13 октября, 19:00, онлайн-встреча «Путеводитель по созданию шрифта». Зарегистрироваться

ГлавнаяБлогTT Norms® Pro: история создания шрифтового семейства длиною в 7 лет

TT Norms® Pro: история создания шрифтового семейства длиною в 7 лет

TT Norms® Pro — одна из самых востребованных шрифтовых гарнитур в коллекции TypeType. Более трёх переизданий за 7 лет, первые строчки на MyFonts, десятки кастомизаций и отзывов.

TT Norms® Pro, вышедший в 2022 году, имеет 1668 знаков кассового состава, 66 начертаний и 1 вариативный шрифт с возможностью изменений по трём осям. В подсемействе TT Norms® Pro Mono — 1181 знак, 14 начертаний и 1 вариативный шрифт.

Сложно передать словами, насколько ценным опытом этот шрифт стал для каждого в студии, но мы попробуем рассказать его полную историю, с тупиковыми ветвями и ошибками, с первыми победами и масштабной перерисовкой.

Всё начиналось с идеи

В далёком 2015 году студия TypeType могла только мечтать о создании самого популярного шрифта в мире. Однако именно тогда возникла мысль создать новую шрифтовую гарнитуру, принципиально отличную от всего, что делалось ранее.

Хотелось бы сказать, что мы уже тогда знали, что создаём легенду, но всё было намного прозаичнее. Один из шрифтовых дизайнеров студии понял, что при выборе шрифта для нового проекта постоянно возникали проблемы: гарнитура нравилась визуально, но не устраивал знаковый состав или кириллическая версия. К тому же, в тот период выбор геометрических гротесков был скромный, хотя подобные шрифты набирали популярность в мире и становились трендом.

Это и стало предпосылкой к созданию своего продукта с тщательно проработанной кириллицей, обширным кассовым составом и универсальным характером. Хотелось получить шрифт, подходящий разным проектам, выглядящий стильно и современно. Геометрический гротеск с классической пропорцией знаков, нейтральный, но незаменимый для дизайнеров.

Так появились первые скетчи.

TT Norms® — первая версия

2015–2017. От набросков до первой строчки на MyFonts

В 2015 году у студии был совсем другой подход к шрифтовому дизайну, но достаточно амбиций и планов. В создание геометрического гротеска с универсальным характером мы вкладывали все свои силы, ведь хотелось максимально расширить область его применения.

Идея не успела постоять на полке, и с первых скетчей началась активная разработка шрифта, на тот момент не имеющего названия. Файл с наработками так и назывался, «Untitled font». В конце 2015 — начале 2016 в Adobe Illustrator было отрисовано несколько букв, а 7 марта 2017 года появилось первое начертание. Каждый глиф отрисовывался в графическом редакторе, в планах было создать 7 прямых начертаний: Thin, Light, Regular, DemiBold, Bold, Black, Extra Black.

Одновременно с первыми наработками мы начали думать над названием будущего шрифта. Было предложено 3 версии.

‣ Первая называлась Norms. Образована от слова «norm», что можно перевести как норма, образец, стандарт.

‣ Второе название было Brevs. В переводе с норвежского — буквы.

‣ Третьим претендентом стал Completes, произошедший от английского «complete», то есть завершённый, полный.

Нетрудно догадаться, что победил самый первый вариант. TT Norms® до сих пор кажется нам самым удачным вариантом, таким же лаконичным и запоминающимся, как сам шрифт.

Работа продолжалась.

13 марта 2016 года шрифт был полностью собран. Были выставлены правильные апроши, сделан кернинг, прописаны фичи для работы с альтернативными знаками. Нам хотелось максимально быстро привести шрифтовую гарнитуру в финальное состояние, чтобы больше внимания уделить оттачиванию и доработкам, видя готовый результат.

Первые правки до сих пор лежат в архивной папке команды. Делимся некоторыми из них.

‣ В разных кеглях края цифры 8 и латинской строчной буквы f отображались подмятыми или срезанными.

‣ Изменились формы округлых элементов у латинских строчных букв r, f по сравнению с исходными версиями. Буква r приобрела более округлую форму, а вот у f появился острый кончик.

