ttnormsproblack
ГлавнаяБлогУниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Мы продолжаем наш цикл статей о шрифтовой разработке. Если вы еще не читали нашу предыдущую статью «Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи», то советуем с ней ознакомиться, потому что она неразрывно связана с данным текстом.

В этой статье Юлия Гонина, арт-директор TypeType и автор таких гарнитур, как TT Livret, TT Fellows, TT Autonomous и TT Ricordi, продолжит говорить о начальных этапах работы над гарнитурой. На этот раз мы коснемся, наверное, самой творческой части проекта — создания скетчей.

Скетчинг

У каждого дизайнера есть свои предпочтения относительно того, как он делает наброски. И, на мой взгляд, нет необходимости настаивать на каком-то конкретном способе — главное, чтобы выбранная техника была вам комфортна. Я расскажу о своем личном опыте и объясню, почему я работаю именно так, а не иначе.

Тем, кто только входит в профессию шрифтового дизайнера, я очень советую как можно больше рисовать руками — как создавать что-то с нуля, так и перерисовывать понравившиеся буквы. Вам будет намного легче понять формы знаков, проживая их через собственный физический опыт. Когда у меня не получается в векторе найти какую-то форму, например, красиво нарисовать знак «&» или придумать какой-то специфический элемент, я беру листок бумаги и просто рисую от руки. И, о чудо, рука «справляется» намного лучше меня!

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Лучше всего начинать работу с нескольких знаков из разных групп: прямые, круглые и треугольные. Очень распространены тестовые слова «handgloves» и «hamburgevonts», они подходят и для верхнего, и для нижнего регистра (прописные и строчные знаки соответственно), но вы можете придумать и свои. Я очень люблю начинать с буквы «а». В ней сразу можно увидеть форму арки, ширину прямых знаков, характер полуовала, характер терминала. Она хорошо показывает общий характер шрифта.

Если в шрифте присутствует несколько письменностей, например, кроме латиницы есть еще и кириллица, чаще всего (но не всегда) работа все равно начинается именно с латинского алфавита.

Скетчи от руки

1. От руки можно рисовать по-разному. Самый базовый (излюбленный шрифтовыми дизайнерами) способ — отрисовка формы штриховкой. Для начала нужно взять маркер и заштриховать скелет буквы на листе бумаги. При этом контур знака, который вы будете заполнять, заранее рисовать не нужно.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Обратите внимание, что в этом примере штриховка идет под углом — как будто буквы писались плоским пером. Это не случайность. Скетч на иллюстрации был сделан для переходной антиквы (мы уже составляли для нее бриф в предыдущей статье), а это значит, что ось овалов в этом шрифте будет наклонена. Такой вид скетчинга сразу помогает разобраться, как масса будет распределяться по скелету буквы.

Я назвала этот скетч базовым неслучайно — он может стать отправной точкой, каркасом для дальнейшей детализации знаков. И эту детализацию можно выполнить по-разному.

2. Можно продолжить детализировать знаки вручную. Если вы хотите уточнить пропорции и скелет, стоит продолжить работать со штриховкой. Для этого возьмите листок кальки, положите его поверх вашего скетча и заштрихуйте новые версии знаков поверх просвечивающего рисунка. Так вам не придется заново рисовать буквы, и к тому же вы сохраните свой первый скетч.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

3. Когда вы будете довольны формами и пропорциями букв, можно продолжить углубляться в детализацию. Снова возьмите кальку, положите ее поверх штриховки, но на этот раз обведите контур букв более тонким инструментом — например, линером.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Так вы начнете прорабатывать детали: окончания терминалов, формы засечек и т. д. Линия здесь показывает, как будет выглядеть вектор в шрифтовом редакторе. Линейным скетчем можно не только прорабатывать буквы целиком, но и искать отдельные части.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

4. Дальше буквы можно переносить в шрифтовой редактор и продолжать их доработку уже там.

Вот базовые правила построения контуров буквы в шрифтовом редакторе, которые пригодятся вам на этом этапе:

а. Точек на контуре должно быть как можно меньше;

b. Кривые строятся на экстремумах, дополнительные точки ставятся только в том случае, если без них не обойтись;

Экстремумы — самые выпуклые места кривой на вертикальной и горизонтальной оси.

c. Контуры могут пересекаться, это удобно и правильно.

Подробная и наглядная статья о том, как рисовать правильные контуры, есть на сайте шрифтового редактора Glyphs (правила одинаковы для всех шрифтовых редакторов).

