top_banner_ttfors05
Главная Блог Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости.

Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узкие шрифты

Узкие шрифты довольно популярны в современном мире. Однако активно использовать их начали еще в начале 20 века.

Самый известный пример — шрифт FF DIN, разработанный в 1995 году нидерландским дизайнером Альбертом-Яном Пулом. В основу семейства лег шрифтовой стандарт DIN 1451, который разработал Немецкий институт стандартизации (Deutsches Institut für Normung) в 1931 году.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

DIN 1451 представлял из себя набор документов и регламентов, определяющих графику знаков в инженерных и технических чертежах. Позже его приняли как стандарт для оформления различных навигационных надписей, информационных табличек и уличных указателей. А со временем DIN 1451 обрел еще большую популярность: его стали использовать на вывесках, для оформления этикеток и даже в рекламе.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Неудивительно, что узкие шрифты выглядят для нас достаточно привычно и нейтрально, хоть и привлекают внимание. Сегодня существует множество различных узких шрифтов — как полностью зауженные семейства, так и узкие версии «стандартных» шрифтов внутри гарнитур.

Виды узких шрифтов

Узкие начертания

Узкими шрифтами внутри гарнитуры обычно называют более узкие начертания относительно «стандартного» или «базового». И внутри них тоже есть своя иерархия.

Так, среди узких шрифтов есть начертания Compressed, Condensed и Compact, где Compressed — наиболее узкий вариант, а Compact — наиболее широкий, то есть приближенный к «нормальному». В дизайне же чаще всего используется начертание Condensed.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

В наших гарнитурах узкие начертания есть во многих гротесках.

Так, начертание Compressed вы можете увидеть в гарнитурах TT Lakes Neue, TT Octosquares и TT Rounds Neue.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Compact входит в бестселлеры TT Commons™ Pro, TT Norms® Pro и TT Hoves Pro.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Condensed же есть во многих гарнитурах TypeType.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Шрифты с узкими пропорциями

Кроме того, узкие шрифты могут существовать не только как подсемейства больших семейств, но и как самостоятельные гарнитуры. Узкие пропорции в таких шрифтах проявляются во всех начертаниях, в том числе в базовом — это особенность их рисунка.

В коллекции TypeType есть как гротески, так и антиквы с узкими пропорциями. Среди гротесков — TT Trailers, TT Carvist, TT Modernoir (с OT фичей SS01 — Condensed Ovals). В числе антикв — TT Espina, TT Ricks и TT Cometus.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Где используются узкие шрифты?

Область применения таких шрифтов огромная: навигация, афиши и постеры, баннеры, упаковка, брендинг, веб-дизайн — и это далеко не все. Такое широкое распространение в дизайне узкие гротески получили благодаря своей форме: они компактнее, чем более привычные для нас шрифты средней ширины. За счет этого на небольшой площади можно вместить больший объем текста.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Использование зауженных шрифов — это общемировая практика с гарантированно хорошим результатом: такие шрифты выглядят очень современно, а стиль шрифта можно подобрать под себя в зависимости от задач.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Так, посмотрите на айдентику студии REBOOT, частью которой стал TT Bluescreens Condensed. Благодаря узким пропорциям шрифта дизайн выглядит ультрасовременно, смело и необычно, при этом достаточно лаконично.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Другой пример — шрифт TT Interphases G8 Condensed, созданный специально для фестиваля G8. В данном случае узкие пропорции шрифта придают дизайну более яркий, смелый и творческий характер.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

В айдентике хорватской компании LED elektronika вы можете увидеть Condensed-версию шрифта TT Supermolot Neue. В данном случае это решение придает дизайну серьезности и технологичности, при этом сохраняется нейтральность.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Если говорить об «изначально» узких шрифтах, можно посмотреть на айдентику студии брендинга Mindt, частью которой стала антиква с узкими пропорциями TT Ricks в тонком начертании. Такой дизайн выглядит современно, смело и даже дерзко.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Еще один подобный пример — айдентика Festival Summer Plovdiv 2023, в которой используется выразительный TT Trailers. Этот шрифт тоже отличается узкими пропорциями. Дизайну он придает яркости, необычности и беззаботности.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие шрифты

На противоположном конце шкалы находятся широкие шрифты. В дизайне они используются реже, чем узкие, так как выполняют лишь эстетическую функцию — ведь за счет расширенных пропорций их не только сложнее поместить в макет или использовать в вебе, но и неудобнее читать. Однако именно в этом заключается их преимущество для ряда задач.

Так, широкие и сверхширокие начертания сильно меняют восприятие текста. В таких шрифтах форма символов меняется, появляется больше горизонталей. Даже короткие слова, набранные ими, читаются медленнее — но благодаря этому каждое слово становится значимым и запоминающимся. Все, что находится вокруг текста, выглядит обильным и впечатляющим.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Расширенные начертания шрифтов хорошо читаются под углом — перспектива компенсирует пропорции. Поэтому такие шрифты часто используют производители автомобилей, самолетов и спорттоваров.