‣ В некоторых парах буквы разлетались, что было ошибкой в кернинге. С этой проблемой можно было столкнуться, работая с определённым размером и масштабом.

‣ Промежуток в паре строчной и прописной буквы был значительно больше, чем отступ внутри слова, что тоже являлось недочётом кернинга.

Недочёты на первых итерациях действительно были, но это совершенно не имело значения, ведь уже тогда первое впечатление от шрифта превзошло все ожидания команды. TT Norms® выглядел действительно гармонично: привлекала и форма букв, и диакритика. Энтузиазм продолжать работу был очень высоким.

К концу марта в планах было отрисовать 7 прямых начертаний, а именно Thin, Light, Regular, Medium, DemiBold, Bold и ExtraBlack. Нам казалось, что именно этот набор покроет все потребности дизайнеров. Кстати, в итоговой версии мы всё-таки сделали на 2 начертания больше.

В тот период мы работали в программе FontLab 5, и все начертания отрисовывались вручную. После внесения правок завели проект в CRM-систему. Стоит отметить, что мы не работали над TT Norms® ежедневно, ведь параллельно шли другие проекты, поэтому иногда шрифт лежал и ждал своего часа.

На момент, когда идея была сформирована, шрифт взят в разработку и частично отрисован, пришлось взять паузу и подождать, когда ресурсы команды освободятся для продолжения работы.

В ноябре 2016 года мы взяли за основу готовые наработки в качестве среднего шрифта и дорисовали Heavy и Thin, то есть самое толстое и самое тонкое начертание. В процессе обнаружили небольшие замечания, так что параллельно вносили правки. Например, в строчных латинских буквах a, y.

К январю 2017 года было готово 7 прямых начертаний, а к запланированным изначально добавилось ExtraLight. В первой версии шрифта отказались от DemiBold, так как разница по толщинам вертикальных штрихов между ним и Medium была незначительной. Но к палитре начертаний добавилось самое жирное — Heavy.

При дополнительном тестировании определили часть правок, ниже показаны некоторые из комментариев.

‣ Межбуквенный просвет некоторых лигатур выглядел разнородным, стояла задача привести всё к визуальной гармонии.

‣ Некоторые знаки меняли форму в разных начертаниях, например, в более тонком Regular цифра 1 выглядела не так, как в Medium.

‣ Некоторые формы глифов изменили форму по сравнению с первоначальной, например, в кириллической л уменьшилась плавность поворота.

Мы постоянно исследовали шрифт на недочёты и вносили изменения, стараясь рассматривать все детали, дорабатывая шрифт.

В этот же период появились настоящие италики, то есть с изменением формы самих знаков. Это был эксперимент, от которого позже мы отказались.

30 мая 2017 года первая версия TT Norms® была завершена. Мы выложили проект на площадки.

В TT Norms 2017 года было 18 начертаний: 9 прямых (Thin, ExtraLight, Light, Regular, Medium, Bold, ExtraBold, Black, Heavy) и 9 дублирующих их италиков. Кассовый состав первой версии шрифта — 530 знаков в каждом начертании. Позже количество глифов увеличится больше, чем в три раза!

Вместе с шрифтовой гарнитурой TT Norms® вышел спесимен со всей необходимой информацией и графические материалы по шрифту.

Наши старания были не напрасны: практически сразу после запуска продаж выпущенный шрифт стал бестселлером на MyFonts. Безусловно, это послужило мощной мотивацией продолжать работу над обновлением TT Norms®, улучшая его с визуальной и технической сторон.

TT Norms® — продолжение

2017–2018. От версии 1.2 до TT Norms® Pro

После выпуска первой версии и успеха на площадках мы начали думать о расширении шрифтовой гарнитуры. Нам хотелось дать дизайнерам самый универсальный инструмент в их арсенале.

Версия 1.2 была реализована практически сразу после выпуска первой. Мы увеличили кассовый состав до 610 глифов в каждом начертании, добавив знаки расширенной латиницы, старостильные и табулярные цифры, стрелочки, нумераторы в кружочках с закраской и без неё. Для обеих версий был сделан автоматический хинтинг с помощью ttfautohint.

