Начинающие шрифтовые дизайнеры при расширении знакового состава шрифтов часто сталкиваются с трудностями при рисовании знака эсцет.
В этой статье мы совершим путешествие по истории этого знака, узнаем о его происхождении и роли в современной типографике. Но самое главное — мы расскажем о способах и правилах рисования эсцет при создании собственного шрифта. Первая часть будет посвящена теории, а вторая станет практическим руководством для всех, кто занимается шрифтовым дизайном.
Часть первая. Теоретическая.
Эсцет (или острая s, резкая s) — это знак немецкой орфографии. Раньше использовался в большинстве стран Европы, но сохранился только в немецком языке.
Современные названия знака
С точки зрения дизайна, эсцет — это орфографическая лигатура.
Технически она состоит из ſ (длинной s) и z, из чего следует название — «Eszett».
Распространёнными вариантами являются Eszett и Eszet. В прошлом эти обозначения не использовались в качестве термина, скорее передавали звучание двух букв.
Эсцет часто называют «scharfes S», то есть, в буквальном переводе, острой буквой s. Чихольд в книге «Образцы шрифтов» разъясняет, что соединение ſz в этой букве-лигатуре — неверно понятое соединение длинной s и концевой круглой s. Если придвинуть длинную s и короткую, то от короткой справа останется только часть, похожая на готическую z. Чем дальше печатники уходили от использования длинной s, тем больше искажался первоначальный смысл этой лигатуры.
Форма знака эсцет чем-то похожа на необычную версию буквы B или на греческую beta. Чтобы лучше понять, почему форма эсцет стала именно такой, погрузимся в историю.
Происхождение эсцет
Рассмотрим левую часть лигатуры — длинную s.
Длинная s — это архаичная форма буквы, давно вышедшая из употребления. Из современных символов самым близким по форме является математический знак интеграла. Длинная s произошла от древнеримской скорописной буквы s.
В большинстве печатных работ до 1800 года использовались две формы строчных s. Одна из них — короткая или круглая s, знакомая каждому.
Второй была длинная s, визуально похожая на f без правой части перекладины. У неё сохранена засечка слева, которая встречается в дизайне знака эсцет в современной типографике.
В курсивной форме длинной s левая засечка чаще отсутствует.
Печатники первых шрифтов, основанных на готическом письме, следовали установившимся правилам использования начальных и средних длинных s и конечных коротких s.
Однако первые авторы гуманистического письма пользовались только длинными буквами. Некоторые печатники, вдохновившись тенденциями гуманистического письма, начали повторять эту тенденцию, однако вскоре отказались от этой идеи. «Готическое» использование начальных и средних длинных и конечных коротких s стало правилом печати до конца XVIII века.
Длинная s часто перекрывала соседние символы, в таких случаях могли заменить длинную s на короткую. Этот приём использовался перед буквами, с которыми длинная s могла столкнуться. Со временем для подобных комбинаций были созданы специальные лигатурные знаки: sb, sh, si, sk, sl, ss, st, ssi, ssl.
В каллиграфии редко использовали длинную s в курсивных формах письма (канцелярский курсив и «итальянский» курсив). Такие свободные принципы отличались от правил печати того времени.
После XVI века длинная s стала постепенно вытесняться. Тенденцию к такому решению задал Джованни Франческо Креши, римский каллиграф-реформатор и учитель. Он редко использовал длинную s в своих работах, и этот стиль перенимали его ученики и последователи.
Длинную s стали реже использовать, и этот подход из каллиграфии перешёл в печать.
Первым отказаться от длинной s в своих шрифтах решил Франсуа-Амбруаз Дидо, и его примеру последовали другие печатники. От длинной s отказывались из-за неудобства использования и её формы.
Длинную s можно было встретить в готических шрифтах, например, во фрактуре и швабахере. Большее распространение эти шрифты получили в печати немецкоговорящих стран. Так как большинство книг там печаталось фрактурой, проблем с использованием эсцет и длинной s не возникало.
Однако отказ печатников от длинной s повлиял и на немецкое книгопечатание, ведь римские шрифты становились популярны. Например, в в 1789 году Иоганн Фридрих Унгер единично обрезал длинную s для печати книги Гете «Римский карнавал» в стиле шрифта Дидо. Так у него появилась возможность набрать в тексте эсцет.
