
Добро пожаловать на десятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. Поэтому рекомендуем предварительно ознакомиться с предыдущими материалами из цикла.
В прошлый раз мы говорили о проработке прописных знаков на детальном уровне. Теперь настало время разобраться с базовыми строчными знаками!
Ваш преподаватель — дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова. Тоня занимается шрифтовым дизайном уже более 5 лет. Она — автор идей и главный дизайнер в таких проектах, как TT Neoris, TT Ricordi Allegria, TT Globs, Ivi Sans Display. Также принимала участие в создании шрифтов TT Fellows, TT Fors, TT Interphases Pro, TT Commons, Red Collar и многих других. Вы могли слышать Тонины лекции и выступления, в частности — на «Дизайн-выходных».
Строчные знаки
Строчные знаки используются гораздо чаще, чем прописные, ведь именно строчными буквами в большинстве случаев набирается текст. По этой причине они нередко становятся «лицом» всей гарнитуры, по ним мы судим о шрифте в целом. Это значит, что строчным знакам стоит уделить особое внимание. Процесс их рисования логически не отличается от рисования прописных, этапы проектирования в обоих случаях одинаковые. Но, безусловно, строчные знаки имеют свои особенности.

Исторически строчные буквы в европейской письменности родились позже, чем прописные, с появлением минускула. В их формах присутствует больше схожести в логике и пропорциях, а также заметно влияние каллиграфии: в отличие от прописных, строчные буквы написаны на бумаге, а не нарисованы (выбиты) на камне. На мой взгляд, работать со строчными знаками латинского алфавита очень приятно. Ведь логика многих форм очень схожа, при этом остаётся много пространства для творчества.
Параметры строчных знаков
Как и в случае с прописными, основными знаками при работе со строчными будут «n», «o» и «v» (для кириллической письменности «n» заменяется на «н»). Прежде чем приступить к работе над остальными знаками, стоит вернуться к уже готовым прописным и сравнить базовые строчные именно с ними. Также на этом этапе стоит вернуться к эскизам и при необходимости скорректировать их на основе изменившихся прописных.


Как мы уже знаем, строчные буквы всегда рисуются более светлыми, чем прописные, чтобы набор текста имел одинаковую плотность. В рамках семейства эта разница будет увеличиваться от светлых начертаний к темным. Толщины строчных должны гармонировать между собой и хорошо смотреться с прописными.
Еще один важный параметр — это высота строчных знаков и размер верхних и нижних выносных элементов. От этой характеристики зависит удобочитаемость текста и его характер.

Размеры выносных элементов неразрывно связаны с высотами строчных знаков, и прорабатывать их стоит после того, как сложились основные размеры прописных и строчных букв. Определив основную высоту строчных, нужно перейти к высотам выносных элементов.
В нейтральных шрифтах чаще всего встречаются верхние и нижние выносные элементы примерно одного размера по длине. Кроме того, верхние выносные элементы не должны быть заметно выше или ниже прописных. Исключение — буква «t», у которой исторически небольшой выносной элемент. Для дисплейных шрифтов подход к этим частям знаков может быть более свободным.

Хочу предостеречь вас от рисования очень длинных выносных элементов (такое может встречаться, например, в старостильных или каллиграфических шрифтах). При наборе текста с длинными выносными элементами вам потребуется выставить очень большие значения интерлиньяжа, чтобы строки не наезжали друг на друга. Очень разреженные строки, в свою очередь, сильно уменьшат читабельность шрифта — нашему взгляду будет сложно поймать начало следующей строки без потери смысла прочитанного.
Также проблема с длинными элементами может возникнуть в некоторых программах после экспорта, в частности — в Microsoft Word и других текстовых редакторах. В шрифте каждая буква находится в собственной «ячейке» с определенной высотой (например, 1000 units per Em, которые мы уже обсуждали). Многие редакторы показывают контуры только в пределах этих ячеек, а выступающие за края элементы могут обрезаться, даже если вы их видите в шрифтовом редакторе или в редакторах от Adobe.

Пропорции строчных знаков
По аналогии с прописными, после определения толщин и высот строчных букв стоит перейти к их пропорциям. Как я уже говорила, строчные знаки исторически менее разноширинные, но разница в пропорциях все равно присутствует. При этом логика их пропорций должна следовать за прописными знаками, чтобы вместе они смотрелись как единый блок. Например, если прописные знаки узкие, то и строчные должны быть узкими.

Если разделить знаки на группы по ширине, то можно выделить четыре категории, которые в антиквах и гротесках очень схожи:
- Самые широкие знаки: «m» и «w»;

2. Знаки средней ширины: «o», «b», «d», «p», «q», «g», «a» (одночастная форма), «n», «h», «u», «k», «v», «x», «y», «z»;

3. Более узкие знаки: «c», «e», «a» (двухчастная форма), «r», «s»;

4. Самые узкие знаки: «i», «j», «f», «t», «l».

