13 октября, 19:00, онлайн-встреча «Путеводитель по созданию шрифта». Зарегистрироваться

ГлавнаяБлогМенять начертания, сохраняя макет — открываем тайны создания униширинного шрифта TT Fellows

Менять начертания, сохраняя макет — открываем тайны создания униширинного шрифта TT Fellows

В январе 2022 года на площадки вышла новая шрифтовая гарнитура TypeType — TT Fellows. Практически сразу она привлекла внимание дизайнеров со всего мира, что неудивительно, ведь универсальный, лаконичный и функциональный шрифт подойдёт для большинства современных проектов.

Шрифт, который не испортит вёрстку, если захочется поменять толщину в процессе работы. Дружелюбный по графике, интуитивный в использовании. Пользоваться TT Fellows безопасно и приятно. В знаковом составе нет ничего лишнего, обширная поддержка языков, которых достаточно для широкого использования в самых разных задачах. Полезные фичи, функциональные лигатуры.

Несмотря на нейтральный характер, в зависимости от целей, гарнитура может проявить совершенно разное настроение: как мягкое и спокойное, так яркое или даже брутальное.

Добавьте сюда факт, что TT Fellows — первый униширинный шрифт в коллекции TypeType, и станет понятно, что у такой гарнитуры не было шансов остаться незамеченной.

Заинтригованы? Давайте мы расскажем о новом шрифте подробнее.

Униширинность

Когда новый шрифт был на этапе идеи, мы понимали только одно: коллекции шрифтовых гарнитур TypeType нужен ещё один нейтральный гротеск. Как TT Norms® Pro, TT Commons Pro или TT Hoves, то есть функциональный и покрывающий максимальную область применения. Такие гарнитуры популярны и удобны, современны и практичны.

Однако делать аналогичный уже выпущенным шрифтам проект казалось не самой интересной задачей. Все вышеперечисленные гарнитуры — геометрические гротески, поэтому для нового шрифта мы решили сменить стиль. Геометрия по-прежнему востребована и эстетична, подумали мы, но у нас в арсенале практически нет гуманистических шрифтов, а, значит, настало время это исправить.

Вообще геометрические и гуманистические гротески похожи между собой в нейтральности и универсальности использования. Отличие в том, что геометрические гротески не обладают ярким характером, форма знаков в этих шрифтах состоит из простых геометрических фигур. Обычно это неконтрастные разноширинные шрифты, в то время как гуманистические — высококонтрастные разноширинные. В гуманистических гротесках характер приобретает мягкость, появляются отсылки к засечкам.

Назвать TT Fellows полностью гуманистическим сложно: он обладает мягкими чертами, но при этом в нём есть механистические мотивы, а в регулярных начертаниях шрифт можно сравнить с нео-гротесками. Получилось что-то среднее, ведь из каждого стиля мы взяли черты, казавшиеся нам привлекательными в рамках нового проекта.

Создать нейтральный гротеск, непохожий на главные бестселлеры студии, но при этом способный составить им компанию в арсенале пользователя, — примерно так можно сформулировать первые мысли о гарнитуре. Конечно, нам также не хотелось ограничивать область применения шрифта, скорее, наоборот, было желание сделать её практически безграничной.

Униширинные шрифты — достаточно любопытная и привлекательная, но не самая распространённая категория в шрифтовом мире. В таких гарнитурах кегельная площадка не меняет свою ширину из начертания в начертание, то есть даже при увеличении жирности шрифт не становится шире, а остаётся на месте.

В классических шрифтовых гарнитурах работает так: чем толще начертание, тем шире становится шрифт. Это логично, ведь жирные начертания требуют больше пространства, но это может создавать сложности для пользователя.

