Продолжаем наши статьи из серии «УниверситеТТ»: добро пожаловать на восьмой урок! Рекомендуем предварительно ознакомиться с предыдущими материалами из цикла.
В прошлый раз мы говорили об оптических компенсациях, высотах прописных и строчных знаков, а также разбирались с понятием контраста. Определение всех размеров и толщин — это, безусловно, очень важный этап при рисовании шрифта, но все-таки подготовительный. В этой статье мы наконец-то перейдем непосредственно к рисунку знаков.
Рассказывать об этом продолжит дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова. Тоня занимается шрифтовым дизайном уже более 5 лет. Она — автор идей и главный дизайнер в таких проектах, как TT Neoris, TT Ricordi Allegria, TT Globs, Ivi Sans Display. Также принимала участие в создании шрифтов TT Fellows, TT Fors, TT Interphases Pro, TT Commons, Red Collar и многих других. Вы могли слышать Тонины лекции и выступления, в частности — на «Дизайн-выходных».
Рисование прописных знаков
Для начала вернемся к нашим основным буквам «Н», «О», «А», чтобы рассмотреть их пропорции и увидеть, как они влияют на остальные знаки. Вы поймете, почему мы акцентировали внимание на этих буквах на нашем прошлом «уроке».
Пропорции букв — одна из основополагающих характеристик в шрифте. От них зависит рисунок шрифта в целом, его визуальное качество и свойства читабельности. Это связано с устоявшимися образами букв в мировой практике, и наше восприятие знаков во многом зависит именно от этого «традиционного» представления о них. Например, существуют исследования о свойствах читабельности готического шрифта (black letter). Оно показывает, что люди, которые в рамках своей культуры видели этот шрифт чаще, не испытывают проблем с чтением текста, набранного им. И наоборот — носителям другой культуры и языка сложнее воспринимать такой шрифт.
Тем не менее не стоит бояться отходить от привычных глазу пропорций букв. Изменение этого параметра в шрифте может стать ярким графическим ходом, который привлечет внимание. Однако делать это стоит не бездумно, а системно. Именно поэтому я начну рассказ о пропорциях с классических принципов и буду рассматривать преимущественно антикву — как более древний вид шрифта. Гротеск, как исторически более современный тип, во многом базируется на пропорциях антиквы, но вносит свои коррективы, которые мы тоже разберем.
Основная логика рисования знаков и пропорции
Шрифтовой дизайн во многом базируется на каллиграфии и разнообразных стилях письма, поэтому отголоски этого искусства проходят красной нитью и в разговорах о шрифте.
Общепринятые пропорции антиквы берут свое начало в классической каллиграфии. Основой всей европейской каллиграфии является римское монументальное письмо. Наша статья не подразумевает погружение в историю каллиграфии и ее принципы, однако эта информация необычайно важна для понимания того, как родились и развивались формы букв. Подробнее о римском монументальном письме и истории каллиграфии вы можете узнать в следующих книгах:
- Roman lettering (L.C.Evetts);
- The Art of Calligraphy (David Harris);
- The Calligrapher’s Bible (David Harris).
Я разберу только самые главные аспекты пропорций, которые родились благодаря римскому монументальному письму и влияют на характер шрифта. И именно сейчас нам нужно вернуться к нашим основным знакам «Н», «О», «А».
Почему я постоянно ссылаюсь на них? Потому что шрифт можно представить в виде дерева или зонтика, где все буквы связаны между собой по группам знаков. При работе над любыми знаками в шрифте нужно разбивать их на группы, постоянно сравнивая, как эти группы связаны между собой. Визуально эту информацию можно представить таким образом: у нас есть «родители» каждой группы — прямые, круглые и треугольные знаки, а все остальные буквы соотносятся напрямую с ними или находятся на «стыке» групп.
И небольшое замечание к этой идее — на этапе отрисовки мы учитываем не только общую классификацию, но и разные графические элементы конкретного шрифта, такие как апертура, похожие элементы конструкций (например, овалы, средняя линия, терминалы), пропорции, какие-то графические рифмы между буквами. Если вы поймете принцип соединения знаков по группам (в дальнейшем мы покажем разные примеры таких групп), то сможете создать собственные группы под задачи конкретного шрифта.
Это самый общий вариант разделения на группы, чуть позже мы разберем подробнее каждую из них и причины такого разделения. Но начинали мы этот урок с рассказа о римском монументальном письме. При чем же здесь группы знаков?
