Словарь типографических терминов
Шрифтовой словарь TypeType — это справочник, в котором вы найдете определения типографических терминов, использующихся в наших статьях и других материалах о шрифтах. Изучение языка типографики поможет вам глубже понимать специализированные источники информации и быть со шрифтами на «ты», эффективно применяя их в своих дизайн-проектах.
Напомним, что общепринятой терминологии на шрифтовом рынке не существует — здесь мы приводим определения, основанные на многолетнем опыте специалистов TypeType: по нашему мнению они наиболее точные.
- Вертекс, вершина
- Вертикальная засечка
- Верхний выносной элемент
- Ветка
- Влитие
- Внутрибуквенный просвет
- Восходящий штрих
- Каллиграфия
- Капитель
- Капля
- Кассовый состав
- Кегельная площадка
- Кегль
- Кернинг
- Клюшка
- Кодировка
- Контраст
- Контрформа
- Концевые элементы
- Кривые Безье
- Круглые, прямоугольные и треугольные знаки
- Наборный шрифт
- Наклонные шрифты
- Наплыв
- Насыщенность
- Начертание
- Неогротески
- Нижний выносной элемент
- Нисходящий штрих
- Новостильная антиква
- Нога
- Нумераторы
- Перекладина, бар
- Переходная антиква
- Петля
- Пламевидный элемент
- Плечо
- Подсемейство
- Полуапрош
- Полуовал
- Прописные
- Пропорции знаков
- Пункт типографский
Акцидентные шрифты
Display fonts(дисплейные шрифты) - яркие характерные шрифты, привлекающие внимание, обычно используются в крупных размерах (заголовках).
Антиква
Antiqua (serif typeface)Контрастный шрифт с засечками.
Апекс, вершина
ApexМесто соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в верхней части некоторых букв ("А", "М").
Апертура
ApertureЭто степень открытости знака. Апертура бывает закрытой и открытой. Понять, что такое апертура, проще всего на примере буквы ''С'': более загнутые / стремящиеся к вертикали — закрытая апертура; более прямые / горизонтальные терминалы — открытая апертура.
Апрош
Letterspace (aprosh)См. "Полуапрош".
Арка
ArcДуга "стоящая" на двух стемах.
Базовая латиница
Basic LatinБлок юникода, включающий в себя "базовые" знаки языков, основанных на латинской традиции письма.
Базовая линия
BaselineЛиния, на которой "стоят" знаки шрифта: она проходит по нижнему краю знаков без учета свисаний и нижних выносных элементов.
Вертекс, вершина
VertexМесто соединения двух штрихов (наклонных или наклонного и вертикального) в нижней части некоторых букв (например, в букве "V", "W").
Вертикальная засечка
Vertical serifЗасечка, завершающая горизонтальные элементы таких знаков, как "Е" или "Т", и дуги таких знаков, как "С", "S" и т. д. В некоторых шрифтах в строчных знаках вертикальная засечка модифицируется в каплю в таких знаках, как "a" или "c".
Верхний выносной элемент
AscenderЭлемент в строчных буквах, выходящий за Х–Hight.
Ветка
BranchСм. "Рука", "Нога".
Влитие
JunctionМесто плавного присоединения полуовала к стему.
Внутрибуквенный просвет
CounterВнутренняя "пустая" часть знака, область белого внутри знака.
Восходящий штрих
UpstrokeДиагональный штрих, который идет снизу вверх (например, левый штрих буквы "А").
Гарнитура
Typeface(шрифтовое семейство) - комплект шрифтов, связанных определенными характеристиками (стилистическими или техническими). Частью одной гарнитуры могут быть шрифты разных стилей, и начертаний (прямые, курсивные, светлые, насыщенные и т.д).
Геометрические гротески
Geometric sans serif typefacesШрифты, намеренно построенные на простейших геометрических формах (равносторонний треугольник, квадрат, круг). Появились в Германии в 30-е годы ХХ века. Влияние на их появление оказали идеи конструктивизма и школы дизайна Баухауз.
Глаз
EyeВнутренняя замкнутая часть строчной буквы "e".
Графема
GraphemeЭто сама идея знака, его образ и базовая форма, позволяющая отличать его от других знаков. У одного знака может быть несколько графем (например, прописные или строчные, прямые или курсивные, одночастные или двухчастные буквы).
Гротеск
Grotesque (sans serif typeface)Неконтрастный или малоконтрастный шрифт без засечек.
Гуманистические гротески
Humanist sans serif typefacesЭто гротески, которые отличаются от других гротесков более заметным присутствием контраста толстых и тонких штрихов. У них открытые апертуры, а знаки "а" и "g" чаще всего имеют двухчастную форму.
