ГлавнаяБлогШрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

В современном мире, где цифровизация проникает в каждый уголок нашей жизни, шрифты играют очень важную роль. Они не просто используются для передачи информации, но и являются частью дизайна, значительно влияя на пользовательский опыт и эстетическое восприятие того или иного продукта. И хотя на первый взгляд создание шрифтов может казаться исключительно художественным занятием, на самом деле это сложный IT-процесс, требующий глубоких технических знаний.

В этой статье мы расскажем, почему шрифты — это IT-продукт. Вы убедитесь, что гарнитуры обладают всеми характеристиками программного продукта, а потому подпадают под защиту авторского права в России и многих других странах, в том числе как программный продукт.

Шрифты и программный код

Создание шрифта начинается с эскизов и прорисовки каждого символа, но на этом процесс вовсе не заканчивается. Программный код современных шрифтов может включать в себя информацию, записанную как связанные между собой блоки данных в виде специальных таблиц. Они могут содержать разную информацию: от метаданных, определяющих авторство и лицензионные соглашения, до сложных алгоритмов или инструкций, определяющих, как шрифт будет отображаться в различных условиях.

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Например, в вариативных шрифтах содержатся дополнительные таблицы и метаданные, которые предоставляют информацию об осях, точках и дельтах, обеспечивающих интерполяцию базового начертания во все остальные начертания, заложенные в шрифтовом файле.

Программные функции шрифтов

Итак, в шрифтах заложены различные программные функции. Так, в большинство современных гарнитур заложены так называемые OpenType фичи: в частности, возможность автоматически применять лигатуры (соединение двух или более символов в один) или поддержка наиболее распространенного стандарта кодирования символов Unicode, включающего в себя знаки большинства письменных языков мира. Также отображение шрифта на экране в различных размерах, можно оптимизировать с помощью добавления специальных инструкций, то есть хинтинга. И это далеко не все примеры. Этот функционал требует внедрения сложных программных механизмов и алгоритмов, делая шрифты неотъемлемой частью IT-индустрии.

Как вы уже поняли, шрифтовой файл — это не просто набор символов. Шрифтовые гарнитуры могут включать в себя разнообразные фичи, которые значительно расширяют их функциональность и делают их удобнее для пользователя. Благодаря качественной программной реализации шрифты становятся гибкими и адаптивными, могут поддерживать большое количество языков и отображаются на разнообразных устройствах и в различных операционных системах.

Далее мы подробнее рассмотрим некоторые из этих программных функций.

Поддержка многоязычности через Unicode

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Гарнитуры могут поддерживать сотни различных языков и тысячи символов благодаря интеграции с Unicode. Текстовые процессоры на основании информации внутри шрифта определяют, какие глифы использовать для отображения различных символов Unicode, обеспечивая таким образом «‎многоязычность» гарнитуры‎.

Оптимизация отображения текста на экране (хинтинг)

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Большинство современных гарнитур содержит инструкции для системных API с целью улучшения отображения на экранах с различным разрешением или в мелком кегле. Это означает, что шрифт будет выглядеть хорошо как на экране с высоким разрешением, так и на экране с низким разрешением, автоматически адаптируясь к плотности пикселей и размеру набранного текста.

Данные для настройки «поведения» шрифтов

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты могут содержать встроенные инструкции, которые настраивают их «поведение» в различных ситуациях. Например, в зависимости от контекста использования и форм знаков может автоматически меняться расстояние между буквами (кернинг), либо могут применяться контекстные замены на альтернативные знаки.

Автоматическое применение лигатур

Лигатуры — это знаки, образованные путем соединения двух или более символов в один глиф. Они служат для улучшения визуального восприятия и читаемости текста. В современных шрифтах лигатуры могут автоматически применяться там, где это необходимо, благодаря встроенным инструкциям. Это особенно важно в типографике и дизайне, где внешний вид текста играет ключевую роль.

Вариативные шрифты

Вариативные шрифты — это относительно новая технология, позволяющая пользователю самостоятельно настраивать различные параметры шрифта. Программные механизмы позволяют менять наклон, вес, ширину шрифта, а также убирать или добавлять засечки и другие элементы. Это достигается за счет встроенных в шрифт «осей‎» вариативности, которые могут меняться, изменяя числовые значения и создавать множество визуальных стилей в рамках одного шрифтового файла. Такая технология позволяет использовать всего один шрифтовой файл для проекта, оптимизируя загрузку веб-страниц и упрощая управление шрифтами.

Оптимизация производительности

Встроенные в шрифты программные функции могут быть направлены на оптимизацию производительности. Балансируя между покрытием большинства языков, наборами дополнительных символов, функционального наполнения шрифта и минимальными техническими требованиями под конкретную задачу, можно добиться значительного уменьшения размера файлов шрифтов. Также современные механизмы сжатия данных для веб-форматов шрифтов позволяют кратно уменьшить размер файлов, что является критически важным для ускорения загрузки веб-страниц.

