Словарь типографических терминов
Шрифтовой словарь TypeType — это справочник, в котором вы найдете определения типографических терминов, использующихся в наших статьях и других материалах о шрифтах. Изучение языка типографики поможет вам глубже понимать специализированные источники информации и быть со шрифтами на «ты», эффективно применяя их в своих дизайн-проектах.
Напомним, что общепринятой терминологии на шрифтовом рынке не существует — здесь мы приводим определения, основанные на многолетнем опыте специалистов TypeType: по нашему мнению они наиболее точные.
- Вертекс, вершина
- Вертикальная засечка
- Верхний выносной элемент
- Ветка
- Влитие
- Внутрибуквенный просвет
- Восходящий штрих
- Каллиграфия
- Капитель
- Капля
- Кассовый состав
- Кегельная площадка
- Кегль
- Кернинг
- Клюшка
- Кодировка
- Контраст
- Контрформа
- Концевые элементы
- Кривые Безье
- Круглые, прямоугольные и треугольные знаки
- Наборный шрифт
- Наклонные шрифты
- Наплыв
- Насыщенность
- Начертание
- Неогротески
- Нижний выносной элемент
- Нисходящий штрих
- Новостильная антиква
- Нога
- Нумераторы
- Перекладина, бар
- Переходная антиква
- Петля
- Пламевидный элемент
- Плечо
- Подсемейство
- Полуапрош
- Полуовал
- Прописные
- Пропорции знаков
- Пункт типографский
- Равноширинные шрифты
- Разноширинные шрифты
- Растр
- Расширенная латиница
- Рисованный шрифт
- Ритм шрифта
- Рука
Акцидентные шрифты
Display fonts
(дисплейные шрифты) - яркие характерные шрифты, привлекающие внимание, обычно используются в крупных размерах (заголовках).
![Акцидентные шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_display-1200x396.png)
Антиква
Antiqua (serif typeface)
Контрастный шрифт с засечками.
![Антиква](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_antiqua-1-1200x396.png)
Апекс, вершина
Apex
Место соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в верхней части некоторых букв ("А", "М").
![Апекс, вершина](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_apex-1200x396.png)
Апертура
Aperture
Это степень открытости знака. Апертура бывает закрытой и открытой. Понять, что такое апертура, проще всего на примере буквы ''С'': более загнутые / стремящиеся к вертикали — закрытая апертура; более прямые / горизонтальные терминалы — открытая апертура.
![Апертура](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_aperture-1200x396.png)
Апрош
Letterspace (aprosh)
См. "Полуапрош".
![Апрош](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_aprosh-1200x396.png)
Арка
Arc
Дуга "стоящая" на двух стемах.
![Арка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_arc-shoulder-1200x396.png)
Базовая латиница
Basic Latin
Блок юникода, включающий в себя "базовые" знаки языков, основанных на латинской традиции письма.
![Базовая латиница](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_basic-latin-1200x396.png)
Базовая линия
Baseline
Линия, на которой "стоят" знаки шрифта: она проходит по нижнему краю знаков без учета свисаний и нижних выносных элементов.
![Базовая линия](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_base-line-1200x396.png)
Вертекс, вершина
Vertex
Место соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в нижней части некоторых букв (например, в букве "V", "W").
![Вертекс, вершина](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_vertex-1200x396.png)
Вертикальная засечка
Vertical serif
Засечка, завершающая горизонтальные элементы таких знаков, как "Е" или "Т", и дуги таких знаков, как "С", "S" и т. д. В некоторых шрифтах в строчных знаках вертикальная засечка модифицируется в каплю в таких знаках, как "a" или "c".
![Вертикальная засечка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/tt_typographyterms_vertical_serif.png)
Верхний выносной элемент
Ascender
Элемент в строчных буквах, выходящий за Х–Hight.
![Верхний выносной элемент](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_ascender-1200x396.png)
Ветка
Branch
См. "Рука", "Нога".
Влитие
Junction
Место плавного присоединения полуовала к стему.
![Влитие](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_junction-1200x396.png)
Внутрибуквенный просвет
Counter
Внутренняя "пустая" часть знака, область белого внутри знака.
![Внутрибуквенный просвет](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_counter-1200x396.png)
Восходящий штрих
Upstroke
Диагональный штрих, который идет снизу вверх (например, левый штрих буквы "А").
