top_banner_ttfors05
Главная Блог Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

В этой статье мы разберёмся, что такое удобочитаемость и разборчивость и в чём разница между ними, каким должен быть разборчивый шрифт и от чего зависит читабельность текста.

Что такое разборчивость?

Определение разборчивости (англ. legibility) следующее: это различимость отдельных символов, лёгкость их распознавания. Если шрифт разборчивый, вы без труда отличите друг от друга похожие по форме символы даже в мелком тексте. Например, не перепутаете «а» с «о» или «г» с «т».

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Что такое удобочитаемость?

Удобочитаемость, читабельность или читаемость (англ. readability) чаще всего употребляются как синонимы. Определение у этих терминов в данном контексте одно — лёгкость восприятия не отдельных букв, а всего текста целиком. Удобочитаемость шрифта определяется тем, насколько читателю удобно и легко «скользить» по строкам текста, не отвлекаясь и не «спотыкаясь». Разборчивость — одна из составляющих удобочитаемости.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Составляющие читаемости и разборчивости

Факторы, влияющие на разборчивость, в основном связаны с рисунком самих знаков: их формой, пропорциями, шириной и деталями. Чем чётче и проще очертания букв, тем выше разборчивость.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Читабельность же зависит не только от формы букв, но и от того, как знаки взаимодействуют между собой. Сюда входят такие факторы, как межстрочный и межбуквенный интервал, размер шрифта и многое другое.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Важно учитывать, что шрифт может быть разборчивым, но при этом неудобным для чтения больших массивов текста — и наоборот. Ниже мы подробнее рассмотрим факторы, влияющие на разборчивость и читабельность.

Как заставить типографику работать на улучшение опыта чтения

Чтобы типографика работала в интересах пользователя, нужно подходить к выбору шрифта и оформлению текста комплексно. На первом этапе стоит обеспечить базовую разборчивость, выбрав подходящий шрифт, а затем проверить его удобочитаемость и настроить дополнительные параметры.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Как повысить разборчивость вашего шрифта (или выбрать разборчивый шрифт)?

Высота по оси X

Высота по оси X, или Х—height — это заданный в шрифте параметр высоты строчных букв относительно прописных; линия роста строчных знаков без учёта свисаний. Исследования показывают, что этот параметр, как и длина верхних и нижних выносных элементов, напрямую влияют на разборчивость шрифта.

Так, буквы с выносными элементами, такие как «b» или «p», распознаются легче, чем те, у которых их нет. Увеличение длины этих элементов улучшает распознавание для ряда букв. А увеличение высоты букв по оси Х положительно влияет на распознавание всех символов.
Соответственно, чтобы получить разборчивый текст, стоит выбирать шрифт с большей Х—height.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Вес

Вес — это толщина штрихов или жирность символов. Этот параметр влияет как на разборчивость отдельных символов, так и на общую читабельность.

Лучше всего читаются средние по весу начертания — то есть регулярные или базовые. Слишком тонкие линии будут теряться, а слишком жирные — «слипаться» в плотную массу, мешая разборчивости отдельных символов.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Контраст штрихов

Контраст — это соотношение толщин основных и дополнительных штрихов в шрифте. Шрифт может быть неконтрастным, малоконтрастным, контрастным и сверхконтрастным.

Наиболее разборчивые и хорошо читаемые шрифты — неконтрастные и малоконтрастные. Контрастные и сверхконтрастные шрифты могут быть неразборчивы, особенно в маленьком кегле, так как тонкие штрихи могут теряться.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Ширина

Узкие или широкие шрифты могут стать интересным дизайнерским решением, однако они хорошо подходят для акциденции, а не для использования в текстовом наборе. Зауженные или расширенные пропорции будут мешать и разборчивости, и удобочитаемости. Поэтому для повышения читабельности текста выбирайте шрифты со стандартными пропорциями.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Апертура

Апертура — это степень открытости знака. Например, если у буквы «С» маленькое расстояние между верхним и нижним терминалом — это закрытая апертура, а если большое — это открытая апертура. Как показывают исследования, закрытые апертуры распознаются хуже, в то время как открытые апертуры способствуют большей разборчивости и, следовательно, общей читаемости.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Дисплейные и текстовые шрифты

Шрифты по назначению можно разделить на акцидентные и текстовые.