В последующем печатники будут либо вырезать знак ſs для немецкого языка в стиле шрифтов Дидо, либо использовать сочетание ss.
Первое появление лигатуры ß случилось во втором издании «Немецкой грамматики» Якоба Гримма. Книга набрана римским шрифтом во французском стиле с использованием ſ и ß. Предполагается, что ß была вырезана специально для Гримма. Именно эта форма эсцет десятилетиями позже будет принята после немецкой орфографической реформы 1903 года в качестве официальной.
Якоб Гримм предложил окончательно отказаться от использования готических шрифтов в научных изданиях и использовать римские. Для того, чтобы при печати не возникало проблем из-за отсутствия длинной s и знака эсцет, он рекомендовал заменить эсцет сочетанием sz. Это предложение приняли к сведению, и, хотя большинство книг и газет в XIX веке все еще печатали фрактурой, для научных и технических изданий большинство печатников выбирало римский шрифт.
Официальное утверждение эсцет
В 1871 году была создана Германская империя со столицей в Берлине. Немецкая орфография реформировалась и менялась.
Первым шагом стала конференция в Берлине в 1876 году, где обсуждали введение ß в римский шрифт. В 1879 году в отчёте Journal für Buchdruckerkunst были опубликованы первые версии символа.
Часть лигатур была основана на ſz, формы других образовали из ſs. Наибольшую поддержку со стороны типографов получили варианты под номером 1 и 3 (нижний ряд слева). Они были основаны на ß, которую когда-то использовал Гримм.
В 1903 году ассоциация печатников Германии, Австрии и Швейцарии приняла решение использовать в римском шрифте символ ß, состоящий из лигатуры ſ и s.
Символ ß, который в то время официально называли формой Зульцбахера, часто критиковали. Он получал критику за внешний образ, который многим казался уродливым, за большую схожесть с римской заглавной B и греческой бета. Однако именно эта форма стала моделью для ß, позже использованной во многих шрифтах.
Общего мнения относительно дизайна прописной буквы эсцет достигнуто не было. В некоторых изданиях появлялось сочетание SZ, заменяющее эсцет. Например, можно было встретить как написание PREUSZEN, так и Preußen. Несколько раз среди шрифтовых дизайнеров были попытки найти форму для знака эсцет, но ни одна из них не завершилась успехом.
Например, ниже показаны варианты эсцет, опубликованные в немецком журнале Papier und Druck, 1950-е годы.
До 1996 года прописная форма эсцет не использовалась в массовой печати, хотя иногда применялась в локальных изданиях.
В 1996 году произошла реформа немецкой орфографии, коснувшаяся знака эсцет. Новые правила возлагали на эсцет функции ss, указывая, как читать гласную перед s-подобным звуком. Таким образом, поиск единого дизайна прописной эсцет стал необходимостью.
В 2008 году знак появился в обновленном составе Юникода, а в 2017 Совет по немецкой орфографии одобрил необязательное использование заглавной эсцет.
Шрифтовые дизайнеры создали несколько видов эсцет, самые популярные вы можете увидеть ниже на изображении Адама Твардоха.
Часть вторая. Практическая.
В этой главе будут собраны рекомендации Ральфа Херрманна, Карен Ченг и внутренние студийные наработки.
Дизайн прописной эсцет
Ральф Херрманн упоминал о том, что прописная форма эсцет под номером 1 — самая распространенная конструкция. Характерными чертами выступают апертура внизу и диагональ в правой верхней части. Снизу часто делают скругление, хотя в типографике можно встретить формы эсцет, где эта часть символа нарисована в виде угла или с засечкой.
Когда шрифтовой дизайнер приступает к созданию расширенного языкового состава, базовый набор символов и букв, как правило, уже отрисован.
Поэтому графически при рисовании эсцет можно ориентироваться на созданные формы знаков F, S, Z, B и цифру 3.
Пропорции прописной ß шире, чем у буквы B примерно на 10-15%. Это не обязательное требование, потому что важнее учитывать пропорции создаваемого шрифта и ориентироваться на них.
