За 10 лет работы шрифтовой студии мы нарисовали 1.500.000+ знаков. Протестируйте шрифты TypeType

У нас появился электронный каталог! Знакомиться с нашими гарнитурами стало еще удобнее. PDF-каталог шрифтов TypeType

Используйте подписку на шрифты! Полная библиотека из 75+ шрифтов всегда будет у вас под рукой. Узнать больше

ГлавнаяБлогКорпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Шрифт является частью бренда, отвечая за эмоциональный контекст транслируемой информации. Можно ли дополнить эти ассоциации и расширить аудиторию, изменив корпоративный шрифт?

С таким запросом к нам обратился бренд O’STIN. Шрифтовая гарнитура, которую TypeType предстояло разработать, стала частью ребрендинга. Компания запланировала не только обновление фирменного стиля, но и расширение целевой аудитории. 

O’STIN — популярный российский бренд одежды и аксессуаров в стиле сasual. Покупатели полюбили O’STIN за разнообразие ассортимента и доступную ценовую политику. 

К моменту, когда команда O’STIN обратилась к нам за фирменной гарнитурой, концептуальная часть ребрендинга была готова. Целью всех изменений было привлечение новой аудитории при сохранении существующей. 

Многие знают O’STIN как удобные и практичные вещи, ориентируясь на рациональные факторы. Бренду хотелось стать привлекательнее и для тех, кто при выборе одежды ориентируется на эмоциональные характеристики бренда. Практичные и повседневные вещи — это здорово, но из них можно создавать уникальные образы для разных ситуаций. 

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Обсуждение концепции

Шрифту отводилась ведущая роль в обновлении фирменного стиля. Уже на предварительном этапе стало понятно, что гарнитура должна включать и прямые начертания, и италики. Такой подход отвечал запросам ребрендинга: прямой и строгий гротеск комфортно воспринимается рациональной аудиторией, в то время как динамичные и яркие италики могли привлечь внимание эмоциональной. 

Стоит пояснить, что речь идёт о настоящих италиках, то есть курсивах, а не о наклонённых шрифтах. Отличие в том, что в наклонных начертаниях в буквах не меняются конструкции, в то время как настоящие италики представляют собой отдельный шрифт с заново нарисованными формами знаков. Настоящие италики представлены в таких шрифтах студии TypeType, как TT Livret или TT Rationalist.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Нам предстояло понять, как концепция двух шрифтов в фирменном стиле может работать на бренд, насколько этот подход отвечает выбранным целям и что мы, как студия, можем предложить со своей стороны. 

Прежде всего, наша команда предложила O’STIN две стратегии работы, каждая из которых обладала преимуществами. 

  • В первом случае мы могли разработать абсолютно новый шрифт с нуля. Это трудоёмкий процесс, занимающий больше времени, однако в результате получается уникальная гарнитура. 
  • Во втором варианте мы предложили выбрать гротеск из коллекции TypeType, который подходит по основным запросам, и кастомизировать его. В этом случае также предстоит нарисовать италики, ведь во всех гротесках студии используются наклонные начертания без изменения конструкций знаков, а не курсивы. Такой вариант требует меньше ресурсов, что ускоряет процесс работы, однако финальный шрифт базируется на уже существующем тиражном шрифте.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

После долгих обсуждений, остановились на втором варианте. С этого момента началась работа над фирменным шрифтом O’STIN.

Исследовательская часть

Любой шрифт TypeType начинается с исследования. На этом этапе мы собираем всю информацию о будущей гарнитуре, анализируем конкурентов и решаем, каким будет финальный состав шрифта. 

На этапе исследований для шрифта O’STIN нам предстояло выяснить:

  • действительно ли использование прямых начертаний гротеска и настоящих италиков поможет достичь поставленной цели: привлечь новую аудиторию, сохранив старую;
  • гротеск какой категории стоит выбрать;
  • какой шрифт из коллекции TypeType лучше подойдёт в качестве основы для фирменного шрифта O’STIN.

