знаков, малозаметный или отсутствующий контраст, сквадраченные овалы, закрытые апертуры.
Неогротески

Нижний выносной элемент

Элемент буквы или знака, расположенный под базовой линией (выступающий за ее пределы).

Нисходящий штрих

Диагональный штрих, который идет сверху вниз (например, правый штрих буквы «‎А»).

Новостильная антиква

(или классицистическая антиква) — класс равноширинных шрифтов, которые носят глиптальный характер, то есть в основе их рисунка лежит построение, а не почерк. Подобный вид шрифтов развился благодаря широкому применению остроконечного пера и технике гравировки на металле. Характеризуются высоким контрастом, тонкими и симметричными засечками, отсутствием динамики, прямой осью овалов.
Новостильная антиква

Нога

Штрих, направленный вниз по диагонали.

Нумераторы

Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве числителя.

ОpenType фичи

(или просто фичи) —  код, который прописывается при разработке шрифта, чтобы пользователь мог вызвать те или иные изменения и применять функции (предусмотренные шрифтовым дизайнером), используя шрифт в графическом редакторе. Например, заменить форм знаков на альтернативные, включить табулярные или минускульные цифры, изменить уровень посадки пунктуации в зависимости от регистра.
ОpenType фичи

Овал

Замкнутый элемент знаков или частей знаков, образующий круг или эллипс.

Одночастная форма

Упрощённая форма букв «a» и «g», возникшая в геометрических гротесках и основанная на форме круга.

Оптические компенсации

Графические приемы, применяющиеся для исправления нежелательных эффектов, которые могут появиться в шрифте при использовании в определённых условиях (например, при печати или при использовании в мелком кегле). Одна из распространённых методик — утоньшение некоторых элементов знаков в жирных начертаниях.

Ось наклона овала

Воображаемая ось, которую можно провести через наиболее тонкие участки в округлых знаках. Угол наклона определяется относительно вертикали. Он обусловлен традициями распределения контраста исходя из движения пишущего инструмента.

Перекладина, бар

Горизонтальный, не основной, штрих.

Переходная антиква

Получила своё название потому, что исторически и графически эти шрифты находятся между старостильной и новостильной антиквой. Принято считать, что переходная антиква появились в середине 18 века. Визуально переходные антиквы более утонченные, контрастные и «рисованные», чем старостильные.
Переходная антиква

Петля

Замкнутый выноской элемент в букве «g».

Пламевидный элемент

Выносной элемент строчной буквы «б».

Плечо

Cм «Арка».

Подсемейство

Набор шрифтов внутри гарнитуры, объединенных по стилистическому признаку (наклону, насыщенности, весу и так далее).
Подсемейство

Полуапрош

Расстояние от знака до края кегельной площадки. Может быть как положительным, так и отрицательным. Два полуапроша рядом стоящих знаков образуют апрош.
Полуапрош

Полуовал

Округлая часть знака, которая не образует полную окружность. Может быть разомкнутый (например, в «З») или примыкать к стему (например, в «B»).

Прописные

(заглавные) — «большие» буквы шрифта. Прописные буквы используются в начале первых слов предложений, в начале имен собственных, географических названий и т. п.

Пропорции знаков

Соотношение между шириной и высотой знака.

Пункт типографский

Единица измерения кегля шрифта, основная единица типометрической системы. Пункт равен приблизительно 1/72 части дюйма. В разных системах счисления (например, американской и французской) эти значения немного отличаются.
Пункт типографский

Равноширинные шрифты

Это такие шрифты, знаки которых визуально стремятся к схожей ширине, за исключением самых узких (таких как «i» и «l»). 
Равноширинные шрифты

Разноширинные шрифты

Шрифты с явной динамикой ширин. Их пропорции отсылают к римскому монументальному шрифту или антиквам эпохи Возрождения.
Разноширинные шрифты

Растр

Массив пикселей (точек краски), с помощью которых воспроизводится изображение на устройствах вывода.
Растр

Расширенная латиница

Блоки юникода, включающие в себя знаки языков, основанных на латинской традиции, которые не входят в блок базовой латиницы.

Рисованный шрифт

Это шрифт, нарисованный вручную, при этом визуально похожий на наборный (чаще, титульный шрифт). Используется для оформления книг, плакатов и так далее. Более узкое понятие, чем леттеринг.

Ритм шрифта

Формируется засчёт межбуквенных расстояний, внутрибуквенных просветов и зависит от рисунка самих букв (в первую очередь стемов), их направления и симметричности.

Рука

Штрих, направленный вверх по диагонали.

Свисание

Выступ контура круглого или остроконечного знака за базовую линию или линию роста строчных/прописных знаков, сделанный в целях оптической компенсации знаков. Без свисаний знаки будут казаться меньше эталонных букв «Нн» и других прямых форм.

