В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text.
О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!
Как TT Firs пустил корни
История TT Firs началась в далеком 2014 году, на заре существования TypeType. Идея создания шрифта зародилась в Хельсинки: сооснователь студии Иван Гладких поехал туда с семьей на выходные.
«Мы зашли в кафе Fazer — изначально это было именно кафе, названное в честь основателя, а позже под этим брендом стали выпускать известный шоколад. Эта кондитерская находится в центре Хельсинки и существует с 1891 года. Она похожа на какую-то столовку, но там подают очень вкусные фирменные десерты и всегда людно. Это место очень органично вписывается в пространство вокруг. Там я увидел старую вывеску с названием Fazer. И когда я её рассмотрел, я подумал: прикольно, это что-то самобытное, интересное. Так родилась идея: а почему бы нам не сделать шрифт на скандинавскую тему. Из этой вывески я взял идею буквы „A“ с мощной горизонталью в верхней части — и начал рисовать будущий Firs».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Буква «A» стала ключевым элементом для работы, который выражал основную идею и в дальнейшем транслировался на все остальные знаки — как кириллицы, так и латиницы. Это довольно заметный стилистический ход.
В то время мы рисовали всё интуитивно, никаких исследований не делали. Был мудборд из образцов скандинавского дизайна, скандинавских шрифтов. Создавая этот гротеск, я в первую очередь думал о том, как им будут пользоваться люди, как он будет вписываться в дизайн. В частности, была сложность с кириллицей, потому что в кириллице нет аналогов этого шрифта. Мне показалось логичным, что раз горизонтальный элемент буквы „А“ будет использоваться в таких буквах, как „Д“ и „Л“, а это отсылает к 60-м годам советского периода, то стоит сделать и другие псевдосоветские буквы — так появились ветвистые „К“ и „Ж“. В целом я отталкивался исключительно от своих ощущений
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Так, в 2015 году на свет появилась первая версия скандинавского гротеска. В гарнитуру вошло 9 прямых и 9 наклонных начертаний, а касса знаков была сильно ограничена. В жирном начертании шрифт был довольно крепким, хоть в нем и были нюансы, связанные с распределением контраста и толщин — о них мы расскажем ниже. И тем не менее у нас получился действительно уникальный шрифт со скандинавским настроением.
«У нас в то время была традиция — мы называли все шрифты так, чтобы их „имена“ оканчивались на „s“. Пока я думал, как же назвать скандинавский гротеск, я понял, что одна из отличительных особенностей Скандинавии — ёлки. Так и появилось название Firs, которое прижилось и существует до сих пор — уже в третьей редакции».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
После выхода в свет TT Firs жил своей жизнью — мы наблюдали за ним, видели множество примеров его использования. В нем не было хинтинга, не было каких-то особенных OpenType фич, но он был самобытным, интересным и нравился пользователям. Поэтому мы начали задумываться о его обновлении.
Как TT Firs отрастил «ветки» и перерос в TT Firs Neue
TT Firs нам действительно нравился. Но чем больше новых шрифтов мы выпускали, тем отчётливее понимали, что этот скандинавский гротеск уже не дотягивает до уровня нашей библиотеки. Поэтому в 2017 году мы решили, что пора взяться за его «ремонт».
Первые изменения
В то время мы сотрудничали с Филиппом Нуруллиным, он был приглашенным шрифтовым арт-директором в TypeType. Именно он сделал первую ревизию TT Firs и провёл первые исследования.
Филипп попытался творчески переосмыслить шрифт таким образом, чтобы он стал более модным и мог более качественно использоваться в различного рода проектах. Так, в рисунке появились резкие угловые срезы — например, у буквы «g», где есть круглая часть и резкий угол, а также квадратный терминал в «f». С одной стороны, этот элемент кажется не очень логичным, а с другой — он очень характерный, хорошо держит строку и как бы выделяет строчные знаки, которые до этого были более нейтральными, чем прописные.
Также Филипп пересмотрел ноги буквы «А» и ветви «К» и «Ж», сделав их более брутальными и более, скажем так, европейскими. Ветвистые буквы из предыдущей версии он оставил в качестве альтернатив. Соответственно, у нас был базовый сет знаков, который по умолчанию использовался в TT Firs и олицетворял этот шрифт, и был альтернативный набор сетов (спойлер — такая логика с альтернативами сохранится и в дальнейшем перевоплощении).
