![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/01-4.gif)
TT Hoves — самый молодой шрифт из коллекции универсальных геометрических гротесков. Он составляет функциональное трио вместе с TT Norms® и TT Commons™, обладая при этом своим узнаваемым характером.
Шрифт TT Hoves успел завоевать симпатию дизайнеров со всего мира. Гарнитура находится среди бестселлеров студии с момента выхода на площадки, и всё-таки настало время обновить шрифт!
К счастью для тех, кто полюбил характер TT Hoves, визуально новый шрифт практически не изменился, хотя гарнитура во многом отличается от первой версии. Мы добавили новые ширины, исправили форму терминалов и выносных элементов, добавили новое техническое наполнение. Это связано с тем, что за четыре года навыки студии TypeType и знания о шрифтах возросли, и мы применили их при создании TT Hoves Pro, сделав гарнитуру ещё более современной и удобной.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/02-1.png)
Создание TT Hoves
Идея создать скандинавский гротеск, позже получивший название TT Hoves, появилась в TypeType в 2018 году. Мы хотели, чтобы новая гарнитура была простой, но в то же время обладала узнаваемым и оригинальным характером. На тот момент у студии уже были выпущены универсальные TT Norms® и TT Commons™, поэтому в планах был шрифт, способный пополнить коллекцию функциональных гротесков. Название TT Hoves образовано из двух слов, horizontals и verticals, чтобы подчеркнуть преобладание вертикальных и горизонтальных штрихов в рисунке шрифта. TT Hoves — это гротеск, в котором отсутствует выраженный контраст.
Первые скетчи были визуальным воплощением мыслей о нейтральном гротеске, способном стать удобным инструментом для дизайнеров. Первая касса знаков была отрисована в 2018 году в программе Adobe Illustrator. Несмотря на то, что многие детали менялись после дальнейших итераций, характер будущего шрифта уже угадывался. В первой версии глифы имели высоту прописных знаков в 700 пунктов и высоту строчных в 500 шрифтовых пунктов.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/03-1.png)
Работа начиналась с начертания Regular и Black, на которых мы тестировали набор, внося корректировки. Например, мы увеличили изначальные параметры высоты для строчных глифов на 20 пунктов, и в результате получили высоту 520. Увеличивали и толщину стемов, чтобы шрифт выглядел гармонично, меняли форму некоторых глифов.
- В первых итерациях мы экспериментировали с альтернативными формами знаков, например, Q и a.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/04-1.png)
- Дорисовали сет минускульных цифр.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/05-1.png)
- Продолжили работу над жирным начертанием Black, сделав стемы ещё толще. Это был необходимый шаг, чтобы расширять семейство, ведь при меньшей жирности в Black промежуточные начертания могли выглядеть не совсем корректно с точки зрения интерполяции промежуточных начертаний.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/06.png)
- Меняли форму некоторых глифов, например, знаков a, g, s, b. Таким образом мы добивались необходимого характера шрифта, интуитивно двигаясь в сторону правильных ассоциаций.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/07-1.png)
Процесс создания TT Hoves был неторопливый, иногда мы брали паузу, чтобы переосмыслить формы знаков или доработать визуальные недочёты. В тот период со всеми шрифтами мы работали в программе FontLab, куда переносили готовые знаки из Adobe Illustrator. Опыт разработки прошлых гарнитур, в том числе TT Norms® и TT Commons™, показал, какие погрешности могут быть при конвертации из одной программы в другую, и мы учитывали это при создании TT Hoves.
Проанализировав первые версии TT Hoves, мы продолжили работу по его совершенствованию. С одной стороны мы расширяли кассу начертаний Regular и Black, с другой — дорабатывали характер шрифта.
- Перед нами стояла задача сохранить формы глифов в Black, выдерживая минимальный контраст в штрихах.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/08-1.png)
- В латинской букве L появился хвостик, который поддерживал горизонтальные линии шрифта, а также позволял отличать её от прописной I.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/09-1.png)
- Прописная Q в регулярном начертании имеет диагональный хвост, который частично обрезан в Black, чтобы пространство между буквами не становилось слишком тесным. Такое решение было решено использовать в жирных начертаниях, начиная с Bold.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/10-1.png)
- Велась работа над созданием более аутентичного рисунка для шрифта. Характер менялся в сторону большей геометричности и угловатости. Например, сделали повороты в буквах f, l, t более резкими, добавили сквадраченности глифам с диагональным пересечением штрихов, таким как x, v, y.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/11-1.png)
После внесения новых изменений, мы начали работу над расширением семейства по толщинам. Остановились на следующих начертаниях: Thin, ExtraLight, Light, Regular, Medium, DemiBold, Bold, ExtraBold, Black. На этом этапе шрифт уже был перенесён из Adobe Illustrator в FontLab, а контуры знаков были скорректированы. Несмотря на наши шаги по уменьшению погрешностей, часть контуров всё равно перенеслась не совсем корректно, поэтому пришлось корректировать это вручную.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/12.gif)
После этих правок начали расширять семейство. Особенность работы в FontLab 5 заключалась в том, что абсолютно все начертания рисовались командой руками, как опорные мастера. Из-за этого работа велась параллельно, её выполняли сразу несколько дизайнеров. Отрисованные начертания правились, после мы расширяли кассу знаков, тестируя набор и внося коррективы.
