24 апреля, 19:00. «Колмогоров: как создать шрифт на основе почерка ученого». Присоединиться

За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

ГлавнаяБлогК 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Говорят, по почерку можно судить о характере его обладателя. Однако зачем кого-то судить, если можно сделать шрифт на основе почерка человека, внесшего огромный вклад в науку? 

О таком проекте и рассказываем в этой статье.

О проекте

Шрифт на основе почерка Колгоморова — совместный проект студии TypeType и компании Сколково, реализованный в честь 120-летия российского математика.

Андрей Николаевич Колмогоров — известный во всём мире математик XX века. Внёс большой вклад в появление современной теории вероятностей, создал научные труды по теории множеств, теории интеграла и теории приближения функций. Являлся членом Парижской Академии наук, Лондонского королевского общества, Национальной академии наук США и многих других научных организаций.

Команда Сколково обратилась в нашу студию в декабре 2022 года с предложением создать шрифт по почерку Андрея Николаевича. 

Референсами шрифтовой гарнитуры стали дневники ученого. 

Шрифт создавался для использования в крупном масштабе: для декорирования стен, создания различных надписей и оформления плакатов.

Исследование почерка и первые скетчи

Создание рукописного шрифта — это баланс творчества и технического мастерства шрифтового дизайнера. С одной стороны, важно передать все характерные формы референсного почерка. С другой, необходимо сделать шрифт рабочим инструментом, с которым будет удобно работать дизайнерам. 

Мы начали работу над шрифтом с исследования дневников Андрея Николаевича Колмогорова. У нас было несколько страниц записей ученого, на основе которых нам предстояло выявить основные графические черты будущего шрифта. 

На почерк человека влияют разные факторы: эмоциональное состояние, инструмент, которым велись записи, скорость письма.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображениях выше можно увидеть, что почерк Колгоморова в дневнике меняется от аккуратного к беглому. Буквы то демонстрируют четкий ритм, то становятся едва различимы. Меняется и инструмент. В ранний период буквы написаны шариковой ручкой, в более поздний — перьевой. Это усложняло поиск необходимых для шрифта форм. 

За основу шрифта мы взяли более разборчивый почерк. Графику недостающих символов смотрели в других записях, отрисовывая их в похожей, но более читаемой стилистике.

Отрисовка кириллицы и латиницы

Чаще всего разработка шрифта начинается с латиницы, хотя это не является обязательным правилом типографики. В этом проекте нам предстояло начать с кириллицы, затем отрисовать латиницу, цифры и математические знаки. 

Работать с исходниками можно было двумя способами:

  1. Взять знаки, сделать трейс, почистить контур в шрифтовом редакторе;
  2. Обвести буквы на планшете, и после перевести их в шрифтовом редакторе в чистовой вид.

Исходные файлы дневниковых записей были не очень высокого качества, поэтому мы решили не использовать первый вариант и начать со второго. Чтобы проверить работу этого способа, была выбрана текстовая фраза «математические открытия», написанная вручную в приложении для графического дизайна.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

После согласования тестовой фразы с командой Сколково, мы начали векторную отрисовку «математических открытий».

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображениях выше можно увидеть разницу между графикой букв «о» и «м» в рукописном и векторном вариантах. В шрифте все символы — это система взаимосвязанных знаков, а не отдельная фраза, поэтому нам предстояло добиться лучшего считывания форм букв. Для этого некоторые знаки мы привели к более классическому виду. Например, буква «о» в почерке Андрея Николаевича может считываться, как курсивная латинская «v». 

Мы сделали ряд альтернативных знаков для некоторых букв, чтобы шрифт стал разнообразнее и лучше передавал живость почерка.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

После утверждения тестовой фразы и стилистических альтернатив, мы приступили к отрисовке строчных и прописных кириллических знаков.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

В дневниковых надписях не было прописных знаков «Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ь, Э, Я», поэтому мы создавали их, ориентируясь на графику остальных знаков.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Латиницу мы создавали по той же логике, что и кириллицу. Сначала согласовывали тестовую фразу, затем отрисовывали кассовый состав. 

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Латинский почерк Андрея Николаевича был аккуратнее и ритмичнее в тех записях, которые мы анализировали. Работа над латинскими буквами шла быстрее, а финальный набор получился ровным, сделанным под одним наклоном.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

В дневниках Колгоморова встречается много записей на немецком языке, поэтому мы включили в шрифт немецкую диакритику. 