Двухчастная форма
Double-storey formТрадиционная форма букв "a" и "g", конструкция которых состоит из двух частей — "верхней" и "нижней".
Деноминаторы
DenominatorsУменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве знаменателя.
Диакритические знаки
Diacritical marksСпециальные знаки, расположенные над или под литерами (иногда — внутри), которые влияют на значение буквы — меняют его или уточняют. Например, в русском языке диакритическими знаками является диерезис над "ё" и бреве над "й".
Динамические шрифты
Dynamic fontsОтличаются заметной динамикой пропорций, наличием контраста и открытой апертурой.
Дополнительный штрих
Additional strokeШтрих, не являющийся основным или соединительным (например, горизонтальные элементы "Е").
Дуга
Bowl (1)Часть окружности или округлого элемента знака
Засечка
SerifКороткие дополнительные штрихи на конце основных штрихов знака, обычно перпендикулярные им. Наличие засечек характерно для антикв и брусковых шрифтов (slab serif).
Инстансы
InstancesНачертания, которые не были отрисованы в качестве мастеров. Они интерполируются или экстраполируются между опорными начертаниями исходя из специальных формул расчëта толщин шрифтового семейства.
Интерполяция
InterpolationАвтоматическое (математическое) генерирование промежуточных форм из двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (интерполяция) инстанса Demibold (см. "Инстансы").
Инфериоры
InferiorsУменьшенные формы маюскульных цифр, используются в различных формулах и математических выражениях.
Италики
Italics (true italics)(тру италики или настоящие италики) - исторически так обозначали курсивные шрифты, сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты. Это наклонные шрифты, где графемы строчных знаков меняются на курсивную форму. Могут создаваться как отдельный полноценный шрифт, а не как дополнение к прямому начертанию. В основном характерны для шрифтов с засечками.
Каллиграфия
CalligraphyИскусство художественного письма. Каллиграфический текст создается вручную и всегда несет в себе след пишущего инструмента.
Капитель
Small capsЭто формы знаков, которые имеют графику прописных букв, но уменьшены по высоте и скомпенсированы по весу. В основном рисуются немного выше строчных знаков, но в латинской традиции капитель может быть в рост строчных. Используются в аббревиатурах или в других ситуациях, где требуется сплошной набор прописными буквами.
Капля
DropМодифицированная вертикальная засечка на конце дуги. Форма менее очерченная и геометричная в старостильных антиквах, в новостильных очертанием напоминает круг или каплю.
Кассовый состав
Character setСовокупность всех знаков, входящих в шрифт.
Кегельная площадка
Em-spaceВ металлическом наборе это плоскость литеры, на которой расположен знак. Кегельная площадка в цифровом шрифте — это прямоугольник, в котором расположен контур знака. Сделать кегельную площадку шире или уже в цифровом шрифте можно увеличивая или уменьшая полуапроши глифа.
Кегль
Point sizeВысота символов шрифта, то есть размер по вертикали. Измеряется в типографских пунктах.
Кернинг
KerningИзбирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, обусловленное сочетанием их форм. Делается для создания максимально ровного набора.
Клюшка
Hockey stickЛевый штрих буквы "Л", включая терминал.
Кодировка
EncodingУпорядоченный комплект знаков шрифта. Проще говоря, это система, определяющая, как символы представлены в памяти устройства и как они отображаются на экране. У каждого символа в кодировке есть уникальный номер — кодовая точка. Кодировка зависит от операционной системы, для которой предназначен шрифт. Существует множество различных кодировок, одна из самых распространенных — Unicode.
Контраст
ContrastСоотношение толщин основных и дополнительных штрихов в шрифте. Так, шрифт может быть неконтрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.
Контрформа
CounterformСм. "Внутрибуквенный просвет".
Концевые элементы
Stroke endingСм. "Терминал".
Кривые Безье
Bézier curveМатематически описанные кривые, которые применяются для описания форм знаков в цифровых шрифтах.
Круглые, прямоугольные и треугольные знаки
Rounded, rectangular, and triangular charactersУсловное разделения знаков на группы, основанное на их формах., Прямоугольные знаки — "Н", "П", "F", круглые — "O", "С", треугольные и знаки с диагоналями — "А", "К", "Y" и т. п.
Ленточная антиква
Сontrast sansАнтиква без засечек с ярко выраженным контрастом.
Леттеринг
LetteringЭто нарисованная вручную надпись, или рисованный алфавит, который впоследствии не собирается в шрифтовой файл. Леттеринг может быть как на основе каллиграфии, так и на основе шрифта или вообще иметь под собой свою логическую систему построения.