Для TT Hoves была отрисована капитель, началась работа по созданию италиков к прямым начертаниям. Кстати, TT Hoves был первым проектом, в котором мы начали применять инструкцию, написанную для создания наклонных шрифтов основных начертаний: для тонкого, среднего и жирного. Так как над италиками работало несколько дизайнеров, это помогало работать над италиками в рамках определённых значений для каждого начертания. В инструкции были описаны необходимые шаги и параметры, помогающие избежать ошибок в дальнейшей работе. Например, как наклонять знаки с диакритикой. Чаще всего эти знаки созданы компонентами: знак-родитель наклоняется вручную, а диакритический компонент — автоматически. Инструкция помогала избежать двойной работы и описывала, как наклонять подобные знаки так, чтобы все диакритические элементы стояли в правильных местах. Инструкция содержала шаги при работе с круглыми и прямыми знаками, а также особенности, характерные для каждого начертания.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/13-1.png)
Когда все начертания были созданы, а касса знаков расширена, мы начали работу над альтернативными сетами. Некоторые знаки меняли местами, тестировали, находя оптимальные решения.
В результате были внесены последние правки в этой части работы: альтернативные формы глифов появились у латинских знаков a, y, l, g, G, Q, у кириллических а, у, ч, Ч.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/14-1.gif)
В 2019 году работа над TT Hoves была полностью завершена, шрифт был собран, протестирован и выпущен на площадки.
TT Hoves 2.0
Время шло, TT Hoves стал одним из бестселлеров студии. Несмотря на функциональность и визуальную привлекательность шрифта, после выпуска первой версии навыки нашей команды усовершенствовались, в том числе с технической стороны, и мы решили обновить шрифт.
Как мы говорили, первая версия шрифта создавалась в программе FontLab, а все начертания рисовались вручную. В 2020 году мы практически полностью перешли в новую программу, Glyphs, и имели опыт переноса шрифтов из одного редактора в другой. После работы с TT Norms® Pro, который уже обновился и был пересобран в Glyphs, наша команда создала инструкцию с описанием возможных проблем, ошибок и других нюансов, возникающих при экспорте шрифтов в новую программу.
Подробно погружаться в эти процессы мы не будем, но отметим основные этапы, которым уделялось внимание.
- Мы следили, чтобы экстремумы были выставлены везде, где это необходимо. Экстремумы — это точки на вертикальной и горизонтальной оси. Усы, то есть линии, выходящие из точек контуров, не должны совпадать с самой точкой. Всё это помогает правильной интерполяции, поэтому мы проверяли такие моменты через специальные скрипты и правили все точки, в которых были недочёты. Этот пункт может выглядеть сложным, но это была важная часть работы, чтобы в будущем мы могли расширять семейство, избегая технических недочётов.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/15-1.png)
- При переносе мы поменяли толщины некоторых начертаний. Обновлённый TT Hoves немного отличается от первой версии, так как тонкие начертания шрифта стали чуть жирнее. Такое решение позволило сделать шрифт визуально эстетичнее и комфортнее в работе.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/16-1.png)
- Мы пересмотрели весь кассовый состав и поправили часть глифов. За два года мы накопили не только технические навыки, мы оттачивали и графическую часть работы. Несмотря на то, что кассовый состав не изменялся глобально, мы усовершенствовали знаки расширенной латиницы и кириллицы, улучшили визуальный вид глифов болгарского языка, поправили выносные элементы у капителей. Привели контуры к единообразию, доработали скругления в глифах, проверили толщины во всех начертаниях. Часть знаков удалось улучшить небольшими правками, другие перерисовали.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/17-3.png)
После этой итерации мы получили обновлённую версию TT Hoves, технически и графически более корректную и современную. Стоит отметить, что мы перенесли все начертания в Glyphs, то есть мастерами остались все нарисованные вручную начертания. Мы дополнительно создали вариативный шрифт, а также обновили кернинг и хинтинг.
TT Hoves Pro
Мы не собирались останавливаться на достигнутом, и практически сразу после обновления шрифта в 2020 году задумались о расширении семейства. Нам хотелось предоставить дизайнерам более функциональный инструмент для работы, с усовершенствованным вариативным шрифтом и разнообразными выразительными возможностями.
TT Hoves Pro, вышедший в 2022 году, обладает узнаваемым нейтральным характером, однако по удобству превосходит прошлые версии.
Во-первых, в нём есть две дополнительные ширины: Condensed, более узкая версия, и Expanded, более широкая. В каждой ширине по 10 прямых и 10 наклонных начертаний.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/18-1.png)
Прежде чем приступить к созданию новых шрифтов, мы провели исследовательскую работу, чтобы определить необходимые значения. Мы отобрали гротески, в составе которых были Condensed и Expanded, и изучили, как и по каким параметрам меняются пропорции глифов. Мы измеряли ширину знака по прямым и круглым знакам в строчных и прописных, после сравнивая с параметрами в классическом начертании. Получилось, что в Condensed знаки составляют примерно 70% от изначальной ширины, а в Expanded — около 120%. Мы говорим о примерных значениях не потому, что не смогли подсчитать точные проценты, а потому, что эти значения будут меняться для разных форм глифов, и универсального параметра нет.
