TT Hoves — самый молодой шрифт из коллекции универсальных геометрических гротесков. Он составляет функциональное трио вместе с TT Norms® и TT Commons™, обладая при этом своим узнаваемым характером.
Шрифт TT Hoves успел завоевать симпатию дизайнеров со всего мира. Гарнитура находится среди бестселлеров студии с момента выхода на площадки, и всё-таки настало время обновить шрифт!
К счастью для тех, кто полюбил характер TT Hoves, визуально новый шрифт практически не изменился, хотя гарнитура во многом отличается от первой версии. Мы добавили новые ширины, исправили форму терминалов и выносных элементов, добавили новое техническое наполнение. Это связано с тем, что за четыре года навыки студии TypeType и знания о шрифтах возросли, и мы применили их при создании TT Hoves Pro, сделав гарнитуру ещё более современной и удобной.
Создание TT Hoves
Идея создать скандинавский гротеск, позже получивший название TT Hoves, появилась в TypeType в 2018 году. Мы хотели, чтобы новая гарнитура была простой, но в то же время обладала узнаваемым и оригинальным характером. На тот момент у студии уже были выпущены универсальные TT Norms® и TT Commons™, поэтому в планах был шрифт, способный пополнить коллекцию функциональных гротесков. Название TT Hoves образовано из двух слов, horizontals и verticals, чтобы подчеркнуть преобладание вертикальных и горизонтальных штрихов в рисунке шрифта. TT Hoves — это гротеск, в котором отсутствует выраженный контраст.
Первые скетчи были визуальным воплощением мыслей о нейтральном гротеске, способном стать удобным инструментом для дизайнеров. Первая касса знаков была отрисована в 2018 году в программе Adobe Illustrator. Несмотря на то, что многие детали менялись после дальнейших итераций, характер будущего шрифта уже угадывался. В первой версии глифы имели высоту прописных знаков в 700 пунктов и высоту строчных в 500 шрифтовых пунктов.
Работа начиналась с начертания Regular и Black, на которых мы тестировали набор, внося корректировки. Например, мы увеличили изначальные параметры высоты для строчных глифов на 20 пунктов, и в результате получили высоту 520. Увеличивали и толщину стемов, чтобы шрифт выглядел гармонично, меняли форму некоторых глифов.
- В первых итерациях мы экспериментировали с альтернативными формами знаков, например, Q и a.
- Дорисовали сет минускульных цифр.
- Продолжили работу над жирным начертанием Black, сделав стемы ещё толще. Это был необходимый шаг, чтобы расширять семейство, ведь при меньшей жирности в Black промежуточные начертания могли выглядеть не совсем корректно с точки зрения интерполяции промежуточных начертаний.
- Меняли форму некоторых глифов, например, знаков a, g, s, b. Таким образом мы добивались необходимого характера шрифта, интуитивно двигаясь в сторону правильных ассоциаций.
Процесс создания TT Hoves был неторопливый, иногда мы брали паузу, чтобы переосмыслить формы знаков или доработать визуальные недочёты. В тот период со всеми шрифтами мы работали в программе FontLab, куда переносили готовые знаки из Adobe Illustrator. Опыт разработки прошлых гарнитур, в том числе TT Norms® и TT Commons™, показал, какие погрешности могут быть при конвертации из одной программы в другую, и мы учитывали это при создании TT Hoves.
Проанализировав первые версии TT Hoves, мы продолжили работу по его совершенствованию. С одной стороны мы расширяли кассу начертаний Regular и Black, с другой — дорабатывали характер шрифта.
- Перед нами стояла задача сохранить формы глифов в Black, выдерживая минимальный контраст в штрихах.
- В латинской букве L появился хвостик, который поддерживал горизонтальные линии шрифта, а также позволял отличать её от прописной I.
- Прописная Q в регулярном начертании имеет диагональный хвост, который частично обрезан в Black, чтобы пространство между буквами не становилось слишком тесным. Такое решение было решено использовать в жирных начертаниях, начиная с Bold.
- Велась работа над созданием более аутентичного рисунка для шрифта. Характер менялся в сторону большей геометричности и угловатости. Например, сделали повороты в буквах f, l, t более резкими, добавили сквадраченности глифам с диагональным пересечением штрихов, таким как x, v, y.
После внесения новых изменений, мы начали работу над расширением семейства по толщинам. Остановились на следующих начертаниях: Thin, ExtraLight, Light, Regular, Medium, DemiBold, Bold, ExtraBold, Black. На этом этапе шрифт уже был перенесён из Adobe Illustrator в FontLab, а контуры знаков были скорректированы. Несмотря на наши шаги по уменьшению погрешностей, часть контуров всё равно перенеслась не совсем корректно, поэтому пришлось корректировать это вручную.
После этих правок начали расширять семейство. Особенность работы в FontLab 5 заключалась в том, что абсолютно все начертания рисовались командой руками, как опорные мастера. Из-за этого работа велась параллельно, её выполняли сразу несколько дизайнеров. Отрисованные начертания правились, после мы расширяли кассу знаков, тестируя набор и внося коррективы.