Допустим, дизайнер набирает текст в макете и хочет изменить начертание в процессе работы. Увы, макет после таких манипуляций придётся дорабатывать и подстраивать под новую ширину, ведь вёрстка неизбежно слетит. Это также касается тех, кто занимается веб-дизайном. На сайтах часто используют кнопки, при наведении на которые шрифт меняет начертание, становясь жирнее. Так посетитель сайта понимает, что навёл курсор на определённую кнопку, однако в дизайне приходится подстраивать контейнер для кнопки под новую ширину текста.

С униширинным шрифтом подобных проблем не возникнет. Шрифт остаётся на месте, даже если поменять начертание с самого тонкого на самое жирное. Текст будет находится в своих рамках и не поменяет расположение, дизайнер может спокойно менять начертание прямо в макете, а веб-дизайнер — ставить необходимые параметры начертаний для любых кнопок, не переживая за величину контейнера.

Для дизайнеров и верстальщиков униширинный шрифт является спасением и находкой, но в шрифтовом дизайне такая гарнитура создаёт определённые проблемы, требующие компромиссных решений. О них мы расскажем позже.

Итак, концепция будущего шрифта сформировалась: униширинный гротеск, универсальный и нейтральный. Кстати, для команды TT Fellows стал первым униширинным шрифтом, поэтому проект стал точкой профессионального роста. Мы бросили себе вызов.

Исследования

Мы не спешили погружаться в разработку, ведь, прежде чем окунуться в новое, нужно подробно исследовать тему. Идея с униширинным шрифтом перестала быть идеей, поэтому предстояло масштабно изучить особенности, прежде чем разрабатывать шрифт.

Для исследования были отобраны современные униширинные шрифты разных словолитен, существующие на рынке. Оказалось, что их довольно мало.

Кстати, в шрифтовом дизайне есть такая категория, как моноширинные шрифты, в которых все глифы помещаются в одну кегельную площадку. Из-за этого буквы приходится сильно видоизменять при разработке шрифта, и, например, i станет достаточно широкой, а m — узкой.

Отличие униширинного шрифта в том, что в рамках одного начертания буквы всё ещё могут располагаться на разных кегельных площадках, поэтому шрифт выглядит привычно и не так специфично, как в моноширинных гарнитурах. При грамотной разработке пользователь не заметит чего-то необычного в форме знаков, при этом в рамках разных начертаний идентичные буквы будут оставаться в пределах одной кегельной площадки. Получается, что униширинный шрифт — нечто среднее между моноширинным и классическим шрифтом.

Исследование должно было показать будущие проблемы, с которыми предстоит столкнуться, и графические решения, чтобы компенсировать ограничения униширинности. Изучив разные примеры, мы выделили основные пункты.

  • Семейства униширинных шрифтов небольшие. Безусловно, некоторые словолитни добавляли большое количество начертаний, но это всё-таки исключительные случаи. Ограниченное количество начертаний можно объяснить логически, ведь поставить на одну кегельную площадку самую тонкую и самую жирную букву, сохранив общий визуальный характер, непросто. Придётся идти на сложные компромиссы, чем-то жертвовать, придумывать необычные графические решения.
  • Мы измерили основные пропорции знаков, то есть параметры по толщинам и ширинам, чтобы определить средние значения. Во всех шрифтах пропорции знаков стремятся к равноширинности и не являются очень широкими. Например, в TT Norms® Pro круглые знаки стремятся к кругу, а n — к прямоугольнику. В униширинных шрифтах пропорции круглых букв будут стремиться к овалу или к сквадраченному овалу, а буквы, аналогичные n, примут похожие черты. Этому есть объяснение: при увеличении жирности круглые знаки могут сильно исказиться, их будет сложно поместить в одну кегельную площадку в широких начертаниях так, чтобы они соотносились с тонкими. Если изначально заузить круглые знаки, подобную проблему удастся избежать. Сквадраченность добавляет больше белого в жирных начертаниях, тем не менее, она не выступает обязательным условием разработки униширинных шрифтов.
  • Буквы, у которых есть один стем, например, i или l, нельзя оставлять без засечек, иначе в тонких начертаниях белого будет слишком много, а в жирных — слишком мало. Форму подобных букв придётся компенсировать, добавляя засечки или меняя форму.