Лигатура
Ligature(от лат. ligare — связывать) — это знак (символ), образованный путем соединения двух или более букв. Изначальная задача — создавать гармоничную конфигурацию букв, которые не в лигатуре пересекаются (например, fi). Сегодня лигатуры часто используются для декоративных целей.
Литера
Letter- Брусок с выпуклым знаком на одной плоскости форма, обычно выполненный из гарта или дерева, позволяющий переносить знак на поверхность путем оттиска, (печатать);
- В широком смысле — любая буква или знак шрифта, или элемент шрифта.
Логика пера
Pen logicОснова для понимания правил построения шрифтов и их классификации. Набор правил письма различных исторических почерков, включающих в себя понятия об угле наклона, контрасте, и движениях пера (остроконечного или ширококонечного).
Мастера
MastersОпорные начертания, которые шрифтовой дизайнер отрисовывает вручную в шрифтовых редакторах, поддерживающих технологию вариативности.
Маюскульные цифры
Lining (majuscule) figuresЦифры без верхних и нижних выносных элементов, рост которых приближен или равен росту прописных знаков. Чаще всего присутствуют в шрифтах по умолчанию.
Метрики
MetricsТехнические характеристики, описывающие спейсинг, керниг и другие параметры знаков, встроенные в файл шрифта.
Минускульные цифры
Old-style (minuscule) figuresЦифры с верхними и нижними выносными элементами, рост которых приближен к строчным знакам. Иногда называются текстовыми, т. к. традиционно они используются именно в наборе, что делает его приятнее для читателя. Обычно рисуются в шрифте как дополнительный комплект цифр и включаются с помощью фичи Oldstyle Figures.
Моноширинные засечки
Monospaced serifsЭкстремально широкие засечки, компенсирующие ширину кегельной площадки для узких знаков в моноширинных шрифтах. Характерны для знаков "i", "l", "I", "1".
Моноширинные шрифты
Monospaced fontsЭто шрифты, у которых одинаковая ширина кегельных площадок во всех знаках. Традиционно такие шрифты используются для программирования и заполнения таблиц, но также применяются в современной типографике.
Наборный шрифт
Шрифт, которым набирается текст при помощи печатного станка или компьютера. Наборный шрифт может быть как текстовым, так и акцидентным.
Наклонные шрифты
Oblique fontsШрифты, которые обычно рисуются в пару к оригинальному прямому начертанию. При этом графемы знаков не меняются, а лишь приобретают наклон. В основном характерны для гротесков.
Наплыв
StressОбласть максимального утолщения дуги в круглых знаках и округлых элементах.
Насыщенность
WeightТолщина элементов знаков по отношению к высоте. Шрифты бывают не насыщенные или светлые (например, начертания Thin или Light) и насыщенные или тёмные/жирные (например, начертания Bold или Black).
Начертание
StyleВнешний вид шрифта. В рамках одного начертания все знаки шрифта будут выполнены в едином весе, ширине или, например, будут наклонными. Так, в подсемейство могут входить шрифты разных начертаний, объединенных по одному признаку. А в гарнитуре в свою очередь объединяются различные подсемейства.
Неогротески
Neo-GrotesquesЭто наследие швейцарского дизайна. Отличительные особенности этих шрифтов — равноширинные пропорции знаков, малозаметный или отсутствующий контраст, сквадраченные овалы, закрытые апертуры.
Нижний выносной элемент
DescenderЭлемент буквы или знака, расположенный под базовой линией (выступающий за ее пределы).
Нисходящий штрих
DownstrokeДиагональный штрих, который идет сверху вниз (например, правый штрих буквы "А").
Новостильная антиква
Modern (Classical) serif typefaces(или классицистическая антиква) — класс равноширинных шрифтов, которые носят глиптальный характер, то есть в основе их рисунка лежит построение, а не почерк. Подобный вид шрифтов развился благодаря широкому применению остроконечного пера и технике гравировки на металле. Характеризуются высоким контрастом, тонкими и симметричными засечками, отсутствием динамики, прямой осью овалов.
Нога
LegНижние диагональные штрихи в таких буквах как K, R, Я, Ж.
Нумераторы
NumeratorsУменьшенные формы маюскульных цифр, используются в качестве числителя.
ОpenType фичи
OpenType features (or simply features)(или просто фичи) — код, который прописывается при разработке шрифта, чтобы пользователь мог вызвать те или иные изменения и применять функции (предусмотренные шрифтовым дизайнером), используя шрифт в графическом редакторе. Например, заменить формы знаков на альтернативные, включить табулярные или минускульные цифры, изменить уровень посадки пунктуации в зависимости от регистра.