![Восходящий штрих](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_upstroke-1200x396.png)
Гарнитура
Typeface
(шрифтовое семейство) - комплект шрифтов, связанных определенными характеристиками (стилистическими или техническими). Частью одной гарнитуры могут быть шрифты разных стилей, и начертаний (прямые, курсивные, светлые, насыщенные и т.д).
![Гарнитура](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_font-family-1200x396.png)
Геометрические гротески
Geometric sans serif typefaces
Шрифты, намеренно построенные на простейших геометрических формах (равносторонний треугольник, квадрат, круг). Появились в Германии в 30-е годы ХХ века. Влияние на их появление оказали идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз.
![Геометрические гротески](https://typetype.ru/wp-content/uploads/tt_typographyterms_geometric_sans_serif.png)
Глаз
Eye
Внутренняя замкнутая часть строчной буквы "e".
![Глаз](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_eye-1200x396.png)
Графема
Grapheme
Это сама идея знака, его образ и базовая форма, позволяющая отличать его от других знаков. У одного знака может быть несколько графем (например, прописные или строчные, прямые или курсивные, одночастные или двухчастные буквы).
![Графема](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_grapheme-1200x396.png)
Гротеск
Grotesque (sans serif typeface)
Неконтрастный или малоконтрастный шрифт без засечек.
![Гротеск](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_grotesk-1200x396.png)
Гуманистические гротески
Humanist sans serif typefaces
Это гротески, которые отличаются от других гротесков более заметным присутствием контраста толстых и тонких штрихов. У них открытые апертуры, а знаки "а" и "g" чаще всего имеют двухчастную форму.
![Гуманистические гротески](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_humanist-grotesk-1200x396.png)
Двухчастная форма
Double-storey form
Традиционная форма букв "a" и "g", конструкция которых состоит из двух частей — "верхней" и "нижней".
![Двухчастная форма](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_double-storey-form-1200x396.png)
Деноминаторы
Denominators
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве знаменателя.
![Деноминаторы](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_denomerators-1200x396.png)
Диакритические знаки
Diacritical marks
Специальные знаки, расположенные над или под литерами (иногда — внутри), которые влияют на значение буквы — меняют его или уточняют. Например, в русском языке диакритическими знаками является диерезис над "ё" и бреве над "й".
![Диакритические знаки](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_diacritics-1200x396.png)
Динамические шрифты
Dynamic fonts
Отличаются заметной динамикой пропорций, наличием контраста и открытой апертурой.
![Динамические шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_dynamic-font-1200x396.png)
Дополнительный штрих
Additional stroke
Штрих, не являющийся основным или соединительным (например, горизонтальные элементы "Е").
![Дополнительный штрих](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_additional-stroke-1200x396.png)
Дуга
Bowl (1)
Часть окружности или округлого элемента знака
![Дуга](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_arc-1200x396.png)
Засечка
Serif
Короткие дополнительные штрихи на конце основных штрихов знака, обычно перпендикулярные им. Наличие засечек характерно для антикв и брусковых шрифтов (slab serif).
![Засечка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_serifs-1200x396.png)
Инстансы
Instances
Начертания, которые не были отрисованы в качестве мастеров. Они интерполируются или экстраполируются между опорными начертаниями исходя из специальных формул расчëта толщин шрифтового семейства.
![Инстансы](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_instance-1-1200x396.png)
Интерполяция
Interpolation
Автоматическое (математическое) генерирование промежуточных форм из двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (интерполяция) инстанса Demibold (см. "Инстансы").
![Интерполяция](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_Interpolation-1200x396.png)
Инфериоры
Inferiors
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в различных формулах и математических выражениях.
![Инфериоры](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_superscripts-1200x396.png)
Италики
Italics (true italics)
(тру италики или настоящие италики) - исторически так обозначали курсивные шрифты, сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты. Это наклонные шрифты, где графемы строчных знаков меняются на курсивную форму. Могут создаваться как отдельный полноценный шрифт, а не как дополнение к прямому начертанию. В основном характерны для шрифтов с засечками.
![Италики](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_true-italics-1-1200x396.png)
Каллиграфия
Calligraphy
Искусство художественного письма. Каллиграфический текст создается вручную и всегда несет в себе след пишущего инструмента.
