Многим нашим читателям наверняка знакомо понятие «италик»: мы очень часто говорим о них, то есть о наклонных и курсивных шрифтах, в наших статьях. А вот термин «реталик» встречается гораздо реже, и даже подкованные в шрифтовой терминологии читатели могут не знать, что это такое. Давайте же разберёмся!
Что такое реталик?
Для начала освежим знания и вспомним, что такое италик, обратившись к нашему шрифтовому словарю.
Италики (тру италики или настоящие италики) — исторически так обозначали только курсивные шрифты. Т.е. наклонные шрифты, где графемы строчных знаков менялись на курсивную форму (true italic). В основном характерны для шрифтов с засечками. Сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты (slant, oblique).
Реталик же — это зеркальный брат италика, то есть обратный курсивный шрифт, наклон которого направлен влево. В буквальном смысле это обратный италик (реиталик).
Без италиков не было бы реталиков. Первые предназначены для выделения частей текста, вторые за счёт непривычного глазу левого наклона ещё больше выделяются и привлекают внимание, добавляя тексту динамики. Реталики очень выразительны, но встречаются редко, так как выглядят довольно необычно.
Для чего нужны реталики и где они используются?
Благодаря своей выразительности реталики чаще всего используются для создания акцентов и привлечения внимания. Особенно гармонично они выглядят там, где нужно передать динамику, ощущение движения. Это может быть спортивный бренд или служба доставки, цирковая афиша или обложка музыкального альбома, обложка книги / журнала или меню ресторана быстрого питания.
Кроме того, есть и неожиданные сферы применения реталиков — их мы покажем чуть ниже.
Разные названия одного понятия
Обратный курсив, контр италик, косой шрифт — вы можете встретить разные термины для обозначения реталика. Напомним, что русскоязычная шрифтовая терминология в целом пока не очень устойчива, поэтому могут встречаться разные трактовки.
Мы в TypeType используем термин реталик, потому что наклонные начертания в нашей словолитне принято называть италиками, а италики с курсивными формами — true italics. Чтобы оставаться в этой системе, мы решили назвать обратный наклон Retalic (полное название — reversed italic).
Вот список терминов, которые могут использоваться для обозначения реталика:
- Contra italics;
- Backslanted;
- Left italic;
- Reverse oblique
- Reversed italic;
- Reclining;
- Reclined italics;
- Left italics;
- Linkskursiv;
- Left-leaning italics.
Не путайте реталик с роталиком!
Ещё один интересный и редкий шрифтовой феномен — роталик. В отличие от италика и реталика, знаки в таком шрифте не наклоняются в правый или левый угол, а как бы «прокручиваются» по часовой или против часовой стрелки, разворачиваются по оси.
Каллиграфические примеры реталиков
Первые курсивные шрифты основаны, конечно же, на письме. И так как большинство людей — правши, наклон вправо был наиболее распространен. Но встречались, хоть и крайне редко, и экземпляры с обратным наклоном.
Неожиданные сферы применения реталиков
Хоть шрифты с обратным наклоном встречаются не так часто, сферы их применения достаточно разнообразны и порой неожиданны.
Реталики в картах
Чаще всего реталики в картографии использовались в Германии, в основном — для обозначения названий рек.
Реталики в надписях на надгробиях
Обратный курсив можно также встретить на надгробиях 19 века.
Реталики для обозначения сарказма
Углубившись в изучение реталиков, вы можете встретить идею о том, что их стоит использовать для обозначения сарказма в тексте. Однако такая идея кажется нам (и многим другим участникам подобных обсуждений) провальной. Сарказм должен считываться в тексте без всяких подсказок. Ведь шутка, которую нужно объяснять — это несмешная шутка.
Индустриальная революция, акцидентные шрифты для рекламы, деревянные шрифты
Вторая индустриальная революция (вторая половина XIX — начало XX века) значительно повлияла на облик шрифтов. В частности, в этот период появилось много акцидентных шрифтов, которые использовались для привлечения внимания, в основном в рекламе и на афишах. За счет непривычного наклона реталики отлично справлялись с этой задачей. Взгляд на них невольно задерживается дольше из-за непривычного направления наклона.
Seven Lines Pica No 2 (1815 г.) с большой вероятностью можно считать первым типографским шрифтом с обратным наклоном.
Интересные представители реталиков — деревянные шрифты словолитни Hamilton Wood Type.
Реталик используется в дизайне обложки «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона 1972 года.