Команда O’STIN предоставила нам подробный срез рынка. Бренды конкурентов, попавшие в подборку, можно было разделить на две группы: привлекающие внимание рациональной аудитории и располагающие к себе эмоциональную. Эту информацию мы взяли за основу собственного исследования.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Проанализировав фирменный стиль компаний, заостряя внимание на типографике, мы нашли определенные закономерности. 

  • Шрифты для брендов рациональной части рынка были исключительно функциональными. Это логичное решение, ведь в данном случае гарнитура должна в первую очередь доносить информацию о компании и её продукции. Шрифт в таком подходе может не выступать частью фирменного стиля и не ассоциироваться с брендом напрямую. Более того, многие бренды этого сегмента могут использовать разные гарнитуры в коммуникациях, выбирать шрифт под определенную задачу. Например, рассказать о скидках, проинформировать о новой коллекции, поделиться новостями о компании. В качестве основной гарнитуры чаще встречаются неогротески, хотя в таких случаях не всегда можно выделить главный шрифт.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Эмоциональный сегмент рынка относится к шрифту иначе. Гарнитура таких компаний отвечает за ассоциации с брендом, транслирует его ценности и взгляды. Фирменный шрифт при этом может обладать относительно нейтральным характером с оттенком чего-то ещё, а не быть ярким и вызывающим. Это связано с тем, что гарнитура по-прежнему передаёт информацию и не должна мешать восприятию, вызывая эмоциональные ассоциации скорее бессознательно. Такой шрифт — связующее звено всех коммуникаций бренда. Сам факт наличия фирменного шрифта, передающего характер компании, сдвигает бренд в сторону эмоциональной аудитории. Любопытно, что в этом сегменте популярны геометрические гротески.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Эти выводы помогли нам осознать, что сам факт наличия фирменного шрифтового семейства переведёт бренд O’STIN в более эмоциональную категорию. Тем более, если это будет геометрический гротеск. Использование настоящих италиков позволит придать характеру коммуникаций более выраженный оттенок. 

Предстояло выбрать шрифт из коллекции TypeType, на основе которого будет создаваться корпоративная гарнитура. Главных претендентов оказалось два: TT Fors и TT Chocolates. Мнения по поводу кандидатов разделились, поэтому был проведён внутренний опрос среди дизайнеров и тех, кто не связан с шрифтовой индустрией. Им предстояло описать предложенный шрифт тремя эпитетами. 

Эпитеты были разделены на несколько групп, включая ключевые: эмоциональность и рациональность. После сбора результатов мы посчитали, сколько эпитетов каждой категории было в интересующих нас шрифтах.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

В результате TT Fors чаще описывался как рациональный, в то время как TT Chocolates получил равное количество рациональных и эмоциональных описаний. Исходя из этого, TT Fors был выбран командой в качестве более подходящей гарнитуры на роль фирменного шрифта для O’STIN.

Кастомизация прямых начертаний TT Fors

Когда основная часть исследований была позади, мы подошли к определению характеристик шрифта. В первую очередь, нужно было найти необходимое количество начертаний. 

Ранее O’STIN пользовались шрифтом, выступающим в качестве основного. Шрифт нравился команде и был привычен дизайнерам, поэтому мы учитывали его характеристики при создании фирменной гарнитуры. 

В том числе, в определении количества начертаний. Мы остановились на 4 прямых начертаниях и 4 италиках, принимая во внимание планы команды O’STIN по использованию шрифта и потенциальные потребности. Аргументом также стал шрифт, который использовался на сайте компании. Дело в том, что менять дизайн самого сайта, включая верстку, компания не планировала, а, значит, новый шрифт должен занимать место старой гарнитуры без каких-либо проблем. 

Безусловно, нам было важно узнать мнение команды O’STIN о TT Fors. Мы отдали шрифт на тестирование, чтобы в процессе знакомства со шрифтом стало понятно, насколько удобно его использовать. В том числе ждали обратную связь по поводу изменений, которые команде O’STIN хотелось бы увидеть в шрифте. Фирменный шрифт должен быть комфортным в использовании, интуитивно понятным и приятным. 

После тестирования со стороны O’STIN мы внесли ряд изменений.