![Каллиграфия](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_calligraphy-1200x396.png)
Капитель
Small caps
Это формы знаков, которые имеют графику прописных букв, но уменьшены по высоте и скомпенсированы по весу. В основном рисуются немного выше строчных знаков, но в латинской традиции капитель может быть в рост строчных. Используются в аббревиатурах или в других ситуациях, где требуется сплошной набор прописными буквами.
![Капитель](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_small-capitals-1200x396.png)
Капля
Drop
Модифицированная вертикальная засечка на конце дуги. Форма менее очерченная и геометричная в старостильных антиквах, в новостильных очертанием напоминает круг или каплю.
![Капля](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_teardrop-1200x396.png)
Кассовый состав
Character set
Совокупность всех знаков, входящих в шрифт.
![Кассовый состав](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_glyph-set-1200x396.png)
Кегельная площадка
Em-space
В металлическом наборе это плоскость литеры, на которой расположен знак. Кегельная площадка в цифровом шрифте — это прямоугольник, в котором расположен контур знака. Сделать кегельную площадку шире или уже в цифровом шрифте можно увеличивая или уменьшая полуапроши глифа.
![Кегельная площадка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_body-1200x396.png)
Кегль
Point size
Высота символов шрифта, то есть размер по вертикали. Измеряется в типографских пунктах.
![Кегль](https://typetype.ru/wp-content/uploads/tt_typographyterms_point_size.png)
Кернинг
Kerning
Избирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, обусловленное сочетанием их форм. Делается для создания максимально ровного набора.
![Кернинг](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_kerning-1200x396.png)
Клюшка
Hockey stick
Левый штрих буквы "Л", включая терминал.
![Клюшка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_golf-stick-1200x396.png)
Кодировка
Encoding
Упорядоченный комплект знаков шрифта. Проще говоря, это система, определяющая, как символы представлены в памяти устройства и как они отображаются на экране. У каждого символа в кодировке есть уникальный номер — кодовая точка. Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт. Существует множество различных кодировок, одна из самых распространенных — Unicode.
![Кодировка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_coding-1200x396.png)
Контраст
Contrast
Соотношение толщин основных и дополнительных штрихов в шрифте. Так, шрифт может быть неконтрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.
![Контраст](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_contrast-1-1200x396.png)
Контрформа
Counterform
См. "Внутрибуквенный просвет".
Концевые элементы
Stroke ending
См. "Терминал".
Кривые Безье
Bézier curve
Математически описанные кривые, которые применяются для описания форм знаков в цифровых шрифтах.
![Кривые Безье](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_bezier-1200x396.png)
Круглые, прямоугольные и треугольные знаки
Rounded, rectangular, and triangular characters
Условное разделения знаков на группы, основанное на их формах., Прямоугольные знаки — "Н", "П", "F", круглые — "O", "С", треугольные и знаки с диагоналями — "А", "К", "Y" и т. п.
![Круглые, прямоугольные и треугольные знаки](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_round-rectangular-and-triangular-signs-1200x396.png)
Ленточная антиква
Сontrast sans
Антиква без засечек с ярко выраженным контрастом.
![Ленточная антиква](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_contrast-serif-1200x396.png)
Леттеринг
Lettering
Это нарисованная вручную надпись, или рисованный алфавит, который впоследствии не собирается в шрифтовой файл. Леттеринг может быть как на основе каллиграфии, так и на основе шрифта или вообще иметь под собой свою логическую систему построения.
![Леттеринг](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_lettering-1200x396.png)
Лигатура
Ligature
(от лат. ligare — связывать) — это знак (символ), образованный путем соединения двух или более букв. Изначальная задача — создавать гармоничную конфигурацию букв, которые не в лигатуре пересекаются (например, fi). Сегодня лигатуры часто используются для декоративных целей.
![Лигатура](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_ligature-1200x396.png)
Литера
Letter- Брусок с выпуклым знаком на одной плоскости форма, обычно выполненный из гарта или дерева, позволяющий переносить знак на поверхность путем оттиска, (печатать);
- В широком смысле — любая буква или знак шрифта, или элемент шрифта.
![Литера](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_letter-1-1200x396.png)
Логика пера
Pen logic
Основа для понимания правил построения шрифтов и их классификации. Набор правил письма различных исторических почерков, включающих в себя понятия об угле наклона, контрасте, и движениях пера (остроконечного или ширококонечного).