На этом изучение униширинных шрифтов закончилось, мы вынесли главные моменты для будущей работы и приступили к скетчам.

Начертания

Мы не стали останавливаться только на униширинности как ключевой особенности шрифта TT Fellows. Идея добавить в шрифт ещё одну фишку возникла естественным образом ещё на начальных этапах.

В шрифтовом дизайне есть важный нюанс: если шрифтовая гарнитура состоит из большого количества начертаний, рисунок немного меняет характер от тонкого к жирному. Студия TypeType очень любит делать большие или очень большие семейства, так что с этой проблемой мы знакомы давно. Когда шрифт становится очень жирным, его характер проявляется или меняется, даже если изначально гарнитура была нейтральная. Например, всем знакомый TT Norms® Pro, который в регулярных начертаниях не обладает выраженным характером, в некоторые моменты может проявлять и мягкость, и брутальность.

Можно считать это проблемой или вызовом, искусственно подавлять характер разными графическими решениями, а можно повернуть в свою сторону и сделать ключевой особенностью шрифта. Так мы и решили поступить с TT Fellows.

Как мы узнали ещё на этапе исследования, разнообразие начертаний в униширинных шрифтах — редкость, чаще словолитни выпускают их в ограниченном количестве. Мы упоминали, что это связано с тем, что поместить один глиф в одинаковую кегельную площадку разных начертаний может быть сложно. Однако мы не ищем лёгких путей, и решили сделать 9 начертаний, и речь только о прямых!

Откровенно говоря, это — своеобразная классика для шрифтов TypeType. И всё бы ничего, но ведь TT Fellows — униширинный, из-за этого было сложно определить точное количество начертаний с самого начала. При работе с TT Fellows в первичном плане стояло по 8 начертаний. В первую очередь это было связано с опасением, что более жирное начертание, чем ExtraBold, не сможет выглядеть гармонично и будет слишком узким. Однако позже к ExtraBold добавилось другое, более жирное начертание. На этой части работы подробно остановимся в другой главе, а пока достаточно знать, что одинаковая кегельная площадка для глифов во всех шрифтах не помешала нам сделать 18 начертаний и 1 вариативный шрифт.

Сокращать количество начертаний мы не захотели, а вот осознанно управлять характером шрифта в различных толщинах показалось нам интересной затеей. Вы можете подумать, что этому способствовал исключительно наш энтузиазм, но на деле мы в первую очередь думали о дизайнерах и других пользователях будущего шрифта. Найти подходящую шрифтовую гарнитуру для заголовков, да ещё так, чтобы сочеталась с текстовым шрифтом, может оказаться непростой задачей. Другое дело, если уже знакомый шрифт может подстроиться под задачу и стать как нейтральным текстовым, так и выразительным дисплейным.

Откровенно говоря, очень жирные начертания, такие как Black, ExtraBlack и ExtraBold, приобретают настроение дисплейных, даже если изначально это не было запланировано. Для массивов мелкого текста брать такие начертания не очень практично. Собственно, концепция работы над TT Fellows заключалась в том, чтобы сразу учитывать эту особенность и создавать самые жирные начертания дисплейными. Это достигалось тем, что при работе над такими начертаниями мы делали графику и графические компенсации более выразительными, добавляли разные фишки. В тонких и средних начертаниях шрифт по-прежнему должен был сохранять нейтральность, а вот дисплейные начертания предназначались для работы с крупным размером текста, с заголовками, поэтому характер мог приобретать выразительность.

Изучив особенности создания униширинного шрифта и утвердив идею о разных по характеру начертаниях, мы взяли гарнитуру в разработку. Наши идеи вдохновляли нас на шрифтовые подвиги, но вместе с тем принесли много профессиональных вызовов.