В 2017 году мы также познакомились с командой старейшей шрифтовой студии из столицы. Более опытные на тот момент коллеги сделали аудит TT Norms® и помогли обратить внимание на некоторые технические недочёты, которые мы сразу начали исправлять. Именно тогда пришло осознание, что без развития технического отдела и разработки программного софта будет сложно развивать шрифт, поэтому мы начали подготовку программных продуктов, с помощью которых удастся контролировать качество выпускаемых шрифтов.

Технический отдел был сформирован и расширен. В 2018 году команда освоила ручной хинтинг и создала собственный набор утилит для контроля качества шрифтовых гарнитур.

Несложно представить, что весь 2018 год был посвящён изменениям в TT Norms®. Мы фактически заново перерисовали шрифт за этот период, начав с глобального исследования, чтобы понять, какими глифами можно дополнить шрифт. Также команда пересчитала величины стемов для лучшей совместимости начертаний между собой, поменяла интерполяцию в шрифтах и, так как каждое начертание и каждый глиф изменялись вручную, перерисовала почти весь шрифт.

Настоящие италики заменили италики, в наклонном виде полностью повторяющие оригинальный рисунок прямых знаков. Кассовый состав расширился до 1392 знаков: появились греческий и вьетнамский языки, расширилась палитра латинских и кириллических. Мы добавили новые знаки валют, добавив их вариации: нумераторы, деноминаторы, табуляторы и старостильные формы. Дополнили шрифт служебными знаками, продумали OpenType фичи, которыми, как мы поняли, пользовались все профессионалы в шрифтовом дизайне. Хинтинг произвели ручным способом, что повысило ценность TT Norms® при работе в веб-среде.

TTNorms_versions_presentation

Конечно, с такими изменениями мы выпустили не просто обновление, а новую версию шрифта, получившую приставку «pro» и сменившую название на TT Norms® Pro. На тот момент это был самый масштабный и объёмный проект из всего, что мы делали. Шрифт поступил в продажу в январе 2019 года и снова покорил пользователей, став популярным во всём мире.

Мы стали получать от пользователей обратную связь, в том числе о недочётах или багах, замеченных в процессе использования. Для нас сообщения от реальной аудитории — всегда ценный вклад в развитие шрифта, ведь это возможность быстро исправлять все недочёты.

Мы постоянно перепроверяли кассовый состав, пока не осознали, что версия TT Norms® Pro требует серьёзных изменений. Так началась работа над версией 2.140.

Итак, на основе обратной связи от пользователей, мы добавили 4 новых начертания, упоминаемых в просьбах чаще всего: Normal, Normal Italic, DemiBold, DemiBold Italic.

Знаковый состав пережил очередное расширение, в этот раз достигнув невероятной для TypeType цифры в 1590 глифов. На тот момент TT Norms® Pro в версии 2.140 был самым обширным по кассовому составу.

Мы досконально изучили рынок, провели исследования и заново продумали фичи для шрифта. В этот раз мы включили локализации для Сербского, Чувашского, Башкирского, Болгарского, Молдавского (Румынского), Каталанского и Голландского языков. В языковом составе обновлённого TT Norms® Pro присутствовали даже языки малых народов России.

В TT Norms® Pro 2.140 мы сделали первый вариативный шрифт в рамках TypeType. Это была компромиссная версия для тех, кто настойчиво просил сделать подобный шрифт, ведь получилось 2 вариативных шрифта: один для прямых, а другой для наклонных начертаний. Отдельные вариативные шрифты для прямых и италиков появились из-за технических сложностей: количество точек между начертаниями не совпадало, из-за чего было сложно корректно переключать вариации. Каждое начертание, как мы уже упоминали, являлось вручную отрисованным мастером, поэтому достичь такого компромисса было победой, ведь в финале вариативные шрифты работали действительно хорошо.

Технический отдел проверял шрифт на наличие багов и недочётов, исправляемых параллельно. Правки вносили постоянно, ведь хотелось сделать этот шрифт самым лучшим.

Технический отдел тоже собирал обратную связь от пользователей, внося улучшения в работу TT Norms® Pro. Например, в процессе работы мы обнаружили, что некоторые ноги у букв нестабильны, то есть перемещаются вверх и вниз. В шрифтовом дизайне выделяют 2 типа кривых: OpenType и TrueType, и техническому отделу пришлось переводить некоторые участки кривых в TrueType, чтобы вариативный шрифт корректно генерировался.