![Логика пера](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_pen-logic-1200x396.png)
Мастера
Masters
Опорные начертания, которые шрифтовой дизайнер отрисовывает вручную в шрифтовых редакторах, поддерживающих технологию вариативности.
![Мастера](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_masters-1200x396.png)
Маюскульные цифры
Lining (majuscule) figures
Цифры без верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближен или равен росту прописных знаков. Чаще всего присутствуют в шрифтах по умолчанию.
![Маюскульные цифры](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_proportional-figures-1200x396.png)
Метрики
Metrics
Технические характеристики, описывающие спейсинг, керниг и другие параметры знаков, встроенные в файл шрифта.
![Метрики](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_metrics-1200x396.png)
Минускульные цифры
Old-style (minuscule) figures
Цифры с верхними и нижними выносными элементами, рост которых приближен к строчным знакам. Иногда называются текстовыми, т. к. традиционно они используются именно в наборе, что делает его приятнее для читателя. Обычно рисуются в шрифте как дополнительный комплект цифр и включаются с помощью фичи Oldstyle Figures.
![Минускульные цифры](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_old-style-figures-1200x396.png)
Моноширинные засечки
Monospaced serifs
Экстремально широкие засечки, компенсирующие ширину кегельной площадки для узких знаков в моноширинных шрифтах. Характерны для знаков "i", "l", "I", "1".
![Моноширинные засечки](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_mono-serifs-1200x396.png)
Моноширинные шрифты
Monospaced fonts
Это шрифты, у которых одинаковая ширина кегельных площадок во всех знаках. Традиционно такие шрифты используются для программирования и заполнения таблиц, но также применяются в современной типографике.
![Моноширинные шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_mono-1200x396.png)
Наборный шрифт
Шрифт, которым набирается текст при помощи печатного станка или компьютера. Наборный шрифт может быть как текстовым, так и акцидентным.
![Наборный шрифт](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_nabornii--1200x396.png)
Наклонные шрифты
Oblique fonts
Шрифты, которые обычно рисуются в пару к оригинальному прямому начертанию. При этом графемы знаков не меняются, а лишь приобретают наклон. В основном характерны для гротесков.
![Наклонные шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_italic-2-1200x396.png)
Наплыв
Stress
Область максимального утолщения дуги в круглых знаках и округлых элементах.
![Наплыв](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_stress-1200x396.png)
Насыщенность
Weight
Толщина элементов знаков по отношению к высоте. Шрифты бывают не насыщенные или светлые (например, начертания Thin или Light) и насыщенные или тёмные/жирные (например, начертания Bold или Black).
![Насыщенность](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_font-weight-1200x396.png)
Начертание
Style
Внешний вид шрифта. В рамках одного начертания все знаки шрифта будут выполнены в едином весе, ширине или, например, будут наклонными. Так, в подсемейство могут входить шрифты разных начертаний, объединенных по одному признаку. А в гарнитуре в свою очередь объединяются различные подсемейства.
![Начертание](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_font-style-1200x396.png)
Неогротески
Neo-Grotesques
Это наследие швейцарского дизайна. Отличительные особенности этих шрифтов — равноширинные пропорции знаков, малозаметный или отсутствующий контраст, сквадраченные овалы, закрытые апертуры.
![Неогротески](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_neogrotesk-1200x396.png)
Нижний выносной элемент
Descender
Элемент буквы или знака, расположенный под базовой линией (выступающий за ее пределы).
![Нижний выносной элемент](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_descender-1200x396.png)
Нисходящий штрих
Downstroke
Диагональный штрих, который идет сверху вниз (например, правый штрих буквы "А").
![Нисходящий штрих](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_downstroke-1200x396.png)
Новостильная антиква
Modern (Classical) serif typefaces
(или классицистическая антиква) — класс равноширинных шрифтов, которые носят глиптальный характер, то есть в основе их рисунка лежит построение, а не почерк. Подобный вид шрифтов развился благодаря широкому применению остроконечного пера и технике гравировки на металле. Характеризуются высоким контрастом, тонкими и симметричными засечками, отсутствием динамики, прямой осью овалов.
![Новостильная антиква](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_newstyle-antiqua-1200x396.png)
Нога
Leg
Нижние диагональные штрихи в таких буквах как K, R, Я, Ж.