Для TT Hoves была отрисована капитель, началась работа по созданию италиков к прямым начертаниям. Кстати, TT Hoves был первым проектом, в котором мы начали применять инструкцию, написанную для создания наклонных шрифтов основных начертаний: для тонкого, среднего и жирного. Так как над италиками работало несколько дизайнеров, это помогало работать над италиками в рамках определённых значений для каждого начертания. В инструкции были описаны необходимые шаги и параметры, помогающие избежать ошибок в дальнейшей работе. Например, как наклонять знаки с диакритикой. Чаще всего эти знаки созданы компонентами: знак-родитель наклоняется вручную, а диакритический компонент — автоматически. Инструкция помогала избежать двойной работы и описывала, как наклонять подобные знаки так, чтобы все диакритические элементы стояли в правильных местах. Инструкция содержала шаги при работе с круглыми и прямыми знаками, а также особенности, характерные для каждого начертания.
Когда все начертания были созданы, а касса знаков расширена, мы начали работу над альтернативными сетами. Некоторые знаки меняли местами, тестировали, находя оптимальные решения.
В результате были внесены последние правки в этой части работы: альтернативные формы глифов появились у латинских знаков a, y, l, g, G, Q, у кириллических а, у, ч, Ч.
В 2019 году работа над TT Hoves была полностью завершена, шрифт был собран, протестирован и выпущен на площадки.
TT Hoves 2.0
Время шло, TT Hoves стал одним из бестселлеров студии. Несмотря на функциональность и визуальную привлекательность шрифта, после выпуска первой версии навыки нашей команды усовершенствовались, в том числе с технической стороны, и мы решили обновить шрифт.
Как мы говорили, первая версия шрифта создавалась в программе FontLab, а все начертания рисовались вручную. В 2020 году мы практически полностью перешли в новую программу, Glyphs, и имели опыт переноса шрифтов из одного редактора в другой. После работы с TT Norms® Pro, который уже обновился и был пересобран в Glyphs, наша команда создала инструкцию с описанием возможных проблем, ошибок и других нюансов, возникающих при экспорте шрифтов в новую программу.
Подробно погружаться в эти процессы мы не будем, но отметим основные этапы, которым уделялось внимание.
- Мы следили, чтобы экстремумы были выставлены везде, где это необходимо. Экстремумы — это точки на вертикальной и горизонтальной оси. Усы, то есть линии, выходящие из точек контуров, не должны совпадать с самой точкой. Всё это помогает правильной интерполяции, поэтому мы проверяли такие моменты через специальные скрипты и правили все точки, в которых были недочёты. Этот пункт может выглядеть сложным, но это была важная часть работы, чтобы в будущем мы могли расширять семейство, избегая технических недочётов.
- При переносе мы поменяли толщины некоторых начертаний. Обновлённый TT Hoves немного отличается от первой версии, так как тонкие начертания шрифта стали чуть жирнее. Такое решение позволило сделать шрифт визуально эстетичнее и комфортнее в работе.
- Мы пересмотрели весь кассовый состав и поправили часть глифов. За два года мы накопили не только технические навыки, мы оттачивали и графическую часть работы. Несмотря на то, что кассовый состав не изменялся глобально, мы усовершенствовали знаки расширенной латиницы и кириллицы, улучшили визуальный вид глифов болгарского языка, поправили выносные элементы у капителей. Привели контуры к единообразию, доработали скругления в глифах, проверили толщины во всех начертаниях. Часть знаков удалось улучшить небольшими правками, другие перерисовали.
После этой итерации мы получили обновлённую версию TT Hoves, технически и графически более корректную и современную. Стоит отметить, что мы перенесли все начертания в Glyphs, то есть мастерами остались все нарисованные вручную начертания. Мы дополнительно создали вариативный шрифт, а также обновили кернинг и хинтинг.
TT Hoves Pro
Мы не собирались останавливаться на достигнутом, и практически сразу после обновления шрифта в 2020 году задумались о расширении семейства. Нам хотелось предоставить дизайнерам более функциональный инструмент для работы, с усовершенствованным вариативным шрифтом и разнообразными выразительными возможностями.
TT Hoves Pro, вышедший в 2022 году, обладает узнаваемым нейтральным характером, однако по удобству превосходит прошлые версии.
Во-первых, в нём есть две дополнительные ширины: Condensed, более узкая версия, и Expanded, более широкая. В каждой ширине по 10 прямых и 10 наклонных начертаний.
Прежде чем приступить к созданию новых шрифтов, мы провели исследовательскую работу, чтобы определить необходимые значения. Мы отобрали гротески, в составе которых были Condensed и Expanded, и изучили, как и по каким параметрам меняются пропорции глифов. Мы измеряли ширину знака по прямым и круглым знакам в строчных и прописных, после сравнивая с параметрами в классическом начертании. Получилось, что в Condensed знаки составляют примерно 70% от изначальной ширины, а в Expanded — около 120%. Мы говорим о примерных значениях не потому, что не смогли подсчитать точные проценты, а потому, что эти значения будут меняться для разных форм глифов, и универсального параметра нет.