Стоит отметить, что эта версия самая популярная и востребованная. Она вышла в 2020 году, и, если вы использовали или хотя бы слышали про TT Norms® Pro, то с огромной вероятностью речь шла про версию 2.140. На момент выпуска это был самый трудоёмкий и законченный шрифт.

Мы не останавливались в улучшении TT Norms® Pro даже после обновлений. Например, кто-то из клиентов заметил, что в версии 2.140 была не совсем корректно нарисована польская диакритика, поэтому мы полностью перерисовали её во всех начертаниях. Достаточно трудоёмкий процесс, но неизбежный, когда хочешь видеть свой шрифт лучшим.

TT Norms® — тупиковая ветвь

2018–2020. Облегчённый TT Norms® Std, Condensed и Expanded

История, о которой пойдёт речь в этой главе, хронологически пересекается с предыдущей. К 2018 году вся команда TypeType полюбила TT Norms®, поэтому мы постоянно думали над новыми возможностями для улучшения шрифта. Помимо работы над TT Norms® Pro, была и альтернативная история развития шрифта.

К 2018 году шрифтовая гарнитура TT Norms® уже стала комплексным шрифтом с огромным кассовым составом, обилием языков и начертаний. Как мы упоминали, это единственный шрифт в коллекции TypeType, который поддерживает крайне редкие языки, что стало сказываться на цене шрифта.

Нам пришла идея сделать упрощённую версию классического TT Norms®, сократив кассовый состав до базового алфавита, цифр и знаков пунктуации. Этот продукт мог стать более доступным широкому кругу потребителей, в том числе тем, кто не использует в работе большое количество фич и знаков.

Облегчённые версии должны были называться TT Norms® Std и включать в себя классическую версию TT Norms® Std, более узкую TT Norms® Condensed и более широкую версию TT Norms® Expanded. В упрощённой версии касса знаков составляла всего 378 глифов на каждое начертание.

Для тех, кто любит спойлеры: в результате мы выпустили только TT Norms® Condensed, хотя были отрисованы почти все.

Приступили к работе над TT Norms® Condensed, которая началась с обширного исследования. Арт-директор студии изучила все гротески крупных студий, в семействе которых, кроме классических, присутствовали узкие версии. В ходе изучения мы смогли понять, какие значения считаются оптимальными для сужения, чтобы при этом сохранялась визуальная гармония и характер шрифтовой гарнитуры, а с какой рисунок шрифта будет сильно деформироваться.

Также в исследовании изучалось количество начертаний для узких версий, чтобы понять, при какой максимальной толщине шрифт по-прежнему будет выглядеть эстетично.

Однако в результате мы больше полагались на собственный взгляд и насмотренность, чем на примеры других шрифтовых гарнитур. В результате команда смогла определиться со значениями по толщинам, высоте и узости знаков. Приняли решение сузить прописные знаки на 78–80%, а строчные на 75%.

Искать оптимальное значение стали на примере среднего, самого тонкого и самого жирного начертаний, ведь одинаковые изменения по-разному скажутся на рисунке шрифта. Ещё было принято решение отказаться от самого жирного начертания из-за того, что достичь визуальной гармонии при сужении букв в этой толщине уже не получалось. Кстати, другие словолитни часто принимают аналогичное решение.

Все результаты исследования и анализа были согласованы, однако в работу TT Norms® Condensed пошёл не сразу в силу загрузки и наличия более приоритетных задач.

Отрисовка глифов началась с трёх начертаний, а именно Thin, Regular и Black. Позже подключились дизайнеры для работы над остальными начертаниями, включая италики. Из-за ручной отрисовки глифов во всех начертаниях работа была энергоёмкой.

Мы всё ещё работали в программе FontLab 5, где отсутствовала возможность создавать опорные мастера и генерировать промежуточные начертания на их основе. Позже мы перешли на Glyphs, и этот переход повлиял на развитие TT Norms®, но об этом мы расскажем чуть позже.