![Нога](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_leg-1200x396.png)
Нумераторы
Numerators
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве числителя.
![Нумераторы](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_numerators-1200x396.png)
ОpenType фичи
OpenType features (or simply features)
(или просто фичи) — код, который прописывается при разработке шрифта, чтобы пользователь мог вызвать те или иные изменения и применять функции (предусмотренные шрифтовым дизайнером), используя шрифт в графическом редакторе. Например, заменить формы знаков на альтернативные, включить табулярные или минускульные цифры, изменить уровень посадки пунктуации в зависимости от регистра.
![ОpenType фичи](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_OpenType-Features-2-1200x396.png)
Овал
Oval
Замкнутый элемент знаков или частей знаков, образующий круг или эллипс.
![Овал](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_bowl-1200x396.png)
Одночастная форма
Single-storey form
Упрощённая форма букв "a" и "g", возникшая в геометрических гротесках и основанная на форме круга.
![Одночастная форма](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_single-storey-form-1200x396.png)
Оптические компенсации
Visual compensations
Графические приемы, применяющиеся для исправления нежелательных эффектов, которые могут появиться в шрифте при использовании в определённых условиях (например, при печати или при использовании в мелком кегле). Одна из распространённых методик — утоньшение некоторых элементов знаков в жирных начертаниях.
![Оптические компенсации](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_optical-compensation-1200x396.png)
Ось наклона овала
Axis
Воображаемая ось, которую можно провести через наиболее тонкие участки в округлых знаках. Угол наклона определяется относительно вертикали. Он обусловлен традициями распределения контраста исходя из движения пишущего инструмента.
![Ось наклона овала](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_diagonal-axis-1200x396.png)
Перекладина, бар
Cross(bar)
Горизонтальный, не основной, штрих.
![Перекладина, бар](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_bar-1200x396.png)
Переходная антиква
Transitional serif typefaces
Получила своё название потому, что исторически и графически эти шрифты находятся между старостильной и новостильной антиквой. Принято считать, что переходная антиква появились в середине 18 века. Визуально переходные антиквы более утонченные, контрастные и "рисованные", чем старостильные.
![Переходная антиква](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_transitional-serif-1200x396.png)
Петля
Loop
Замкнутый выноской элемент в букве "g".
![Петля](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_loop-1200x396.png)
Пламевидный элемент
Branch
Выносной элемент строчной буквы "б".
![Пламевидный элемент](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_branch-1200x396.png)
Плечо
Shoulder
Cм "Арка".
Подсемейство
Subfamily
Набор шрифтов внутри гарнитуры, объединенных по стилистическому признаку (наклону, насыщенности, весу и так далее).
![Подсемейство](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_subfamily-1200x396.png)
Полуапрош
Letterspace (aprosh)
Расстояние от знака до края кегельной площадки. Может быть как положительным, так и отрицательным. Два полуапроша рядом стоящих знаков образуют апрош.
![Полуапрош](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_half-letterspacing-1200x396.png)
Полуовал
Bowl
Округлая часть знака, которая не образует полную окружность. Может быть разомкнутый (например, в "З") или примыкать к стему (например, в "B").
![Полуовал](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_bowl2-1200x396.png)
Прописные
Uppercase
(заглавные) — "большие" буквы шрифта. Прописные буквы используются в начале первых слов предложений, в начале имен собственных, географических названий и т. п.
![Прописные](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_uppercase-1200x396.png)
Пропорции знаков
Character proportions
Соотношение между шириной и высотой знака.
![Пропорции знаков](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_proportions-1200x396.png)
Пункт типографский
Point
Единица измерения кегля шрифта, основная единица типометрической системы. Пункт равен приблизительно 1/72 части дюйма. В разных системах счисления (например, американской и французской) эти значения немного отличаются.
![Пункт типографский](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_pt-1200x396.png)
Равноширинные шрифты
Fonts with static proportions
Это такие шрифты, знаки которых визуально стремятся к схожей ширине, за исключением самых узких (таких как ''i'' и ''l'').
![Равноширинные шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_uniwidth-1200x396.png)
Разноширинные шрифты
Fonts with dynamic proportions
Шрифты с явной динамикой ширин. Их пропорции отсылают к римскому монументальному шрифту или антиквам эпохи Возрождения.
