ttgertika
ГлавнаяБлогКино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Экспозиция: новый визуальный образ бренда

В 2022 году популярный онлайн-кинотеатр Иви провел ребрендинг. Сейчас компания активно работает над тем, чтобы все точки контакта с аудиторией соответствовали эмоциям, заложенным в платформу бренда. Для Иви важно доносить новые ценности через все составляющие айдентики — не только через логотип, но и через внешние коммуникации, цвет, стиль иллюстраций, tone of voice и в том числе шрифт.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

В поисках фирменного шрифта команда Иви обратилась за помощью к нам — студии TypeType. И после всех обсуждений, брейнстормов, ресерчей и зарисовок мы создали его — Ivi Sans Display, который станет новым фирменным шрифтом онлайн-кинотеатра.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Из этой статьи вы узнаете о том, как и зачем он создавался — от первых скетчей и исследований до проработки деталей и фич. И, конечно, увидите, что получилось в результате! О процессе расскажут дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова, дизайн-директор Иви Митя Осадчук и руководитель отдела исследований Иви Евгения Савельева.

Итак — камера, мотор, поехали!

Завязка: недостающий фрагмент

Когда наше сотрудничество только началось, ни у кого еще не было четкого плана действий. После ребрендинга вся визуальная айдентика бренда стала более мягкой и дружелюбной, острые треугольники в логотипе сменились на округлые формы. Но шрифт остался прежним: для всех коммуникаций использовался базовый геометрический гротеск Ivi Sans.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Основная загвоздка заключалась в том, что он хорошо подходил для цифрового продукта — был технологичным, удобочитаемым, хорошо смотрелся на экранах, — но совершенно не соответствовал новому стилю и ценностям компании. У него не было характера и харизмы. Поэтому команда Иви решила, что в рамках ребрендинга нужно найти и новый шрифт.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Так у компании появился запрос — создать гарнитуру, которая станет голосом бренда. Было важно, чтобы шрифт стал яркой деталью фирменного стиля и сам по себе ассоциировался с Иви.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

С таким запросом команда онлайн-кинотеатра и обратилась в TypeType. Почему именно к нам? Митя рассказал об этом (и нам очень приятно от таких слов!).

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Мы предложили три варианта сотрудничества. Первый — доработать Ivi Sans: сделать для него дополнительное начертание, чтобы он стал более акцентным. Второй — сделать шрифт, который будет хорошо работать в паре с существующим: перенести большую часть элементов, но, опять же, сделать его более акцидентным. И третий — сделать что-то совершенно новое, полноценный фирменный шрифт, соответствующий новому стилю.

В итоге вместе с командой Иви мы решили пойти именно третьим путем и не ориентироваться на существующий шрифт. Так начались поиски нового «голоса» Иви — будущего Ivi Sans Display.

Развитие действия: творческие поиски и «научный подход»

Итак, нам нужно было создать шрифт, который будет соответствовать шести прилагательным, определяющим ценности Иви: эмоциональный, современный, мягкий, оригинальный, яркий и добрый. Эти определения стали опорными точками в работе. Было еще два менее важных, но дающих дополнительные ориентиры слова: асимметричный и странный. Также основной упор нужно было делать на кириллице, чтобы она получилась яркой и интересной, так как вся коммуникация происходит на русском языке.

Наши дизайнеры предложили несколько вариантов скетчей. И здесь в игру вступил отдел исследований Иви: чтобы понять, куда двигаться дальше, исследование провели в двух этапах.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Для начала нужно было понять, какой эмоциональный отклик рождают разные шрифты. То есть, во-первых, какой из вариантов скетчей больше всего соответствует ценностям бренда, во-вторых — важен ли вообще характер шрифта для пользователей, отличается ли эмоциональное восприятие разных вариантов. Специалисты Иви взяли четыре новых шрифта, разработанных TypeType, и сравнили с текущим шрифтом онлайн-кинотеатра. Ivi Sans стал «точкой ноль», которая помогла понять, насколько необычные шрифты отличаются от нейтральных в восприятии пользователей.

Исследователи провели опрос — каждый шрифт оценивали по 100 человек, которых попросили отметить, насколько предложенный шрифт соответствует тем или иным качествам. Каждый респондент видел только один шрифт, то есть шрифты не сравнивали между собой. Результаты показали, что реакция действительно отличается. Эмоциональное восприятие новых шрифтов было гораздо ярче, чем восприятие стандартного варианта.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

После этого начался второй этап исследования. Выбранный по результатам первого этапа шрифт сравнили со шрифтом конкурентной площадки. Нужно было сопоставить эмоциональный отклик и читабельность этих двух шрифтов. Так мы поняли, что удобочитаемость — еще одна важная характеристика, которую необходимо было учитывать в дальнейшей работе.

