24 апреля, 19:00. «Колмогоров: как создать шрифт на основе почерка ученого». Присоединиться

За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

ГлавнаяШрифтовой словарь

Словарь типографических терминов

Шрифтовой словарь TypeType — это справочник, в котором вы найдете определения типографических терминов, использующихся в наших статьях и других материалах о шрифтах. Изучение языка типографики поможет вам глубже понимать специализированные источники информации и быть со шрифтами на «ты», эффективно применяя их в своих дизайн-проектах.

Напомним, что общепринятой терминологии на шрифтовом рынке не существует — здесь мы приводим определения, основанные на многолетнем опыте специалистов TypeType: по нашему мнению они наиболее точные.

Обратите внимание — словарь будет дополняться.

Акцидентные шрифты

(дисплейные шрифты) - яркие характерные шрифты, привлекающие внимание, обычно используются в крупных размерах (заголовках).

Антиква

Контрастный шрифт с засечками.

Апертура

Это степень открытости знака. Апертура бывает открытой и закрытой. Понять, что такое апертура, проще всего на примере буквы «С»: более прямые / горизонтальные терминалы — открытая апертура; более загнутые /стремящиеся к вертикали — закрытая апертура.

Апрош

См. «Полуапрош».

Гарнитура

(шрифтовое семейство) - комплект шрифтов, связанных определенными характеристиками (стилистическими или техническими). Частью одной гарнитуры могут быть шрифты разных стилей, и начертаний (прямые, курсивные, светлые, насыщенные и т.д).

Геометрические гротески

Шрифты, намеренно построенные на простейших геометрических формах (равносторонний треугольник, квадрат, круг). Появились в Германии в 30-е годы ХХ века. Влияние на их появление оказали идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз.

Графема

Это сама идея знака, его образ и базовая форма, позволяющая отличать его от других знаков. У одного знака может быть несколько графем (например, прописные или строчные, прямые или курсивные, одночастные или двухчастные буквы).

Гротеск

Неконтрастный или малоконтрастный шрифт без засечек.

Гуманистические гротески

Это гротески, которые отличаются от других гротесков более заметным присутствием контраста толстых и тонких штрихов. У них открытые апертуры, а знаки «а» и «g» чаще всего имеют двухчастную форму.

Диакритические знаки

Специальные знаки, расположенные над или под литерами (иногда — внутри), которые влияют на значение буквы — меняют его или уточняют. Например, в русском языке диакритическими знаками является диерезис над «ё» и бреве над «й».

Динамические шрифты

Отличаются заметной динамикой пропорций, наличием контраста и открытой апертурой.

Засечка

Короткие дополнительные штрихи на конце основных штрихов знака, обычно перпендикулярные им. Наличие засечек характерно для антикв и брусковых шрифтов (slab serif).

Инстансы

Начертания, которые не были отрисованы в качестве мастеров. Они интерполируются или экстраполируются между опорными начертаниями исходя из специальных формул расчëта толщин шрифтового семейства.

Италики

(тру италики или настоящие италики) - исторически так обозначали курсивные шрифты, сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты. Это наклонные шрифты, где графемы строчных знаков меняются на курсивную форму. Могут создаваться как отдельный полноценный шрифт, а не как дополнение к прямому начертанию. В основном характерны для шрифтов с засечками.

Каллиграфия

Искусство художественного письма. Каллиграфический текст создается вручную и всегда несет в себе след пишущего инструмента.

Капитель

Это формы знаков, которые имеют графику прописных букв, но уменьшены по высоте и скомпенсированы по весу. В основном рисуются немного выше строчных знаков, но в латинской традиции капитель может быть в рост строчных. Используются в аббревиатурах или в других ситуациях, где требуется сплошной набор прописными буквами.

Кассовый состав

Совокупность всех знаков, входящих в шрифт.

Кегль

Высота символов шрифта, то есть размер по вертикали. Измеряется в типографских пунктах.

Кернинг

Избирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, обусловленное сочетанием их форм. Делается для создания максимально ровного набора.

Кривые Безье

Математически описанные кривые, которые применяются для описания форм знаков в цифровых шрифтах.

Леттеринг

Созданный вручную, то есть ненаборный шрифт, который визуально не похож на наборный. В отличие от каллиграфии, леттеринг не несет в себе след инструмента. Способов создания букв для такого шрифта может быть много — их можно не только нарисовать, но и вырезать, вылепить и так далее.

Литера

  1. Брусок с выпуклым знаком на одной плоскости форма, обычно выполненный из гарта или дерева, позволяющий переносить знак на поверхность путем оттиска, (печатать);
  2. В широком смысле — любая буква или знак шрифта, или элемент шрифта.

Мастера

Опорные начертания, которые шрифтовой дизайнер отрисовывает вручную в шрифтовых редакторах, поддерживающих технологию вариативности.

