top_banner_onlinemeetup
Главная Блог Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля

Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля

Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля

Шрифт — это произведение искусства. 

Так считают многие дизайнеры, но речь пойдёт не об индустрии в целом, а о конкретном шрифте, представляющем художественный интерес для ценителей искусства. У него есть всё: красивая предыстория, эстетика и плавность линий. Этот шрифт создавал итальянский шрифтовой дизайнер Антонио Пейс для студии Capelli Identity Design, а TypeType превращал их творение в функциональный рабочий инструмент. 

2020 год, остров Лидо, 77-й ежегодный Венецианский международный кинофестиваль. 

Итальянский павильон посвящён маэстро кинематографа Федерико Феллини — режиссёру, чей вклад в индустрию бесценен. Он признан классиком и новатором своего времени, на работах Феллини выросло не одно поколение мастеров. Несмотря на то, что его фильмы сняты в 20 веке, их рейтинги высоки до сих пор.

Не удивляйтесь информации о Венецианском фестивале, ведь именно для него был разработан шрифт Felliniana, который могли увидеть посетители в оформлении Итальянского павильона. Его тематика не была случайной — в 2020 году Федерико Феллини отметил бы 100 лет. 

Felliniana — рукописный шрифт, черпающий вдохновение в почерке самого Феллини. За основу были взяты письма режиссёра, заботливо собранные в материал для будущего шрифта. 

Уже на этом этапе Антонио обратился к нам как к техническим партнёрам. У них была система, из которой они собирали шрифт, выработанная на основе почерка. Концепция и объём задач будущей гарнитуры в предоставленных материалах были понятны. Оцифровку, перенос глифов в шрифтовой редактор и подготовку шрифта планировали сделать наши партнёры, задача TypeType заключалась в превращении их работы в функциональный шрифт. 

Бюджет был ограничен, поэтому и объём задач планировался небольшой. Несмотря на это, мастеринг для Felliniana — ценный для нас опыт, ведь мы приняли участие во всемирно известном проекте. 

На этапе переговоров мы обсуждали каждую опцию, обозначив план предстоящих работ. Рукописное произведение искусства в формате шрифта попало в студию TypeType в октябре, а уже в декабре мы сдали рабочую шрифтовую гарнитуру. 

Сделать мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля, бесспорно, казалось очень перспективной идеей. Однако нам также было интересно взять на технические работы рукописный шрифт с такой предысторией. 

Большая часть проектов у студии TypeType связана с машинописными шрифтами. Конечно, мы взаимодействовали не только с ними, но основная часть рукописных шрифтовых гарнитур была выпущена под нашим экспериментальным брендом Piñata. На этапе их создания мы познакомились с особенностями технической работы над такими шрифтами, осознав огромную разницу в подходах. 

Рукописный шрифт — это всегда живой, очень динамичный материал для технического специалиста. Неважно, передали нам отсканированные буквы или оцифрованный вариант, собранный в редакторе, при работе с такой гарнитурой невозможно и даже вредно применять все правила, обязательные в машинописных. Это касается и спейсинга, и кернинга, и формы глифов. Многие аспекты остаются не совсем правильными со стороны типографики, но абсолютно верными со стороны рукописных шрифтов. Например, форма знаков. В почерке любого человека не бывает совершенно одинакового написания букв, и это важно отразить в шрифте, иначе создатели рискуют потерять живость почерка в финальной гарнитуре. Таких особенностей может быть много.

Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля
Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля

Федерико Феллини, к слову, редко соединял прописные и строчные буквы, между ними могло образовываться свободное пространство. Это заметно в его письмах, взятых за референс к Felliniana, и подобные особенности было важно передать. Почерк Феллини также отличается плавностью линий и выраженной экспрессией. Антонио Пейс, работая для Capelli, смог передать характер почерка в созданном шрифте. TypeType оставалось технически доработать шрифт, выдав рабочий инструмент. 

Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля
Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля

Из-за сжатых сроков и минимального бюджета было принято решение отказаться от визуальных правок. К тому же, оцифрованная имитация почерка полностью устраивала авторов. Техническая команда TypeType провела аудит шрифтового исходника, чтобы в последующей работе исправить ошибки в направлениях контуров, определить наличие или отсутствие якорей в некоторых глифах, частично отсмотреть спейсинг. Часть правок мы дополнительно согласовывали, например, дорисовку некоторых глифов, часть отправляли на небольшую доработку. 

В исправленном файле мы добавляли OpenType фичи, настраивали Font Info. Из фич прописывали только лигатуры, заимствованные из рукописных текстов Феллини. Всего шрифт имел два отрисованных начертания, тонкое и жирное, и одно интерполированное, то есть созданное автоматически через программу. Промежуточным мы занимались на техническом этапе, а также во всех трёх начертаниях проверяли правильность построения верхней и нижней диакритики. 

Безусловно, проверяли направления контуров. В рукописном шрифте это особенно важно, так как глифы часто накладываются друг на друга, а, значит, у них должны совпадать направления, чтобы в пересечении не возникали белые пятна. 

Всего за 10 рабочих дней мы превратили Felliniana в функциональный инструмент. Этим рукописным шрифтом позже были оформлены тексты цитат и мыслей Федерико Феллини для Итальянского павильона, представленного на 77-м Венецианском международном кинофестивале. 

Мастеринг для шрифта Felliniana стал не только стильной строчкой в портфолио студии TypeType. Благодаря этому проекту мы получили опыт мастеринга рукописного шрифта, созданного международными специалистами. Признаемся честно, работать с технической стороной подобной шрифтовой гарнитуры от сторонних авторов — будто оживлять рукописи, превращая их в инструмент. 

Заниматься шрифтом Felliniana с коллегами из Италии было увлекательно и приятно, тем более, совместно мы смогли прикоснуться к великому, создавая шрифт для Венецианского кинофестиваля. 

Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля
Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля
Felliniana: мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля

Последние публикации

Лучшие и популярные шрифты для мемов: как правильно выбирать и использовать

Хотите узнать, какие шрифты являются лучшими для мемов и как правильно использовать их в создании собственного контента? Расскажем о самых популярных шрифтах для мемов и предложим некоторые свежие альтернативы, чтобы добавить привлекательности и уникальности вашим креативам.

Узнать больше
Ещё больше «ивишности»: как фирменный шрифт онлайн-кинотеатра Иви обрёл пару

Год назад мы рассказывали вам о том, как создали фирменный шрифт для популярного онлайн-кинотеатра Иви. Однако на этом наша история не закончилась — вскоре после внедрения нового дисплейного шрифта команда бренда обратилась к нам снова, и на этот раз нам предстояло создать уже интерфейсный шрифт. О том, почему это было необходимо и как мы решили эту задачу, рассказываем в статье.

Узнать больше
10+ лучших шрифтов для футболок: как выбрать красивый шрифт для дизайна принта

Футболки с надписью всегда актуальны, однако не любой принт будет смотреться выигрышно. Важнейшую роль здесь играет шрифт и качественная типографика. Как правильно выбирать шрифты для футболок и почему это важно? Рассказали в статье и подобрали 10+ лучших шрифтов для принтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 10. Рисование базовых строчных знаков

Добро пожаловать на десятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. В прошлый раз мы говорили о проработке прописных знаков на детальном уровне. Теперь настало время разобраться с базовыми строчными знаками!

Узнать больше
Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

В этой статье мы разберёмся, что такое удобочитаемость и разборчивость и в чём разница между ними, каким должен быть разборчивый шрифт и от чего зависит читабельность текста. Отвечаем на вопрос, почему эти понятия так важны и как добиться их идеального баланса по отношению к шрифтам.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для профессиональных презентаций PowerPoint в 2025 году

Смотрите и выбирайте лучшие шрифты для PowerPoint, которые помогут вывести качество ваших презентаций на профессиональный уровень. Составили для вас список из 10-ти выдающихся шрифтов, популярных среди дизайнеров презентаций в PowerPoint, Google Slides, Keynote, которые несомненно станут и вашими любимыми.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для визитки: выбор профессионала

Хотите привлечь внимание к своему бренду и произвести впечатление на клиентов своими визитками? Узнайте, какие шрифты и шрифтовые комбинации лучше подходят для визитных карточек и ознакомьтесь с нашей подборкой шрифтов, получивших высокую оценку профессионалов полиграфического дизайна.