Вызов первый: униширинность

Общие черты TT Fellows мы сформировали на начальных этапах, хотя от первого до последнего скетча графика шрифта заметно изменялась. Из сохранившихся особенностей можно отметить форму овалов и арок, которые практически не поменялись. Овалы получились суженные, средние между круглыми и сквадраченными. Арки гармонично сочетались с овалами, обладая довольно спокойными формами.

Главное при создании униширинного шрифта — работа с пропорциями. Thin, самое тонкое начертание, не должно было выглядеть слишком неординарно, всем знакам полагалось иметь нейтральный характер, без чрезмерно широких или узких форм. Поместить все буквы разных начертаний в одну кегельную площадку так, чтобы всё выглядело гармонично, — основная цель, раскрывающаяся в детальной и кропотливой работе.

В первую очередь, сложности вызывали буквы, имеющие диагональ. В латинице больше всего внимания уделили k. Самое важное в этом глифе — его ширина. В обычных шрифтах ширина этих символов значительно отличается в Black и Regular начертаниях. Для того, чтобы k в них выглядела одинаково по ширине, кегельная площадка должна сильно меняться в размерах.

В TT Fellows ширина уже была задана. В тонких начертаниях нельзя было допустить огромного белого пространства в месте, где к стему прикрепляется диагональная ветка, при этом k не должна выглядеть акцидентно. С местом присоединения диагоналей мы работали долго, пока буква не приобрела гармоничную форму во всех начертаниях. Ведь, если в тонких мы старались не допустить избыточно белого пространства, то в жирных начертаниях, наоборот, старались избежать недостатка белого.

В финальной версии k в тонких начертаниях выглядит шире привычного, но это не бросается в глаза, если не вглядываться детально. Тоже самое можно сказать про жирные начертания: несмотря на ограниченную ширину кегельной площадки, буква выглядит гармонично и, что важнее, хорошо читается в тексте из-за равномерного распределения белого. В жирных начертаниях для k мы сделали врезы в стем, которые выглядят необычно и выразительно. Учитывая, что крайние по жирности начертания изначально планировались как акцидентные, нас полностью устроила форма буквы.

С кириллическими к и ж работа проходила по аналогии. Важно было сделать буквы гармоничными и читаемыми во всех начертаниях, для этого в них перенесли все характерные особенности из k. Во всех знаках с диагональю шла борьба за ширину, ведь при увеличении жирности глифы набирали её слишком много. В результате такие буквы должны были выглядеть не слишком широкими в узких начертаниях и не слишком узкими — в жирных. Эта задача решалась на протяжении всей разработки шрифта.

Интересная работа предстояла с латинскими знаками i, l, y, v. Особенность работы с i и l была определена ещё на этапе исследования и заключалась в том, что эти буквы нельзя было рисовать отдельным стемом без нижней площадки, иначе в тонких начертаниях появлялось слишком много белого пространства.

Графические решения в шрифте TT Fellows во многом появлялись из-за ограничений, ведь работа с униширинным шрифтом — поиск визуально привлекательного, но практичного компромисса. Формы букв i и l были продиктованы особенностями шрифта, но получились достаточно гармоничными, причём во всех начертаниях.

Буквы y и v рисовались исходя из тех же ограничений, и у них получилась не совсем классическая форма. В жирных начертаниях эти глифы должны были стать достаточно узкими, но при этом выглядеть естественно, не деформировано. Отсюда появилось графическое решение, довольно популярное сейчас, — ступенька на месте соединения штрихов. Его можно увидеть во всех начертаниях, начиная с Regular и заканчивая Black, а вот в тонком уже нет. Последнее связано с тем, что в Thin линии достаточно тонкие и изящные, и ступенька скорее мешала читаемости, чем создавала эстетику, поэтому мы решили её убрать.