Акцидентные, или дисплейные шрифты обладают ярким, выразительным характером и часто выглядят необычно. Они предназначены для привлечения внимания и используются в акцентных надписях и заголовках, поэтому их нередко называют заголовочными. Часто акцидентные шрифты насыщены множеством декоративных элементов, которые эффектно выглядят в большом кегле, но теряются в малом размере, затрудняя воспр 1f40 иятие текста. Также им обычно присущ высокий контраст: он усиливает выразительность, но ухудшает читаемость при небольшом размере. Такие шрифты хорошо смотрятся в крупных надписях, но не подходят для длинных текстов.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Текстовые шрифты, напротив, разрабатываются для набора длинных текстов. У них более сдержанный характер, лаконичный дизайн без лишних деталей и низкий контраст. Это способствует разборчивости знаков шрифта и читабельности всего текста.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Как повысить удобочитаемость вашего текста?

Засечки

Можно найти разные мнения о том, как засечки влияют на читабельность. Кто-то утверждает, что засечки помогают чтению, а кто-то считает, что они только мешают. Однако если исследовать этот вопрос глубже, становится понятно, что ни одно из этих утверждений не верно.

Исследования показывают, что наличие или отсутствие засечек не влияет на скорость чтения как для людей с нормальным зрением, так и со слабым. Удобочитаемый текст можно набрать как шрифтом с засечками, так и без засечек — всё зависит от ряда других факторов, о которых мы расскажем ниже.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Размер шрифта

Мелкий текст быстрее утомляет глаза. Минимальный размер удобочитаемого текста на мониторе — 12 px, но для объёмных текстов рекомендуется использовать размер от 14 до 16 px; для мобильной версии сайтов и приложений — 16 px; в печати — от 9 pt для длинных текстов.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Оптические размеры

Оптические размеры шрифта — это специально адаптированные версии одного и того же шрифта, оптимизированные для использования в разных кеглях.

Чтобы повысить читаемость и избежать искажений при использовании одного и того же шрифта в разных размерах, можно использовать гарнитуры с начертаниями, адаптированными для разных оптических размеров. В таких шрифтах графика знаков во всём семействе общая, но в зависимости от оптического размера она становится либо более детальной (для крупных размеров), либо «обобщается» и «огрубляется» (для мелких).

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Регистр букв

Набирать текст только заглавными буквами — плохая идея. Читабельность только ухудшится от такого приёма. Его можно использовать лишь точечно — например, для интонационного выделения слов.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Межстрочный интервал

Оптимальный межстрочный интервал для текстового набора — 120–150% от кегля шрифта. Большой или слишком маленький интервал затрудняет движение взгляда по строкам.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Кернинг

Кернинг — это избирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами в зависимости от сочетания их форм. Он делается для того, чтобы создать максимально ровный набор. Настраивает кернинг непосредственно разработчик шрифта на этапе его создания — для простого пользователя такая настройка недоступна почти ни в одной программе. Подробнее об этом мы рассказывали здесь.

Кернинг напрямую влияет на читабельность: текст, набранный шрифтом с кернингом, воспринимается гораздо лучше. Поэтому выбирайте качественные шрифты с профессионально настроенным кернингом, чтобы ваш текст было удобно читать.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Длина строки

Строки должны быть достаточно короткими, чтобы было удобно переводить взгляд с одной строки на другую. Важно учитывать, что в разных средах оптимальная длина строки будет разной. Например, в печатном наборе — 50-75 символов в строке, на мониторе компьютера — 60-80 символов, на экране смартфона — 30-40 знаков.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Цвет и контраст

Текст должен быть контрастным по отношению к фону. Классика — черный шрифт на белом фоне, но можно использовать и другие цвета. Например, тёмно-серый или тёмно-зелёный — главное, сохранять контрастность и избегать ярких оттенков. Вы можете использовать этот сервис для проверки контрастов цветов в моделях RGB и HSL.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Хинтинг

Важно, чтобы при увеличении или уменьшении масштаба или отображении на разных носителях шрифт не искажался и оставался читабельным. Поэтому стоит выбирать качественные шрифты с профессионально настроенным хинтингом. Если шрифт необходимо использовать на экране не слишком высокого разрешения и/или на экране в мелком размере, то высок риск, что шрифт без хинтинга будет отображаться искаженно, либо вовсе станет нечитабельными. Подробно о том, что такое хинтинг, мы рассказывали здесь.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Вёрстка

На читабельность текста влияет не только шрифт, который вы выбираете, но и то, как вы его применяете и оформляете страницу — то есть вёрстка. Ниже мы перечислили важные топографические характеристики, которые помогут сделать текст лучше для восприятия.

Иерархия

Заголовки, подзаголовки, списки и акценты помогают читателю ориентироваться в тексте и быстрее находить нужную информацию. Поэтому важно не только использовать правильный шрифт, но и создавать визуальную иерархию в тексте.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

«Висячие» строки и предлоги

«Висячие» строки — это начальные или конечные строки, оказавшиеся в конце или в начале страницы соответственно и как бы оторвавшиеся от основного текста. Они мешают восприятию текста и выглядят неэстетично. В неформальной лексике их иногда называют вдовами и сиротами (widows and orphans).