Кроме того, стало ясно, что нужно делать шрифт с разными вариантами начертаний, чтобы буквы могли становиться более читабельными или более декоративными в зависимости от целей.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Подробнее о том, как проходило исследование, читайте в статье Евгении Савельевой «Эмоциональное восприятие шрифтов. Метод семантического дифференциала».

Кульминация: у каждой буквы своя роль

Вот какие задачи стояли перед нами после исследования:

  • Создать шрифт с разными вариантами начертаний — как с более удобными для чтения, так и с более акцидентным сетами;
  • Сделать его эмоциональным, современным, мягким, оригинальным, ярким и добрым;
  • Уделить большое внимание кириллическому алфавиту;
  • Придать шрифту узнаваемый, уникальный характер, соответствующий стилю Иви.

Начнем с того, что все дизайнерские решения опирались на особенности кириллицы, и уже после «перекочевали» в латиницу.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Именно с помощью изменения графем в кириллице получилось сделать необычный шрифт. Для того, чтобы он соответствовал общему стилю, дизайнеры обращались к деталям визуальной айдентики Иви.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

С итоговым видом шрифта нам помогло определиться исследование частотности знаков. Что это значит: в каждом языке есть буквы, которые используются в тексте чаще других. Именно на них мы сделали акцент при разработке характера шрифта. Для этого мы использовали криптографические таблицы, в которых ранжирован весь алфавит конкретного языка и указан процент частотности знаков.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Зачем это было нужно? Поясним: шрифт — это инструмент передачи информации. В каждой отдельной фразе встречаются разные сочетания букв, при этом одни знаки более акцентные, другие — менее. А значит, меняется и доля акцентности в разных фразах, написанных одним и тем же шрифтом. Например, в русском языке два словосочетания — «корейская дорама» и «экшн-триллер» — будут выглядеть совершенно по-разному из-за преобладания разных по конструкции знаков в каждой фразе. Мы же поставили перед собой цель создать «ровный» по уровню акцидентности набор для каждого случая использования шрифта.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Так, мы выбрали в русском и английском языках все символы, частота использования которых превышала два процента (максимальное значение для русского языка — 10,61% у буквы О). В большинство из этих знаков мы постарались добавить характерные черты и применить в них дизайнерские ходы, которые мы придумали. Особенно это касалось строчных знаков, так как они чаще всего используются при наборе текста.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

С прописными буквами и в кириллице, и в латинице работать было сложнее, так как их характер более спокойный, и изменение самых частотных знаков (О, Е, А, Н, И) повлияло бы на читабельность шрифта. Нам же нужно было сохранить читабельность, и при этом «выкрутить» акцидентность на максимум. Поэтому мы сделали строчные буквы более акцидентными — это намеренный ход, который позволил сохранить баланс.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Еще одно важное примечание — процент «декоративности» в каждом регистре в английском и русском языках максимально приближен к усредненному значению, чтобы набор текста в двух исторически разных письменностях выглядел одинаково.

Именно благодаря исследованию частотности знаков и появились интересные необычные формы строчных кириллических букв «в», «г», «д», «л», «м» и «п».

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Шрифт интересно рассматривать за счет насыщенности деталями. Например, у «Л» и «М» есть ножки, а сверху «крышечки» — дополнительные горизонтальные штрихи. Мы также сделали асимметричные терминалы — сверху они закрываются, а снизу имеют более привычную форму. Строчные «в», «д», «г» имеют традиционные курсивные формы, но в прямых начертаниях это выглядит непривычно. Ловушки для чернил тоже стали художественным решением, которое придало шрифту индивидуальности.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Так как стояла задача создать шрифт с разными вариантами начертаний, мы сделали три стилистических сета. Первый называетсяReadability, в нем почти все наши интересные акцентные формы «прячутся» и становятся более привычными, но общий стиль сохраняется. Это сделано для того, чтобы весь набор текста можно было «успокоить» для каких-то специальных задач. Второй сет — Curly letters с подчеркнутой декоративностью в некоторых формах. И третий — Soft Character с несколько «рукописным» характером.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Еще мы добавили очень много лигатур, за счет которых в том числе и создается ощущение «рукотворности». Такой «каллиграфический след» в шрифте передает ощущение мягкости и дружелюбности.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Развязка: Ivi Sans Display — «свежего шрифта»

В результате у нас получился яркий, приветливый и привлекательный шрифт с округлыми формами, характерными ловушками для чернил и множеством интересных деталей. Гарнитура включает четыре начертания: Regular, Medium, Bold, Black по 411 знаков в каждом и поддерживает 75 языков. Еще мы добавили 12 OpenType фич, среди них — три стилистических сета.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Ivi Sans Display будет использоваться как во внешних, так и во внутренних коммуникациях Иви, дополняя системный Ivi Sans и беря на себя ведущую роль. То есть, по сути, его можно будет увидеть везде, где бренд взаимодействует с человеком: от наружной рекламы и ТВ-роликов до презентаций компании, придавая еще больше аутентичности фирменному стилю онлайн-кинотеатра.

