ttramillas
Главная Блог Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Многим нашим читателям наверняка знакомо понятие «италик»: мы очень часто говорим о них, то есть о наклонных и курсивных шрифтах, в наших статьях. А вот термин «реталик» встречается гораздо реже, и даже подкованные в шрифтовой терминологии читатели могут не знать, что это такое. Давайте же разберёмся!

Что такое реталик?

Для начала освежим знания и вспомним, что такое италик, обратившись к нашему шрифтовому словарю.

Италики (тру италики или настоящие италики) — исторически так обозначали только курсивные шрифты. Т.е. наклонные шрифты, где графемы строчных знаков менялись на курсивную форму (true italic). В основном характерны для шрифтов с засечками. Сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты (slant, oblique).

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталик же — это зеркальный брат италика, то есть обратный курсивный шрифт, наклон которого направлен влево. В буквальном смысле это обратный италик (реиталик).

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Без италиков не было бы реталиков. Первые предназначены для выделения частей текста, вторые за счёт непривычного глазу левого наклона ещё больше выделяются и привлекают внимание, добавляя тексту динамики. Реталики очень выразительны, но встречаются редко, так как выглядят довольно необычно.

Для чего нужны реталики и где они используются?

Благодаря своей выразительности реталики чаще всего используются для создания акцентов и привлечения внимания. Особенно гармонично они выглядят там, где нужно передать динамику, ощущение движения. Это может быть спортивный бренд или служба доставки, цирковая афиша или обложка музыкального альбома, обложка книги / журнала или меню ресторана быстрого питания.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Кроме того, есть и неожиданные сферы применения реталиков — их мы покажем чуть ниже.

Разные названия одного понятия

Обратный курсив, контр италик, косой шрифт — вы можете встретить разные термины для обозначения реталика. Напомним, что русскоязычная шрифтовая терминология в целом пока не очень устойчива, поэтому могут встречаться разные трактовки.

Мы в TypeType используем термин реталик, потому что наклонные начертания в нашей словолитне принято называть италиками, а италики с курсивными формами — true italics. Чтобы оставаться в этой системе, мы решили назвать обратный наклон Retalic (полное название — reversed italic).

Вот список терминов, которые могут использоваться для обозначения реталика:

  • Contra italics;
  • Backslanted;
  • Left italic;
  • Reverse oblique
  • Reversed italic;
  • Reclining;
  • Reclined italics;
  • Left italics;
  • Linkskursiv;
  • Left-leaning italics.

Не путайте реталик с роталиком!

Ещё один интересный и редкий шрифтовой феномен — роталик. В отличие от италика и реталика, знаки в таком шрифте не наклоняются в правый или левый угол, а как бы «прокручиваются» по часовой или против часовой стрелки, разворачиваются по оси.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Каллиграфические примеры реталиков

Первые курсивные шрифты основаны, конечно же, на письме. И так как большинство людей — правши, наклон вправо был наиболее распространен. Но встречались, хоть и крайне редко, и экземпляры с обратным наклоном.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Неожиданные сферы применения реталиков

Хоть шрифты с обратным наклоном встречаются не так часто, сферы их применения достаточно разнообразны и порой неожиданны.

Реталики в картах

Чаще всего реталики в картографии использовались в Германии, в основном — для обозначения названий рек.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталики в надписях на надгробиях

Обратный курсив можно также встретить на надгробиях 19 века.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталики для обозначения сарказма

Углубившись в изучение реталиков, вы можете встретить идею о том, что их стоит использовать для обозначения сарказма в тексте. Однако такая идея кажется нам (и многим другим участникам подобных обсуждений) провальной. Сарказм должен считываться в тексте без всяких подсказок. Ведь шутка, которую нужно объяснять — это несмешная шутка.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Индустриальная революция, акцидентные шрифты для рекламы, деревянные шрифты

Вторая индустриальная революция (вторая половина XIX — начало XX века) значительно повлияла на облик шрифтов. В частности, в этот период появилось много акцидентных шрифтов, которые использовались для привлечения внимания, в основном в рекламе и на афишах. За счет непривычного наклона реталики отлично справлялись с этой задачей. Взгляд на них невольно задерживается дольше из-за непривычного направления наклона.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Seven Lines Pica No 2 (1815 г.) с большой вероятностью можно считать первым типографским шрифтом с обратным наклоном.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Интересные представители реталиков — деревянные шрифты словолитни Hamilton Wood Type.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталик используется в дизайне обложки «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона 1972 года.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

А вот акцидентный пример использования реталика времен СССР.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Как мы рисовали реталик?