Давайте перенесем несколько знаков. Для наглядности я расставлю экстремумы прямо на рисунке.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Контур, перенесенный в редактор в чистом виде, очень часто выглядит не так красиво, как на бумаге. В рисунке, сделанном от руки, присутствует шарм небрежности, который скрывает много огрехов. Вектор же суров и точен, он подчеркивает любые несовершенства. Так что каким бы чистовым не казался скетч, вам предстоит еще много работы по доработке его цифровой версии в шрифтовом редакторе.

Именно поэтому дизайнеры часто переносят в редактор штриховой скетч (этапы 1 и 2) и прорабатывают все детали буквы уже там (этап 3). Бывает и так, что дизайнер совсем отказывается от стадии скетчей от руки и начинает рисовать сразу в шрифтовом редакторе. Любые варианты возможны, все зависит от вашего опыта и предпочтений. Но, повторюсь, я бы советовала начинающим шрифтовым дизайнерам прорабатывать скетчи вручную.

Тестирование скетчей

Теперь предстоит большая работа по тестированию и уточнению идеи шрифта, а также проработка деталей. Способ тестирования шрифта напрямую зависит от задачи, которую будет выполнять семейство, (о том, как ее сформулировать, мы рассказывали в предыдущей статье). В первую очередь нужно представить, где ваш шрифт будет использоваться, и поместить его в этот контекст.

Например, если вы делаете шрифт для интерфейсов, то почему бы сразу не сделать макет в Figma и не подставить шрифт туда? Если вы делаете текстовую антикву, сверстайте с ней страничку из каталога музея. Если вы нацелены сделать выразительный акцидентный шрифт, придумайте плакат, а лучше — серию плакатов.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

То, что вы пока нарисовали совсем мало знаков — не проблема. Есть сервисы, позволяющие генерировать «тексты» из ограниченного количества букв (например, Just Another Foundry). Очень важно сразу выставлять адекватный спейсинг при отрисовке букв, чтобы неровный ритм не мешал оценивать рисунок знаков. О спейсинге мы подробно поговорим в одной из следующих статей.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Пока вы ищите формы букв, стоит смотреть на шрифт в крупном размере (даже на текстовый). Заведите себе рабочее пространство на стене, куда вы будете вешать все ваши наработки, скетчи, тестовые слова, плакаты и распечатки макетов, а также референсы и другие источники вдохновения. Это позволит сразу видеть общую картину проекта. К этому рабочему пространству можно подойти ближе, чтобы рассмотреть детали, или отойти подальше, чтобы увидеть все в меньшем масштабе. В таком виде проект удобно показывать кому-то еще, обсуждать, сразу делать пометки.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Еще один способ тестирования шрифта (и на этапе скетчей, и на более поздних стадиях), которым я лично люблю пользоваться — делать посты в социальных сетях. Хоть это и необязательно будет тот контекст, в котором ваш шрифт заживет впоследствии, но зато это реальная рабочая задача, которую шрифт начнет выполнять с самых первых дней. Используя шрифт в реальной жизни, проще посмотреть на него со стороны, увидеть огрехи и возможности для улучшения, которых не замечаешь в процессе работы. А еще можно сразу увидеть отклик аудитории, что тоже важно.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

От скетча до вектора

В завершение давайте посмотрим, как может эволюционировать первоначальный скетч после продолжительной работы над ним в цифровом виде. За иллюстрацию возьмем все ту же функциональную антикву, бриф для которой мы составляли в прошлой статье.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Итак, мы прошли путь от зарождения идеи на листке бумаги до ее сформировавшегося и оцифрованного вида. Но нам предстоит еще много работы. Так что не пропустите следующие статьи!

Предыдущая статьяУниверситеТТ: Урок 2. Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи
Следующая статьяУниверситеТТ: Урок 4. Планирование шрифтового семейства

Последние публикации

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2024 году

10 главных трендов типографики в 2024 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2024 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Добро пожаловать на девятый урок нашего «УниверситеТТа»! Сегодня мы углубимся в тему и перейдем к проработке деталей. Шрифт — это цельная визуальная система. Это проявляется на всех уровнях: как на глобальных (тип шрифта, насыщенность, пропорции, контраст, общие формы), так и на более мелких, которые включают в себя все графические ходы в отдельных знаках. Давайте разберемся, как визуальные детали влияют на общее восприятие шрифта.