![Разноширинные шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_multiwidth-1200x396.png)
Растр
Raster
Массив пикселей (точек краски), с помощью которых воспроизводится изображение на устройствах вывода.
![Растр](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_rastr-1200x396.png)
Расширенная латиница
Extended Latin
Блоки юникода, включающие в себя знаки языков, основанных на латинской традиции, которые не входят в блок базовой латиницы.
![Расширенная латиница](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_ext-latin-1200x396.png)
Рисованный шрифт
Handwritten font
Это шрифт, нарисованный вручную, при этом визуально похожий на наборный (чаще, титульный шрифт). Используется для оформления книг, плакатов и так далее. Более узкое понятие, чем леттеринг.
![Рисованный шрифт](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_handwritten-font-1200x396.png)
Ритм шрифта
Rhythm
Формируется засчёт межбуквенных расстояний, внутрибуквенных просветов и зависит от рисунка самих букв (в первую очередь стемов), их направления и симметричности.
![Ритм шрифта](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_rithm-1200x396.png)
Рука
Arm
Штрих, направленный вверх по диагонали.
![Рука](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_arm-1200x396.png)
Свисание
Overhang
Выступ контура круглого или остроконечного знака за базовую линию или линию роста строчных/прописных знаков, сделанный в целях оптической компенсации знаков. Без свисаний знаки будут казаться меньше эталонных букв "Нн" и других прямых форм.
![Свисание](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_overhang-1200x396.png)
Свисающий элемент
Descending element
«Ножки» кириллических букв "Дд", "Щщ", "Цц".
![Свисающий элемент](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_descending-element-1200x396.png)
Слаб, брусковый шрифт
Slab, slab serif
Шрифт с массивными засечками. Отличается от обычных антикв слабо выраженным контрастом или его полным отсутствием.
![Слаб, брусковый шрифт](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_slab-serif-1200x396.png)
Соединение без шпоры
Spurless junction
Противоположность соединения со шторой, встречается в некоторых форм букв "G" и "b".
![Соединение без шпоры](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_connection-without-spur-1200x396.png)
Соединительный штрих
Connecting stroke
Дополнительный штрих, соединяющий основные. Может быть горизонтальным или наклонным.
![Соединительный штрих](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_connecting-stroke-1200x396.png)
Спейсинг
Spacing
Понятие, объединяющее все расстояния между символами в шрифте: настройки апрошей и кернинга. Спейсинг может быть более плотный или разряженный.
![Спейсинг](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_spacing-1200x396.png)
Спинка
Spine
Центральный изогнутый штрих у латинской буквы "s" и производных от неё знаков.
![Спинка](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_spine-1200x396.png)
Средняя линия, талия
Waist
Воображаемая линия, проходящая через оптический центр знака. Она может быть завышенной или заниженной в зависимости от вида и стиля шрифта.
![Средняя линия, талия](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_waist-line-1200x396.png)
Старостильная антиква
Old Style (Humanist) serif typefaces
(или гуманистическая антиква) - так называют антиквы, которые появились и активно развивались в эпоху Возрождения. Это динамические шрифты с невысоким контрастом, большим наклоном оси овалов, несимметричными округлыми засечками. Этот класс шрифтов относится к дуктальным, они основаны на логике письма ширококонечным пером. Старостильные антиквы характеризуются малым контрастом штрихов, и скругленными засечками.
![Старостильная антиква](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_oldstyle-serif-1200x396.png)
Старые гротески
Old sans serifs
К этому классу относятся первые гротески, появляющиеся с XIX века. Шрифты имеют заметный контраст, простые формы, знаки стремятся к равноширинности.
![Старые гротески](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_oldstyle-grotesque-1200x396.png)
Статические шрифты
Static fonts
Пропорции знаков в таких шрифтах обычно уже, чем в динамических. Знаки визуально стремятся к схожей ширине, апертура закрытая.
![Статические шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_static-font-1200x396.png)
Стем
Stem
Основной доминирующий вертикальный (или наклонный) штрих.
![Стем](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_stem-1200x396.png)
Стилистические альтернативы
Stylistic alternates
Знаки альтернативных форм, заложенные в гарнитуру. Например, в базовом наборе знаков шрифта может быть двухчастная "а", а среди стилистических альтернатив — одночастная. Включить альтернативные знаки в наборе можно через ОТ-фичи.