Мы замерили и другие параметры, после приступив к созданию Condensed и Expanded в TT Hoves Pro. Происходило это так: сначала мы применили автоматическую деформацию знаков, разделённых по группам, а после отсматривали и редактировали глифы вручную. Кроме ширины непосредственно знаков, менялась толщина стемов, толщина горизонталей, менялись свисания и метрики. На каждом этапе мы проверяли нарисованное, набирая тестовые слова и смотря полученный шрифт в наборе. Безусловно, мы проверяли не только глифы внутри Condensed или Expanded, мы также сравнивали их со знаками стандартного начертания, ведь все три ширины являются частью одного семейства шрифта TT Hoves Pro.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.org/wp-content/uploads/19.gif)
В TT Hoves Pro мы привели терминалы к более согласованному виду, улучшив визуальное восприятие шрифта. Честно говоря, идея с терминалами, которые будут на одном уровне, пришла нам ещё на этапе создания первой версии TT Hoves, но тогда мы оставили её будущее. В Pro версии мы решили попробовать воплотить такой подход. Безусловно, все терминалы не могут быть в точности на одном уровне, поэтому мы начали с проверки терминалов в классической версии, чтобы определить, что мы можем поменять. Оказалось, что у нас в наборе присутствуют знаки, длина терминалов в которых отличается между собой на два или три типографских пункта, хотя эти значения можно сделать одинаковыми. В маленьком кегле дизайнер может увидеть такие детали скорее на ощущениях, а вот в крупных размерах такое решение будет заметно. Мы решили, что такое обновление позволит шрифту выглядеть более стильно и цельно, и приступили к длительной работе по совершенствованию терминалов. Теперь мы можем с точностью сказать, что терминалы в глифах выглядят здорово, и особенно хорошо это читается при работе с вариативным шрифтом.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/20-2.gif)
В TT Hoves Pro мы перешли к работе с опорными мастерами. Мы не просто так упоминали о том, что в Glyphs были перенесены все мастера, отрисованные вручную. Дело в том, что сейчас в нашей студии работают с опорными мастерами, на основе которых интерполируются, то есть автоматически генерируются, остальные. Проще говоря, вручную мы рисуем около 3–4 мастеров на подсемейство, а остальные руками только правим и дорабатываем. Такое решение помогло нам повысить качество шрифтов, сделать их более корректными, а вариативные начертания — более лёгкими по весу и, как следствие, удобными в работе.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/21.png)
Когда мы продумывали количество опорных мастеров для TT Hoves Pro, изначально хотели остановиться на трёх, но после добавился четвёртый мастер. Классически мастерами выступают тонкое, регулярное и самое жирное. Однако иногда требуется дополнительное опорное начертание между регулярным и жирным, чтобы избежать лишнего контраста в знаках или некорректных контуров, как в случае с TT Hoves Pro. Кстати, при генерации промежуточных начертаний через опорные мастера необходимо заранее убедиться, что все контуры и точки соответствуют друг другу, иначе интерполяция будет скачкообразной, а полученные шрифты визуально некорректными.
В TT Hoves Pro, как и в других наших шрифтах, соблюдается «принцип матрёшки». По крайней мере, так это явление называем мы. Суть в том, что всё маленькое в шрифте должно помещаться во всё большое, особенно когда речь о больших подсемействах. На примере TT Hoves Pro вы можете увидеть, как это работает.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/22-1.png)
Мы добавляем все начертания, от тонкого до самого жирного, и видим, что всё собирается в единое целое в каждом глифе. Например, в букве c узкого шрифта Condensed помещаются все узкие c, тоже самое происходит в широкой и стандартной ширинах. Гармонично умещаться должны горизонтали, терминалы, свисания глифов. Важно обратить внимание и на диакритические элементы, которые должны располагаться над буквой на одном месте.
После визуальных тестов и технической проверки TT Hoves Pro получил новый кернинг и хинтинг.
![Расширение семейства TT Hoves Pro](https://typetype.ru/wp-content/uploads/sites/3/23.png)
Обновлённый шрифт удобнее использовать, он выглядит более цельным визуально. Приятной новостью для дизайнеров будет и то, что TT Hoves Pro полностью сохранил графический рисунок привычного TT Hoves, став более функциональным и современным за счёт новых ширин и улучшенной технической начинки.
Над проектом работали:
Ivan Gladkikh — head of the project
Pavel Emelyanov — art director, designer of the basic font
Yulia Gonina — art director
Marina Khodak — lead type designer, technical project manager
Vika Usmanova — type designer
Antonina Zhulkova — type designer
Olexa Volochay — type designer
Kseniya Karataeva — type designer
Nadyr Rakhimov — type designer
Nadezhda Polomoshnova — type designer
Yuri Nakonechny — mastering
Anastasia Pogorelova — mastering
Victor Rubenko — hinting specialist