Узнать больше

Узнать больше

Как выбор шрифта в веб-дизайне влияет на восприятие пользователя

Как выбор шрифта в веб-дизайне влияет на восприятие пользователя

В постоянно развивающейся индустрии веб-дизайна внимание пользователя можно привлечь не только с помощью яркого визуала и интерактивных элементов. Шрифтам зачастую уделяется недостаточно внимания, но именно они играют роль «рассказчиков», с которыми мы ежедневно встречаемся на каждом сайте.

Узнать больше
Шрифт маминой подруги: как создавался идеальный неогротеск TT Neoris

Шрифт маминой подруги: как создавался идеальный неогротеск TT Neoris

TT Neoris — шрифт от команды TypeType, вышедший в 2023 году. Название образовано из двух частей: neo, то есть «‎новый», и ‎rise — «‎восход». Его разработка длилась два с половиной года. На данный момент это самый амбициозный проект студии: мы поставили перед собой задачу создать идеальный неогротеск, который перевернет страницу в истории типографики и станет бестселлером.

Узнать больше
15+ лучших шрифтов для логотипов: какой выбрать в 2024 году

15+ лучших шрифтов для логотипов: какой выбрать в 2024 году

Логотип — неотъемлемая часть айдентики любого бренда. Все логотипы можно условно разделить на три большие группы: графические, шрифтовые и комбинированные. И если в первом случае ставка делается на символ, то в остальных немалую, а то и ведущую роль играет шрифт. В этой статье мы расскажем о том, как это правильно сделать, и выберем 15 лучших шрифтов для логотипа из коллекции TypeType, актуальных в 2024 году.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 2. Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи

УниверситеТТ: Урок 2. Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи

Перед тем, как приступить к созданию букв и формированию шрифта, важно провести предварительную подготовку, чтобы ясно представить, каким будет окончательный результат проекта. В данной статье мы сосредоточимся на сути этой работы и ее значимости, а также рассмотрим и опишем процесс постановки задачи.

Узнать больше
Как быстро определить шрифт на сайте: 4 способа

Как быстро определить шрифт на сайте: 4 способа

Увлечённый дизайнер всегда находится в активном поиске новых шрифтов. Не только во время работы. Листая социальные сети, сайты брендов и даже отдыхая за игрой в приставку можно заметить шрифт, который захочется в свою коллекцию. Остаётся технический момент: узнать, какое шрифтовое семейство используется в проекте и купить лицензию на него. Способов определить шрифт несколько, мы расскажем о самых простых.

Узнать больше
Шрифты для верстки книги: как выбрать лучший

Шрифты для верстки книги: как выбрать лучший

Веб и печать в шрифтовом дизайне — два разных мира. По крайней мере, их часто преподносят именно так. На практике многие шрифты могут применяться в обеих сферах. Но чтобы понимать, какую гарнитуру выбрать, нужно знать об отличиях книжных и веб-шрифтов. В этой статье мы поговорим о книжных шрифтах и о том, как выбрать идеальную гарнитуру для верстки книги, журнала или другого печатного материала.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 1. Классификация шрифтов

УниверситеТТ: Урок 1. Классификация шрифтов

Эта статья будет необычной. Если вы ещё не слышали, рассказываем: мы запустили новый проект для всех, кто влюблён в шрифты. В рамках этой инициативы мы будем регулярно выпускать материалы о шрифтовом дизайне. Каждая статья из серии раскроет одну полезную тему. А главное — вы сможете не только погрузиться в индустрию, но и познакомитесь с нашей прекрасной командой, ведь делиться опытом будут шрифтовые мастера TypeType. 

Узнать больше
Онлайн-магазин TypeType: оплата банковскими картами для вашего удобства

Онлайн-магазин TypeType: оплата банковскими картами для вашего удобства

Мы вкладываем много стараний и любви в каждый шрифт, и теперь рады предложить вам удобный и интуитивно понятный способ приобретения наших продуктов в любое время и из любой точки мира. Теперь вы можете оплачивать свои покупки банковскими картами, что существенно упрощает процесс и делает его быстрее.

Узнать больше
Моноширинные шрифты в дизайне и программировании

Моноширинные шрифты в дизайне и программировании

Моноширинные шрифты активно набирают популярность среди дизайнеров. Что интереснее, расширяется сфера их применения. Времена, когда такие шрифты использовались только в программировании, прошли. Сегодня моноширинные шрифты украшают страницы журналов, упаковки модных брендов, вывески и меню, сайты — и это далеко не предел.

Узнать больше