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Висячие предлоги — это короткие предлоги в конце строки, связанные по смыслу со словом, перенесённым на следующую строку. Из-за такого разрыва может теряться смысл и ухудшаться восприятие текста, поэтому лучше его избегать. Однако данное правило не распространяется на вёрстку в вебе.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Коридоры

Коридоры — это пробелы в смежных строках, расставленные так, что из них образуется вертикальный или наклонный ряд. Это дефекты вёрстки, которые отвлекают внимание и ухудшают читабельность, поэтому стоит их избегать.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Расстановка переносов

Автоматические переносы помогают избегать лишних пробелов и выравнивать текст без искажений. Важно грамотно настраивать переносы с учётом правил разных языков.

Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

Разборчивость и читабельность: что важнее?

Нельзя однозначно сказать, что важнее — читабельность или разборчивость, ведь зачастую они дополняют друг друга. В небольших акцидентных надписях важна разборчивость, чтобы слово или фраза считывались правильно (например, на вывесках, в названиях или логотипах). В больших текстах критична как разборчивость отдельных символов, так и общая читабельность, к тому же первое влияет на второе. Поэтому для того, чтобы понять, какая характеристика для вас важнее, нужно определить, для каких задач вам нужен шрифт.

Заключение

Надеемся, наша статья помогла вам понять разницу между понятиями разборчивость и читаемость. Однако важно понимать, что универсальных советов не существует. Чтобы по-настоящему разобраться в этой теме, важно ознакомиться с каждой из характеристик более подробно. Самым заинтересованным читателям рекомендуем книгу «Reading Letters: Designing for Legibility» Софи Байер. А если вы ищете удобочитаемые шрифты для вашего проекта, смотрите нашу подборку.

Последние публикации

УниверситеТТ: Урок 10. Рисование базовых строчных знаков

Добро пожаловать на десятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. В прошлый раз мы говорили о проработке прописных знаков на детальном уровне. Теперь настало время разобраться с базовыми строчными знаками!

Узнать больше
10 лучших шрифтов для профессиональных презентаций PowerPoint в 2025 году

Смотрите и выбирайте лучшие шрифты для PowerPoint, которые помогут вывести качество ваших презентаций на профессиональный уровень. Составили для вас список из 10-ти выдающихся шрифтов, популярных среди дизайнеров презентаций в PowerPoint, Google Slides, Keynote, которые несомненно станут и вашими любимыми.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для визитки: выбор профессионала

Хотите привлечь внимание к своему бренду и произвести впечатление на клиентов своими визитками? Узнайте, какие шрифты и шрифтовые комбинации лучше подходят для визитных карточек и ознакомьтесь с нашей подборкой шрифтов, получивших высокую оценку профессионалов полиграфического дизайна.

Узнать больше
Лучший шрифт для резюме в 2025 году: что рекомендуют дизайнеры?

Каким шрифтом писать резюме? Как шрифт влияет на качество резюме и на какие критерии стоит опираться при подборе? Какие шрифты точно не стоит использовать для резюме и почему? Рассказали обо всех нюансах в статье и подготовили подборку лучших шрифтов для резюме в 2025 году.

Узнать больше
Шрифтовая Вселенная в бутылке: как Pinot Agency и TypeType создали «шрифтовое вино»

Студия шрифтового дизайна TypeType и брендинговое агентство Pinot Agency объединили шрифты и вино и создали «шрифтовое вино» — проект, зародившийся в разговорах за игристым и разросшийся до космических масштабов. Что это такое и с чем его пьют — рассказываем в статье!

Узнать больше
Специальные символы и знаки пунктуации в шрифтах: гайд по типографским символам

Специальные символы и знаки пунктуации есть практически во всех шрифтах. Они играют важную роль в восприятии и читаемости текста, а также несут вспомогательные (а иногда и декоративные) функции. Например, такие символы помогают организовать и структурировать текст, придавать дополнительные значения и передавать эмоции. В этой статье мы рассмотрим самые популярные и интересные символы и знаки.

Узнать больше
Буквы с характером: как мы разрабатывали фирменный шрифт для Одноклассников‎

В 2022 году социальная сеть Одноклассники‎ (ОК) начала обновление фирменного стиля. Изменили логотип, расширили функциональность сервиса и сделали визуальную айдентику более современной. После этого ОК пришли к нам в TypeType с запросом на разработку фирменного шрифта. Что из этого получилось — рассказываем в статье!

Узнать больше
Цифры и числа в типографике: основные виды

Мы очень много рассказываем вам про буквы, а вот цифры обычно упоминаем вскользь. А между тем это очень интересная и не такая простая, как может показаться на первый взгляд, тема. Так что эту статью мы полностью посвятили цифрам! Вы узнаете, какие типы цифр бывают и для чего они нужны, какие особенности у каждого из этих видов и где найти их в шрифте.