Овал
OvalЗамкнутый элемент знаков или частей знаков, образующий круг или эллипс.
Одночастная форма
Single-storey formУпрощённая форма букв "a" и "g", возникшая в геометрических гротесках и основанная на форме круга.
Оптические компенсации
Visual compensationsГрафические приемы, применяющиеся для исправления нежелательных эффектов, которые могут появиться в шрифте при использовании в определённых условиях (например, при печати или при использовании в мелком кегле). Одна из распространённых методик — утоньшение некоторых элементов знаков в жирных начертаниях.
Ось наклона овала
AxisВоображаемая ось, которую можно провести через наиболее тонкие участки в округлых знаках. Угол наклона определяется относительно вертикали. Он обусловлен традициями распределения контраста исходя из движения пишущего инструмента.
Перекладина, бар
Cross(bar)Горизонтальный, не основной, штрих.
Переходная антиква
Transitional serif typefacesПолучила своё название потому, что исторически и графически эти шрифты находятся между старостильной и новостильной антиквой. Принято считать, что переходная антиква появились в середине 18 века. Визуально переходные антиквы более утонченные, контрастные и "рисованные", чем старостильные.
Петля
LoopЗамкнутый выноской элемент в букве "g".
Пламевидный элемент
BranchВыносной элемент строчной буквы "б".
Плечо
ShoulderCм "Арка".
Подсемейство
SubfamilyНабор шрифтов внутри гарнитуры, объединенных по стилистическому признаку (наклону, насыщенности, весу и так далее).
Полуапрош
Letterspace (aprosh)Расстояние от знака до края кегельной площадки. Может быть как положительным, так и отрицательным. Два полуапроша рядом стоящих знаков образуют апрош.
Полуовал
BowlОкруглая часть знака, которая не образует полную окружность. Может быть разомкнутый (например, в "З") или примыкать к стему (например, в "B").
Прописные
Uppercase(заглавные) — "большие" буквы шрифта. Прописные буквы используются в начале первых слов предложений, в начале имен собственных, географических названий и т. п.
Пропорции знаков
Character proportionsСоотношение между шириной и высотой знака.
Пункт типографский
PointЕдиница измерения кегля шрифта, основная единица типометрической системы. Пункт равен приблизительно 1/72 части дюйма. В разных системах счисления (например, американской и французской) эти значения немного отличаются.
Равноширинные шрифты
Fonts with static proportionsЭто такие шрифты, знаки которых визуально стремятся к схожей ширине, за исключением самых узких (таких как ''i'' и ''l'').
Разноширинные шрифты
Fonts with dynamic proportionsШрифты с явной динамикой ширин. Их пропорции отсылают к римскому монументальному шрифту или антиквам эпохи Возрождения.
Растр
RasterМассив пикселей (точек краски), с помощью которых воспроизводится изображение на устройствах вывода.
Расширенная латиница
Extended LatinБлоки юникода, включающие в себя знаки языков, основанных на латинской традиции, которые не входят в блок базовой латиницы.
Рисованный шрифт
Handwritten fontЭто шрифт, нарисованный вручную, при этом визуально похожий на наборный (чаще, титульный шрифт). Используется для оформления книг, плакатов и так далее. Более узкое понятие, чем леттеринг.
Ритм шрифта
RhythmФормируется засчёт межбуквенных расстояний, внутрибуквенных просветов и зависит от рисунка самих букв (в первую очередь стемов), их направления и симметричности.
Рука
ArmШтрих, направленный вверх по диагонали.
Свисание
OverhangВыступ контура круглого или остроконечного знака за базовую линию или линию роста строчных/прописных знаков, сделанный в целях оптической компенсации знаков. Без свисаний знаки будут казаться меньше эталонных букв "Нн" и других прямых форм.
Свисающий элемент
Descending element«Ножки» кириллических букв "Дд", "Щщ", "Цц".
Слаб, брусковый шрифт
Slab, slab serifШрифт с массивными засечками. Отличается от обычных антикв слабо выраженным контрастом или его полным отсутствием.
Соединение без шпоры
Spurless junctionПротивоположность соединения со шторой, встречается в некоторых форм букв "G" и "b".
Соединительный штрих
Connecting strokeДополнительный штрих, соединяющий основные. Может быть горизонтальным или наклонным.
Спейсинг
SpacingПонятие, объединяющее все расстояния между символами в шрифте: настройки апрошей и кернинга. Спейсинг может быть более плотный или разряженный.