Недавно в нашей коллекции появился первый реталик — в составе акцидентного шрифта TT Biersal, вдохновленной типографикой первой половины 20 века. Отправной точкой для его создания послужил леттеринг на немецком плакате начала 30-х годов.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Мы рисовали реталик по логике италика, следуя нашей авторской методичке. Знаки «наклоняли», как обычно, разделив по группам: прямые, треугольные, круглые. Подробнее о процессе читайте здесь.

«Реталик я делала уже после италика — мне так было проще, но в целом его можно рисовать независимо от италика. Из-за экстремального наклона очень сильно искажалась толщина стемов, поэтому мы компенсировали ее на глаз. Угол наклона в остальных наших шрифтах не больше 11-12 градусов, и толщина в этом случае если и искажается, то незначительно, буквально на пару пунктов. В этом же шрифте угол наклона составил 40 градусов, поэтому искажение было ощутимым».

Алина Габидулова, автор идеи, старший шрифтовой дизайнер TypeType

Соответственно, если бы мы оставили в наклонных начертаниях шрифта TT Biersal такое же значение толщины, как в прямом, то визуально стемы выглядели бы жирнее. Поэтому толщина по значениям в наклонном начертании чуть меньше, чем в прямом, но визуально стемы выглядят одинаково. На примере «N» можно увидеть, как выглядит наклон без компенсаций.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Диагонали в знаках при наклоне влево становятся значительно тоньше. Поэтому после оптической корректировки толщина в нисходящих диагональных линиях реталика становится больше. В италике же все наоборот — знаки с нисходящими диагоналями сильно жирнят. Это характерная ситуация для шрифтов с классическим наклоном вправо. Поэтому при оптической корректировке мы делаем их тоньше.

Интересная динамика видна в терминалах буквы «С». В реталике верхний терминал кажется короче нижнего, в италике — наоборот.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Неожиданные эффекты можно увидеть и в размерах диагональных элементов. Например, в букве из расширенной латиницы Lslash и цифре 1 в реталике диагональ укорачивается, а в италике удлиняется.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

В овалах наплывы в наклонных начертаниях расположены в разных местах.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

«Сложнее всего было работать с овалами. Сначала я наклоняла италик. По методичке овалы мы наклонаяем с помощью полуповорота и полунаклона. Но в экстремальном наклоне этого недостаточно, нужно визуально корректировать их на глаз. Так же, как в случае с прямыми и треугольными знаками, круглые знаки сильно искажаются».

Алина Габидулова, автор идеи, старший шрифтовой дизайнер TypeType

Наплывы (самые жирные места) располагаются по диагонали слева-направо снизу-вверх. В реталике, соответственно, получается зеркально наоборот. Эти наплывы необходимы, чтобы буква не казалась плоской и механически наклоненной.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

«Чтобы сохранить единообразие овалов, я зеркально отразила „О“ из начертания в италике, и на основе этой буквы рисовала остальные круглые знаки — „C“, „G“, „D“, „Q“, „Ф“, „Э“. Спойлер: остальные буквы так отразить не вышло. Вот, например, как я рисовала „С“ в реталике: взяла „О“ из реталика и обрезала правую часть, чтобы получить терминалы, а затем сузила — все то же самое, что мы делаем в прямом начертании. В италике действовала таким же путем. Если подходить к реталику так же, как мы обычно поступаем в случае с италиками — то есть каждый круглый знак из прямого начертания наклоняем через полуповорот-полунаклон, а потом визуально правим, — то теряется единая логика в круглых знаках. Все окружности будут немного отличаться. Поэтому пришлось действовать немного иначе».

Алина Габидулова, автор идеи, старший шрифтовой дизайнер TypeType

Так мы создали первый реталик TypeType, который выглядит динамично и авантюрно. Этот шрифт выглядит необычно и позволяет создавать по-настоящему оригинальный и интересный дизайн. Его можно использовать сольно или сочетать с прямыми и наклонными начертаниями TT Biersal, создавая эффект движения или тени.

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Заключение

Как видите, у реталиков довольно интересная история. Однако несмотря на то, что такие шрифты используются давно, они по-прежнему непривычны для нашего взгляда. Но в этом и заключается главное преимущество обратных италиков — они выглядят свежо, небанально и способны удивить. Надеемся, вы найдете вдохновение для экспериментов в нашей статье!