В процессе работы стало понятно, что одна из отличительных особенностей скандинавской типографики — диакритические элементы внутри букв. Например, есть характерная буква «U», в которой диерезис часто помещается внутрь — как будто ягоды в «рюмочку».
То есть диакритика часто либо встроена в буквы, либо «прижата» к ним, либо размещена по бокам. Мы сделали этот нюанс фишкой нашего шрифта и подчеркнули его скандинавский дух, создав сет с такой диакритикой (подобный сет сохранится и в последующей версии TT Firs Neue, но в усовершенствованном виде).
В этом обновлении также появилось большое количество акцидентных лигатур. Они были неожиданными, необычными и добавили шрифту экспрессии, визуального веса.
«Это очень прикольно, потому что, как мне кажется, только за счет этих лигатур дизайнер может разнообразить визуальный облик слова, надписи или логотипа, и для этого не требуется никаких дополнительных графических элементов. Удивительно, но факт — я нигде не встречал использования этих лигатур. Хотя, в общем-то, хотелось бы. Потому что они реально прикольные и „дожили“ до последней версии (но видоизменились — прим. ред)».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Так появилась переосмысленная версия TT Firs, которую мы в 2018 году выпустили под названием TT Firs Neue (версия 1.100). На тот момент гарнитура включала более 900 знаков (для сравнения, в первом TT Firs было около 400 глифов). А TT Firs Neue версии 2.000 будет насчитывать уже более 1700 знаков — но обо всём по порядку.
Интересно, что со временем восприятие TT Firs Neue менялось. Чем больше кейсов с ним выходило, тем более нейтральным он казался, потому что стал использоваться повсеместно: в YouTube-роликах, в брендинге, в логотипах и так далее.
«Шрифт стал визуально нейтральным, как бы странно это ни звучало. Все его акцидентные суперузнаваемые формы — треугольные „Д“ и „Л“, квадратные углы „t“, „f“, „g“, „j“ — стали восприниматься обычно, как будто так и должно быть. Это удивительно для меня. Как говорится, пути шрифта неисповедимы. Сначала он казался чем-то экстраординарным, а сейчас ты смотришь на него и думаешь — ну, шрифт как шрифт, обычный, ничего сверхъестественного».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Новое начало: создание TT Firs Neue 2.000
Время шло, студия развивалась, осваивала новые инструменты. Мы росли, и вместе с нами росли наши шрифты. В частности, после перехода в Glyphs у нас появилась возможность использовать оси вариативности в работе. Этот инструмент не только позволяет создавать вариативные шрифты, но и помогает лучше сохранить логику внутри гарнитуры.
Поэтому в 2022 году мы замыслили новое перевоплощение TT Firs Neue, который очень полюбился как нам, так и пользователям. Это был классный шрифт, но мы решили, что он должен стать ещё лучше! Мы кропотливо проработали мельчайшие детали и довели их до совершенства — и в результате не просто обновили, а практически пересобрали гарнитуру заново.
Часть 1: поиск недочётов
Для начала дизайн-лид Антонина Жулькова сделала ревью существующего TT Firs Neue и внесла свои предложения по улучшению различных параметров. Рассмотрим их подробнее.
Обратите внимание — ниже мы часто будем употреблять эпитет «странный». Что мы имеем в виду, когда говорим о странностях в шрифте или в конкретных знаках? Мы видим это как маячок: «что-то, что не вписывается в общее повествование». Сначала мы быстро «сканируем» шрифт, составляем представление о нём. TT Firs Neue — брутальный, нордический, статичнный, привлекательный, узнаваемый. Узнавание происходит в первую очередь за счёт горизонтальных соединений диагоналей. Ту самую букву «А», про которую рассказывал Иван, можно назвать логотипом шрифта. Вторая стилеобразующая деталь — сквадраченные терминалы в ряде знаков. Это важные составляющие характера шрифта. На всю остальную акциденцию мы смотрим критически: зачем она здесь? Мы делаем пометку «странно», «неожиданно» и анализируем, вступает эта графика в противоречие с основной концепцией или оттеняет еë. Если она дополняет характер шрифта, усиливает, поддерживает его, можно подумать над тем, чтобы еë оставить. Если такая акциденция не влияет на характер шрифта или тем более противоречит ему, ей здесь не место.