Работа над кириллицей строилась по аналогии с латинскими буквами. Некоторые знаки обладают похожей логикой построения, поэтому мы применяли к ним уже выбранные графические приёмы. Например, у похожа на латинскую y. В целом, все профессиональные вызовы были похожи: нужно уместить глифы жирных начертаний в кегельные площадки тонких. При этом знаки должны быть не слишком узкими в жирных шрифтах и не очень широкими в тонких. В некоторых знаках есть сильные компенсаторы, например, в ф. Можно увидеть, что в жирных начертаниях стем довольно тонкий, хотя в том же регулярном он привычный и довольно стандартный.

Несмотря на то, что вызов с вышеперечисленными знаками был сложный и непривычный для нас, так как до этого мы не работали с униширинными шрифтами, финальная форма получилась интересной. Мы успокаивали знаки с обеих сторон в поиске гармоничного решения во всех начертаниях.

В TT Fellows всего 2 лигатуры, которые носят исключительно практический смысл. Это под стать концепции шрифта: удобный, практичный и без лишних элементов.

В латинице это классическое сочетание f и l, для которого мы почти всегда делаем лигатуру, ведь в некоторых начертаниях эти буквы, расположенные вместе, создают неприятный дисбаланс, о который спотыкается взгляд. Лигатура исправляет это.

В кириллице лигатура тоже одна, для украинского языка. Она была необходима, чтобы при сочетании букв ї и ї точки не заползали друг на друга в жирных начертаниях. В лигатуре точки три, равномерно распределённые над стемами, поэтому визуально это выглядит более привлекательно. Эта лигатура также часто используется в наших шрифтах.

После отрисовки основного кассового состава приступили к созданию цифр и служебных символов, пунктуации, стрелочек.

С цифрами нам предстояло перенести все графические особенности отрисованных глифов, но при этом сохранить привычный облик цифр. Важно, чтобы набранные цифры хорошо сочетались с буквами и в заголовках, и в массивах текста. Из деталей можно выделить, что 1 не могла быть отдельным стемом, иначе в тонких начертаниях стало бы слишком много белого, поэтому у 1 появилась площадка внизу. Все остальные цифры похожи на привычные нам, при этом характер TT Fellows сохранился.

Главная сложность при создании пунктуации была с круглыми скобками, потому что в жирных начертаниях такие скобки могли забирать слишком много белого, а в тонких, наоборот, слишком много белого вносить. В результате скобки получили новую форму, изогнутую, но близкую к прямой линии.

На этом основные моменты работы, связанные с униширинностью шрифта, закончились. Однако у TT Fellows были и другие вызовы, о которых мы с удовольствием расскажем.

Вызов второй: начертания от текстового к дисплейному

При работе со шрифтом было сложно с самого начала точно определить количество мастеров, то есть начертаний, отрисованных вручную. На их основе интерполируются остальные, а учитывая, что самые жирные начертания обретали дисплейный характер, нужно было внимательно выбирать мастера. Забегая вперёд, мастеров было 4 для прямых и 4 для италиков.

По характеру мы изначально понимали, что регулярное будет нейтральным, а самое жирное — более выразительным. Они и стали мастерами. В процессе к ним добавилось ещё 2: Thin и Bold.

В процессе работы над ExtraBold, который изначально был последним по толщине мастером, разрабатывали графические решения, придающие начертанию дисплейный характер. Остановили выбор на инктрапах, которые в данный момент являются довольно популярной компенсацией в шрифтовом дизайне. В первых скетчах они выглядели нарочито и даже грубовато, зато наглядно давали понимание, куда двигаться дальше.

Не понравилось одно: дисплейным получалось только одно начертание. Нам показалось, что этого будет слишком мало для будущих пользователей, поэтому начали эксперименты в сторону более жирного начертания. Мы были счастливы, когда создали скетчи начертания Black, который не только поместился в заданные кегельные площадки, но и выглядел эстетично. Получилось уже 2 начертания, подходящих для использования в заголовках и крупных размерах.