Этих базовых пропорций стоит придерживаться при работе над строчными знаками. Однако стиль шрифта и графическая идея могут вносить свои коррективы, и на них тоже стоит ориентироваться. Формы строчных знаков, повторяющих прописные («о, «с», «k», «o», «s», «v», «w», «x», «z»), также должны следовать логике ширин прописных. Для гармоничного набора текста эти повторяющиеся знаки делают пропорционально с базовыми знаками «n» и «o», следуя соотношениями прописных форм с «Н» и «О».

А теперь давайте посмотрим, как в текстовой антикве и разноширинном геометрическом гротеске соотносятся пропорции строчных букв.

По аналогии с прописными, строчные буквы тоже можно разделить на группы, чтобы работать с ними комплексно («n» и «o» добавляются для сравнения консистентности и могут не входить в группу):
- «n», «v», «o» — работа с основными знаками, их пропорциями и толщинами;

2. «n», «m», «u», «h», «r», «i», «j», «l» — работа с прямыми знаками и знаками с арками, анализ их соотношения друг с другом;

3. «o», «c», «e», «a» (одночастная), «b», «d», «p», «q», «g», «h» — работа с круглыми знаками и знаками с полуовалами. Круглые знаки («c», «e») должны соотноситься с «о», а знаки с полуовалами («b», «d», «p», «q», «g») соотносятся как с «о», так и с прямыми знаками и выносными элементами по форме и пропорциям;

4. «v», «w», «y», «n», «x», «z», «h», «k», «x» — работа с треугольными знаками и знаками с диагональными штрихами;

5. «n», «a» (двухчастная) «e», «s», «a», «g» (двухчастная), «o» — работа с двухчастными знаками, их пропорциями и внутренним белым;

6. «n», «i», «f», «j», «l», «t», «r» — работа с узкими буквами и похожими элементами — терминалами;

7. «a», «c», «e», «j», «f», «t», «s», «g», «y» (при наличии терминала), «r» — работа с консистентностью терминалов;

8. «b», «d», «f», «h», «k», «l», «t» — работа с верхними выносными элементами;

9. «g», «j», «p», «q», «y» — работа с нижними выносными элементами.

Для примеров также используются два разных по пропорциям шрифта — текстовая антиква с пропорциями, тяготеющими к равноширинности, и разноширинный геометрический гротеск.
Важные характерные особенности строчных знаков
Деление знаков на группы для работы с ними всё-таки довольно абстрактно и не позволяет учесть все особенности рисования строчных букв. Поэтому ниже мы рассмотрим эти особенности подробнее.
Знаки с арками: «n», «m», «u», «h», «r»
Все элементы арок должны быть схожи по графике и пропорциям. Чаще всего «n» и «h» имеют одинаковую ширину знаков, а «u» делают равной или меньшей по ширине, чем «n», потому что её внутреннее белое визуально кажется больше из-за открытой верхней части. Буква «m» — это широкий знак, и размер каждой из арок должен быть меньше, чем ширина арки «n», иначе в тексте она будет казаться очень громоздкой.
Графика этих знаков должна быть схожей, так как по смыслу это один и тот же элемент. Исключением может быть «u» в некоторых геометрических гротесках — в тех случаях, когда этот знак представляет собой просто арку без правого стема. Такая форма встречается в известном шрифте Futura Пауля Реннера, и современные дизайнеры используют такую форму буквы как «реверанс» в его сторону. В дисплейных шрифтах лучше всего сохранять этот принцип, чтобы текстовый набор выглядел более цельным, однако логика построения в этом случае должна следовать за идеей шрифта.


Круглые знаки и знаки с полуовалами
«с» и «е» должны быть неразрывно связаны с «о», и характер скругления у этих знаков должен быть идентичным (сейчас мы говорим про общие принципы, формы в акцидентных шрифтах могут отличаться). В нейтральный шрифтах эти три буквы пропорционально похожи друг на друга, и ширина уменьшается последовательно от «о» к «с»; «е» занимает среднее положение и стремится к ширине «о». Это связано с количеством белого в знаке — в букве «с» самое большое количество белого из-за её открытости, и это белое мы компенсируем за счет ширины. Кроме того, терминалы у «с» и «е» также очень близки по форме. Более подробно о терминалах в строчных знаках мы поговорим ниже.