С версиями Norms® Std планы менялись по мере работы: у нас были мысли выпустить это самостоятельным продуктом или дорисовать в будущем для других целей.

Основная работа над TT Norms® Condensed пришлась на 2019 год, а выпуск шрифта произошёл в апреле 2020.

Технический отдел проверял и тестировал готовые шрифтовые файлы на ошибки, проверял уровень верхних и нижних выносных элементов, контуры табулярных цифр, смотрел, как располагаются точки в прописных и строчных знаках, вручную равнял апроши. Делал кернинг и его пересадку в основной шрифтовой файл.

Мы обрезали шрифт по составу до стандартной кодировки. Прежде чем это сделать, команда произвела исследование, чтобы выяснить, какой набор необходимо сохранить. Было важно, чтобы у пользователя оставалась возможность использовать основные европейские языки. Финально делали ручной хинтинг.

Следующим на очереди стал TT Norms® Expanded. Широкую версию шрифта организовывали похожим образом, что и узкую. В начале провели исследование, чтобы определить необходимые параметры для расширения шрифта. Соответственно, были выбраны семейства, содержащие широкую версию, для анализа. Через несколько итераций пришли к оптимальным значениям: 110% и 120%, в зависимости от начертания. В этой версии от самого жирного начертания решили не отказываться, потому что оно выглядело гармонично.

Итоговые значения оказались в районе 125%, потому что именно в такой ширине глифы выглядели достаточно привлекательно. При разработке TT Norms® Expanded мы уже подразумевали, что в будущем сделаем настоящую вариативную версию шрифта.

Кстати, именно в этот период наша студия начинает переход с FontLab на Glyphs, однако расширенная версия TT Norms® создавалась по привычной технологии. В какой-то момент стало понятно, что TT Norms® Expanded не будет выпущен в продажу, ведь планы изменились в сторону новой версии 3.0 с расширенным кассовым составом.

Поэтому мы сконцентрировались на работе с Expanded для его дальнейшего использования в вариативном шрифте, но сложности переноса и сокращённый кассовый состав привели к тому, что в будущем широкая версия для TT Norms® перерисовывалась заново.

Получилось так, что линия развития версии Expanded зашла в тупик, а вместе с ней — всей линейки Std. Приоритеты сменились, TT Norms® Condensed не оправдал ожиданий в плане востребованности, а наша команда уже начала работу над совершенно новой версией TT Norms® Pro.

Работа над Expanded была прервана, а силы дизайнеров перекинуты на приоритетные задачи. Однако этот этап — опыт, который редко бывает исключительно позитивным. Расстраиваться не приходилось, ведь впереди была самая объёмная задача, которую мы когда-либо ставили в работе с TT Norms®.

TT Norms® — возвращение легенды

2021–2022. Полноценный вариативный шрифт, моноширинное подсемейство и полностью перерисованный состав

TT Norms® во многом уникальный шрифт для студии. Несмотря на то, что он нравился нам с самого начала, мы всегда продолжали искать новые возможности улучшать и изменять его. С запуска первой версии прошло 7 лет, и за это время студия TypeType менялась также сильно, как и TT Norms®. У нас рос штат и компетенции сотрудников, мы разделились на технический и графический отделы, улучшая каждый.

Поэтому, когда мы только запланировали версию 3.0, все понимали, насколько сложно, грандиозно и трудозатратно это будет. Как говорилось в прошлой главе, тестирование продукта с сокращённым составом зашло в тупик. Вместо этого мы решили расширить TT Norms® Pro до максимума, добавить в шрифтовой файл узкую и широкую версию, для всех начертаний сделать италики. И всё это собрать в вариативный шрифт по всем осям.

Иными словами, мы отказались от сокращённых версий в пользу очень насыщенной, содержащей в себе все прежние наработки. Нам предстояло взять за основу отрисованные знаки и добавить недостающие, то есть сделать одно очень большое семейство TT Norms® Pro в версии 3.0.

Новый знаковый состав — 1668 знаков для каждого начертания. Так как мы начали работу в новой программе, предстояло вручную отрисовывать не все начертания, а только опорные мастера. Однако их по-прежнему было очень много, 32 мастера. Работа в одном шрифтовом файле была необходимостью, чтобы создать идеальное вариативное начертание для пользователя.