  • Поменяли названия начертаний на те, которые будут привычнее команде. Например, TT Fors DemiBold стал Ostin Sans Bold, а TT Fors Medium — Ostin Sans SemiBold.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Сделали разрядку прописных знаков шире.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Изменили формы некоторых цифр и размеры математических знаков.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Изменили пропорции основных знаков. Например, слово ВЕСЬ казалось команде O’STIN слишком разноширинным. TT Fors основан на классических пропорциях, отсылающих к римским монументальным надписям. Для шрифта O’STIN мы сохранили логику контраста в пропорциях, но немного смягчили эту разницу.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Добавили графические особенности, чтобы придать шрифту уникальности и адаптировать под бренд.

Последний пункт мы подробно рассмотрим в отдельной главе, а пока перейдём к созданию италиков.

Создание настоящих италиков (курсива)

Работа над прямыми начертаниями и над италиками велась параллельно двумя командами, так как сроки проекта были ограничены. 

Итак, италики для гротеска — это действительно редкий случай. На самом деле, настоящие италики можно встретить даже не во всех антиквах. Такой шрифт сложнее создавать, но его выразительные свойства значительно выше, чем в наклонных начертаниях. К тому же, италики можно использовать как самостоятельный шрифт, придавая тексту более выраженный характер. 

Это случай O’STIN. Италики по сути выступают вторым шрифтом в комплекте гарнитуры, отвечая за эмоциональность. 

Как мы говорили, в настоящих италиках символы не наклоняются, а рисуются заново. На самом деле, тут есть много но, ведь формы знаков должны опираться на характер основного шрифта, к тому же, некоторые знаки будут просто наклонными. Как правило, наклоняют прописные знаки, цифры и некоторые символы. За основу таких знаков мы брали наклонные символы из начертаний TT Fors.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Больший объём работы пришёлся на создание строчных знаков, ведь они полностью меняют свои формы.

  • Мы добавили плавные входы и выходы из штриха.
  • Скорректировали пропорции знаков, чтобы они гармонично сочетались с новой графикой. 
  • В части знаков полностью изменили конструкции, например, в латинских e, v, w, y. Часть знаков остались практически нетронутыми, такие как b c o q.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • В кириллице изменили практически все знаки.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Прописным знакам мы добавили несколько деталей, тем самым визуально отделив их от исходного шрифта.
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Каждый этап проходил тестирование, чтобы результат оправдал ожидания всех участников. Чтобы шрифт стал более оригинальным и привлекательным, мы проработали сеты лигатур.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Остался последний графический этап — добавление визуальных особенностей в прямые начертания.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Из TT Fors в Ostin Sans. Добавление графических особенностей

Готовые италики выглядели выразительно и оригинально. Прямые начертания при этом смотрелись слишком похожими на исходный TT Fors, и нам захотелось это исправить. Согласовав этот этап, мы начали искать недостающие детали, которые помогут кастомизированному TT Fors стать фирменным шрифтом O’STIN, узнаваемым и уникальным. 

В первую очередь мы захотели объединить прямые начертания с италиками, то есть связать их графически. Протестировав несколько вариантов, мы остановились на добавлении плавных входов и выходов в диагональные штрихи, позаимствовав решение из курсива. 

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Графические поиски проходили на одном начертании, Bold, ведь оно самое выразительное. Согласовав финальный вариант, мы перенесли решения с жирного начертания на остальные, включая самое тонкое.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Изменения затронули весь кассовый состав, то есть 680 знаков в каждом из 4 начертаний. После согласования результата мы отправили шрифт для O’STIN в технический отдел.

Техническая работа над шрифтом

Техническая часть работы над шрифтом может показаться скучной, ведь в ней нет творческих поисков и оригинальных решений. Однако это важная составляющая разработки шрифта, ведь ошибки на этом этапе сделают гарнитуру непригодной к работе. Отточенность алгоритмов и выверенная логика действий технического отдела — то, что позволяет TypeType выпускать не только привлекательные, но и функциональные шрифты. 

Мы не будем описывать весь процесс работы над Ostin Sans, рассмотрев ключевые особенности технической работы.