В антиквах важно не забывать про правила распределения контраста и оси овалов в «с», «е», «о» (о работе с контрастом в антиквах мы говорили на предыдущем уроке). Эти параметры сильно зависят от стиля шрифта. Так, в ренессансных и новостильных антиквах они будут одинаковыми, а в переходных — варьироваться в зависимости от рисунка. Необходимо придерживаться единой логики в прописных и строчных знаках, а также сравнивать эти знаки с буквой «s», в которой также присутствует наклон оси.

Все знаки с полуовалами должны сочетаться с «о», а также со знаками с арками и выносными элементам («h»). Их пропорции более вариативны, чем у «е» и «с», и зависят от общих пропорций строчных букв.
В гротесках овалы букв «b», «d», «p», «q» и «g» (одночастной) часто рисуют идентичными по форме. В антиквах же места влитий в стем сверху и снизу чаще всего отличаются. Это связано с каллиграфической традицией и зависит от того, как движется пишущий инструмент: чем его след заметнее в шрифте, тем больше различий может быть в местах влитий. В классицистических антиквах эти места могут быть одинаковыми, так как данный стиль шрифта больше довлеет к геометрическому построению, а не к пишущему инструменту.
Формы полуовалов у «b» и «q», «d» и «p» чаще всего зеркально идентичны друг другу или выглядят таковыми (эти буквы отражаются и по вертикали, и по горизонтали одновременно). В буквах «b» и «d» или «p» и «q» они могут отличаться. Овал у одночастной буквы «g» рисуется у́же и выше базовой линии снизу, чтобы в знаке было больше белого.

Еще одна важная деталь, которая сыграет на пользу шрифту — это взаимосвязь мест влитий у букв с полуовалом и букв с арками. Если эти места сочетаются друг с другом, все буквы выглядят более согласованными в наборе текста. Если вам необходим визуальный контраст между двумя группами знаков, то можно намеренно добавить различия в эти места.

Двухчастные знаки
Это самая сложная для рисования группа знаков, но в то же время и самая интересная. Двухчастными называют буквы, конструкцию которых можно разделить на две части по вертикали. К таким буквам относятся «a» и «g» (у которых также есть одночастные варианты). По конструкции и смыслу к ним также можно отнести «e» и «s». Именно благодаря им можно подчеркнуть уникальный характер шрифта и его идею.


Буквы «a», «s», «e» должны быть хорошо сбалансированы по массе черного (для этого часто используются оптические компенсации толщин). Также обе части знака должны иметь схожий характер внутреннего белого.
В характерах этих знаков много взаимосвязей. Во-первых, пропорции букв «a», «s», «e» похожи между собой (буква «g» относится больше к круглым знакам, и её пропорции должны опираться на букву «о»). Во-вторых, конструктивные особенности у этих букв также должны быть схожи.
Закрытое внутреннее белое у «а», «е» и открытая часть должны быть похожи по массе — если у «а» петля небольшая, то и верхняя часть «е» должна быть небольшой.

Изгибы у полуовала «а», «спинки» «s» и петли у «g» могут быть близки по форме для общей смысловой рифмы, но этот параметр зависит от общей стилистики шрифта. Форма «g», к примеру, может отличаться, как и средний штрих у «а».

Двухчастная «g» является самой сложной в шрифте, и ей нужно уделить большое внимание. Чаще всего такая форма встречается в антикве, и для её правильной отрисовки лучше ориентироваться на исторические образцы, подходящие под ваш стиль шрифта. Основной принцип этой формы — меньший верхний овал (который должен сочетаться с «о») при более крупной петле. Форма петли варьируется между стилями: может быть наклонной или прямой, закрытой или нет. Не забывайте также про ухо «g» — оно должно сочетаться с другими элементами строчных букв, будь то капли или засечки.
Я советую больше анализировать то, как выглядят эти четыре буквы в шрифтах и почему они нарисованы именно так, чтобы расширять свои представления о рисунке данных знаков.

Буквы «f», «t», «l», «j», «i»
Простые по форме, но важные для набора знаки (наполнение этой группы может варьироваться от характера знаков). Если у «l» есть терминал, то ее мы рассматриваем вместе с «f», «t», «j», если нет — то не включаем в эту группу. То же самое, но в меньшей степени относится и к «j»: её форма в антиквах и гротесках часто отличается от других знаков, это стоит учитывать. При этом форма прописной «J» часто следует за строчной, поэтому их тоже следует рассматривать вместе.

Буквы «f» и «t» по пропорциям, формам и длине перекладины должны быть очень схожи между собой. Однако в терминалах этих букв стоит следовать за логикой всего шрифта. Конструкция «i» тоже может быть разной в зависимости от стилистики шрифта. Чаще всего встречается форма, состоящая из стема и точки. Однако у этой буквы также могут быть горизонтальные перекладины, моноширинные засечки и другие особенности.