Для начала объясним, что мы имеем в виду, говоря о «вариативном начертании по всем осям». Это значит, что шрифт будет одновременно сужаться и расширяться, менять наклон или толщину.

В первую очередь нам предстояло перенести TT Norms® в новую шрифтовую программу, то есть в Glyphs. Учитывая огромный кассовый состав, это уже большая работа. При переносе файлов техническому отделу приходилось заново настраивать и проверять фичи, контуры, настройку Font Info, кернинг.

Переносилось абсолютно всё, включая узкую и широкую Std версии, при этом нужно было сделать так, чтобы все начертания интерполировались между собой. Все точки в каждой букве одного начертания должны были совпадать в аналогичной букве в другом начертании по количеству, направлению контуров, по логике построения. Однако шрифты рисовались в разные годы, к тому же многими дизайнерами, так что одну букву можно было по-разному интерполировать даже в рамках одного шрифта.

Наверное, со стороны разница могла быть не такой заметной, но для нас это был принципиальный момент. Интерполяция должна идти плавно, знаки не должны скакать по высоте или ширине, срезы должны обладать одной логикой построения. Чтобы поправить каждый подобный момент, требовалась колоссальная работа.

Работа над версией 3.0 заняла около 4000 человеко-часов, и за это время мы потенциально могли перерисовать шрифт с нуля. Ведь за годы развития над TT Norms® работало столько людей со своими взглядами и методами, что объединить это в одну концепцию достаточно трудно. Хотя, даже один и тот же человек за 7 лет сильно меняется как специалист.

Ещё одна проблема в объединении файлов заключалась в том, что в версии Condensed было на одно начертание меньше. При выпуске самостоятельного продукта это не вызывало проблем, но теперь появилась необходимость иметь все толщины во всех ширинах. Соответственно, теперь самый жирный ExtraBlack, от которого мы ранее отказались по визуальным причинам, нужно было заново рисовать, делая его привлекательным.

Более того, опорных мастеров в версии 3.0 оказалось больше, чем мы рассчитывали. В стандартном гротеске обычно 4 мастера: промежуточное (Regular или Medium), два крайних (самое тонкое и самое жирное) и переходное между регулярным и самым жирным (DemiBold или Bold). Последнее необходимо, чтобы убрать оптические компенсации, возникшие из-за жирного начертания.

В TT Norms® Pro версии 3.0 изначально тоже планировалось 4 мастера, но в процессе мы поняли, что в регулярном начертании появлялся избыточный контраст, отсутствовавший в версии 2.140 или предыдущих. Это выглядело эстетично, но не подходило характеру TT Norms®. Шрифт не должен меняться в принципиальных вещах, таких как наличие или отсутствие контраста, поэтому нам пришлось решать эту проблему.

Решили добавить 5 мастер, позволяющий исправить ситуацию. Само по себе это не заняло много времени, однако после введения дополнительного начертания каждый исправленный или новый глиф нам приходилось исправлять 5 раз для каждого, а после аналогично поступать с италиками.

Объём работы предстоял большой, поэтому её выполняли сразу несколько специалистов. Со стороны шрифтового дизайна, работать над одним файлом одновременно — сложная задача в плане организации процесса, но всё прошло хорошо.

В версии 3.0 пришлось заново проверять контуры, интерполяцию, выставлять все компоненты и якоря по новой системе. Помимо широкого начертания в узкой версии шрифта, пришлось добавлять больше 1000 знаков. Не только в Condensed, но и в Expanded.

Кстати, из-за того, что самое жирное начертание в Condensed пришлось дорисовывать, в этой версии опорных мастеров для прямых начертаний стало 6, так как ExtraBlack пришлось крайне тщательно продумывать.

Часть правок и даже глобальных перерисовок была вызвана личными пожеланиями команды. Когда специалист смотрит на свой старый шрифт, непременно возникает желание что-то подправить или изменить. Это связано с ростом уровня, что в масштабе целой студии специалистов переросло в кропотливую, детальную и тщательную переработку TT Norms® Pro. Честно признаться, в результате мы поправили или как-то изменили практически каждый глиф, при этом трепетно сохраняя характерность первоначального TT Norms® Pro.