Тем не менее, инктрапы выглядели слишком нарочито, поэтому над графическими элементами предстояло тщательно поработать. Мы добавляли и удаляли разные компенсации, пытаясь определить, что оставить в Black, который стал мастером вместо ExtraBold. Графические элементы должны были выглядеть круто, но вместе с тем не создавать проблем при интерполяции ExtraBold, то есть при генерации этого начертания. Если бы пришлось делать ещё один мастер, времени на разработку шрифта ушло бы значительно больше, как и сил сотрудников.

К счастью, мы любим преодолевать любые трудности и находить оптимальные решения. Например, нарочитые врезки в стем присутствовали в первой версии, во второй их не было совсем, а в последней получился компромисс: врезки были, но небольшие. Конечно, графика менялась в дальнейшей работе, но масштабных изменений не происходило.

Срезы в первых скетчах TT Fellows почти такие же, как в TT Norms® Pro, то есть перпендикулярно штрихам. В финальной версии все срезы получились вертикальные, благодаря чему шрифт приобрел больше гуманистичности и меньше ненужного белого пространства. В жирных начертаниях белое пространство получалось довольно сложным из-за терминалов, в которых срезы были перпендикулярно штрихам, поэтому мы решили срезать терминалы вертикально. В местах, где форма знаков более замысловатая, прямые срезы убирают лишний шум, делая шрифт гармоничнее.

После отрисовки базовой латиницы в мастерах мы приступили к расширению знакового состава. Прямые начертания состояли из Thin, ExtraLight, Light, Regular, Medium, DemiBold, Bold, ExtraBold, Black. Дисплейными стали только два самых жирных, ExtraBold и Black, а вот Bold являлся текстовым начертанием. Именно поэтому после того, как мы сгенерировали его из двух мастеров, пришлось тщательно дорабатывать шрифт и убирать лишний контраст. Например, в Black горизонтали достаточно тонкие, а в Regular — одинаковые. Мы не хотели делать Bold излишне контрастным, поэтому пришлось балансировать между формами глифов.

В прописных знаках проблем не возникало, а вот строчным пришлось уделить больше внимания, ведь в сгенерированном начертании инктрапы были намного больше, чем нам хотелось. Мы планировали оставить форму и добавить компенсаторы белого, но всё-таки не превратить начертание в акцидентный шрифт, сохранив текстовый характер. При этом все графические особенности заметны, поэтому шрифт можно смело использовать для заголовков или крупных размеров.

Интересная работа проходила и с самым тонким начертанием. На первый взгляд Thin кажется довольно классическим и нейтральным, он похож на регулярное начертание, но в первых итерациях тонкое начертание выглядело иначе. При генерации у глифов в Thin были странные формы, будто буквы немного разнесло в разных направлениях. Это произошло из-за графических компенсаций и тонких горизонталей, в том числе в Black. Пришлось тщательно поработать над пропорциями, чтобы узкие знаки не стали широкими в тонком начертании, и наоборот. Финальная версия Thin обладает спокойным характером, но только при беглом взгляде. При более детальном рассмотрении можно обнаружить интересные решения в пропорциях, и в крупных размерах шрифт может стать оригинальным решением для заголовков. Он обращает на себя внимание и привлекает, при этом не выглядит вычурным или слишком броским.

Поместить глифы разных начертаний в одну площадку было увлекательно, но управлять характером шрифта, варьируя его от нейтрально-гуманистичного до дружелюбно-яркого, тоже достаточно интересно, это был профессиональный вызов.

Например, в Black между прописными и строчными есть разница. Классически инктрапы, если они используются, добавляются и в прописные, и в строчные знаки. Однако при работе с TT Fellows возникла ситуация, что прописным хватало белого, и от компенсаций решили отказаться, хотя в строчных они присутствовали. Ещё стоит отметить, что прописные имеют более технологичный характер относительно строчных, что раскрывается в самых жирных начертаниях. Строчные же, напротив, более мягкие. При этом, конечно, нам было важно сохранить гармонию между всеми знаками в каждом шрифте, а это 9 прямых начертаний при 4 опорных мастерах.