Терминалы
Принцип работы с терминалами в строчных знаках такой же, как и в прописных, однако им стоит уделить бо́льшее внимание. В строчном наборе латинских знаков присутствует большое количество букв с терминалами, и их консистентность заметно влияет на характер шрифта и его красоту.
В гротесках форма терминалов и окончаний штрихов чаще всего повторяет формы прописных букв. Стоит обратить внимание на соотношение терминалов между прописными и строчными знаками — насколько близко по характеру и смыслу они выглядят в этих двух регистрах. Терминалы у строчных должны быть меньше и спокойнее, чем в прописных, чтобы не уменьшалось белое внутри букв.

В антиквенных шрифтах работа с терминалами сложнее. Как вы помните, в прописных буквах в качестве окончаний штрихов чаще всего используются засечки, а в строчных — засечки и капли. В этих элементах очень заметно влияние пишущего инструмента, и их формы могут быть очень разнообразными.
При этом в шрифтах, опирающихся на традиционную классификацию антикв, происходит замена окончаний штрихов одинаковых форм в двух регистрах. Если сверху штрих в прописной заканчивается засечкой, то в строчной букве почти всегда будет капля (той или иной формы). Исключение — буквы «s» и «z», у которых и в прописном, и в строчном варианте чаще всего встречаются засечки.
Формы капель также разнообразны: конструкция может варьироваться от «наплыва» пера до четко очерченного круга. В исторических шрифтах и шрифтах на их основе пишущий инструмент диктует эту форму. Капли встречаются в таких буквах, как «a», «c», «f», «g» (в форме уха), «j», «r», «y».

В современных шрифтах формы капель и терминалов всё дальше отходят от каллиграфического вида и зависят только от фантазии автора.

Также стоит отметить, что в строчных знаках больше конструкций засечек, которыми оканчиваются стемы. В прописных такие засечки чаще всего имеют две формы — горизонтальные и вертикальные, а в строчных у одинаковых по смыслу стемов могут быть разные окончания. Лучше всего это заметно в знаках с арками и выносными элементами («n», «i», «h», «u»). Засечка в верхней части знака может быть клиновидной, а в нижней — более прямоугольной: это связано с традицией каллиграфического письма и влиянием пишущего инструмента. С историческим написанием также связаны формы окончаний стемов в буквах «a», «d», «u», «p», «q», где концевой элемент оканчивается засечкой, отличной от засечки в букве «n».

При работе с засечками и терминалами в антиквенных шрифтах необходимо внимательно подходить к выбору каждого графического хода, ориентируясь на задачи и стилистику шрифта.
Характер знаков
Базовые латинские строчные буквы в наборе выглядят очень консистентно и слаженно. Это произошло благодаря долгой эволюции форм: сначала в каллиграфии, а после и в шрифтовом дизайне.
Большинство строчных знаков делится на три основные группы с одинаковыми графическими решениями: знаки с арками, круглые знаки и треугольные знаки. Похожая логика рисования знаков очень упрощает работу шрифтового дизайнера, но также может негативно повлиять на характерность шрифта. Если вы хотите сделать его более выразительным, я советую добавлять акцидентности (её степень зависит от задачи) в одну из основных групп. Поскольку знаков в каждой группе много, текстовый набор визуально изменится при добавлении даже небольших деталей.
Также можно работать с частотными буквами, которые постоянно повторяются в тексте и с их помощью разнообразить текстовый набор. Частотность знаков для некоторых европейских языков вы можете посмотреть на этом сайте.
Идея шрифта — самый важный ориентир при отрисовке всех знаков. Принципы рисования должны быть подспорьем в воплощении этой идеи в жизнь, а не ограничивать творческий процесс.
Подведём итоги
Рисование букв — это, на мой взгляд, самый увлекательный процесс при разработке шрифта. Но все остальные этапы — подготовка, изучение теории, планирование и скетчинг — не менее важны. С их помощью можно заложить теоретический фундамент, на котором будет строиться рисунок букв.
После отрисовки основных знаков латиницы вас ждет ещё много важной работы — процесс тестирования, спейсинга, расширение кассы знаков и семейства, решение технических сложностей. Пока мы рассмотрели только первый этап создания шрифта.
Совет: не бойтесь возвращаться к уже готовым знакам, ведь рисование — это непрерывный процесс, и улучшить графику можно на любом этапе.
Уже в следующей статье мы перейдем к отрисовке базовой кириллицы. Не переключайтесь! А пока предлагаю вернуться к двум нашим задачам — современной антикве и гротеску для интерфейсов — и посмотреть, как выглядит основная латиница в этих двух шрифтах. На основе нарисованных символов мы продолжим превращать идеи в готовый шрифт.