Примеры использования широких шрифтов

Широкие шрифты — яркий тренд в области веб-дизайна и брендинга. Они придают проектам смелости и брутальности, выглядят необычно, привлекательно и завораживающе. Широкий массивный блок текста сразу привлекает к себе внимание, становится заметной дизайн-единицей и делает макет ультрамодным.

Иногда пропорции знаков могут быть настолько широкими, что шрифт теряет свою смысловую функцию и становится графическим объектом. Именно такой пример можно увидеть в проекте SHIFTBRAIN 20th, созданном в честь 20-летия маркетинговой компании SHIFTBRAIN. На сайте используется шрифт SHIFTBRAIN Norms Variable — кастомизированная версия нашего бестселлера TT Norms® Pro. Шрифт в данном случае расширен до пределов.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Еще один пример — айдентика компании по производству добавок из коллагена Ethos, в которой используется стильный дизайнерский шрифт TT Globs с широкими пропорциями. Для большего эффекта здесь дополнительно увеличено расстояние между знаками.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Менее радикальное «расширение» можно увидеть в дизайне рынка Teze Bazar, который в качестве фирменного шрифта использует геометрический гротеск TT Travels. По сравнению с предыдущим примером, ширина знаков здесь кажется практически «стандартной», и все же расширенные пропорции придают дизайну свой шарм.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Виды широких шрифов

Широкие начертания

Существует несколько терминов для обозначения широких шрифов — Expanded, Extended и Wide. Однако между ними, в отличие от узких шрифтов, нет четкой иерархии. Внутри шрифтовых семейств более широкие подсемейства относительно стандартного могут называться любым из этих трех терминов.

Шрифты с широкими пропорциями

Как и в случае с узкими, существуют широкие шрифты, пропорции которых расширены в стандартном начертании, что обусловлено художественной идеей. Например, в нашей коллекции это TT Travels Next и TT Travels Text, TT Runs, TT Autonomous и TT Globs.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Узкие и широкие шрифты в одной гарнитуре: преимущества

Очень удобно, когда узкие и широкие версии шрифтов представлены внутри одного шрифтового семейства. Это позволяет легко создать гармоничную шрифтовую пару, ведь шрифты разной ширины внутри одной гарнитуры будут иметь единую графическую систему и очень близкий рисунок знаков. Выбрав необходимую ширину, можно расставить необходимые смысловые и визуальные акценты.

По этой причине вариативные шрифты с осью ширины в использовании в дизайне не имеют себе равных — можно выбрать любое значение для необходимого именно вам акцента. Подробнее о том, что такое вариативные шрифты и как их использовать читайте в нашей статье.

В суперсемействах TypeType, таких как TT Commons™ Pro, TT Norms® Pro, TT Hoves Pro, TT Octosquares, TT Supermolot Neue, TT Lakes Neue и других помимо стандартного есть подсемейства Condensed, Compact и Expanded, а вариативный шрифт меняется по трем осям, в том числе по ширине. Это позволяет менять текст до неузнаваемости и бесконечно экспериментировать с дизайном, не выходя за рамки стилистики шрифта.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Важные нюансы

Очень важно при использовании узких и широких шрифтов следить за читабельностью символов. И узкие, и широкие шрифты не так хороши для чтения больших текстовых блоков, поэтому лучше использовать их точечно, как акцентные детали. Кроме того, они лучше всего работают в средних и больших размерах — в маленьком кегле буквы могут слипаться.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Рекомендуем избегать «механического» сжатия или расширения шрифтов в графических или текстовых редакторах. При таком подходе формы букв будут искажаться, а рисунок шрифта нарушится. Оптимально использовать шрифты, которые уже имеют в комплекте узкое или широкое начертание.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Заключение

В коллекции TypeType у многих гротесков есть узкие и широкие версии. Мы делаем их, потому что понимаем, что в условиях мимолетно меняющихся трендов дизайнеры постоянно находятся в поиске новых шрифтов для своих задач. Узкие и широкие версии «стандартных» гротесков позволяют решить большинство из этих задач. Как мы уже сказали, разнообразные начертания внутри одной гарнитуры значительно расширяют возможности для экспериментов.

Широкое или узкое подсемейство идеально сочетается с другими ширинами внутри семейства. Вы можете с легкостью использовать как вариативную версию, так и статичные начертания. Все шрифты в гарнитуре имеют единый характер, родственные формы знаков, одинаковые технические настройки и OpenType фичи. А самое главное — мы точно знаем, как именно следует расширить (или сузить) ваш любимый гротеск, чтобы он выглядел идеально. Кроме того, в нашей коллекции есть самобытные акцидентные шрифты с узкими и широкими пропорциями, которые добавят вашему проекту уникальности и необычности.