Визуальные компенсаторы
Здесь важно понимать, что первую версию TT Firs мы разрабатывали в FontLab 5, а при предыдущем обновлении уже работали в Glyphs. Поэтому во время текущего обновления мы работали с файлом, который был «пересажен» из FontLab 5 в Glyphs в не очень корректном формате.
Например, буква «N» в начертании Thin выглядит обычно, спокойно, а в Black появляются компенсаторы и немного меняют её характер. Но если в «N» они не сильно бросаются в глаза и выполняют скорее техническую функцию — не дают залипнуть жирному стему с диагональю — то в «M» становятся тоньше и гораздо агрессивнее. А в амперсанде опять меняют свою форму.
Получается, что ловушки для чернил есть не во всех начертаниях, более того, они различаются даже в рамках одного начертания. Это создает визуальный «шум».
Разные свисания в круглых знаках
Нарушена логика в графике круглых знаков: в частности, прописная буква «О» в начертании Thin выглядит круглой, но как будто немного вытянутой по вертикали. В регулярном начертании она максимально округляется, а в Bold и Black начинает расширяться в стороны. В строчных этот эффект заметен ещё больше.
Разный характер терминалов
«Интересно, что это одна из тех деталей, по которой я сейчас отличаю старую версию TT Firs Neue от новой, если вижу шрифт где-то на улице, например. Эти старые терминалы сразу привлекают внимание — я их называла „хвост скорпиона“».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Например, у буквы «а» терминал довольно плавный и симметричный — левая часть скругления выглядит примерно так же, как правая. Да, слева она немного более покатая, но в целом выглядит очень похоже. А вот у буквы «з» справа наполненный овал, а левая часть терминала становится плоской, и угол очень сильно заостряется — как тот самый «хвост скорпиона перед броском».
В прописных «S» и «З» это тоже очень хорошо видно, как и в круглых знаках («C», «G»). В правой верхней части буквы будто бы теряют толщину и округлость. В целом оба варианта имеют место быть, но нужно понять, какой из них больше подходит для нашего шрифта: округлые, полные терминалы или острые «хвосты».
«Так как речь идет о довольно брутальном, основательном шрифте, логично делать терминалы примерно как в букве „a“. Чтобы они были симметричными, толщина не уходила».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Еще одна проблема — терминалы различаются не только по характеру, но и по ширине. Это хорошо видно на примере букв «t», «j»,»l«, «f». Например в «j» терминал заметно шире, чем в «l», и это выглядит странно — особенно с учетом того, что форма терминалов довольно акцидентная и привлекает внимание.
Неоднородные решения по формам
В старых версиях наших шрифтов прослеживается тенденция — делать начертание black более дизайнерским. Сейчас мы себе такого не позволяем. Во-первых, повторим, рисунок начертаний должен совпадать для того, чтобы работала вариативность (количество точек в начертаниях должно быть одинаковым). Во-вторых, такие вещи мы сейчас считаем нарушением логики шрифтового семейства. Поэтому некоторые формы из старого TT Firs Neue не прошли нашу новую самоцензуру.
Например, у цифры 4 в жирном начертании скошен угол стема, чтобы оставить больше белого внутри. Вероятно, на тот момент это казалось самым оптимальным решением. Но оно далеко не лучшее — здесь нужно найти другое, при котором не придется ломать форму знака.
Апроши
Спейсинг требовал обновления.
Треугольные знаки
Разная логика в формах, разные ширины между мастерами, для букв «А», «Л», «Д» наклон кажется недостаточным.
Это очень важный нюанс, потому что именно эти «полочки», горизонтальные перекладины — стилеобразующий элемент шрифта. В Firs они наиболее ярко выражены, если сравнивать его с другими гарнитурами из нашей коллекции.
Например, в «A» и «V» эта площадка очень заметная. Отметим, что в этих двух буквах и в букве «X» она такая же. Но в «Y» и «W» её нет — это просто обычные буквы без какой-либо акциденции. Соответственно, нарушена логика построения знаков внутри начертания.