Узнать больше
20 лучших кириллических шрифтов 2025 года

Найти качественные и оригинальные кириллические шрифты бывает не так просто, ведь на рынке представлено гораздо больше гарнитур с поддержкой латиницы. Однако в нашей студии мы делаем упор на широкую языковую поддержку — в частности, наши гарнитуры поддерживают большое количество языков на основе кириллицы. В этой статье мы собрали топ функциональных и современных шрифтов с кириллицей из коллекции TypeType, которые подойдут для разных задач.

Узнать больше

Узнать больше

10 лучших шрифтов для профессиональных презентаций PowerPoint в 2025 году

Смотрите и выбирайте лучшие шрифты для PowerPoint, которые помогут вывести качество ваших презентаций на профессиональный уровень. Составили для вас список из 10-ти выдающихся шрифтов, популярных среди дизайнеров презентаций в PowerPoint, Google Slides, Keynote, которые несомненно станут и вашими любимыми.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для визитки: выбор профессионала

Хотите привлечь внимание к своему бренду и произвести впечатление на клиентов своими визитками? Узнайте, какие шрифты и шрифтовые комбинации лучше подходят для визитных карточек и ознакомьтесь с нашей подборкой шрифтов, получивших высокую оценку профессионалов полиграфического дизайна.

Узнать больше
Лучший шрифт для резюме в 2025 году: что рекомендуют дизайнеры?

Каким шрифтом писать резюме? Как шрифт влияет на качество резюме и на какие критерии стоит опираться при подборе? Какие шрифты точно не стоит использовать для резюме и почему? Рассказали обо всех нюансах в статье и подготовили подборку лучших шрифтов для резюме в 2025 году.

Узнать больше
Шрифтовая Вселенная в бутылке: как Pinot Agency и TypeType создали «шрифтовое вино»

Студия шрифтового дизайна TypeType и брендинговое агентство Pinot Agency объединили шрифты и вино и создали «шрифтовое вино» — проект, зародившийся в разговорах за игристым и разросшийся до космических масштабов. Что это такое и с чем его пьют — рассказываем в статье!

Узнать больше
Специальные символы и знаки пунктуации в шрифтах: гайд по типографским символам

Специальные символы и знаки пунктуации есть практически во всех шрифтах. Они играют важную роль в восприятии и читаемости текста, а также несут вспомогательные (а иногда и декоративные) функции. Например, такие символы помогают организовать и структурировать текст, придавать дополнительные значения и передавать эмоции. В этой статье мы рассмотрим самые популярные и интересные символы и знаки.

Узнать больше
Буквы с характером: как мы разрабатывали фирменный шрифт для Одноклассников‎

В 2022 году социальная сеть Одноклассники‎ (ОК) начала обновление фирменного стиля. Изменили логотип, расширили функциональность сервиса и сделали визуальную айдентику более современной. После этого ОК пришли к нам в TypeType с запросом на разработку фирменного шрифта. Что из этого получилось — рассказываем в статье!

Узнать больше
Цифры и числа в типографике: основные виды

Мы очень много рассказываем вам про буквы, а вот цифры обычно упоминаем вскользь. А между тем это очень интересная и не такая простая, как может показаться на первый взгляд, тема. Так что эту статью мы полностью посвятили цифрам! Вы узнаете, какие типы цифр бывают и для чего они нужны, какие особенности у каждого из этих видов и где найти их в шрифте.

Узнать больше
20 лучших кириллических шрифтов 2025 года

Найти качественные и оригинальные кириллические шрифты бывает не так просто, ведь на рынке представлено гораздо больше гарнитур с поддержкой латиницы. Однако в нашей студии мы делаем упор на широкую языковую поддержку — в частности, наши гарнитуры поддерживают большое количество языков на основе кириллицы. В этой статье мы собрали топ функциональных и современных шрифтов с кириллицей из коллекции TypeType, которые подойдут для разных задач.

Узнать больше
В дорожных условиях: как шрифт TypeType тестировался для интерфейса электромобиля Атом

Атом — первый российский серийный электромобиль, выпуск которого ожидается совсем скоро. Уникальный интерфейс этого гаджета — настоящий привет из будущего: здесь и дополненная реальность, и дисплей-проекция на лобовом стекле (AR HUD), и экран прямо в руле (SWP). Для этих интерфейсов, а также для использования в приложении мы и создали (точнее, кастомизировали) шрифт. А разработчики Атома провели исследование, чтобы убедиться, что текст, набранный этим шрифтом, безошибочно считывается в условиях вождения.

Узнать больше