Дело в том, что разговор о пропорциях и группах знаков неразрывно связан с этим направлением каллиграфии, и мы должны учитывать оба этих параметра при рисовании наших букв. Я буду рассказывать о пропорциях именно римского монументального письма, так как оно сильно повлияло на шрифтовой дизайн и является устоявшимся примером «классических» пропорций.
При этом стоит учитывать, что очень многие шрифты отходят от логики построения римского монументального письма. Это может касаться ширин всех знаков — их различия или, наоборот, схожести. Также группы одной ширины могут стать более широкими или более узкими относительно классического образца.
Условно мы можем разделить все прописные буквы латинского алфавита в классических пропорциях на четыре категории по ширине — от самых широких к самым узким. Эти категории во многом будут схожи с группами, которые мы получим при разделении знаков по формам.
- К первой группе с самыми широкими буквами относятся круглые знаки («О», «С», «G», «Q», «D»), форма которых приближена к кругу, а потому их можно вписать в квадрат. Квадрат здесь мы рассматриваем как условную «меру» ширины.
2. Далее следует группа, ширина знаков которой составляет чуть больше, чем три четверти квадрата. Это буквы «A», «V», «W», «M». Конечно, здесь ширины «М» и «W» не равны ширинам «A» и «V», но по смыслу и формам их можно объединить в одну категорию.
3. Ширина знаков третьей группы составляет три четверти от квадрата. В нее входят буквы «Н», «N», «U», «T», «X», «Y», «Z».
4. Последняя группа включает самые узкие знаки, ширина которых составляет примерно половину квадрата. К ней относятся буквы «B», «P», «E», «F», «R», «S», «L», «K».
Такое разделение по ширинам легло в основу проектирования букв, и современные шрифты во многом базируются на принципах, появившихся в I-V вв. Однако повторюсь: нахождение букв в одной «группе» не означает, что у нескольких знаков будет одинаковая ширина, а лишь показывает схожие пропорции и расположение букв на «оси ширины» — от самых широких до самых узких.
Что еще необходимо учитывать при работе с ширинами? Одна из основных характеристик при разработке шрифта — это количество белого в знаках. О том, как работать с внешним белым, мы пока говорить не будем, а внутреннее белое на этапе рисунка важно. Наше зрение учитывает не только количество черного в знаке, но и количество белого, и это нужно обязательно иметь в виду при рисовании букв и всех знаков в целом. Поскольку в европейской письменности принято писать слева направо и сверху вниз, наше зрение привыкло «считывать» буквы по диагонали от верхнего левого края к нижнему. Значение имеет также количество «разделений» горизонталями внутри формы, поэтому знаки, открытые сверху и не имеющие пересечений, будут казаться нам шире, чем другие, и чтобы получить визуально равноширинные буквы, этот аспект нужно компенсировать. Для примера можно сравнить буквы «A» и «V»: «V» почти всегда делается более узкой, чтобы по пропорциям быть похожей на «А», у которой белого внутри меньше.
Рисовать знаки базовой латиницы интуитивно, без базовых знаний, конечно, можно. Однако если опираться на теорию, результат будет намного лучше. Понимание того, как пропорции знаков должны работать между собой, помогает точнее выразить графическую идею шрифта. Поскольку с основной идеей мы определились после этапа скетчинга, а также задали характеристики основных знаков («Н», «О», «А»), я предлагаю перейти к рисованию других прописных букв, разделяя их на группы и не забывая о пропорциях.
Как еще мы можем разделить знаки? Наши основные группы можно разделить на более мелкие, чтобы подойти к работе более комплексно.
