8 февраля, 19:00. Приглашаем на онлайн-встречу «Книжные шрифты: история». Зарегистрироваться
ГлавнаяБлогДополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Дополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Практически в любом музыкальном треке, где главную роль играет вокал, используется не одна голосовая партия. Иногда на это не сразу обращаешь внимание, но пробирающие до мурашек моменты дублируются другой партией — на тон ниже или выше, чтобы расставить акценты и усилить эффект. Часто такие фрагменты исполняют бэк-вокалисты, чтобы разница тембров подарила слушателю больше эмоций. 

Шрифт легко представить голосом, ведь он не только передаёт информацию читателю, но и является источником эмоций. Мы уже писали о том, что голос бренда — это шрифт. Настало время рассказать о том, как усиливать основной голос бренда, используя шрифтовые пары, и как управлять сочетанием гарнитур грамотно, чтобы произвести на читателя нужный эффект. 

Более того, на примере создания TT Norms® Pro Serif вы сможете узнать, как шрифтовые пары создаются в рамках одного семейства и где их лучше применять. 

Что такое шрифтовая пара?

Не все шрифты будут красиво смотреться в одном проекте. Дизайнеры знают, что выбрать для проекта даже один подходящий шрифт бывает непросто, а найти идеальную пару — ещё сложнее. Но для начала выясним, что вообще принято называть шрифтовыми парами. 

Шрифтовая пара — это сочетание двух шрифтов в одном проекте. Особенность в том, что в таком сочетании у каждого шрифта своя задача. Как правило, один должен привлечь внимание, другой — донести информацию и не мешать прочтению текста. Первой гарнитурой будут оформлены заголовки и выделительные части текста, второй — основной текстовый массив. 

Важный фактор состоит в том, что между двумя выбранными шрифтами должна произойти химия, они должны хорошо дополнять друг друга. Иначе магии не случится, и читатель не испытает заложенную брендом эмоцию. 

Процесс выбора таких шрифтов творческий. Нет свода правил, который точно определяет, подойдут шрифты друг другу или нет. 

Для чего нужны шрифтовые пары

Безусловно, можно использовать один шрифт для бренда, не усложняя задачу поиском пары. Это самый простой и безопасный путь для дизайнера. 

Правда в том, что этот путь не всегда подходящий. Человеческое внимание устроено так, что долго фокусироваться на однообразных вещах ему трудно, нужны зацепки. При чтении такими якорями выступают участки текста, выделяющиеся визуально. 

Шрифтовая пара помогает направить внимание читателя. Прочитать заголовок поможет более крупный кегль и выразительный шрифт, отличающийся от того, которым набран массив текста. Выделительные функции в основном объёме текста на себя возьмёт курсив или жирное начертание. 

Используя два разных шрифта, вы облегчите задачу аудитории и усилите эмоциональное сообщение бренда. 

Принципы сочетания шрифтов

Можно найти десятки статей о шрифтовых парах, но ни одна из них не предоставит чётких правил по выбору шрифтовой пары. За химию между шрифтами отвечает множество компонентов, не все из них поддаются инструкциям. 

Однако мы расскажем о создании шрифтовой пары к бестселлеру студии TT Norms® Pro, чтобы после дать рекомендации от студии. Они помогут в будущем при выборе гармоничного сочетания гарнитур.

Гротеск TT Norms® Pro и антиква TT Norms® Pro Serif

TT Norms® Pro — главный бестселлер студии TypeType. Гарнитура стала голосом брендов Cartoon Network, Sartorius, Intercom, CSN и многих других. 

Отчасти популярность связана с тем, что TT Norms® Pro — геометрический гротеск с нейтральным характером. Это универсальный шрифт, современный и стильный, его характер легко адаптировать под разные сферы. 

Семейство гарнитуры расширялось несколько раз, дополняясь моноширинной версией TT Norms® Pro Mono, новыми начертаниями и языками. За счёт универсальности подобрать шрифтовую пару к TT Norms® Pro несложно, но студия TypeType решила разработать идеальную пару и создать антикву, которая будет гармонично дополнять гротеск. 