Та же самая проблема наблюдается и в строчных треугольных знаках (кириллических и латинских): «v», «w», «x», «y», «л», «д», «м», «и».
А теперь рассмотрим всё семейство. Помимо ловушек для чернил в жирных мастерах, добавляется неопределённость в «полочках». Так, в букве «M» в начертании Bold горизонталь есть внизу, но отсутствует в верхней части. В начертании Thin она также есть только внизу. Более того, различается ширина этой детали в разных начертаниях — в Thin она гораздо шире, чем в Bold и Black.
В букве «N» же этих элементов нет вообще. К тому же есть ловушки для чернил в жирном мастере, а в тонком нет.
Обратите внимание на букву «W» — по аналогии с «M» у неё должна быть площадка в верхней части пересечения диагоналей, а в нижней части — просто острые углы. Но здесь в «W» в начертании Thin все пересечения идут через эту площадку, а в жирном мастере, её нет, и ловушек для чернил тоже нет.
Получается, что логика нарушена и внутри отдельных начертаний, и между разными начертаниями.
«При обновлении мы можем пойти следующими путями: двигаться в сторону акциденции или отказаться от неё. Например, можно везде добавить ловушки для чернил. Внутри рабочей группы мы решили, что в данном случае этот графический ход не даёт никакой свежести проекту, и отказ от него сделает шрифт современнее. Кроме того, делать ловушки в светлых начертаниях незачем — их там просто будет не видно. Второй вопрос — стоит ли везде сделать „полочки“ или везде их убрать. Если мы везде их убираем, у нас получается более нейтральная история — для TT Firs Neue такое решение не подходит, но именно его мы реализовали в TT Firs Text (о нём мы расскажем ниже — прим. ред)».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Соответственно, мы решили оставить горизонтальные элементы. Вопрос — как они должны выглядеть: как в «M» или как в «W». В этих буквах разница в построении полочек максимально заметна.
Антонина в своём ревью предложила сделать усреднённый вариант: везде добавить «полочки», как в букве «W», и сделать средними по ширине. Она создала скетч, который лег в основу дальнейшего развития шрифтового семейства.
Круглые знаки
«Когда я получила шрифт в работу, я полностью переделала круглые знаки. Если посмотреть на старую версию шрифта, на все представленные здесь начертания, мы увидим, что, во-первых, пропорции прямоугольных знаков различаются — например, в начертании Thin очень узкая „Н“, и соотношение „Н“ и „О“ в этом начертании совсем не такое, как в Regular, Bold и Black. То есть „Н“ в Thin не просто очень узкая, она к тому же выглядит значительно уже, чем буква „О“. „O“ стремится быть круглой, а H сильно вытянута в вертикаль. При этом в Bold такой разницы нет. Как будто „Н“ с нарастанием веса расширяется, меняя пропорции».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
То же самое происходило и со строчными знаками. Если сравнить буквы «o» и одночастную «a», мы увидим, что в начертании Thin эти буквы очень похожи по пропорциям: «a» немного уже, чем «o», но все равно стремится быть круглой. Но уже в следующем начертании Regular «a» становится более вертикальной, в то время как «o» сильнее расползается в ширину. И с нарастанием толщины эта тенденция, как и в прописных знаках, усиливается — буква «a» и похожие знаки сужаются и приобретают вертикально ориентированную форму, а буква «o», наоборот, становится шире.
Кроме того, если в тонком начертании левые бока «o» и одночастной «a» очень похожи друг на друга, то с увеличением насыщенности сходство пропадает. Также в Bold влития круглых знаков кажутся светлее.
В дальнейшем Марина изменила пропорции букв, чтобы решить эту проблему — что из этого вышло, мы расскажем и покажем ниже.
Знаки с полуовалами
Следующий пункт ревью — нарушенная логика соотношения и распределения форм овалов между начертаниями. Кроме того, высоты полуовалов кажутся слишком большими, особенно в Thin. Буква «Я» меньше и уже, чем «P», «B», «Ь».
«Например, если сравнить букву „P“ в мастерах Thin и Regular, мы увидим разницу в соотношении. В Regular средняя линия поднята выше, чем в Thin, из-за чего буква становится похожа на маленький флажок на палочке. Будто овал — не полноценная часть буквы, а какой-то дополнительный элемент».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
S, З, J
Характер этих букв очень выбивается из общего набора, особенно это заметно в строчных.