Спинка
SpineЦентральный изогнутый штрих у латинской буквы "s" и производных от неё знаков.
Средняя линия, талия
WaistВоображаемая линия, проходящая через оптический центр знака. Она может быть завышенной или заниженной в зависимости от вида и стиля шрифта.
Старостильная антиква
Old Style (Humanist) serif typefaces(или гуманистическая антиква) - так называют антиквы, которые появились и активно развивались в эпоху Возрождения. Это динамические шрифты с невысоким контрастом, большим наклоном оси овалов, несимметричными округлыми засечками. Этот класс шрифтов относится к дуктальным, они основаны на логике письма ширококонечным пером. Старостильные антиквы характеризуются малым контрастом штрихов, и скругленными засечками.
Старые гротески
Old sans serifsК этому классу относятся первые гротески, появляющиеся с XIX века. Шрифты имеют заметный контраст, простые формы, знаки стремятся к равноширинности.
Статические шрифты
Static fontsПропорции знаков в таких шрифтах обычно уже, чем в динамических. Знаки визуально стремятся к схожей ширине, апертура закрытая.
Стем
StemОсновной доминирующий вертикальный (или наклонный) штрих.
Стилистические альтернативы
Stylistic alternatesЗнаки альтернативных форм, заложенные в гарнитуру. Например, в базовом наборе знаков шрифта может быть двухчастная "а", а среди стилистических альтернатив — одночастная. Включить альтернативные знаки в наборе можно через ОТ-фичи.
Строчные
Lowercase"Маленькие" буквы шрифта. Используются для набора основного текста.
Супериоры
SuperiorsУменьшенные формы маюскульных цифр, используются для сносок и математических выражений.
Табулярные цифры
Tabular figuresНабор цифр с одинаковой шириной кегельной площадки (можно назвать их моноширинными). Созданы для удобного заполнения таблиц. Бывают в разных регистрах.
Текстовые шрифты
Text typefacesСпокойные нейтральные шрифты без лишних деталей, которые удобно читаются и подходят для набора больших объемов текста.
Терминал
TerminalПрямое или изогнутое окончание штриха.
Тестовые слова
Test wordsНесуществующие слова НОБЕЛЬФАЙК (или КИБЕРНОСУФА) и HANDGLOVES, которые шрифтовые дизайнеры традиционно используют в начале работы над шрифтом, т. к. в этих словах собрано большинство стилеобразующих элементов шрифта.
Ухо
EarЭлемент, расположенный справа сверху у строчной двухчастной "g".
Флаг
FlagВерхняя горизонтальная черта в цифре 5 или горизонтальный элемент в курсивных формах "v", "w".
Формула Pablo Impallari
Pablo Impallari formulaОдна из наиболее распространённых формул для расчёта толщин стемов для шрифтового семейства.
Х–Hight
Заданный параметр высоты строчных букв внутри одного шрифта; линия роста строчных знаков без учёта свисаний.
Хвост
TailВыносной изогнутый штрих у некоторых букв (например, "Q" или "у").
Хинтинг
HintingПроцесс оптимизации шрифтов формата TrueType или PostScript, нацеленный на достижение максимальной читаемости на экране компьютера. Подробнее о хинтинге.
Чаша
Bowl (2)Нижняя дуга таких букв, как "Ч", "U", "u".
Шпора, шип
SpurНебольшой "отросток", который образует часть стэма в месте влития, например, в некоторых формах букв "G", "d".
Шрифт
FontНабор символов, объединенных общим характером — это и сам рисунок знаков (буквы, цифры, знаки препинания), объединённых общей системой, и файл, несущий в себе полный набор литер — алфавитных и/или не алфавитных знаков — используемых для набора.
Шрифтовая пара
Font pairЭто сочетание двух дополняющих друг друга шрифтов в одном макете. Чаще всего в такой паре один из шрифтов играет роль заголовочного и создаёт необходимую интонацию, а второй служит для передачи информации.
Шрифтовой редактор
Font editorПрограммное обеспечение, позволяющее создавать и редактировать цифровые шрифты.
Экстраполяция
ExtrapolationАвтоматическое (математическое) генерирование форм, выходящих за пределы двух крайних версий. Например, применительно к разработке шрифтов: при наличии мастеров Regular и Bold генерация (экстраполяция) инстанса Thin. См. также Интерполяция.
Экстремумы
Extreme pointsКрайние точки на вертикальной и горизонтальной оси округлых элементов, из которых строится дуга.
Юникод
UnicodeМеждународный стандарт кодирования символов, включающий знаки большинства языков мира, в том числе небуквенные символы. Каждому символу присвоено своё числовое значение.