Однако кроме 9 прямых было столько же италиков. В TT Fellows мы делали не тру-италики, а наклонные начертания. Это значит, что исходные знаки из прямых наклоняются, практически не меняя форму. С прямыми знаками, такими как H, всё просто: мы наклоняем форму. С круглыми знаками дела обстоят сложнее, ведь форма меняется и наклоняется через полунаклон и полуповорот, иначе есть риск получить несбалансированные и странные по форме глифы. Цель италиков — повторять черты прямых форм, поэтому иногда приходится изменять форму, чтобы её сохранить. Звучит парадоксально, но человеческий глаз довольно специфично считывает геометрические формы, и при разработке шрифтов приходится подстраиваться под визуальное восприятие.

В обычных шрифтах при создании италиков терминалы редко приходится дополнительно править, но иногда они могут выглядеть слишком прямой линией, и тогда терминалы правятся вручную. Мы ориентируемся на форму, тщательно в неё всматриваясь, пока результат не покажется безупречным. Так было и с TT Fellows. Из других особенностей создания италиков можно отметить, что в жирном начертании пришлось работать над срезами, достигая их визуальной параллельности, правя форму. Балансировать приходилось и из-за разного характера крайних начертаний, и из-за униширинности шрифта: где-то делали стандартные для глифов компенсации менее выраженными, ведь приходилось оставаться в рамках одной кегельной площадки.

После финальной отрисовки всех прямых начертаний и италиков предстояло собрать все шрифты в единый файл и отправить на следующий увлекательный этап — мастеринг, в технический отдел.

Вызов третий: кернинг

Мастеринг шрифта для TypeType — систематизированная и отработанная часть создания гарнитуры. Крайне редко в технической части случаются необычные моменты, бросающие вызов.

Однако TT Fellows был именно таким. Как мы уже говорили, TT Fellows — униширинный шрифт, что внесло определенные корректировки в работу технического отдела студии. Больше всего это коснулось кернинга, на котором остановимся подробнее.

Начнём с того, что есть 2 категории шрифтов, связанных с работой над TT Fellows: гротески и моноширинные шрифты. Подход к кернингу в этих шрифтах буквально противоположный. Гротески требуют детальной и проработанной компенсации отдельных пар, в то время как в моноширинных кернинг вообще не требуется, ведь все размеры кегельных площадок одинаковые.

Униширинный шрифт — редкая и сложная история, которая в рамках TypeType случилась впервые. По сути, этот тип шрифтов в плане кернинга находится где-то посередине между гротесками и моноширинными. Кегельные площадки равны, но только в пределах одного глифа в разных шрифтах, а в одном начертании размер букв всё же отличается. Поэтому кернинг TT Fellows состоял из поиска подходящих компромиссов, чтобы рисунок шрифта в сочетании пар был гармоничным, но униширинность сохранялась.

Для стандартной шрифтовой гарнитуры мы берём среднее начертание, например, Regular, и для него подбираем все значения кернинг-пар. Практически неизменно эти параметры переносятся на другие начертания: и на более тонкие, и на жирные. Для жирных добавляется ряд исключений, в основном затрагивающих пунктуацию и отдельные пары прописных знаков со строчными, знаков с верхней диакритикой или с выносными элементами. Так мы избегаем слипания глифов, которое произойдёт, если перенести стандартные значения с регулярного на самое жирное начертание.

Однако в униширинном шрифте значения кернинга должны быть идентичны во всех начертаниях, иначе будут происходить смещения и сдвиги в верстке при изменении начертаний, что противоречит самой концепции уни-шрифта. Безусловно, в такой ситуации невозможно тщательно прорабатывать одну пару регулярного начертания, игнорируя остальные, а ещё приходится искать баланс между желаемым и возможным.

Мы старались делать выбор значений, с которыми не придётся жертвовать визуальной эстетикой. Другими словами, достигали минимального ущерба для всех начертаний.