В частности, левая верхняя часть полуовала в «З» коротковата. В «S» появляется ненужная подвижность, в «J» терминал очень активный. Это единственная буква в шрифте, у которой срез терминала идет под углом. Во всех остальных знаках терминалы срезаны горизонтально. TT Firs — статичный брутальный гротеск, и если в таких шрифтах появляется динамика, она должна быть оправданной.
Лигатуры
Также появились вопросы к комплектности лигатур. Например, в строчных «fi» входит в гарнитуру, а «ffi» отсутствует. В прописных у ряда лигатур нет обратных версий — в частности, есть «AV», но нет «VA», есть «TA», но нет «AT» Это не является ошибкой, но даёт повод задуматься, что там вообще происходит.
Также нарушена логика между мастерами в лигатурах. Например, в «AR» в начертании Thin «A» уже, чем «R», а в Black соотношение меняется — «A» становится значительно шире и занимает практически столько же площади, сколько «R». То же самое происходит в «RJ».
В «LA» странное соединение, к тому же разное в разных мастерах.
Ещё одно странное решение — общая горизонталь «EA». Само по себе оно интересное, но не продумано до конца, так как в начертании Black всё слипается и лигатура начинает читаться как кириллическая «БА», так как нижняя часть буквы E замыкается в овал.
«TE» тоже выглядит очень странно и напоминает расческу. Когда буква становится похожа на что-то другое, это превращает еë в знак или иллюстрацию. Скорее всего, при еë создании перестарались с графикой.
А вот лигатура «АТ», которая, увы, абсолютно не считывается из-за слишком сложной формы.
Слишком жирное начертание Regular
После первого обновления TT Firs начертание Regular выглядело очень жирным — это было обусловлено переносом шрифта из FontLab 5 в Glyphs. Мы делаем выводы о чрезмерной жирности исходя из схожего распределения толщин в начертаниях большого количества шрифтовых гарнитур. У пользователей есть ожидания, как (примерно) должно выглядеть начертание Regular или Bold, а у шрифтового дизайнера есть знания о цифрах.
Антонина Жулькова предложила следующее решение: взять все значения из старого TT Firs Neue, а Regular «насильно» сделать чуть светлее. Тогда оно было оптимальным, потому что мы думали, что это будет быстрое обновление и мы будем лишь поверхностно перерабатывать шрифт. Однако после того, как речь зашла о полной переработке, Марина Ходак нашла другой вариант — о нём мы расскажем чуть позже.
Нелогичный стилистический сет
Выше мы рассказывали, что в первом TT Firs, помимо множества интересных лигатур, был сет с встроенной диакритикой. Проблема в том, что эта диакритика была сделана только для некоторых знаков, к тому же выглядела по-разному. В одних она прижата к буквам, в других просто низко расположена и имеет сплющенную форму, в третьих интегрирована в знак, а где-то её вообще нет. Нужно было привести всё к единой логике.
Между начертаниями диакритика тоже разная. Например, в узнаваемой «О» с «ушками» диерезис встраивается в знак только в жирном начертании. В Thin точки стоят рядом со знаком, а в Regular как бы «прикреплены» к нему. В букве «A» и ряде других знаков происходит то же самое. Это выглядит странно и требует поиска общей логики решения.
Дополнение кассового состава
В расширенной кириллице для всех регистров (прописные, строчные, капитель) — языковой состав не соответствовал нашим сегодняшним стандартам.
Не хватает цифр в кружочках, дробей, капительных цифр.
Другие замечания
Графика ряда знаков требовала ревизии. Например, нарушена логика в стилистических сетах: в частности, есть сет для кириллического алфавита с фигурными ногами у букв «К» и «Ж», а у родственной буквы «Я» такой ноги нет. Слишком короткий средний штрих в «E». Овал у двухчастной «g» очень довлеет, выглядит несбалансированным. Антонина предложила сделать более заметную разницу между овалами и подвигать перекладину между ними. Форма пламевидного элемента в «б», из-за которого буква больше похожа на цифру 6.