Что-то было перерисовано заново, например, вьетнамская диакритика. Вьетнамский язык редко используется в наших шрифтах, поэтому мы не были идеальными экспертами в рисовании вьетнамского алфавита. Пришлось проводить большое исследование о языке и его истоках, о том, как он должен выглядеть. В результате у нас появились методички на эту тему и понимание, как можно исправить вьетнамский язык в TT Norms® Pro. Оказалось, что все глифы основываются на уже отрисованных нами знаках латинского или расширенного латинского состава, и главной особенностью вьетнамского языка выступает сложная диакритика.

Другой пример — греческий язык. Когда мы внимательно посмотрели на него в версии 2.140, захотели перерисовать. Провели исследование, наметили правки: поправить толщины, подшлифовать формы. Не так глобально, как с вьетнамским, но всё же предстояло менять каждый символ 16 раз в опорных прямых начертаниях, а потом столько же в италиках. В общем, работа была объёмная. Кстати, TT Norms® Pro — единственный в нашей коллекции, где есть греческий язык.

Что касается италиков, мы планировали перенести имеющиеся начертания в новый шрифтовой файл, не меняя практически ничего, так как их форма нас полностью устраивала. Однако из-за того, что большинство глифов были изменены, пришлось перерисовывать италики. Учитывая масштаб кассового состава, это заняло достаточно сил.

Технический отдел при работе с версией 3.0 сначала отсмотрел 16 опорных мастеров прямых начертаний, настраивая Font Info, сортировку глифов, внося первичные правки. Параллельно делался кернинг, который частично был взят из 2.140. После пересадки кернинга мы довнесли правки. После мастеринга прямых начертаний взялись за италики, в которых было 16 опорных мастеров. Суммарно мастеров было 32.

Правки вносились на протяжении всей работы, после чего специалисты разбили шрифтовой файл на 3 части и разделили работу, чтобы параллельно проверять файлы. В один исходник входил Condensed вместе с италиками, во второй — Expanded с италиками, а в третий — нормальная форма шрифта вместе с италиками. Проверялись контуры, также было важно проследить, чтобы глифы не скакали по высотам. Предстояло прогнать файлы через скрипты и плагины TypeType, используемые для проверки итоговых шрифтов.

Далее проверялись фичи, настраивался шрифт для генерации статичных начертаний и вариативного шрифта. Было сложно выложить на MyFonts файл с таким огромным количеством мастеров, поэтому пришлось опытным путём удалять мастера и следить, чтобы результат по жирности соответствовал статичным начертаниям. Осталось 24 мастера: из Condensed убрали Black, Light и Extra Bold вместе с их италиками, из оставшихся двух (Expanded и Normal) — только Light и Extra Bold вместе с их италиками.

Проверка контуров закончилась летом, после чего 3 файла объединились в 1. Подготовили Character Sets, позже доработали кернинг, добавили финальные правки по вертикальным метрикам и по Font info. Небольшие изменения вносились до последнего момента.

Когда версия 3.0 была завершена, мы приступили к заключительной части, моноширинному шрифту из семейства TT Norms®. Многие ожидали его увидеть, и нам самим давно хотелось дать самому популярному шрифту из коллекции TypeType новое подсемейство.

TT Norms® Pro Mono — это отдельный моноширинный шрифт, основанный на рисунке TT Norms®. Кассовый состав меньше, чем в классической версии, а все кегельные площадки равны 600 пунктам. Все знаки вписаны в эту площадку.

В арсенале студии есть специальный плагин, который автоматически делает болванку, исходя из заданных значений по деформации глифов. На некоторых этапах использовался этот плагин, в остальном шёл ориентир на визуальный характер и рисунок глифов TT Norms®.

Мы думали о TT Norms® Pro Mono в первую очередь как о практическом шрифте для кодинга, но не ограничивались этой областью применения. В конце концов, сейчас моноширинные шрифты становятся трендом в брендинге, арт-выставках и других сферах.

Набор фич практически идентичен составу классического TT Norms®, но табулярные цифры и валюты мы убрали, ведь весь шрифт можно назвать табулярным за счёт площадок одинаковой ширины.

