Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

ГлавнаяБлогИз крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости.

Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узкие шрифты

Узкие шрифты довольно популярны в современном мире. Однако активно использовать их начали еще в начале 20 века.

Самый известный пример — шрифт FF DIN, разработанный в 1995 году нидерландским дизайнером Альбертом-Яном Пулом. В основу семейства лег шрифтовой стандарт DIN 1451, который разработал Немецкий институт стандартизации (Deutsches Institut für Normung) в 1931 году.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

DIN 1451 представлял из себя набор документов и регламентов, определяющих графику знаков в инженерных и технических чертежах. Позже его приняли как стандарт для оформления различных навигационных надписей, информационных табличек и уличных указателей. А со временем DIN 1451 обрел еще большую популярность: его стали использовать на вывесках, для оформления этикеток и даже в рекламе.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Неудивительно, что узкие шрифты выглядят для нас достаточно привычно и нейтрально, хоть и привлекают внимание. Сегодня существует множество различных узких шрифтов — как полностью зауженные семейства, так и узкие версии «стандартных» шрифтов внутри гарнитур.

Виды узких шрифтов

Узкие начертания

Узкими шрифтами внутри гарнитуры обычно называют более узкие начертания относительно «стандартного» или «базового». И внутри них тоже есть своя иерархия.

Так, среди узких шрифтов есть начертания Compressed, Condensed и Compact, где Compressed — наиболее узкий вариант, а Compact — наиболее широкий, то есть приближенный к «нормальному». В дизайне же чаще всего используется начертание Condensed.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

В наших гарнитурах узкие начертания есть во многих гротесках.

Так, начертание Compressed вы можете увидеть в гарнитурах TT Lakes Neue, TT Octosquares и TT Rounds Neue.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Compact входит в бестселлеры TT Commons™ Pro, TT Norms® Pro и TT Hoves Pro.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Condensed же есть во многих гарнитурах TypeType.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Шрифты с узкими пропорциями

Кроме того, узкие шрифты могут существовать не только как подсемейства больших семейств, но и как самостоятельные гарнитуры. Узкие пропорции в таких шрифтах проявляются во всех начертаниях, в том числе в базовом — это особенность их рисунка.

В коллекции TypeType есть как гротески, так и антиквы с узкими пропорциями. Среди гротесков — TT Trailers, TT Carvist, TT Modernoir (с OT фичей SS01 — Condensed Ovals). В числе антикв — TT Espina, TT Ricks и TT Cometus.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Где используются узкие шрифты?

Область применения таких шрифтов огромная: навигация, афиши и постеры, баннеры, упаковка, брендинг, веб-дизайн — и это далеко не все. Такое широкое распространение в дизайне узкие гротески получили благодаря своей форме: они компактнее, чем более привычные для нас шрифты средней ширины. За счет этого на небольшой площади можно вместить больший объем текста.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Использование зауженных шрифов — это общемировая практика с гарантированно хорошим результатом: такие шрифты выглядят очень современно, а стиль шрифта можно подобрать под себя в зависимости от задач.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Так, посмотрите на айдентику студии REBOOT, частью которой стал TT Bluescreens Condensed. Благодаря узким пропорциям шрифта дизайн выглядит ультрасовременно, смело и необычно, при этом достаточно лаконично.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Другой пример — шрифт TT Interphases G8 Condensed, созданный специально для фестиваля G8. В данном случае узкие пропорции шрифта придают дизайну более яркий, смелый и творческий характер.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

В айдентике хорватской компании LED elektronika вы можете увидеть Condensed-версию шрифта TT Supermolot Neue. В данном случае это решение придает дизайну серьезности и технологичности, при этом сохраняется нейтральность.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Если говорить об «изначально» узких шрифтах, можно посмотреть на айдентику студии брендинга Mindt, частью которой стала антиква с узкими пропорциями TT Ricks в тонком начертании. Такой дизайн выглядит современно, смело и даже дерзко.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Еще один подобный пример — айдентика Festival Summer Plovdiv 2023, в которой используется выразительный TT Trailers. Этот шрифт тоже отличается узкими пропорциями. Дизайну он придает яркости, необычности и беззаботности.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие шрифты

На противоположном конце шкалы находятся широкие шрифты. В дизайне они используются реже, чем узкие, так как выполняют лишь эстетическую функцию — ведь за счет расширенных пропорций их не только сложнее поместить в макет или использовать в вебе, но и неудобнее читать. Однако именно в этом заключается их преимущество для ряда задач.

Так, широкие и сверхширокие начертания сильно меняют восприятие текста. В таких шрифтах форма символов меняется, появляется больше горизонталей. Даже короткие слова, набранные ими, читаются медленнее — но благодаря этому каждое слово становится значимым и запоминающимся. Все, что находится вокруг текста, выглядит обильным и впечатляющим.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Расширенные начертания шрифтов хорошо читаются под углом — перспектива компенсирует пропорции. Поэтому такие шрифты часто используют производители автомобилей, самолетов и спорттоваров.

Примеры использования широких шрифтов

Широкие шрифты — яркий тренд в области веб-дизайна и брендинга. Они придают проектам смелости и брутальности, выглядят необычно, привлекательно и завораживающе. Широкий массивный блок текста сразу привлекает к себе внимание, становится заметной дизайн-единицей и делает макет ультрамодным.