Вот пример разделения на группы, которые мы используем в TypeType при рисовании знаков (наши «базовые» знаки в этом и следующих наборах мы добавляем, чтобы сравнить новые знаки с уже готовыми буквами, а также сохранить общую идею шрифта и консистентность всей массы знаков. К группам они могут не относиться):
- «H», «A», «O» — работа с основными знаками, их пропорциями, формами и соотношением между основными типами букв;
- «A», «V», W«, «Y», «X», «Z», «H» — работа с треугольными знаками, их пропорциями, соотношениями и толщинами диагоналей;
- «H», «M», «N», «V» — работа с прямыми знаками с диагоналями: их необходимо рисовать как с опорой на форму прямых знаков («Н»), так и на форму диагоналей («V»);
- «O», «C», «G», «Q» — работа с круглыми знаками и их соотношением друг с другом;
- «H», «D», «O» — работа с буквой «D», которая одновременно и прямая, и круглая;
- «H», «B», «R», «P», «S», «O» — работа со знаками с полуовалами, которые имеют более сложную форму, при этом в таком порядке набора выстроена система ширин от большего к меньшему среди букв «B», «R», «P», «S». Формы полуовалов должны соотноситься с характером скругления в «O»;
- «H», «B», «E», «F», «L», «T», «V» — работа с прямыми знаками с горизонталями и схожими буквами. «H» и «B» здесь выступают ориентирами по ширине и массе для двухчастных знаков «E» и «F», которые в свою очередь уже являются ориентирами для буквы «L», а буква «Т», хоть и имеет только вертикальные и горизонтальные штрихи, по внутреннему белому ближе к треугольным знакам, поэтому сравниваем ее также и с «V»;
- «H», «R», «K», «X» — работа с элементами знаков — ноги у «R», «K», «X», которые должны соотноситься друг с другом по форме и характеру;
- «H», «U», «J», «I», «O» — работа с буквой «U» и «J», как похожей на нее в правой части;
- «C», «G», «S», «J» терминалы — работа с терминалами и их взаимосвязями друг с другом.
Все знаки необходимо тестировать в наборе знаков НН*знак*ННОО*знак*ОО и подобных сочетаниях, а также в наборе текста (о том, как тестировать нарисованные буквы, мы расскажем в следующем разделе). В процессе рисования лучше двигаться последовательно, от более общих черт к более конкретным.
Конечно, вышеперечисленные группы знаков — лишь верхушка айсберга, потому что аспектов отрисовки каждой буквы очень много. Мы рассматриваем лишь общий подход к рисованию. Более подробную информацию вы можете найти в других источниках, например, в книге Designing Type.
Теперь давайте посмотрим, как пропорции и группы знаков выглядят в готовых шрифтах. Для начала предлагаю рассмотреть все на примере разноширинной антиквы (а именно — шрифта Palatino), а чуть позже мы перейдем к нашим шрифтам-примерам — текстовой антикве и интерфейсному гротеску.
Пропорции в антикве и гротеске
Шрифтовой дизайн развивается непрерывно, и пропорции со временем тоже меняются. В исторических и современных шрифтах встречается большое разнообразие ширин в пропорциях, которые далеко ушли от своего римского «предка». Существуют две основные характеристики пропорций — разноширинный шрифт и равноширинный, и пропорции знаков в шрифте могут находиться между этими «полюсами». Эта характеристика может относиться как к антикве, так и гротескам.
Если опираться на очень сжатую классификацию шрифтов, то и в антиквах, и в гротесках встречаются оба вида, а в дисплейных шрифтах вопрос пропорций еще более вариативен.
Пропорции в антикве постепенно менялись, отходя от разноширинного принципа, и буквы становились все более близкими по пропорциям. В разделе про классификацию этому уделено больше внимания, здесь я рассматриваю только самые поверхностные параметры. Лучше всего это заметно на иллюстрациях.
В гротесках также присутсвуют как разноширинные, так равноширинные шрифты. Различия в пропорциях чаще встречаются в гуманистических и геометрических гротесках, а нео-гротески стремятся к равноширинности. В статье про классификации мы рассматривали самые известные шрифты этих типов — вы можете вернуться к ним и рассмотреть разницу.
Самое время вернуться к нашим примерам и рассмотреть разные варианты ширины прописных знаков. Поскольку текстовая антиква и шрифт для интерфейсов очень схожи по пропорциям, сравнивать я буду разноширинный гротеск и текстовую версию нашей антиквы.
Также обратите внимание на группы букв и то, как отличаются детали в двух шрифтах.
При сравнении двух этих типов становится понятен принцип работы с пропорциями и то, как они могут отличаться в разных шрифтах. Рисование букв с учетом пропорций позволит создать хорошо продуманный и выверенный продукт, и я советую уделять этому аспекту большое внимание. Добавлю только то, что видов шрифтов и их графических особенностей очень много, поэтому старайтесь не просто рисовать буквы, следуя устоявшимся образцам, а еще и анализировать каждый конкретный случай. Классические правила не всегда могут работать на вашу идею, поэтому критически подходите к любому решению.
А на следующем уроке мы перейдем к проработке контуров на детальном уровне — оставайтесь с нами!