А вот акцидентный пример использования реталика времен СССР.
Как мы рисовали реталик?
Недавно в нашей коллекции появился первый реталик — в составе акцидентного шрифта TT Biersal, вдохновленной типографикой первой половины 20 века. Отправной точкой для его создания послужил леттеринг на немецком плакате начала 30-х годов.
Мы рисовали реталик по логике италика, следуя нашей авторской методичке. Знаки «наклоняли», как обычно, разделив по группам: прямые, треугольные, круглые. Подробнее о процессе читайте здесь.
«Реталик я делала уже после италика — мне так было проще, но в целом его можно рисовать независимо от италика. Из-за экстремального наклона очень сильно искажалась толщина стемов, поэтому мы компенсировали ее на глаз. Угол наклона в остальных наших шрифтах не больше 11-12 градусов, и толщина в этом случае если и искажается, то незначительно, буквально на пару пунктов. В этом же шрифте угол наклона составил 40 градусов, поэтому искажение было ощутимым».
Алина Габидулова, автор идеи, старший шрифтовой дизайнер TypeType
Соответственно, если бы мы оставили в наклонных начертаниях шрифта TT Biersal такое же значение толщины, как в прямом, то визуально стемы выглядели бы жирнее. Поэтому толщина по значениям в наклонном начертании чуть меньше, чем в прямом, но визуально стемы выглядят одинаково. На примере «N» можно увидеть, как выглядит наклон без компенсаций.
Диагонали в знаках при наклоне влево становятся значительно тоньше. Поэтому после оптической корректировки толщина в нисходящих диагональных линиях реталика становится больше. В италике же все наоборот — знаки с нисходящими диагоналями сильно жирнят. Это характерная ситуация для шрифтов с классическим наклоном вправо. Поэтому при оптической корректировке мы делаем их тоньше.
Интересная динамика видна в терминалах буквы «С». В реталике верхний терминал кажется короче нижнего, в италике — наоборот.
Неожиданные эффекты можно увидеть и в размерах диагональных элементов. Например, в букве из расширенной латиницы Lslash и цифре 1 в реталике диагональ укорачивается, а в италике удлиняется.
В овалах наплывы в наклонных начертаниях расположены в разных местах.
«Сложнее всего было работать с овалами. Сначала я наклоняла италик. По методичке овалы мы наклонаяем с помощью полуповорота и полунаклона. Но в экстремальном наклоне этого недостаточно, нужно визуально корректировать их на глаз. Так же, как в случае с прямыми и треугольными знаками, круглые знаки сильно искажаются».
Алина Габидулова, автор идеи, старший шрифтовой дизайнер TypeType
Наплывы (самые жирные места) располагаются по диагонали слева-направо снизу-вверх. В реталике, соответственно, получается зеркально наоборот. Эти наплывы необходимы, чтобы буква не казалась плоской и механически наклоненной.
«Чтобы сохранить единообразие овалов, я зеркально отразила „О“ из начертания в италике, и на основе этой буквы рисовала остальные круглые знаки — „C“, „G“, „D“, „Q“, „Ф“, „Э“. Спойлер: остальные буквы так отразить не вышло. Вот, например, как я рисовала „С“ в реталике: взяла „О“ из реталика и обрезала правую часть, чтобы получить терминалы, а затем сузила — все то же самое, что мы делаем в прямом начертании. В италике действовала таким же путем. Если подходить к реталику так же, как мы обычно поступаем в случае с италиками — то есть каждый круглый знак из прямого начертания наклоняем через полуповорот-полунаклон, а потом визуально правим, — то теряется единая логика в круглых знаках. Все окружности будут немного отличаться. Поэтому пришлось действовать немного иначе».
Алина Габидулова, автор идеи, старший шрифтовой дизайнер TypeType
Так мы создали первый реталик TypeType, который выглядит динамично и авантюрно. Этот шрифт выглядит необычно и позволяет создавать по-настоящему оригинальный и интересный дизайн. Его можно использовать сольно или сочетать с прямыми и наклонными начертаниями TT Biersal, создавая эффект движения или тени.
Заключение
Как видите, у реталиков довольно интересная история. Однако несмотря на то, что такие шрифты используются давно, они по-прежнему непривычны для нашего взгляда. Но в этом и заключается главное преимущество обратных италиков — они выглядят свежо, небанально и способны удивить. Надеемся, вы найдете вдохновение для экспериментов в нашей статье!