«Полочки» в месте влитий — например, в «n». Они сделаны для оптической компенсации. В Thin ширина этого элемента составляет всего 1 пункт — она должна быть либо более очевидной, либо отсутствовать.
Верхняя часть стема в «n», слева от арки, совпадает по толщине с остальным — Антонина предложила сделать этот «шип» уже. Его довольно часто делают чуть тоньше, чем основной стем. Тогда он не выглядит таким массивным.
Неоднородная диакритика. Кириллическое и латинское бреве — в некоторых мастерах они одинаковые, в некоторых различаются. Огонек очень каллиграфичный — не подходит под характер шрифта.
И, конечно же, обновленная графика требовала нового, самого лучшего спейсинга и хинтинга.
Часть 2: переработка шрифта
На данном этапе руководителем проекта стала дизайн-лид Марина Ходак. Взяв за основу исследование Антонины Жульковой и попутно находя собственные решения, она принялась за полноценную переработку TT Firs Neue до версии 2.000, практически пересобрав шрифт заново.
Рассмотрим самые яркие изменения.
Сбалансировали начертание Regular
Regular — это основное начертание гарнитуры. Задача в том, чтобы пользователь мог безопасно заменить старый TT Firs в начертании Regular, которым он пользовался, на TT Firs Neue, и чтобы всё при этом не стало жирнее. Поэтому очень важно, чтобы основные начертания были плюс-минус похожими среди большинства гарнитур.
«Когда стало понятно, что мы делаем более глубокую переработку шрифта, мы заново пересчитали начертания. В результате толщина начертания Regular в TT Firs Neue 2.000 получилась 70 пунктов — такой она и должна быть. Кроме того, мы добавили в шрифт начертание Normal с толщиной стема 90 пунктов — сейчас мы часто добавляем его в гротески, и оно довольно востребовано. В TT Firs Neue начертание Regular было 90 пунктов, в новом 70. Но значение 90 мы сохранили для пользователей, которым нравился именно этот вес в прежней версии шрифта».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Привели сет с прижатой диакритикой к общей логике
Для того, чтобы привести диакритику к общей логике, Марина проанализировала частотность знаков скандинавских языков.
«У нас в шрифте есть сет с прижатой диакритикой, и я решила выяснить, по какой логике эта диакритика была добавлена, почему она есть только в отдельных символах. У меня была версия, что её добавили только к тем буквам, которые есть в скандинавских языках. Это шведский, норвежский, исландский, датский. Финский не относится к скандинавским языком, но его всё равно обычно называют так по географическому принципу. Также я смотрела английский язык как самый распространенный, и русский и другие кириллические языки — как языки, носителями которых мы являемся. И моя гипотеза не подтвердилась: оказалось, что не все самые частотные буквы из этих языков представлены в сете. В итоге мы просто сделали прижатую диакритику для всех прописных. Это решение стало „фишкой“ шрифта, и теперь практически любую надпись, где используются диакритические символы, можно стилизовать».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Кроме сета ss13 с прижатой диакритикой мы добавили в шрифт сет ss14, где диакритика интегрирована внутрь букв.
«В TT Firs Neue 2.000 очень тщательно продумана логика стилистических сетов. При этом многие дизайнеры их не используют — либо не знают об их существовании, либо находят этот инструмент неудобным для себя. Поэтому мы всегда рекомендуем изучить спесимен, посмотреть, что есть в шрифте перед его установкой. Ведь внутри у него зашито огромное количество возможностей, которые можно и нужно использовать, и тогда шрифт раскроется под новым углом и заиграет новыми красками».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Подробнее о том, как найти и использовать стилистические сеты и другие фичи, читайте в нашей статье.
Переработали лигатуры
В старой версии в лигатурах хромала комплектность. Марина отталкивалась от того, что наш шрифт относится к скандинавским гротескам. Поэтому провела исследование в этом направлении.
«Я взяла сочетания букв из скандинавских языков, которые наиболее часто используются. Можно было сделать лигатуры на их основе, но дело в том, что они не всегда гармонично выглядят в сочетании. Поэтому мы выбрали два логических подхода: первый — частотность, и второй — именно графически красивые и интересные сочетания букв. На основании этого исследования и этой логики мы создали пары, которые включили в шрифт».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Вот несколько примеров интересных лигатур, которые у нас получились:
- Небанальная «DE».
