ttgertika
ГлавнаяБлогК 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Говорят, по почерку можно судить о характере его обладателя. Однако зачем кого-то судить, если можно сделать шрифт на основе почерка человека, внесшего огромный вклад в науку? 

О таком проекте и рассказываем в этой статье.

О проекте

Шрифт на основе почерка Колмогорова — совместный проект студии TypeType и компании Сколково, реализованный в честь 120-летия российского математика.

Андрей Николаевич Колмогоров — известный во всём мире математик XX века. Внёс большой вклад в появление современной теории вероятностей, создал научные труды по теории множеств, теории интеграла и теории приближения функций. Являлся членом Парижской Академии наук, Лондонского королевского общества, Национальной академии наук США и многих других научных организаций.

Команда Сколково обратилась в нашу студию в декабре 2022 года с предложением создать шрифт по почерку Андрея Николаевича. 

Референсами шрифтовой гарнитуры стали дневники ученого. 

Шрифт создавался для использования в крупном масштабе: для декорирования стен, создания различных надписей и оформления плакатов.

Исследование почерка и первые скетчи

Создание рукописного шрифта — это баланс творчества и технического мастерства шрифтового дизайнера. С одной стороны, важно передать все характерные формы референсного почерка. С другой, необходимо сделать шрифт рабочим инструментом, с которым будет удобно работать дизайнерам. 

Мы начали работу над шрифтом с исследования дневников Андрея Николаевича Колмогорова. У нас было несколько страниц записей ученого, на основе которых нам предстояло выявить основные графические черты будущего шрифта. 

На почерк человека влияют разные факторы: эмоциональное состояние, инструмент, которым велись записи, скорость письма.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображениях выше можно увидеть, что почерк Колгоморова в дневнике меняется от аккуратного к беглому. Буквы то демонстрируют четкий ритм, то становятся едва различимы. Меняется и инструмент. В ранний период буквы написаны шариковой ручкой, в более поздний — перьевой. Это усложняло поиск необходимых для шрифта форм. 

За основу шрифта мы взяли более разборчивый почерк. Графику недостающих символов смотрели в других записях, отрисовывая их в похожей, но более читаемой стилистике.

Отрисовка кириллицы и латиницы

Чаще всего разработка шрифта начинается с латиницы, хотя это не является обязательным правилом типографики. В этом проекте нам предстояло начать с кириллицы, затем отрисовать латиницу, цифры и математические знаки. 

Работать с исходниками можно было двумя способами:

  1. Взять знаки, сделать трейс, почистить контур в шрифтовом редакторе;
  2. Обвести буквы на планшете, и после перевести их в шрифтовом редакторе в чистовой вид.

Исходные файлы дневниковых записей были не очень высокого качества, поэтому мы решили не использовать первый вариант и начать со второго. Чтобы проверить работу этого способа, была выбрана текстовая фраза «математические открытия», написанная вручную в приложении для графического дизайна.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

После согласования тестовой фразы с командой Сколково, мы начали векторную отрисовку «математических открытий».

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображениях выше можно увидеть разницу между графикой букв «о» и «м» в рукописном и векторном вариантах. В шрифте все символы — это система взаимосвязанных знаков, а не отдельная фраза, поэтому нам предстояло добиться лучшего считывания форм букв. Для этого некоторые знаки мы привели к более классическому виду. Например, буква «о» в почерке Андрея Николаевича может считываться, как курсивная латинская «v». 

Мы сделали ряд альтернативных знаков для некоторых букв, чтобы шрифт стал разнообразнее и лучше передавал живость почерка.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

После утверждения тестовой фразы и стилистических альтернатив, мы приступили к отрисовке строчных и прописных кириллических знаков.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

В дневниковых надписях не было прописных знаков «Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ь, Э, Я», поэтому мы создавали их, ориентируясь на графику остальных знаков.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Латиницу мы создавали по той же логике, что и кириллицу. Сначала согласовывали тестовую фразу, затем отрисовывали кассовый состав. 