![Стилистические альтернативы](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_stylistic-altrnates-1-1200x396.png)
Строчные
Lowercase
"Маленькие" буквы шрифта. Используются для набора основного текста.
![Строчные](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_lowercase-1200x396.png)
Супериоры
Superiors
Уменьшенные формы маюскульных цифр, используются для сносок и математических выражений.
![Супериоры](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_subscripts-1200x396.png)
Табулярные цифры
Tabular figures
Набор цифр с одинаковой шириной кегельной площадки (можно назвать их моноширинными). Созданы для удобного заполнения таблиц. Бывают в разных регистрах.
![Табулярные цифры](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_tabular-figures-1200x396.png)
Текстовые шрифты
Text typefaces
Спокойные нейтральные шрифты без лишних деталей, которые удобно читаются и подходят для набора больших объемов текста.
![Текстовые шрифты](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-term_text-font-1200x396.png)
Терминал
Terminal
Прямое или изогнутое окончание штриха.
![Терминал](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_terminal-1200x396.png)
Тестовые слова
Test words
Несуществующие слова НОБЕЛЬФАЙК (или КИБЕРНОСУФА) и HANDGLOVES, которые шрифтовые дизайнеры традиционно используют в начале работы над шрифтом, т. к. в этих словах собрано большинство стилеобразующих элементов шрифта.
![Тестовые слова](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_test-words-1200x396.png)
Ухо
Ear
Элемент, расположенный справа сверху у строчной двухчастной "g".
![Ухо](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_ear-1200x396.png)
Флаг
Flag
Верхняя горизонтальная черта в цифре 5 или горизонтальный элемент в курсивных формах "v", "w".
![Флаг](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_flag-1200x396.png)
Формула Pablo Impallari
Pablo Impallari formula
Одна из наиболее распространённых формул для расчёта толщин стемов для шрифтового семейства.
![Формула Pablo Impallari](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_Formula-Pablo-Impallari-1200x396.png)
Х–Hight
Заданный параметр высоты строчных букв внутри одного шрифта; линия роста строчных знаков без учёта свисаний.
![Х–Hight](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_x-hight-1200x396.png)
Хвост
Tail
Выносной изогнутый штрих у некоторых букв (например, "Q" или "у").
![Хвост](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_tail-1200x396.png)
Хинтинг
Hinting
Процесс оптимизации шрифтов формата TrueType или PostScript, нацеленный на достижение максимальной читаемости на экране компьютера. Подробнее о хинтинге.
![Хинтинг](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_hinting-1200x396.png)
Чаша
Bowl (2)
Нижняя дуга таких букв, как "Ч", "U", "u".
![Чаша](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_cup-1200x396.png)
Шпора, шип
Spur
Небольшой "отросток", который образует часть стэма в месте влития, например, в некоторых формах букв "G", "d".
![Шпора, шип](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_spur-1200x396.png)
Шрифт
Font
Набор символов, объединенных общим характером — это и сам рисунок знаков (буквы, цифры, знаки препинания), объединённых общей системой, и файл, несущий в себе полный набор литер — алфавитных и/или не алфавитных знаков — используемых для набора.
![Шрифт](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_typeface-1200x396.png)
Шрифтовая пара
Font pair
Это сочетание двух дополняющих друг друга шрифтов в одном макете. Чаще всего в такой паре один из шрифтов играет роль заголовочного и создаёт необходимую интонацию, а второй служит для передачи информации.
![Шрифтовая пара](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_font-pair-1200x396.png)
Шрифтовой редактор
Font editor
Программное обеспечение, позволяющее создавать и редактировать цифровые шрифты.
![Шрифтовой редактор](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_font-editor-1200x396.png)
Экстраполяция
Extrapolation
Автоматическое (математическое) генерирование форм, выходящих за пределы двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (экстраполяция) инстанса Thin. См. также Интерполяция.
![Экстраполяция](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_extrapolation-1200x396.png)
Экстремумы
Extreme points
Крайние точки на вертикальной и горизонтальной оси округлых элементов, из которых строится дуга.
![Экстремумы](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_extremes-1200x396.png)
Юникод
Unicode
Международный стандарт кодирования символов, включающий знаки большинства языков мира, в том числе небуквенные символы. Каждому символу присвоено своё числовое значение.
![Юникод](https://typetype.ru/wp-content/uploads/typography-terms_unicode-1200x396.png)