Последние публикации

В дорожных условиях: как шрифт TypeType тестировался для интерфейса электромобиля Атом

В дорожных условиях: как шрифт TypeType тестировался для интерфейса электромобиля Атом

Атом — первый российский серийный электромобиль, выпуск которого ожидается совсем скоро. Уникальный интерфейс этого гаджета — настоящий привет из будущего: здесь и дополненная реальность, и дисплей-проекция на лобовом стекле (AR HUD), и экран прямо в руле (SWP). Для этих интерфейсов, а также для использования в приложении мы и создали (точнее, кастомизировали) шрифт. А разработчики Атома провели исследование, чтобы убедиться, что текст, набранный этим шрифтом, безошибочно считывается в условиях вождения.

Узнать больше
Измеряем 2024 в шрифтах: итоги года от TypeType

Измеряем 2024 в шрифтах: итоги года от TypeType

2024 год стал очень продуктивным и значимым для TypeType. Мы выпускали новые шрифты и совершенствовали старые, получали награды, делали наш сайт удобнее, делились знаниями о шрифтовом дизайне и делали классные коллаборации с нашими друзьями и партнерами. В общем, этот год подарил нам множество изменений, и теперь настало время оглянуться назад, чтобы зафиксировать наши достижения и наметить планы на будущее.

Узнать больше
Как назвать шрифт? Разбираемся на примерах

Как назвать шрифт? Разбираемся на примерах

Нам нередко задают вопрос о том, как шрифтовые дизайнеры придумывают названия для своих шрифтов. И ответить на него не так просто, как кажется, ведь у каждой студии и даже у каждого отдельного автора свой подход. Поэтому в этой статье мы решили осветить вопрос с разных сторон — как с творческой, так и с юридической.

Узнать больше
Лучшие шрифты для электронных книг

Лучшие шрифты для электронных книг

Выбрать подходящий шрифт для электронной книги — на первый взгляд простая задача, которая на самом деле требует тщательного подхода и соблюдения ряда нюансов. Ведь электронный носитель значительно отличается от печати на бумаге. На что именно стоит обратить внимание? И как выбрать лучший шрифт для чтения электронных книг? Рассказываем в статье!

Узнать больше
Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Команда социальной сети ВКонтакте пришла к нам с глобальной задачей: сделать фирменную шрифтовую гарнитуру для соцсети, а точнее две (текстовую и дисплейную). Тогда мы еще не знали, что разработанное нами шрифтовое семейство станет основным не только для соцсети, но и для всей компании VK и ее сервисов: VK Музыки, VK Видео, VK Клипов, VK Знакомств и других.

Узнать больше
TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

С 2023 года TypeType проводит митапы, на которых собираются руководители крупных брендов и представители ведущих агентств, дизайнеры, друзья и партнеры студии. Мы не только разговариваем о шрифтах и их применении в дизайне и брендинге, но и много общаемся, знакомимся и строим совместные планы. 

Узнать больше
Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Рукописные шрифты — отличный инструмент, который в определенных случаях поможет украсить ваш дизайн. Однако очень важно правильно и уместно их использовать. В нашей статье мы рассказали, что такое рукописный шрифт, чем он отличается от курсивного и в каких случаях стоит использовать такие шрифты. А еще — выбрали ТОП рукописных шрифтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше

Узнать больше

Лучшие шрифты для электронных книг

Лучшие шрифты для электронных книг

Выбрать подходящий шрифт для электронной книги — на первый взгляд простая задача, которая на самом деле требует тщательного подхода и соблюдения ряда нюансов. Ведь электронный носитель значительно отличается от печати на бумаге. На что именно стоит обратить внимание? И как выбрать лучший шрифт для чтения электронных книг? Рассказываем в статье!

Узнать больше
Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Команда социальной сети ВКонтакте пришла к нам с глобальной задачей: сделать фирменную шрифтовую гарнитуру для соцсети, а точнее две (текстовую и дисплейную). Тогда мы еще не знали, что разработанное нами шрифтовое семейство станет основным не только для соцсети, но и для всей компании VK и ее сервисов: VK Музыки, VK Видео, VK Клипов, VK Знакомств и других.

Узнать больше
TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

С 2023 года TypeType проводит митапы, на которых собираются руководители крупных брендов и представители ведущих агентств, дизайнеры, друзья и партнеры студии. Мы не только разговариваем о шрифтах и их применении в дизайне и брендинге, но и много общаемся, знакомимся и строим совместные планы. 

Узнать больше
Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Рукописные шрифты — отличный инструмент, который в определенных случаях поможет украсить ваш дизайн. Однако очень важно правильно и уместно их использовать. В нашей статье мы рассказали, что такое рукописный шрифт, чем он отличается от курсивного и в каких случаях стоит использовать такие шрифты. А еще — выбрали ТОП рукописных шрифтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше