Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости.
Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!
Узкие шрифты
Узкие шрифты довольно популярны в современном мире. Однако активно использовать их начали еще в начале 20 века.
Самый известный пример — шрифт FF DIN, разработанный в 1995 году нидерландским дизайнером Альбертом-Яном Пулом. В основу семейства лег шрифтовой стандарт DIN 1451, который разработал Немецкий институт стандартизации (Deutsches Institut für Normung) в 1931 году.
DIN 1451 представлял из себя набор документов и регламентов, определяющих графику знаков в инженерных и технических чертежах. Позже его приняли как стандарт для оформления различных навигационных надписей, информационных табличек и уличных указателей. А со временем DIN 1451 обрел еще большую популярность: его стали использовать на вывесках, для оформления этикеток и даже в рекламе.
Неудивительно, что узкие шрифты выглядят для нас достаточно привычно и нейтрально, хоть и привлекают внимание. Сегодня существует множество различных узких шрифтов — как полностью зауженные семейства, так и узкие версии «стандартных» шрифтов внутри гарнитур.
Виды узких шрифтов
Узкие начертания
Узкими шрифтами внутри гарнитуры обычно называют более узкие начертания относительно «стандартного» или «базового». И внутри них тоже есть своя иерархия.
Так, среди узких шрифтов есть начертания Compressed, Condensed и Compact, где Compressed — наиболее узкий вариант, а Compact — наиболее широкий, то есть приближенный к «нормальному». В дизайне же чаще всего используется начертание Condensed.
В наших гарнитурах узкие начертания есть во многих гротесках.
Так, начертание Compressed вы можете увидеть в гарнитурах TT Lakes Neue, TT Octosquares и TT Rounds Neue.
Compact входит в бестселлеры TT Commons™ Pro, TT Norms® Pro и TT Hoves Pro.
Condensed же есть во многих гарнитурах TypeType.
Шрифты с узкими пропорциями
Кроме того, узкие шрифты могут существовать не только как подсемейства больших семейств, но и как самостоятельные гарнитуры. Узкие пропорции в таких шрифтах проявляются во всех начертаниях, в том числе в базовом — это особенность их рисунка.
В коллекции TypeType есть как гротески, так и антиквы с узкими пропорциями. Среди гротесков — TT Trailers, TT Carvist, TT Modernoir (с OT фичей SS01 — Condensed Ovals). В числе антикв — TT Espina, TT Ricks и TT Cometus.
Где используются узкие шрифты?
Область применения таких шрифтов огромная: навигация, афиши и постеры, баннеры, упаковка, брендинг, веб-дизайн — и это далеко не все. Такое широкое распространение в дизайне узкие гротески получили благодаря своей форме: они компактнее, чем более привычные для нас шрифты средней ширины. За счет этого на небольшой площади можно вместить больший объем текста.
Использование зауженных шрифов — это общемировая практика с гарантированно хорошим результатом: такие шрифты выглядят очень современно, а стиль шрифта можно подобрать под себя в зависимости от задач.
Так, посмотрите на айдентику студии REBOOT, частью которой стал TT Bluescreens Condensed. Благодаря узким пропорциям шрифта дизайн выглядит ультрасовременно, смело и необычно, при этом достаточно лаконично.
Другой пример — шрифт TT Interphases G8 Condensed, созданный специально для фестиваля G8. В данном случае узкие пропорции шрифта придают дизайну более яркий, смелый и творческий характер.
В айдентике хорватской компании LED elektronika вы можете увидеть Condensed-версию шрифта TT Supermolot Neue. В данном случае это решение придает дизайну серьезности и технологичности, при этом сохраняется нейтральность.
Если говорить об «изначально» узких шрифтах, можно посмотреть на айдентику студии брендинга Mindt, частью которой стала антиква с узкими пропорциями TT Ricks в тонком начертании. Такой дизайн выглядит современно, смело и даже дерзко.
Еще один подобный пример — айдентика Festival Summer Plovdiv 2023, в которой используется выразительный TT Trailers. Этот шрифт тоже отличается узкими пропорциями. Дизайну он придает яркости, необычности и беззаботности.
Широкие шрифты
На противоположном конце шкалы находятся широкие шрифты. В дизайне они используются реже, чем узкие, так как выполняют лишь эстетическую функцию — ведь за счет расширенных пропорций их не только сложнее поместить в макет или использовать в вебе, но и неудобнее читать. Однако именно в этом заключается их преимущество для ряда задач.
Так, широкие и сверхширокие начертания сильно меняют восприятие текста. В таких шрифтах форма символов меняется, появляется больше горизонталей. Даже короткие слова, набранные ими, читаются медленнее — но благодаря этому каждое слово становится значимым и запоминающимся. Все, что находится вокруг текста, выглядит обильным и впечатляющим.
Расширенные начертания шрифтов хорошо читаются под углом — перспектива компенсирует пропорции. Поэтому такие шрифты часто используют производители автомобилей, самолетов и спорттоваров.
Примеры использования широких шрифтов
Широкие шрифты — яркий тренд в области веб-дизайна и брендинга. Они придают проектам смелости и брутальности, выглядят необычно, привлекательно и завораживающе. Широкий массивный блок текста сразу привлекает к себе внимание, становится заметной дизайн-единицей и делает макет ультрамодным.
Иногда пропорции знаков могут быть настолько широкими, что шрифт теряет свою смысловую функцию и становится графическим объектом. Именно такой пример можно увидеть в проекте SHIFTBRAIN 20th, созданном в честь 20-летия маркетинговой компании SHIFTBRAIN. На сайте используется шрифт SHIFTBRAIN Norms Variable — кастомизированная версия нашего бестселлера TT Norms® Pro. Шрифт в данном случае расширен до пределов.
Еще один пример — айдентика компании по производству добавок из коллагена Ethos, в которой используется стильный дизайнерский шрифт TT Globs с широкими пропорциями. Для большего эффекта здесь дополнительно увеличено расстояние между знаками.
Менее радикальное «расширение» можно увидеть в дизайне рынка Teze Bazar, который в качестве фирменного шрифта использует геометрический гротеск TT Travels. По сравнению с предыдущим примером, ширина знаков здесь кажется практически «стандартной», и все же расширенные пропорции придают дизайну свой шарм.
Виды широких шрифов
Широкие начертания
Существует несколько терминов для обозначения широких шрифов — Expanded, Extended и Wide. Однако между ними, в отличие от узких шрифтов, нет четкой иерархии. Внутри шрифтовых семейств более широкие подсемейства относительно стандартного могут называться любым из этих трех терминов.
Шрифты с широкими пропорциями
Как и в случае с узкими, существуют широкие шрифты, пропорции которых расширены в стандартном начертании, что обусловлено художественной идеей. Например, в нашей коллекции это TT Travels Next и TT Travels Text, TT Runs, TT Autonomous и TT Globs.
Узкие и широкие шрифты в одной гарнитуре: преимущества
Очень удобно, когда узкие и широкие версии шрифтов представлены внутри одного шрифтового семейства. Это позволяет легко создать гармоничную шрифтовую пару, ведь шрифты разной ширины внутри одной гарнитуры будут иметь единую графическую систему и очень близкий рисунок знаков. Выбрав необходимую ширину, можно расставить необходимые смысловые и визуальные акценты.
По этой причине вариативные шрифты с осью ширины в использовании в дизайне не имеют себе равных — можно выбрать любое значение для необходимого именно вам акцента. Подробнее о том, что такое вариативные шрифты и как их использовать читайте в нашей статье.
В суперсемействах TypeType, таких как TT Commons™ Pro, TT Norms® Pro, TT Hoves Pro, TT Octosquares, TT Supermolot Neue, TT Lakes Neue и других помимо стандартного есть подсемейства Condensed, Compact и Expanded, а вариативный шрифт меняется по трем осям, в том числе по ширине. Это позволяет менять текст до неузнаваемости и бесконечно экспериментировать с дизайном, не выходя за рамки стилистики шрифта.
Важные нюансы
Очень важно при использовании узких и широких шрифтов следить за читабельностью символов. И узкие, и широкие шрифты не так хороши для чтения больших текстовых блоков, поэтому лучше использовать их точечно, как акцентные детали. Кроме того, они лучше всего работают в средних и больших размерах — в маленьком кегле буквы могут слипаться.
Рекомендуем избегать «механического» сжатия или расширения шрифтов в графических или текстовых редакторах. При таком подходе формы букв будут искажаться, а рисунок шрифта нарушится. Оптимально использовать шрифты, которые уже имеют в комплекте узкое или широкое начертание.
Заключение
В коллекции TypeType у многих гротесков есть узкие и широкие версии. Мы делаем их, потому что понимаем, что в условиях мимолетно меняющихся трендов дизайнеры постоянно находятся в поиске новых шрифтов для своих задач. Узкие и широкие версии «стандартных» гротесков позволяют решить большинство из этих задач. Как мы уже сказали, разнообразные начертания внутри одной гарнитуры значительно расширяют возможности для экспериментов.
Широкое или узкое подсемейство идеально сочетается с другими ширинами внутри семейства. Вы можете с легкостью использовать как вариативную версию, так и статичные начертания. Все шрифты в гарнитуре имеют единый характер, родственные формы знаков, одинаковые технические настройки и OpenType фичи. А самое главное — мы точно знаем, как именно следует расширить (или сузить) ваш любимый гротеск, чтобы он выглядел идеально. Кроме того, в нашей коллекции есть самобытные акцидентные шрифты с узкими и широкими пропорциями, которые добавят вашему проекту уникальности и необычности.
Используйте узкие и широкие версии шрифтов и открывайте новые грани вашего дизайна!