Моноширинные шрифты

Это шрифты, у которых одинаковая ширина кегельных площадок во всех знаках. Традиционно такие шрифты используются для программирования и заполнения таблиц, но также применяются в современной типографике. 

Наборный шрифт

Шрифт, которым набирается текст при помощи печатного станка или компьютера. Наборный шрифт может быть как текстовым, так и акцидентным.

Наклонные шрифты

Шрифты, которые обычно рисуются в пару к оригинальному прямому начертанию. При этом графемы знаков не меняются, а лишь приобретают наклон. В основном характерны для гротесков.

Начертание

Внешний вид шрифта. В рамках одного начертания все знаки шрифта будут выполнены в едином весе, ширине или, например, будут наклонными. Так, в подсемейство могут входить шрифты разных начертаний, объединенных по одному признаку. А в гарнитуре в свою очередь объединяются различные подсемейства. 

Неогротески

Это наследие швейцарского дизайна. Отличительные особенности этих шрифтов — равноширинные пропорции знаков, малозаметный или отсутствующий контраст, сквадраченные овалы, закрытые апертуры.

Новостильная антиква

(или классицистическая антиква) — класс равноширинных шрифтов, которые носят глиптальный характер, то есть в основе их рисунка лежит построение, а не почерк. Подобный вид шрифтов развился благодаря широкому применению остроконечного пера и технике гравировки на металле. Характеризуются высоким контрастом, тонкими и симметричными засечками, отсутствием динамики, прямой осью овалов.

ОpenType фичи

(или просто фичи) —  код, который прописывается при разработке шрифта, чтобы пользователь мог вызвать те или иные изменения и применять функции (предусмотренные шрифтовым дизайнером), используя шрифт в графическом редакторе. Например, заменить форм знаков на альтернативные, включить табулярные или минускульные цифры, изменить уровень посадки пунктуации в зависимости от регистра.

Переходная антиква

Получила своё название потому, что исторически и графически эти шрифты находятся между старостильной и новостильной антиквой. Принято считать, что переходная антиква появились в середине 18 века. Визуально переходные антиквы более утонченные, контрастные и «рисованные», чем старостильные.

Подсемейство

Набор шрифтов внутри гарнитуры, объединенных по стилистическому признаку (наклону, насыщенности, весу и так далее).

Полуапрош

Расстояние от знака до края кегельной площадки. Может быть как положительным, так и отрицательным. Два полуапроша рядом стоящих знаков образуют апрош.

Пункт типографский

Единица измерения кегля шрифта, основная единица типометрической системы. Пункт равен приблизительно 1/72 части дюйма. В разных системах счисления (например, американской и французской) эти значения немного отличаются.

Равноширинные шрифты

Это такие шрифты, знаки которых визуально стремятся к схожей ширине, за исключением самых узких (таких как «i» и «l»). 

Разноширинные шрифты

Шрифты с явной динамикой ширин. Их пропорции отсылают к римскому монументальному шрифту или антиквам эпохи Возрождения.

Растр

Массив пикселей (точек краски), с помощью которых воспроизводится изображение на устройствах вывода.

Рисованный шрифт

Это шрифт, нарисованный вручную, при этом визуально похожий на наборный (чаще, титульный шрифт). Используется для оформления книг, плакатов и так далее. Более узкое понятие, чем леттеринг.

Спейсинг

Понятие, объединяющее все расстояния между символами в шрифте: настройки апрошей и кернинга. Спейсинг может быть более плотный или разряженный.

Старостильная антиква

(или гуманистическая антиква) - так называют антиквы, которые появились и активно развивались в эпоху Возрождения. Это динамические шрифты с невысоким контрастом, большим наклоном оси овалов, несимметричными округлыми засечками. Этот класс шрифтов относится к дуктальным, они основаны на логике письма ширококонечным пером. Старостильные антиквы характеризуются малым контрастом штрихов, и скругленными засечками.

Старые гротески

К этому классу относятся первые гротески, появляющиеся с XIX века. Шрифты имеют заметный контраст, простые формы, знаки стремятся к равноширинности.

Статические шрифты

Пропорции знаков в таких шрифтах обычно уже, чем в динамических. Знаки визуально стремятся к схожей ширине, апертура закрытая.

Стем

Основной доминирующий вертикальный (или наклонный) штрих.

Текстовые шрифты

Спокойные нейтральные шрифты без лишних деталей, которые удобно читаются и подходят для набора больших объемов текста.

Хинтинг

Процесс оптимизации шрифтов формата TrueType или PostScript, нацеленный на достижение максимальной читаемости на экране компьютера. Подробнее о хинтинге.

Шрифт

Набор символов, объединенных общим характером — это и сам рисунок знаков (буквы, цифры, знаки препинания), объединённых общей системой, и файл, несущий в себе полный набор литер — алфавитных и/или не алфавитных знаков — используемых для набора.

Экстремумы

Крайние точки на вертикальной и горизонтальной оси округлых элементов, из которых строится дуга.