Суммарно мы сделали 7 прямых начертаний и 7 италиков. Опорными мастерами были Thin, Medium и Bold. Слишком жирных начертаний в этом шрифте нет. TT Norms® Pro Mono дополняет версию 3.0 и идёт совместно с ней, хоть и составляет отдельное подсемейство.

Шрифт TT Norms® Pro Mono был отрисован за месяц.

Технический отдел сделал полную проверку глифов и контуров, настройку Font info, проверку вариативности и моноширинности. Были незначительные правки по контурам, которые вносились в процессе работы.

Хинтинг частично переносился из базовой версии TT Norms®, потому что у нас есть соответствующий инструмент по транспонированию хинтинга в другие начертания или шрифты. Остальная часть хинтинга правилась руками.

Это первый опыт выпуска моноширинной версии популярного шрифта из коллекции. TT Norms® Pro версия 3.0 и TT Norms® Pro Mono — проект, взявший очень много времени, усилий и навыков. Однако мы считаем, что смогли выпустить лучшую версию этого шрифта из всех!

После каждого грандиозного переосмысления нам кажется, что лучше TT Norms® быть уже не может. Однако проходят месяцы, и мы снова придумывает что-то новое, исправляем и развиваем этот шрифт. Приятно осознавать, что вместе с TT Norms® менялась сама студия TypeType, становясь сильнее, умнее и опытнее.

Над шрифтом работали

TT Norms® версия 1.0 и 1.2

Иван Гладких — руководитель проекта, технический директор

Павел Емельянов — арт-директор проекта, дизайнер

Олекса Волочай — дизайнер

Надыр Рахимов — дизайнер

Дмитрий Грешнев — дизайнер

TT Norms® Pro версия 2.0 и 2.140

Павел Емельянов — автор оригинального шрифта

Иван Гладких — руководитель проекта, кернинг

Вика Усманова — старший шрифтовой дизайнер

Олекса Волочай — шрифтовой дизайнер

Надыр Рахимов — шрифтовой дизайнер

Юрий Наконечный — мастеринг

TT Norms® Std

Юлия Гонина — арт-директор

Иван Гладких — технический директор

Юрий Наконечный — руководитель технического отдела

Надежда Поломошнова — дизайнер

Марина Ходак — старший дизайнер

Анна Тихонова — старший дизайнер

TT Norms® Pro версия 3.0 и TT Norms® Pro Mono

Юлия Гонина — арт-директор

Иван Гладких — технический директор

Юрий Наконечный — руководитель технического отдела

Анна Тихонова— старший дизайнер

Марина Ходак — старший дизайнер

Евгений Танцурин — дизайнер

Антонина Жулькова — дизайнер

Кирилл Маслов — дизайнер

Надыр Рахимов — дизайнер

Михаил Некрасов — дизайнер

Узнать больше

Расширение семейства TT Hoves Pro

Расширение семейства TT Hoves Pro

TT Hoves — самый молодой шрифт из коллекции универсальных геометрических гротесков. Он составляет функциональное трио вместе с TT Norms® и TT Commons, обладая при этом своим узнаваемым характером. Шрифт TT Hoves успел завоевать симпатию дизайнеров со всего мира. Гарнитура находится среди бестселлеров студии с момента выхода на площадки, и всё-таки настало время обновить шрифт!

Узнать больше24 июля, 2022
Создание современной антиквы TT Livret

Создание современной антиквы TT Livret

Бывает так, что в планах новый шрифт казался относительно простым и быстрым заданием, а в результате работы он перерос в один из самых масштабных проектов последних лет. Сегодня история как раз о таком шрифте.

Узнать больше30 июня, 2022
Создание TT Commons: от корпоративного шрифта до бестселлера студии

Создание TT Commons: от корпоративного шрифта до бестселлера студии

Гарнитура TT Commons Pro не нуждается в представлении, ведь это уверенный бестселлер студии TypeType на протяжении уже многих лет. Это не просто слова — с 2018 года шрифт оставался хитом продаж 93% всего времени пребывания на площадках. У TT Commons удивительная история, ведь он создавался в далёком 2016 году, и тогда совсем не предполагался к выпуску в качестве коммерческого шрифта.

Узнать больше09 июня, 2022