Нам хотелось создать не просто дополнение к классической версии, но текстовую антикву, которую дизайнеры смогут использовать самостоятельно или в паре с другими шрифтами. 

Мы начали с исследования, в котором изучили крупные шрифтовые семейства других студий и авторов, в которых одновременно присутствовали антиква и гротеск. В тестовом варианте мы проверяли, насколько похожим на TT Norms® Pro хотим видеть новую антикву. 

Финальная версия TT Norms® Pro Serif — это баланс между схожестью характеров и визуальной разницей форм. 

TT Norms® Pro — это гротеск со слабым контрастом и умеренным характером. Как вы знаете, антиква отличается засечками и высоким контрастом штрихов, но изменить эти два компонента недостаточно, чтобы создать пару. 

Чтобы шрифты сочетались безупречно и между ними появилась химия, необходимо добавить что-то ещё, что сделает антикву действительно самостоятельным шрифтом. 

В TT Norms® Pro Serif появились свои характерные черты.

  • Шрифт стал жестче. Поменялись влития арок, форма полуовалов.
  • Круги знаков остались круглыми, но появилась динамика в овале. В TT Norms® Pro овал симметричен по вертикали, а в TT Norms® Pro Serif в круглых знаках появляется наклон.
  • Буква g поменяла форму и стала двухчастной, что характерно для большинства антикв, но редко встречается в гротесках.
  • Шрифт стал чуть шире из-за засечек, но спейсинг стал выглядеть плотнее, так как засечки визуально занимают больше белого пространства. 

Несмотря на различия, характеры шрифтов во многом похожи. Это угадывается визуально и считывается при внимательном изучении конструкций.

  • Высота и пропорции знаков остались прежними. Это облегчает совместное использование, ведь так можно ставить шрифты рядом даже в одной строчке, не теряя визуальной гармонии. 
  • Одинаковая закрытость апертур и похожая конструкция многих знаков, таких как t, k, r, q, помогает шрифтам сочетаться.
  • Знаковый состав шрифтов практически идентичен, в TT Norms® Pro Serif присутствуют расширенная кириллица и латиница, разнообразие валют и знаков пунктуации.
  • Привычные OpenType фичи добавлены в новую антикву, чтобы шрифт был функциональным.

Дизайнеру будет просто работать с новой антиквой, если до этого он был знаком с TT Norms® Pro. Проблем не возникнет даже при выборе начертаний, ведь в антикве названия дублируют шрифты TT Norms® Pro. Несмотря на различия в толщинах стемов, начертания антиквы создавались так, чтобы сочетаться со шрифтами TT Norms® Pro и облегчать работу дизайнера при парном использовании гарнитур. 

Приятный бонус TT Norms® Pro Serif — италики, которые совершенно не похожи на наклонные начертания гротеска. Мы создали настоящие италики, форма знаков которых отрисовывалась с нуля. Мы отталкивались от форм антивенных знаков без опоры на гротеск. 

Наклонные начертания TT Norms® Pro Serif идеально подходят для выделения текста, набранного TT Norms® Pro. Италики действительно привлекают внимание читателя, при этом выглядят гармонично, ведь в их формах всё ещё можно узнать характер оригинального TT Norms® Pro. 

Шрифтовая пара гротеска TT Norms® Pro и антиквы TT Norms® Pro Serif — это дуэт, в котором один шрифт дополняет другой. И если с характером современного, универсального и нейтрального гротеска многие хорошо знакомы, с более консервативной и строгой текстовой антиквой ещё предстоит познакомиться. То, как именно сочетать эти шрифты, вы можете выбрать сами. 

Рекомендации по сочетанию шрифтов

Сочетание гротеска и антиквы — распространённый вариант шрифтовой пары. Этому есть объяснение, ведь, чтобы шрифты сочетались друг с другом, должны совпасть несколько критериев. Шрифты должны отличаться, иметь что-то общее и вместе производить необходимое впечатление на зрителя. Последнее немного похоже на магию, ведь между шрифтами должна возникнуть химия, позволяющая вызвать эмоции. Зато первые два критерия можно объяснить, и мы подготовили рекомендации, которые помогут в будущем подобрать шрифтовую пару.

