24 апреля, 19:00. «Колмогоров: как создать шрифт на основе почерка ученого». Присоединиться

За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

ГлавнаяБлогСоздаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создать первый шрифт сложнее всего, потому что дизайнер ещё не знает всех деталей разработки, не обладает достаточной насмотренностью и опытом. Многое при разработке гарнитуры в первый раз приходится узнавать в процессе, перенося теоретические знания о шрифтовом дизайне на практику, что всегда сложно.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Однако именно с первой гарнитуры начинается путь шрифтового специалиста. Чтобы стать опытным дизайнером, нужно сделать первый шрифт, потом второй, третий, параллельно усваивая, какие недочёты первых этапов нужно исправлять.

Позже, когда специалист наберётся опыта, первые работы покажутся некорректными, наивными, и всё-таки вызывающими тёплую ностальгию, ведь именно с них начинался профессиональный путь.

В этой статье мы расскажем, с чего начинать разработку первой шрифтовой гарнитуры, какие программы понадобятся для работы и чему нужно уделить больше внимания.

Теоретическая подготовка

Прежде чем вы приступите к непосредственной работе, запаситесь знаниями. Этот путь похож на университетский подход: сначала лекция, уже потом практическое применение на семинарах. Впрочем, это не строгое правило, ведь кому-то легче получать знания в процессе, берясь за работу сразу и изучая конкретные вопросы, возникающие по ходу создания. Выбирайте тот путь, который подходит вам.

Среди ресурсов, которые помогут при создании шрифта, вы также можете выбрать подходящие вам. Мы рекомендуем ориентироваться на разные источники: и книги, и интернет-порталы, и трансляции специалистов.

Вот книги, которые стоит держать на рабочем столе:

  • Designing Type, книга Karen Cheng;
  • Type Tricks: Your Personal Guide to Type Design, книга Sofie Beier;
  • Designing Fonts: An Introduction to Professional Type Design, книга Thames and Hudson;
  • How to create typefaces. From sketch to screen, книга Cristobal Henestrosa, Laura Meseguer, Jose Scaglione.
Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Также стоит подписаться на шрифтовых дизайнеров в социальных сетях, особенно если они проводят трансляции и делятся рекомендациями по созданию шрифтов. Например, студия TypeType каждый месяц проводит трансляции на тему шрифтового дизайна.

Чем больше разных источников вы найдете на начальных этапах, тем лучше. Позже вы сможете отсортировать их и оставить самые любимые и полезные.

Этапы создания собственного шрифта

Итак, вы вооружились знаниями и готовы приступить к работе. Вам понадобится оборудование, то есть ноутбук или компьютер, подходящая программа и желание создать самый прекрасный шрифт в мире.

1. Начните с постановки задачи и определения состава, стиля и характера шрифта. Для первой гарнитуры лучше выбрать минимальный кассовый состав. Ответьте себе на вопросы, можно сделать это в блокноте или текстовом редакторе:

  • какой шрифт вы создаёте: гротеск, антиква, брусковый;
  • где может использоваться ваш шрифт: на сайте, в печатной продукции, для оформления витрин;
  • какое позиционирование у шрифта: ультрасовременная гарнитура для стильных проектов или классический шрифт со строгим характером, отсылающий к конкретной исторической эпохе или подходящий под определённый тренд;
  • в каком размере и где будет использоваться шрифт: для оформления заголовков или в приложении, в плакатах или только на сайтах.
Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

2. Определите сроки. Даже если вы разрабатываете гарнитуру для личного пользования, будет полезно выработать привычку работать, ориентируясь на дедлайны.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

3. Проведите исследование. На этом этапе стоит отобрать от 3 до 10 гарнитур, близких к тому, что вы планируете разработать. Копировать их в своём проекте, конечно, не стоит, но полезно изучить графические особенности, размеры и другие параметры шрифта, чтобы понять логику построения.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

4. Определитесь с кассовым составом. Это следует сделать ещё на первом этапе, но в этот раз вам нужно подробно выделить все знаки, которые планируете отрисовать. Это может быть один язык, например, базовая латиница, цифры и набор пунктуации.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

5. Работа со скетчами.

Скетчи

Когда исследования проведены и идея будущего шрифта сформирована, приступайте к скетчам. Вы можете использовать для этого карандаш и лист бумаги, тушь и кисть или графический редактор.

Цель скетчинга — определиться с визуальными формами шрифта.

В начале вы можете отрисовать несколько символов, чтобы наметить общие формы шрифта. Когда стиль и основные формы будут готовы, переходите к работе над конкретными буквами.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

К скетчам можно обращаться, когда не можете определиться с формой какого-то глифа. Например, выбрать между двумя вариантами буквы «a». Отрисуйте несколько форм и выберите подходящую, используя скетчинг.