Мы замерили и другие параметры, после приступив к созданию Condensed и Expanded в TT Hoves Pro. Происходило это так: сначала мы применили автоматическую деформацию знаков, разделённых по группам, а после отсматривали и редактировали глифы вручную. Кроме ширины непосредственно знаков, менялась толщина стемов, толщина горизонталей, менялись свисания и метрики. На каждом этапе мы проверяли нарисованное, набирая тестовые слова и смотря полученный шрифт в наборе. Безусловно, мы проверяли не только глифы внутри Condensed или Expanded, мы также сравнивали их со знаками стандартного начертания, ведь все три ширины являются частью одного семейства шрифта TT Hoves Pro.
В TT Hoves Pro мы привели терминалы к более согласованному виду, улучшив визуальное восприятие шрифта. Честно говоря, идея с терминалами, которые будут на одном уровне, пришла нам ещё на этапе создания первой версии TT Hoves, но тогда мы оставили её будущее. В Pro версии мы решили попробовать воплотить такой подход. Безусловно, все терминалы не могут быть в точности на одном уровне, поэтому мы начали с проверки терминалов в классической версии, чтобы определить, что мы можем поменять. Оказалось, что у нас в наборе присутствуют знаки, длина терминалов в которых отличается между собой на два или три типографских пункта, хотя эти значения можно сделать одинаковыми. В маленьком кегле дизайнер может увидеть такие детали скорее на ощущениях, а вот в крупных размерах такое решение будет заметно. Мы решили, что такое обновление позволит шрифту выглядеть более стильно и цельно, и приступили к длительной работе по совершенствованию терминалов. Теперь мы можем с точностью сказать, что терминалы в глифах выглядят здорово, и особенно хорошо это читается при работе с вариативным шрифтом.
В TT Hoves Pro мы перешли к работе с опорными мастерами. Мы не просто так упоминали о том, что в Glyphs были перенесены все мастера, отрисованные вручную. Дело в том, что сейчас в нашей студии работают с опорными мастерами, на основе которых интерполируются, то есть автоматически генерируются, остальные. Проще говоря, вручную мы рисуем около 3–4 мастеров на подсемейство, а остальные руками только правим и дорабатываем. Такое решение помогло нам повысить качество шрифтов, сделать их более корректными, а вариативные начертания — более лёгкими по весу и, как следствие, удобными в работе.
Когда мы продумывали количество опорных мастеров для TT Hoves Pro, изначально хотели остановиться на трёх, но после добавился четвёртый мастер. Классически мастерами выступают тонкое, регулярное и самое жирное. Однако иногда требуется дополнительное опорное начертание между регулярным и жирным, чтобы избежать лишнего контраста в знаках или некорректных контуров, как в случае с TT Hoves Pro. Кстати, при генерации промежуточных начертаний через опорные мастера необходимо заранее убедиться, что все контуры и точки соответствуют друг другу, иначе интерполяция будет скачкообразной, а полученные шрифты визуально некорректными.
В TT Hoves Pro, как и в других наших шрифтах, соблюдается «принцип матрёшки». По крайней мере, так это явление называем мы. Суть в том, что всё маленькое в шрифте должно помещаться во всё большое, особенно когда речь о больших подсемействах. На примере TT Hoves Pro вы можете увидеть, как это работает.
Мы добавляем все начертания, от тонкого до самого жирного, и видим, что всё собирается в единое целое в каждом глифе. Например, в букве c узкого шрифта Condensed помещаются все узкие c, тоже самое происходит в широкой и стандартной ширинах. Гармонично умещаться должны горизонтали, терминалы, свисания глифов. Важно обратить внимание и на диакритические элементы, которые должны располагаться над буквой на одном месте.
После визуальных тестов и технической проверки TT Hoves Pro получил новый кернинг и хинтинг.
Обновлённый шрифт удобнее использовать, он выглядит более цельным визуально. Приятной новостью для дизайнеров будет и то, что TT Hoves Pro полностью сохранил графический рисунок привычного TT Hoves, став более функциональным и современным за счёт новых ширин и улучшенной технической начинки.
Над проектом работали:
Ivan Gladkikh — head of the project
Pavel Emelyanov — art director, designer of the basic font
Yulia Gonina — art director
Marina Khodak — lead type designer, technical project manager
Vika Usmanova — type designer
Antonina Zhulkova — type designer
Olexa Volochay — type designer
Kseniya Karataeva — type designer
Nadyr Rakhimov — type designer
Nadezhda Polomoshnova — type designer
Yuri Nakonechny — mastering
Anastasia Pogorelova — mastering
Victor Rubenko — hinting specialist