  • Шрифты должны отличаться друг от друга. Гротеск и антиква часто встречаются вместе, потому что в их конструкциях изначально есть отличия в засечках и контрасте. Однако выбрать любую антикву и гротеск — не значит подобрать шрифтовую пару.
  • Шрифты должны иметь точки пересечения. Они могут быть похожи по конструкциям некоторых знаков или иметь одинаковые пропорции, отсылать к одной исторической эпохе или обладать похожим характером. 
  • Шрифты должны привлекательно смотреться вместе. Это сложный критерий, ведь определить, насколько шрифты привлекательны в сочетании, можно только интуитивно. Однако способ понять сочетаемость есть. Попробуйте взглянуть на шрифт отстранённо и представить его характер, будто описываете человека. Ответьте на вопросы: как одет этот человек, сколько ему лет, какой у него голос, какой стиль в одежде он предпочитает. Представив образ шрифта, вы сможете предположить, какого характера не хватает рядом. Это может быть персонаж, который дополняет первого, обладая недостающими чертами.

Не бойтесь экспериментировать, пробуя разные сочетания шрифтов, доверяйте интуиции. Насмотренность, позволяющая легко подбирать пары среди различных гарнитур, приходит с опытом.

Где применять шрифтовые пары

Шрифтовые пары мы встречаем каждый день, гуляя по городу или листая сайты. Например, при оформлении плакатов и афиш практически всегда используются два шрифта — один для яркого заголовка, другой для информации о мероприятии или проекте. 

Для заголовков часто используют отдельный шрифт на сайтах, в книгах, в журналах и газетах. Некоторые бренды используют второй шрифт для отдельного блока сайта, если его наполнение принципиально отличается от других. Такой способ могут использовать компании, которые хотят отделить коммерческий блок от социального или выделить блог с лонгридами. 

Примеры шрифтовых пар

В завершении статьи поделимся готовыми примерами шрифтовых пар, которые гармонично сочетаются друг с другом в проектах.

  1. Нейтральный гротеск и консервативная текстовая антиква. Шрифты: TT Norms® Pro Serif и TT Norms® Pro.

Уже знакомая вам пара, которая безупречно подойдёт для использования в книгах или для оформления сайтов.

2. Изящная дисплейная антиква и гуманистический гротеск. Шрифты: TT Livret Display + TT Fellows.

Изящная антиква привлекает внимание в заголовках, в то время как для массива текста используется шрифт с мягким и дружелюбным характером.

3. Акцидентный шрифт и текстовая антиква. Шрифты: TT Ricordi Marmo + TT Livret Text.

Если оформить заголовок выразительным и броским шрифтом, он не останется незамеченным. Для массива текста лучше выбрать шрифт, который не будет отвлекать внимание от чтения.

Заключение

Выбрать два шрифта, которые идеально подойдут друг другу, передавая читателю эмоцию и информацию одинаково хорошо — задача не из простых. Однако при использовании двух шрифтов у дизайнера открывается больше возможностей донести ценности бренда, расставляя акценты там, где это необходимо. 

Сочетайте разные шрифты, наслаждайтесь процессом и выбирайте лучшие пары.

Узнать больше

15 лучших шрифтов с засечками для дизайн-проектов в 2023 году

15 лучших шрифтов с засечками для дизайн-проектов в 2023 году

Современная типографика предлагает сотни шрифтов с засечками для проектов любого настроения и направления. Несмотря на это, многие дизайнеры до сих пор опасаются антикв, боясь внести в проекты старомодность.

Узнать больше21 января, 2023
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Шрифт является частью бренда, отвечая за эмоциональный контекст транслируемой информации. Можно ли дополнить эти ассоциации и расширить аудиторию, изменив корпоративный шрифт?

Узнать больше12 декабря, 2022
Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создать первый шрифт сложнее всего, потому что дизайнер ещё не знает всех деталей разработки, не обладает достаточной насмотренностью и опытом. Многое при разработке гарнитуры в первый раз приходится узнавать в процессе, перенося теоретические знания о шрифтовом дизайне на практику, что всегда сложно.

Узнать больше14 ноября, 2022