Отрисовка кассы

Когда все предыдущие этапы пройдены, переходите к созданию гарнитуры в шрифтовом редакторе. Помните, что шрифт — это не отдельные буквы, а система символов, объединенных общей идеей и характером. Графические решения, составляющие стиль шрифта, должны быть логичными и повторяться в нескольких символах.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

На этом этапе вам предстоит отрисовать все символы шрифта: латиницу или кириллицу, знаки пунктуации, валют, дроби, дополнительные символы. Как мы упоминали ранее, начните с простого и базового состава, чтобы закончить шрифт в запланированный срок, получить опыт и ощутить радость от завершения проекта. В последующих проектах вы сможете расширять знаковый состав.

В шрифте может быть несколько начертаний, в том числе прямые и наклонные. Начните с одного, например, Regular или Medium, самых распространённых и часто используемых.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Когда нарисованная касса будет готова, приступайте к спейсингу. На этом этапе всем буквам назначаются корректные значения для левых и правых полуапрошей, другими словами, идёт работа с расстоянием между символами.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Техническая часть

Шрифт — это не просто касса отрисованных знаков, это продукт, которым можно пользоваться в программах.

После дизайнерской части работы наступает технический этап. Именно он определяет, насколько корректно созданная гарнитура будет работать. Для первого шрифта вы можете объединиться с более опытным специалистом, который поможет с технической частью работы.

Условно этот этап состоит из трёх: мастеринг, кернинг и TrueType хинтинг.

Мастеринг — это проверка и правка контуров, компонентов, диакритики и других элементов шрифта. На этом этапе создаются OpenType фичи, заполняется метаинформация внутри шрифта.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Кернинг — это процесс, в котором расстояние между буквами приводится в безупречный вид. Проще говоря, исправляются моменты, в которых между буквами образовалось слишком много белого пространства. Этот этап происходит после того, как работа со спейсингом завершена.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Хинтинг — это визуальная разметка шрифта для корректного отображения маленьких кеглей в различных операционных системах.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Инструменты и программы для создания шрифтов

Программ для работы со шрифтами достаточно много. Вот те, которыми часто пользуются шрифтовые дизайнеры:

  • Glyphs;
  • Fontlab;
  • Robofont;
  • FontForge;
  • Fontographer.

Пожалуй, из этого списка можно выделить Glyphs и Fontlab, так как большая часть специалистов использует их. Это связано с удобством интерфейса, разнообразием инструментов и адаптивностью под пользователя. Студия TypeType предпочитает Glyphs, хотя раньше работа студии проходила в Fontlab.

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Мы рекомендуем познакомиться с 2–3 разными программами, изучить их функционал и понять, в какой работа проходит наиболее комфортно. Многие программы предоставляют тестовый период, поэтому это не потребует много ресурсов.

Позже стоит выбрать одну программу и работать в ней, наращивая опыт и улучшая навыки шрифтового дизайна.

Заключение

Создание первой гарнитуры может вызвать страх неизвестности, ведь многим новичкам кажется, что они не справятся, а создание шрифта — это очень сложно.

Решайтесь на первый шрифт, ведь в будущем именно его вы будете вспоминать с тёплой ностальгией. Ошибайтесь, экспериментируйте, создавайте неидеальные гарнитуры и вносите в них правки — со временем вы поймёте, в каком направлении продолжать.

Последние публикации

20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

Ищете лучшие тонкие шрифты для своих новых дизайн-проектов? Ознакомьтесь и применяйте нашу коллекцию тонких и легких шрифтов, представленных на рынке, которые выделят ваши работы среди прочих. Эти тонкие шрифты — идеальный выбор для различных печатных и цифровых проектов.

Узнать больше
Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

В этой статье мы расскажем, почему шрифты — это IT-продукт. Вы убедитесь, что гарнитуры обладают всеми характеристиками программного продукта, а потому подпадают под защиту авторского права в России и многих других странах, в том числе как программный продукт.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста

Узнать больше

Узнать больше

Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.

Узнать больше
Антиква и гротеск: отличия шрифтов

Антиква и гротеск: отличия шрифтов

Зайдите на сайты трёх любимых брендов и попробуйте проанализировать, какие эмоции они вызывают. Будь то одежда или обувь, автомобили или электроника, косметика или аксессуары, у каждой компании есть свой секрет: они хотят стать частью вашей жизни.

Узнать больше
Расти и делись: создание шрифта для фестиваля G8

Расти и делись: создание шрифта для фестиваля G8

Фестиваль креативных индустрий G8 представил публике свою айдентику 2022 года. Ассоциации приходят сразу: делящиеся клетки, органика и единение человека с природой. Именно по принципу «расти и делись» был собран фирменный стиль, над которым работала большая команда. Студия шрифтового дизайна TypeType — один из участников креативного процесса по созданию шрифта и логотипа.

Узнать больше