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

В главных ролях:

Команда Иви

Митя Осадчук — дизайн-директор

Игорь Рыжов — заместитель дизайн-директора

Ринат Сейфутдинов — арт-директор коммуникаций

Евгения Савельева — руководитель отдела исследований

Команда TypeType

Антонина Жулькова — дизайн-лид

Алина Габидулова — шрифтовой дизайнер

Юрий Наконечный — руководитель технического отдела

Иван Гладких — технический директор

Виктор Рубенко — программист

Анастасия Врублевская — шрифтовой инженер

Лада Собченко — шрифтовой инженер

Алина Молчанова – графический дизайнер

Последние публикации

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2024 году

10 главных трендов типографики в 2024 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2024 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше

Узнать больше

Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

2023 год стал очень важным для TypeType. Мы активно расширялись и совершенствовались, менялись и постоянно двигались вперед. Поэтому мы решили сделать символическую паузу, чтобы посмотреть на эти трансформации со стороны, зафиксировать наши достижения и дальнейшие планы. Итак, подводим итоги года!

Узнать больше
20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

Сохраняйте и применяйте список из 20+ лучших шрифтов, идеальных для заголовков сайтов, онлайн-журналов и печатных газет. В этой статье вы найдете большую коллекцию крутых шрифтов для заголовков текстов, каждый из которых будет выделяться и привлекать внимание читателей!

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

Создание шрифта — это сложный и кропотливый процесс, требующий большого опыта. Однако и работа с готовым шрифтом может быть не менее сложной. Нас очень часто спрашивают о том, как лучше использовать ту или иною гарнитуру и с чем ее сочетать. Мы помогаем клиентам выбрать самое подходящее шрифтовое решение для проекта: подбираем гарнитуры из нашей коллекции или создаем шрифт с нуля. И в этой статье мы поделимся с вами нашим опытом.

Узнать больше
Шрифт и гарнитура: в чем разница?

Шрифт и гарнитура: в чем разница?

Чем отличается шрифт от гарнитуры/шрифтового семейства? Кажется, что эти слова являются синонимами. Но давайте разберемся, что на самом деле означают данные типографические термины, в чем их главные отличия и какое они имеют ли значение для дизайнеров и недизайнеров.

Узнать больше
Какие шрифты лучше подходят для чтения? ТОП-10

Какие шрифты лучше подходят для чтения? ТОП-10

Ищете самый читаемый и удобный шрифт для чтения с экрана телефона или электронных книг? TypeType предлагает свой рейтинг лучших шрифтов для чтения. Узнайте, какой шрифт считается самым удобочитаемым.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 4. Планирование шрифтового семейства

УниверситеТТ: Урок 4. Планирование шрифтового семейства

В этой статье мы продолжим говорить о скетчах, но уже более прагматичных — скетчах шрифтового семейства. Вы узнаете почему уже на начальных этапах проекта важно определиться с наполнением вашей гарнитуры.

Узнать больше
10+ лучших шрифтов для мобильных приложений в 2024 году

10+ лучших шрифтов для мобильных приложений в 2024 году

Составили для вас список лучших современных шрифтов для веб-приложений и мобильных приложений в 2024 году. Узнайте, как выбрать идеальные шрифты для своих диджитал-проектов и каким шрифтам отдает предпочтение большинство дизайнеров.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

В этой статье продолжаем говорить о начальных этапах работы над гарнитурой. На этот раз мы коснемся, наверное, самой творческой части проекта — создания скетчей.

Узнать больше
Как выбор шрифта в веб-дизайне влияет на восприятие пользователя

Как выбор шрифта в веб-дизайне влияет на восприятие пользователя

В постоянно развивающейся индустрии веб-дизайна внимание пользователя можно привлечь не только с помощью яркого визуала и интерактивных элементов. Шрифтам зачастую уделяется недостаточно внимания, но именно они играют роль «рассказчиков», с которыми мы ежедневно встречаемся на каждом сайте.

Узнать больше