Шрифты и авторское право

В контексте российского законодательства шрифты защищаются как объекты авторского права, что подчеркивает их принадлежность к программному обеспечению. Для коммерческого использования многих шрифтов необходимо приобретать лицензию, а их нелегальное копирование или распространение может привести к юридической ответственности.

Защите подлежит авторский код, встроенный в шрифты, и уникальный дизайн символов. То есть шрифты защищаются и как художественное произведение, и как программное обеспечение. Это разделение имеет ключевое значение для понимания того, какие именно аспекты шрифта могут быть защищены авторским правом и как эта защита реализуется в различных юрисдикциях, включая российскую.

Шрифт как художественное произведение

Уникальный дизайн глифов шрифта рассматривается как художественное произведение и защищается авторским правом во многих странах, включая Россию. Это означает, что любое неправомерное копирование или воспроизведение шрифта без разрешения может быть признано нарушением.

Шрифт как программное обеспечение

Когда речь идет о файле шрифта, он содержит не только набор символов, но и программный код, о котором мы рассказали в первой части статьи. Таким образом, файл шрифта защищается как программное обеспечение, а его копирование или модификация без соответствующей лицензии может нарушать авторские права разработчика шрифта.

Авторское право на шрифты в России

В России, как и во многих других странах, авторское право на шрифты регулируется законодательством об интеллектуальной собственности. То есть, как мы уже сказали, и дизайн шрифта, и программный код, встроенный в файл, могут быть защищены авторским правом. Владелец имеет исключительное право на использование шрифта, в том числе на его воспроизведение, распространение и модификацию.

Лицензирование шрифтов

Для законного использования шрифта чаще всего необходимо приобрести лицензию, которая определяет условия его применения. Лицензии могут значительно различаться по своим условиям, включая ограничения на количество устройств, на которых шрифт можно установить, его использование в коммерческих проектах, веб-использование и т.д. Нарушение этих условий может рассматриваться как нарушение авторских прав и привести к юридическим последствиям, включая требования о возмещении убытков и прекращении использования шрифта.

О лицензиях на шрифты TypeType вы можете узнать здесь.

Защита авторских прав на международном уровне

Авторское право на шрифты, как и на другие объекты интеллектуальной собственности, подпадает под защиту международных соглашений, таких как Бернская конвенция для защиты литературных и художественных произведений. Это означает, что шрифты, защищенные авторским правом в одной из стран-участниц, автоматически получают защиту во всех других странах-участницах без необходимости прохождения дополнительной регистрации. Тем не менее специфика применения авторского права к шрифтам может различаться от страны к стране, поэтому как пользователям, так и разработчикам важно знать нюансы местного законодательства.

Заключение

Шрифт — это не просто набор символов. Это сложный продукт, сочетающий в себе технологии и креативный дизайн. Создание шрифта требует разносторонних знаний в области программирования, типографики, дизайна и психологии восприятия. Кроме того, разработка шрифтов часто требует использования специализированного программного обеспечения для дизайна и тестирования, что подчеркивает их принадлежность к категории IT-продуктов.

Последние публикации

Как выбрать шрифт: исчерпывающее руководство для дизайнера

Как выбрать шрифт: исчерпывающее руководство для дизайнера

Все еще не знаете, какой шрифт выбрать при работе над дизайном логотипа или сайта? Узнайте, как выбирать правильные шрифты для дизайн-проекта благодаря нашему пошаговому руководству и усовершенствуйте свои навыки.

Узнать больше
25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2024 году

25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2024 году

На какие критерии стоит ориентироваться при выборе игровых шрифтов? И какие шрифты для игр выбрать для своего проекта в 2024 году? В нашей статье вы найдете актуальные советы по выбору гарнитур и подборку лучших платных и бесплатных шрифтов для видеоигр разных жанров.

Узнать больше
Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Практически во всех шрифтах помимо основного набора из букв, знаков и символов присутствуют дополнительные графические элементы. От чего зависит их внешний вид? Как и зачем они создаются? И какими они бывают? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Узнать больше

Узнать больше

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста

Узнать больше
Скрытые возможности шрифта

Скрытые возможности шрифта

В шрифтах заложено очень много интересных возможностей. Однако многие дизайнеры либо вовсе не знают, что эти возможности существуют, либо не понимают, как ими пользоваться. В этой статье мы расскажем, что такое OpenType фичи, какими они бывают и для чего они нужны.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Продолжаем наше увлекательное погружение в многогранную тему шрифтового дизайна! На этот раз мы поговорим о первом этапе отрисовки базовой латиницы — построении знаков, определении всех графических особенностей, пропорций, консистентности.

Узнать больше