Чтобы протестировать получаемый результат, можно распечатать текст, где есть эсцет, и внимательно посмотреть на символ в общей массе знаков. Так вы сможете понять, насколько форма символа вписывается в общий вид шрифта по ширине и форме.
Карен Ченг в книге Designing Type предлагает делать срезы и засечки в терминалах S 3 и эсцет идентичными, но это не обязательное требование при создании шрифта.
В гротесках, например, срезы терминалов могут быть и прямыми.
Неудачные примеры формы эсцет обычно считываются, как B.
В таких случаях можно добавить диагональный элемент.
Дизайн строчной эсцет
При создании строчной эсцет возможны две формы.
- Классическое соединение f слева с буквой s. В f при этом отсутствует перекладина.
- Форма Зульцбахера с двумя полуовалами слева, как в цифре 3.
Во многих шрифтах можно заметить плавное непрерывное соединение арки f с буквой s, хотя существуют формы с более заметным разделением этих знаков.
Ральф Херрманн говорит о том, что немецкоязычные читатели, не связанные с типографикой, воспринимают эсцет единой буквой. Из-за этого предпочтительнее создавать вариант с плавным соединением.
В шрифтах TypeType стем не опускается ниже базовой линии в прямых начертаниях. Это помогает различать эсцет и греческую букву бета. В курсивной форме можно не следовать этому правилу, так как исторически форма длинной s в италиках всегда имела нижний выносной элемент и действительно была длинной.
Засечка слева, которую вы видите на изображении выше, встречается во многих шрифтах. В современной типографике это не является необходимым элементом для эсцет. Вы можете не рисовать засечку, чтобы эсцет не воспринималась похожей на f.
Однако, если в вашем шрифте присутствует длинная s, внимательно отнеситесь к добавлению засечек. Если рисуете засечку у длинной s, в эсцет её тоже необходимо добавить. Это правило работает и наоборот: отсутствие засечек должно касаться обоих символов.
Важно избегать путаницы длинной s и f, как в примере ниже: лигатура longs_t выглядит как f_t, но в знаке эсцет при этом засечка отсутствует, как и в знаке long s. Незнакомый с историей пользователь запросто может использовать эту лигатуру не по назначению.
Засечку слева в эсцет важно не продлевать до перекладины, как в букве f. Варианты, аналогичные примеру ниже, некорректны.
В шрифтах с историческим уклоном возможно использование нестандартных соединений длинной s с s, которые отсылают нас к фрактуре.
Форма Зульцбаха — это эсцет, в котором соединение длинной s с буквой s или z не явное. Для людей, не знакомых с немецким языком, такая буква будет похожа на прописную B за счёт присутствия двух полуовалов. При создании такой формы эсцет можно опираться не только на fs, но и на цифру 3.
Правые полуовалы эсцет в такой форме должны быть идентичны друг другу. Горизонталь не стоит соединять со стемом по длине, чтобы визуально разделить эсцет и прописную B. Заканчивать нижний полуовал можно засечкой или каплей, в зависимости от стиля создаваемого шрифта.
Рисуя лигатуры, в том числе эсцет, всегда ориентируйтесь на общую логику шрифта. Если создание конкретной формы вызывает сомнения, тестируйте знак в общей массе символов, чтобы оценить визуальную сочетаемость. Помните, что в шрифте все знаки должны выглядеть гармонично, тогда читатель будет приятно смотреть на набранный текст, а дизайнеру — работать со шрифтом.
Автор статьи: Тома Стрельцова, шрифтовой дизайнер TypeType
В статье использованы материалы:
- https://typography.guru/journal/german-sharp-s-design/
- https://typography.guru/journal/the-capital-%C3%9F-design-can-we-create-an-uppercase-character-from-lowercase-r59/
- https://typefoundry.blogspot.com/2008/01/esszett-or.html
- https://typefoundry.blogspot.com/2008/01/long-s.html
- https://typography.guru/journal/how-to-draw-a-capital-sharp-s-r18/
- https://typography.guru/journal/germanys-new-character/
- https://medium.com/@typefacts/the-german-capital-letter-eszett-e0936c1388f8
- Karen Cheng, Designing Type
- Ян Чихольд «Образцы шрифтов».