Узнать больше
Лучший шрифт для резюме в 2025 году: что рекомендуют дизайнеры?

Каким шрифтом писать резюме? Как шрифт влияет на качество резюме и на какие критерии стоит опираться при подборе? Какие шрифты точно не стоит использовать для резюме и почему? Рассказали обо всех нюансах в статье и подготовили подборку лучших шрифтов для резюме в 2025 году.

Узнать больше
Шрифтовая Вселенная в бутылке: как Pinot Agency и TypeType создали «шрифтовое вино»

Студия шрифтового дизайна TypeType и брендинговое агентство Pinot Agency объединили шрифты и вино и создали «шрифтовое вино» — проект, зародившийся в разговорах за игристым и разросшийся до космических масштабов. Что это такое и с чем его пьют — рассказываем в статье!

Узнать больше

Узнать больше

OT L22: мастеринг шрифта к 70-летию легендарной пишущей машинки

Техническая работа над новым шрифтом сторонних дизайнеров всегда вызывает профессиональное любопытство. Особенно, если речь заходит о работе со шрифтами для брендов со всемирно известной историей. 
Olivetti — итальянская компания, чьё название в 20 веке вызывало восторг и уважение, особенно в среде журналистов и писателей.

Узнать больше
Создание кастомной версии TT Trailers с pet-friendly диакритикой

Как часто вы встречали спрятанных котиков и щенков прямо в буквах? Если никогда, скорее читайте этот кейс.

Узнать больше
Кастомизированная версия TT Hoves для агентства True Digital

В команду TypeType поступил запрос на кастомизацию шрифта от True Digital Ltd — маркетингового агентства из Великобритании. Компания делает упор на искренний и вовлечённый подход к продвижению бренда. Свою концепцию они хотели подчеркнуть адаптацией шрифта под фирменный стиль компании.

Узнать больше
Создание шрифта для набора логотипов Mail.ru Group

Сегодня мы поделимся захватывающей историей создания шрифтовой гарнитуры для набора логотипов крупнейшего российского бренда. Вы увидите все этапы работы и чуть больше узнаете о том, как создаются шрифты.

Узнать больше
Кастомизация TT Hoves для легендарного бренда Telefonica

К нам обратилась испанская телекоммуникационная компания Telefonica с запросом на кастомизацию шрифта TT Hoves. Telefonica известна как одна из крупнейших компаний в секторе традиционной и мобильной сотовой связи в мире.

Узнать больше
Вариативные шрифты: что это и как использовать?

В этой статье расскажем о вариативных шрифтах — насколько это интересный, полезный инструмент, но недооцененный одновременно. О минусах и нюансах работы с ними также не забудем упомянуть.

Узнать больше
12 способов кастомизировать шрифт

Часто случается, что существующие шрифты не отвечают требованиям конкретного проекта. Но шрифт — это не статичный инструмент, который функционирует только в том виде, в котором он создан. Чтобы передать индивидуальный голос компании, шрифт можно и нужно подстраивать и кастомизировать под свои нужды, начиная от таких простых изменений, как сокращение кассового состава, до сложных изменений дизайна всех глифов.

Узнать больше
Превращаем TT Hoves Medium в адаптированный TT Hoves GDTI

Брендинговое агентство из Германии Monospace создаёт корпоративный стиль и дизайн для проектов. Компания считает, что благодаря дизайну можно спроектировать бренд, с которым взаимодействие с клиентами будет приятным и долгосрочным. 

Узнать больше
Корпоративный шрифт для Red Collar

Red Collar — российское digital агентство, работающее на международном уровне, лауреаты множества наград в области веб-дизайна.

Узнать больше