Свисающий элемент

«Ножки» кириллических букв «Дд», «Щщ», «Цц».

Скелет буквы

То же, что и графема.

Слаб, брусковый шрифт

Шрифт с массивными засечками. Отличается от обычных антикв слабо выраженным контрастом или его полным отсутствием.

Соединение без шпоры

Противоположность соединения со шторой, встречается в некоторых форм букв «G» и «b».

Соединительный штрих

Дополнительный штрих, соединяющий основные. Может быть горизонтальным или наклонным.

Спейсинг

Понятие, объединяющее все расстояния между символами в шрифте: настройки апрошей и кернинга. Спейсинг может быть более плотный или разряженный.
Спейсинг

Спинка

Центральный изогнутый штрих у латинской буквы «s» и производных от неё знаков.

Средняя линия, талия

Воображаемая линия, проходящая через оптический центр знака. Она может быть завышенной или заниженной в зависимости от вида и стиля шрифта.

Старостильная антиква

(или гуманистическая антиква) - так называют антиквы, которые появились и активно развивались в эпоху Возрождения. Это динамические шрифты с невысоким контрастом, большим наклоном оси овалов, несимметричными округлыми засечками. Этот класс шрифтов относится к дуктальным, они основаны на логике письма ширококонечным пером. Старостильные антиквы характеризуются малым контрастом штрихов, и скругленными засечками.
Старостильная антиква

Старые гротески

К этому классу относятся первые гротески, появляющиеся с XIX века. Шрифты имеют заметный контраст, простые формы, знаки стремятся к равноширинности.
Старые гротески

Статические шрифты

Пропорции знаков в таких шрифтах обычно уже, чем в динамических. Знаки визуально стремятся к схожей ширине, апертура закрытая.
Статические шрифты

Стем

Основной доминирующий вертикальный (или наклонный) штрих.
Стем

Стилистические альтернативы

Знаки альтернативных форм, заложенные в гарнитуру. Например, в базовом наборе знаков шрифта может быть двухчастная «а», а среди стилистических альтернатив — одночастная. Включить альтернативные знаки в наборе можно через ОТ-фичи.

Строчные

«Маленькие» буквы шрифта. Используются для набора основного текста.

Супериоры

Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются для сносок и математических выражений.

Табулярные цифры

Набор цифр с одинаковой шириной кегельной площадки (можно назвать их моноширинными). Созданы для удобного заполнения таблиц. Бывают в разных регистрах.

Текстовые шрифты

Спокойные нейтральные шрифты без лишних деталей, которые удобно читаются и подходят для набора больших объемов текста.
Текстовые шрифты

Терминал

Прямое или изогнутое окончание штриха.

Тестовые слова

Несуществующие слова НОБЕЛЬФАЙК (или КИБЕРНОСУФА) и HANDGLOVES, которые шрифтовые дизайнеры традиционно используют в начале работы над шрифтом, т. к. в этих словах собрано большинство стилеобразующих элементов шрифта.

Ухо

Элемент, расположенный справа сверху у строчной двухчастной «g».

Флаг

Верхняя горизонтальная черта в цифре 5 или горизонтальный элемент в курсивных формах «v», «w».

Формула Pablo Impallari

Одна из наиболее распространённых формул для расчёта толщин стемов для шрифтового семейства.

Х–Hight

Заданный параметр высоты строчных букв внутри одного шрифта; линия роста строчных знаков без учёта свисаний.

Хвост

Выносной изогнутый штрих у некоторых букв (например, «Q» или «у»).

Хинтинг

Процесс оптимизации шрифтов формата TrueType или PostScript, нацеленный на достижение максимальной читаемости на экране компьютера. Подробнее о хинтинге.
Хинтинг

Чаша

Нижняя дуга таких букв, как «Ч», «U», «u».

Шпора, шип

Небольшой «отросток», который образует часть стэма в месте влития, например, в некоторых формах букв «G», «d».

Шрифт

Font
Набор символов, объединенных общим характером — это и сам рисунок знаков (буквы, цифры, знаки препинания), объединённых общей системой, и файл, несущий в себе полный набор литер — алфавитных и/или не алфавитных знаков — используемых для набора.
Шрифт

Шрифтовая пара

Это сочетание двух дополняющих друг друга шрифтов в одном макете. Чаще всего в такой паре один из шрифтов играет роль заголовочного и создаёт необходимую интонацию, а второй служит для передачи информации.

Шрифтовой редактор

Программное обеспечение, позволяющее создавать и редактировать цифровые шрифты.

Экстраполяция

Автоматическое (математическое) генерирование форм, выходящих за пределы двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация инстанса Thin. См. также Интерполяция.

Экстремумы

Крайние точки на вертикальной и горизонтальной оси округлых элементов, из которых строится дуга. 
Экстремумы