Используйте узкие и широкие версии шрифтов и открывайте новые грани вашего дизайна!

Последние публикации

УниверситеТТ: Урок 10. Рисование базовых строчных знаков

Добро пожаловать на десятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. В прошлый раз мы говорили о проработке прописных знаков на детальном уровне. Теперь настало время разобраться с базовыми строчными знаками!

Узнать больше
Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

В этой статье мы разберёмся, что такое удобочитаемость и разборчивость и в чём разница между ними, каким должен быть разборчивый шрифт и от чего зависит читабельность текста. Отвечаем на вопрос, почему эти понятия так важны и как добиться их идеального баланса по отношению к шрифтам.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для профессиональных презентаций PowerPoint в 2025 году

Смотрите и выбирайте лучшие шрифты для PowerPoint, которые помогут вывести качество ваших презентаций на профессиональный уровень. Составили для вас список из 10-ти выдающихся шрифтов, популярных среди дизайнеров презентаций в PowerPoint, Google Slides, Keynote, которые несомненно станут и вашими любимыми.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для визитки: выбор профессионала

Хотите привлечь внимание к своему бренду и произвести впечатление на клиентов своими визитками? Узнайте, какие шрифты и шрифтовые комбинации лучше подходят для визитных карточек и ознакомьтесь с нашей подборкой шрифтов, получивших высокую оценку профессионалов полиграфического дизайна.

Узнать больше
Лучший шрифт для резюме в 2025 году: что рекомендуют дизайнеры?

Каким шрифтом писать резюме? Как шрифт влияет на качество резюме и на какие критерии стоит опираться при подборе? Какие шрифты точно не стоит использовать для резюме и почему? Рассказали обо всех нюансах в статье и подготовили подборку лучших шрифтов для резюме в 2025 году.

Узнать больше
Шрифтовая Вселенная в бутылке: как Pinot Agency и TypeType создали «шрифтовое вино»

Студия шрифтового дизайна TypeType и брендинговое агентство Pinot Agency объединили шрифты и вино и создали «шрифтовое вино» — проект, зародившийся в разговорах за игристым и разросшийся до космических масштабов. Что это такое и с чем его пьют — рассказываем в статье!

Узнать больше
Специальные символы и знаки пунктуации в шрифтах: гайд по типографским символам

Специальные символы и знаки пунктуации есть практически во всех шрифтах. Они играют важную роль в восприятии и читаемости текста, а также несут вспомогательные (а иногда и декоративные) функции. Например, такие символы помогают организовать и структурировать текст, придавать дополнительные значения и передавать эмоции. В этой статье мы рассмотрим самые популярные и интересные символы и знаки.

Узнать больше
Буквы с характером: как мы разрабатывали фирменный шрифт для Одноклассников‎

В 2022 году социальная сеть Одноклассники‎ (ОК) начала обновление фирменного стиля. Изменили логотип, расширили функциональность сервиса и сделали визуальную айдентику более современной. После этого ОК пришли к нам в TypeType с запросом на разработку фирменного шрифта. Что из этого получилось — рассказываем в статье!

Узнать больше
Цифры и числа в типографике: основные виды

Мы очень много рассказываем вам про буквы, а вот цифры обычно упоминаем вскользь. А между тем это очень интересная и не такая простая, как может показаться на первый взгляд, тема. Так что эту статью мы полностью посвятили цифрам! Вы узнаете, какие типы цифр бывают и для чего они нужны, какие особенности у каждого из этих видов и где найти их в шрифте.

Узнать больше

Узнать больше

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2025 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2025 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Добро пожаловать на девятый урок нашего «УниверситеТТа»! Сегодня мы углубимся в тему и перейдем к проработке деталей. Шрифт — это цельная визуальная система. Это проявляется на всех уровнях: как на глобальных (тип шрифта, насыщенность, пропорции, контраст, общие формы), так и на более мелких, которые включают в себя все графические ходы в отдельных знаках. Давайте разберемся, как визуальные детали влияют на общее восприятие шрифта.

Узнать больше
15 лучших контурных шрифтов, одобренных дизайнерами в 2025 году

Контурные шрифты — отличный способ разнообразить ваш дизайн, сделать его привлекательным и броским. Что они из себя представляют, где используются и с какими стилями шрифтов сочетаются?
Обо всем этом мы рассказали в нашей статье, а также выбрали лучшие контурные шрифты для различных проектов.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для дизайна плакатов

Выбор правильного шрифта улучшает читабельность вашего плаката или постера, а также связывает весь дизайн плаката воедино, делая его более эффективным. Узнайте, какие шрифты для плакатов лучше всего использовать успешным дизайнерам.

Узнать больше