В конце графической работы мы добавили в шрифт цифры, математические символы и пунктуацию. 

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Лигатуры

Лигатура — это элемент шрифта, в котором два символа соединены в один. В наборном шрифте лигатуры создаются для эстетических целей или для улучшения читаемости. В почерке лигатуры появляются из-за быстрого темпа письма, и у каждого человека свои характерные соединения букв. 

Почерк Андрея Николаевича Колгоморова насыщен интересными лигатурами, и нам хотелось перенести их в создаваемый шрифт. Мы реализовали их как контекстные альтернативы.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображении выше можно увидеть необычную форму букву «т». В современных почерках это редкость, но такое написание символа можно встретить в почерковых надписях многих советских художников книги.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Коллекция получилась большой и разнообразной, но большая часть состоит из лигатур для кириллицы.

Мастеринг

После отрисовки состава символов, началась техническая работа над шрифтом. 

Кернинг — один из важнейших этапов технической работы над шрифтом, ведь после него шрифт приобретает завершенный и эстетичный вид. 

При работе со шрифтом по почерку Колгоморова, мы создали кернинг-пары для ограниченного числа знаков: прописные + строчные, строчные + строчные и прописные + прописные. В каждую пару дополнительно включили альтернативы и лигатуры. После этого остальные знаки с аналогичными формами и апрошами добавили в классы, и кернинг-пары для таких знаков создавались автоматически.

Однако рукописный шрифт включает большое количество букв, не похожих друг на друга по форме. Даже незначительные отличия играют важную роль, поэтому после работы с кернинг-классами мы провели дополнительную ручную проверку каждой пары. 

После завершения кернинга был прописан код для контекстных замен. Он включает в себя все возможные альтернативы и лигатуры в одной OpenType фиче Calt. Нам предстояло расположить данные замены в нужном порядке, чтобы они работали корректно и не мешали друг другу. 

В процессе написания кода мы тестировали шрифт на больших объемах текста, чтобы выявить слабые места и внести корректировки. На этапе тестирования некоторые символы были частично перерисованы. Все замены для данной OpenType фичи включаются через Calt, причём и для кириллицы, и для латиницы. Эта фича по умолчанию включена во многих графических редакторах, что удобно для дизайнеров, так как позволяет использовать весь функционал шрифта без лишних действий. 

Финальный шрифт был согласован с командой Сколково, и в настоящее время используется для оформления выставочных стендов и стен выставки Сколтеха.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Последние публикации

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

В этой статье мы расскажем, почему шрифты — это IT-продукт. Вы убедитесь, что гарнитуры обладают всеми характеристиками программного продукта, а потому подпадают под защиту авторского права в России и многих других странах, в том числе как программный продукт.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста

Узнать больше
Скрытые возможности шрифта

Скрытые возможности шрифта

В шрифтах заложено очень много интересных возможностей. Однако многие дизайнеры либо вовсе не знают, что эти возможности существуют, либо не понимают, как ими пользоваться. В этой статье мы расскажем, что такое OpenType фичи, какими они бывают и для чего они нужны.

Узнать больше

Узнать больше

Лигатуры в шрифтах: создание эсцет

Лигатуры в шрифтах: создание эсцет

Начинающие шрифтовые дизайнеры при расширении знакового состава шрифтов часто сталкиваются с трудностями при рисовании знака эсцет. В этой статье мы совершим путешествие по истории этого знака, узнаем о его происхождении и роли в современной типографике.

Узнать больше
Веб-шрифты: как выбирать и использовать шрифты на сайте

Веб-шрифты: как выбирать и использовать шрифты на сайте

Для начинающего дизайнера тема веб-шрифтов может показаться сложной и даже пугающей. Отчаиваться не стоит, ведь со временем, изучая информацию и практикуясь, вы станете профессионалом.

Узнать больше
15 лучших современных шрифтов без засечек для вашего дизайна в 2024 году

15 лучших современных шрифтов без засечек для вашего дизайна в 2024 году

Большинство современных брендов выбирают в качестве фирменного тот шрифт, у которого отсутствуют засечки. Такие шрифты стали набирать популярность почти век назад, но всё ещё остаются на пике. Выясняем, что привлекает в этих шрифтах и делимся подборкой лучших из коллекции TypeType.

Узнать больше