- В «Eл, «Fл сохранилась преемственность приема из старого шрифта с общей горизонталью.
- Распространенная в скандинавской типографике форма буквы «G» уверенно прописалась в предыдущей версии шрифта. Теперь мы смогли добавить её в лигатуры, зарифмовав горизонтальный акцент с «Eл, «Fл.
- Лигатуры со «сдвоенными» буквами тоже пришли из финского языка.
- «WE» очень интересно выглядит.
Для прописных в старом шрифте было много специфических лигатур — они сильно изменились, но логика осталась прежней. В TT Firs Neue 2.000 есть лигатуры двух видов: простые и из сета ss15 — буква в букве.
Все лигатуры и диакритику мы старались сразу отсматривать в наборе, чтобы они хорошо смотрелись в тексте.
Расширили поддержку языков на основе кириллицы
В обновленный шрифт мы добавили широкую языковую поддержку, уделив особое внимание языкам на основе кириллицы.
«Пару лет назад мы осознали, что кириллический мир достаточно большой. Как мы знаем, носители кириллического алфавита живут не только в России. Более того, и внутри страны есть огромное количество народностей, которые тоже используют кириллицу, но у которых она имеет немного другой, непривычный для нас вид. Поэтому в 2022 году мы начали интегрировать в шрифты расширенную кириллицу для малых народностей внутри этого кириллического мира. И начали дорисовывать большое количество знаков, которые используются в разных языках. Сейчас в наших шрифтах мы делаем адаптации для языков, численность носителей которых превышает миллион человек — татарского, казахского, киргизского и многих других. И TT Firs Neue — не исключение».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Добавили интересные наклонные начертания
TT Firs Neue стал первым гротеском среди тех, в которых мы стали ещё более детально прорабатывать наклонные начертания. Обычно в пару к гротескам рисуется самый простой Slant с компенсацией артефактов, которые появляются после наклона. Пропорции шрифта при этом остаются без изменений. Но в данном случае мы выбрали другой подход.
«В проработку обновлённой гарнитуры мы вложили много времени, усилий и прикипели к ней душой. Хотелось сделать что-то ещё — очень особенное».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
Так, прорабатывая скетчи наклонных начертаний, мы решили сделать их более динамичными, увеличив угол наклона с 10° на 12° и изменив пропорции круглых знаков. Без этого изменения большие круглые формы немного мешали глазу «лететь» по наклонной строке. А сейчас более динамичный рисунок италика рядом со статичным прямым лучше выполняет свою основную функцию: смысловое акцентирование в тексте. Ну и, кроме того, он просто очень красивый.
Другие изменения
После обновления весь набор стал более стабильным, более брутальным, более крепким и более единообразным. Мы переделали «полочки», ширины, соотношения овалов, контраст, спейсинг, пропорции — в общем, решили все проблемы, о которых говорили в предыдущей части.
В частности:
- Круглые знаки полностью перерисовались, их соотношение стало равномернее во всех мастерах, мы пришли к более единообразным формам.
- Полочки в треугольных знаках стали единообразными.
- Убрали заостренные терминалы — те самые «хвосты скорпиона».
- У букв «t», «f», «j», «g» и подобных им успокоились терминалы, стали более одинаковыми по толщине, по длине. Особенно это заметно при сравнении двух версий «g».
- Добавили стилистический сет ss7 сделан с округлыми терминалами. Этот сет в дальнейшем лег в основную кассу TT Firs Text, как и ss9 — буква «G» без такого привлекательного горизонтального элемента.
- Убрали лишний контраст в букве «e» в жирном начертании.
- «C» и «O» стали более ровными по пропорциям и между мастерами.
- Переделали пламевидный элемент в «б».
- Диакритика сбалансировалась по весу и по форме — это хорошо видно на примере кириллического бреве.
- В букве «Э», у которой были странные пропорции и сильный контраст, теперь всё на своём месте.
- Хвостик у буквы «Ц» и терминалы у «Ф» — всё стало более уверенным и четким.
- Изменили форму цифры 5, убрав её «странность» — в более классическом варианте она здесь сработала лучше.
- Поменяли форму амперсанда — сделали более акцидентной.