  • Интерлиньяж. 

Интерлиньяж — это настройка вертикальных метрик шрифта. В процессе общения с командой O’STIN мы приняли решение настроить вертикальные метрики идентично тому шрифту, который ранее использовался в большинстве материалов бренда. Так дизайнерам будет легче обновить шрифт, ведь верстка не слетит полностью, а, значит, её можно будет корректировать, а не настраивать заново. В процессе такого решения новый шрифт, несмотря на другую природу и характер, получает техническую преемственность исходного шрифта. Такое решение особенно важно при работе с сайтом и мобильным приложением, ведь переверстка такого большого количества интерактивных материалов повлечет за собой серьезные дополнительные траты.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Кернинг.

Мы кропотливо делаем кернинг для каждой гарнитуры студии, ведь идеальный ритм шрифта улучшает читаемость как в крупном, так и в маленьком кегле. Тем более, когда речь идёт о фирменном шрифте известного бренда, на который многие люди будут смотреть ежедневно. Отдельным этапом мы создавали таблицы кернинга для прямых и для курсивных начертаний. В результате такой ручной и трудоёмкой работы удаётся избежать появления случайных «дырок» между отдельными сочетаниями букв и «наплывов» букв друг на друга.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история
  • Хинтинг.

Ручной хинтинг — то, чем может похвастаться любой из шрифтов TypeType. Для шрифта O’STIN этот этап был особенно важен, ведь пользователи будут видеть гарнитуру в самых разных размерах с различных устройств. Хинтинг позволяет улучшить рисунок шрифта для отображения на экранах в маленьком размере на ОС Windows и Linux. Так как гарнитура предназначалась в том числе для работы на сайте компании и в приложении, мы подошли к хинтингу основательно.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Безусловно, технических нюансов при разработке шрифта было больше, но не будем останавливаться на них подробно. Если вам интересно, как происходит техническая работа над шрифтом, вы можете прочитать другие статьи от TypeType на сайте студии

Разработка Ostin Sans заняла 3 месяца. Это достаточно короткий срок для создания фирменной гарнитуры, в который нам удалось уложиться благодаря отточенному процессу создания больших шрифтовых семейств и слаженной команде. 

В процессе работы проект приобрел новый оттенок и стал самостоятельным, изящным и уникальным шрифтом. С помощью италиков нам удалось решить не только типографическую, но и стратегическую маркетинговую задачу O’STIN. Мы благодарны команде O’STIN за оказанное доверие.

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Последние публикации

25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2024 году

25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2024 году

На какие критерии стоит ориентироваться при выборе игровых шрифтов? И какие шрифты для игр выбрать для своего проекта в 2024 году? В нашей статье вы найдете актуальные советы по выбору гарнитур и подборку лучших платных и бесплатных шрифтов для видеоигр разных жанров.

Узнать больше
Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Практически во всех шрифтах помимо основного набора из букв, знаков и символов присутствуют дополнительные графические элементы. От чего зависит их внешний вид? Как и зачем они создаются? И какими они бывают? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Узнать больше
20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

Ищете лучшие тонкие шрифты для своих новых дизайн-проектов? Ознакомьтесь и применяйте нашу коллекцию тонких и легких шрифтов, представленных на рынке, которые выделят ваши работы среди прочих. Эти тонкие шрифты — идеальный выбор для различных печатных и цифровых проектов.

Узнать больше

Узнать больше

Дополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Дополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Практически в любом музыкальном треке, где главную роль играет вокал, используется не одна голосовая партия. Иногда на это не сразу обращаешь внимание, но пробирающие до мурашек моменты дублируются другой партией — на тон ниже или выше, чтобы расставить акценты и усилить эффект.

Узнать больше
Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создать первый шрифт сложнее всего, потому что дизайнер ещё не знает всех деталей разработки, не обладает достаточной насмотренностью и опытом. Многое при разработке гарнитуры в первый раз приходится узнавать в процессе, перенося теоретические знания о шрифтовом дизайне на практику, что всегда сложно.

Узнать больше
Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.

Узнать больше