Иногда пропорции знаков могут быть настолько широкими, что шрифт теряет свою смысловую функцию и становится графическим объектом. Именно такой пример можно увидеть в проекте SHIFTBRAIN 20th, созданном в честь 20-летия маркетинговой компании SHIFTBRAIN. На сайте используется шрифт SHIFTBRAIN Norms Variable — кастомизированная версия нашего бестселлера TT Norms® Pro. Шрифт в данном случае расширен до пределов.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Еще один пример — айдентика компании по производству добавок из коллагена Ethos, в которой используется стильный дизайнерский шрифт TT Globs с широкими пропорциями. Для большего эффекта здесь дополнительно увеличено расстояние между знаками.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Менее радикальное «расширение» можно увидеть в дизайне рынка Teze Bazar, который в качестве фирменного шрифта использует геометрический гротеск TT Travels. По сравнению с предыдущим примером, ширина знаков здесь кажется практически «стандартной», и все же расширенные пропорции придают дизайну свой шарм.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Виды широких шрифов

Широкие начертания

Существует несколько терминов для обозначения широких шрифов — Expanded, Extended и Wide. Однако между ними, в отличие от узких шрифтов, нет четкой иерархии. Внутри шрифтовых семейств более широкие подсемейства относительно стандартного могут называться любым из этих трех терминов.

Шрифты с широкими пропорциями

Как и в случае с узкими, существуют широкие шрифты, пропорции которых расширены в стандартном начертании, что обусловлено художественной идеей. Например, в нашей коллекции это TT Travels Next и TT Travels Text, TT Runs, TT Autonomous и TT Globs.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Узкие и широкие шрифты в одной гарнитуре: преимущества

Очень удобно, когда узкие и широкие версии шрифтов представлены внутри одного шрифтового семейства. Это позволяет легко создать гармоничную шрифтовую пару, ведь шрифты разной ширины внутри одной гарнитуры будут иметь единую графическую систему и очень близкий рисунок знаков. Выбрав необходимую ширину, можно расставить необходимые смысловые и визуальные акценты.

По этой причине вариативные шрифты с осью ширины в использовании в дизайне не имеют себе равных — можно выбрать любое значение для необходимого именно вам акцента. Подробнее о том, что такое вариативные шрифты и как их использовать читайте в нашей статье.

В суперсемействах TypeType, таких как TT Commons™ Pro, TT Norms® Pro, TT Hoves Pro, TT Octosquares, TT Supermolot Neue, TT Lakes Neue и других помимо стандартного есть подсемейства Condensed, Compact и Expanded, а вариативный шрифт меняется по трем осям, в том числе по ширине. Это позволяет менять текст до неузнаваемости и бесконечно экспериментировать с дизайном, не выходя за рамки стилистики шрифта.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Важные нюансы

Очень важно при использовании узких и широких шрифтов следить за читабельностью символов. И узкие, и широкие шрифты не так хороши для чтения больших текстовых блоков, поэтому лучше использовать их точечно, как акцентные детали. Кроме того, они лучше всего работают в средних и больших размерах — в маленьком кегле буквы могут слипаться.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Рекомендуем избегать «механического» сжатия или расширения шрифтов в графических или текстовых редакторах. При таком подходе формы букв будут искажаться, а рисунок шрифта нарушится. Оптимально использовать шрифты, которые уже имеют в комплекте узкое или широкое начертание.

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Заключение

В коллекции TypeType у многих гротесков есть узкие и широкие версии. Мы делаем их, потому что понимаем, что в условиях мимолетно меняющихся трендов дизайнеры постоянно находятся в поиске новых шрифтов для своих задач. Узкие и широкие версии «стандартных» гротесков позволяют решить большинство из этих задач. Как мы уже сказали, разнообразные начертания внутри одной гарнитуры значительно расширяют возможности для экспериментов.

Широкое или узкое подсемейство идеально сочетается с другими ширинами внутри семейства. Вы можете с легкостью использовать как вариативную версию, так и статичные начертания. Все шрифты в гарнитуре имеют единый характер, родственные формы знаков, одинаковые технические настройки и OpenType фичи. А самое главное — мы точно знаем, как именно следует расширить (или сузить) ваш любимый гротеск, чтобы он выглядел идеально. Кроме того, в нашей коллекции есть самобытные акцидентные шрифты с узкими и широкими пропорциями, которые добавят вашему проекту уникальности и необычности.

Используйте узкие и широкие версии шрифтов и открывайте новые грани вашего дизайна!

Последние публикации

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2024 году

10 главных трендов типографики в 2024 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2024 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Добро пожаловать на девятый урок нашего «УниверситеТТа»! Сегодня мы углубимся в тему и перейдем к проработке деталей. Шрифт — это цельная визуальная система. Это проявляется на всех уровнях: как на глобальных (тип шрифта, насыщенность, пропорции, контраст, общие формы), так и на более мелких, которые включают в себя все графические ходы в отдельных знаках. Давайте разберемся, как визуальные детали влияют на общее восприятие шрифта.

Узнать больше
15 лучших контурных шрифтов, одобренных дизайнерами в 2024 году

15 лучших контурных шрифтов, одобренных дизайнерами в 2024 году

Контурные шрифты — отличный способ разнообразить ваш дизайн, сделать его привлекательным и броским. Что они из себя представляют, где используются и с какими стилями шрифтов сочетаются?
Обо всем этом мы рассказали в нашей статье, а также выбрали лучшие контурные шрифты для различных проектов.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для дизайна плакатов

10 лучших шрифтов для дизайна плакатов

Выбор правильного шрифта улучшает читабельность вашего плаката или постера, а также связывает весь дизайн плаката воедино, делая его более эффективным. Узнайте, какие шрифты для плакатов лучше всего использовать успешным дизайнерам.

Узнать больше