«Забавно, что форма получилось похожей на ту, которая была в самой первой версии TT Firs, хотя я на неё не опиралась — очевидно, она продиктована стилистикой шрифта и „напрашивается“ сюда сама».
Марина Ходак, дизайн-лид TypeType
- Оставили строчную версию амперсанда, убрав везде горизонтальный элемент — благодаря этому форма стала единообразной, а также ушли проблемы при интерполяции и использовании вариативного шрифта.
- В основной кассе TT Firs Neue буквы «Л» и «Д» трапецивидные, они поддерживают букву «А». В альтерсете были отрисованы привычные текстовые формы, однако их характер был более мягким и наивным, чем характер самого шрифта. В TT Firs Neue 2.000 мы сохранили эти альтернативные буквы ради расширения функционала гарнитуры и перерисовали в нужной стилистике. Позже именно эти знаки встали в основную кассу TT Firs Text, о котором мы расскажем ниже.
Каким получился TT Firs Neue 2.000
Итак, в результате у нас получился сбалансированный скандинавский гротеск с выразительными графическими элементами, и при этом универсальный в использовании.
В TT Firs Neue 2.000 входит:
- 23 начертания: 11 прямых, 11 наклонных и 1 вариативный шрифт, меняющийся по двум осям жирности и наклону;
- 1719 знаков в каждом начертании;
- 40 OpenType фич;
- Поддержка 235 языков.
«Удивительно, что TT Firs второй редакции очень популярен именно в европейском брендинге. Им любят пользоваться различного рода музеи, архитектурные бюро, кофейни, и всё это вписывается в скандинавский вайб. То есть всё, что мы задумывали, удалось».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType
Из ёлки — в целый лес: создание текстовой пары
В ходе эксплуатации TT Firs Neue мы поняли, что он довольно акцидентный, и задумались о том, чтобы создать для него шрифтовую пару — TT Firs Text.
Обычно шрифтовые пары составляют шрифты из разных групп — например, антиква и гротеск, — которые контрастируют между собой. Но мы пошли немного другим путем: решили оставить пропорции TT Firs Neue и сделать к нему текстовую пару. Грубо говоря, чтобы визуально шрифт оставался практически таким же, но при этом формы всех знаков подходили для текстового набора.
Задачу мы сформулировали следующим образом: сделать простой текстовый шрифт на основе TT Firs Neue 2.000, убрать акциденцию, лишние детали, и сократить кассовый состав, оставив только необходимое.
В работе мы также опирались на исследование, которое ранее делали для шрифта TT Neoris, и изменили некоторые формы графем на более высокочастотные — те, которые дизайнеры чаще используют в своей работе.
Вот некоторые детали, которые мы изменили:
- Убрали «площадки» в треугольных знаках, сделав формы менее акцидентными;
- Сделали некоторые формы более классическими (например, «G», «Q»);
- Заменили сквадраченные терминалы на округлые в «f», «g», «j», «l», «t»;
- Визуально компенсировали пропорции знаков, в которых были «площадки»;
- Убрали почти все лигатуры, оставив те, которые решают технические, а не эстетические задачи;
- Те же изменения внесли в наклонные начертания.
«В итоге получился гротеск с более классическими текстовыми формами знаков. Достаточно нейтральный, но в то же время узнаваемый шрифт со своей стилистикой, сохранивший вайб TT Firs Neue».
Тома Стрельцова, старший шрифтовой дизайнер
Каким получился TT Firs Text
TT Firs Text — это лаконичный геометрический гротеск с нордическим характером, который сочетает в себе оригинальность и нейтральность.
В TT Firs Text входит:
- Поддержка 235 языков.
- 23 начертания: 11 прямых, 11 наклонных и 1 вариативный шрифт, меняющийся по осям жирности и наклона;
- 898 знаков в каждом начертании;
- 31 OpenType фича;
- Поддержка 235 языков.
«Мы получили очень крепкий гротеск с тонким скандинавским послевкусием, который идеально сочетается с TT Firs Neue 2.000. При этом мы точно понимаем, что TT Firs Text — „рабочая лошадка“ для любых задач. И мы видим это на практике — гарнитура уже обрела популярность среди наших пользователей».
Иван Гладких, CTO, сооснователь TypeType