Для TT Fellows кернинг пришлось делать сразу на 3 начертаниях: самом тонком, среднем и самом жирном. Изначально искали значения для Black, так мы могли предусмотреть стандартные исключения для конкретных пар во избежание слипаний глифов с самого начала. После переносили значения на тонкое и среднее, отсматривали и детально правили. И снова повторяли цикл: переносили на жирное, проверяли, что-то правили. В процессе работы мастеров стало 4: Thin, Regular, Bold, Black.

Рисунок шрифта, меняющий характер от Regular к Black, немного усложнял работу. Проблем с Thin и Regular не возникало, нам удавалось успешно подобрать общие значения практически без компромиссных решений. Что касается Black, то за счёт большей закрытости и меньшего внутреннего белого в глифах общий ритм сильно контрастировал с тем, что был в тонких начертаниях. Приходилось искать гармоничные значения для всех начертаний, чтобы кернинг-пары выглядели не слишком плотными в Black и не слишком разряженными в Thin.

Когда основные значения были подобраны, оставалась косметическая работа по поиску и исправлению недочетов. Были проверены все комбинации, после чего кернинг пересаживался в основной шрифтовой файл, чтобы после доделать финальную часть технической работы и торжественно выпустить TT Fellows на площадки.

Конечно, работа над этой шрифтовой гарнитурой была очень насыщенной и не самой простой. Первый униширинный шрифт студии, да ещё с меняющимся характером начертаний — настоящий профессиональный эксперимент! Мы подошли к задаче крайне ответственно, но, что важнее, в процессе работы смогли полюбить TT Fellows за его приятный характер, эстетичные формы и управляемое настроение. Мы создали гротеск, непохожий на TT Norms® Pro или TT Commons Pro визуально, при этом такой же функциональный и универсальный, со всеми необходимыми фичами и стилистическими сетами.

Работа над TT Fellows увлекла нас настолько, что мы смогли полностью создать его за 5 месяцев!

Над шрифтом работали

Юлия Гонина — автор идеи, арт-директор

Антонина Жулькова — главный шрифтовой дизайнер

Радик Тухватуллин — дизайнер италиков, цифр и символов

Валера Черевков — дизайнер тонкого начертания

Надыр Рахимов — дизайнер италиков

Анастасия Погорелова — мастеринг

Юрий Наконечный — мастеринг

Тася Петелина — кернинг и хинтинг

Виктор Рубенко — хинтинг

Иван Гладких — технический директор

Узнать больше

Расширение семейства TT Hoves Pro

Расширение семейства TT Hoves Pro

TT Hoves — самый молодой шрифт из коллекции универсальных геометрических гротесков. Он составляет функциональное трио вместе с TT Norms® и TT Commons, обладая при этом своим узнаваемым характером. Шрифт TT Hoves успел завоевать симпатию дизайнеров со всего мира. Гарнитура находится среди бестселлеров студии с момента выхода на площадки, и всё-таки настало время обновить шрифт!

Узнать больше24 июля, 2022
Создание современной антиквы TT Livret

Создание современной антиквы TT Livret

Бывает так, что в планах новый шрифт казался относительно простым и быстрым заданием, а в результате работы он перерос в один из самых масштабных проектов последних лет. Сегодня история как раз о таком шрифте.

Узнать больше30 июня, 2022
Создание TT Commons: от корпоративного шрифта до бестселлера студии

Создание TT Commons: от корпоративного шрифта до бестселлера студии

Гарнитура TT Commons Pro не нуждается в представлении, ведь это уверенный бестселлер студии TypeType на протяжении уже многих лет. Это не просто слова — с 2018 года шрифт оставался хитом продаж 93% всего времени пребывания на площадках. У TT Commons удивительная история, ведь он создавался в далёком 2016 году, и тогда совсем не предполагался к выпуску в качестве коммерческого шрифта.

Узнать больше09 июня, 2022