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Латинский почерк Андрея Николаевича был аккуратнее и ритмичнее в тех записях, которые мы анализировали. Работа над латинскими буквами шла быстрее, а финальный набор получился ровным, сделанным под одним наклоном.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

В дневниках Колгоморова встречается много записей на немецком языке, поэтому мы включили в шрифт немецкую диакритику. 

В конце графической работы мы добавили в шрифт цифры, математические символы и пунктуацию. 

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Лигатуры

Лигатура — это элемент шрифта, в котором два символа соединены в один. В наборном шрифте лигатуры создаются для эстетических целей или для улучшения читаемости. В почерке лигатуры появляются из-за быстрого темпа письма, и у каждого человека свои характерные соединения букв. 

Почерк Андрея Николаевича Колгоморова насыщен интересными лигатурами, и нам хотелось перенести их в создаваемый шрифт. Мы реализовали их как контекстные альтернативы.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображении выше можно увидеть необычную форму букву «т». В современных почерках это редкость, но такое написание символа можно встретить в почерковых надписях многих советских художников книги.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Коллекция получилась большой и разнообразной, но большая часть состоит из лигатур для кириллицы.

Мастеринг

После отрисовки состава символов, началась техническая работа над шрифтом. 

Кернинг — один из важнейших этапов технической работы над шрифтом, ведь после него шрифт приобретает завершенный и эстетичный вид. 

При работе со шрифтом по почерку Колгоморова, мы создали кернинг-пары для ограниченного числа знаков: прописные + строчные, строчные + строчные и прописные + прописные. В каждую пару дополнительно включили альтернативы и лигатуры. После этого остальные знаки с аналогичными формами и апрошами добавили в классы, и кернинг-пары для таких знаков создавались автоматически.

Однако рукописный шрифт включает большое количество букв, не похожих друг на друга по форме. Даже незначительные отличия играют важную роль, поэтому после работы с кернинг-классами мы провели дополнительную ручную проверку каждой пары. 

После завершения кернинга был прописан код для контекстных замен. Он включает в себя все возможные альтернативы и лигатуры в одной OpenType фиче Calt. Нам предстояло расположить данные замены в нужном порядке, чтобы они работали корректно и не мешали друг другу. 

В процессе написания кода мы тестировали шрифт на больших объемах текста, чтобы выявить слабые места и внести корректировки. На этапе тестирования некоторые символы были частично перерисованы. Все замены для данной OpenType фичи включаются через Calt, причём и для кириллицы, и для латиницы. Эта фича по умолчанию включена во многих графических редакторах, что удобно для дизайнеров, так как позволяет использовать весь функционал шрифта без лишних действий. 

Финальный шрифт был согласован с командой Сколково, и в настоящее время используется для оформления выставочных стендов и стен выставки Сколтеха.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Последние публикации

Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Команда социальной сети ВКонтакте пришла к нам с глобальной задачей: сделать фирменную шрифтовую гарнитуру для соцсети, а точнее две (текстовую и дисплейную). Тогда мы еще не знали, что разработанное нами шрифтовое семейство станет основным не только для соцсети, но и для всей компании VK и ее сервисов: VK Музыки, VK Видео, VK Клипов, VK Знакомств и других.

Узнать больше
TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

С 2023 года TypeType проводит митапы, на которых собираются руководители крупных брендов и представители ведущих агентств, дизайнеры, друзья и партнеры студии. Мы не только разговариваем о шрифтах и их применении в дизайне и брендинге, но и много общаемся, знакомимся и строим совместные планы. 

Узнать больше
Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Рукописные шрифты — отличный инструмент, который в определенных случаях поможет украсить ваш дизайн. Однако очень важно правильно и уместно их использовать. В нашей статье мы рассказали, что такое рукописный шрифт, чем он отличается от курсивного и в каких случаях стоит использовать такие шрифты. А еще — выбрали ТОП рукописных шрифтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше

Узнать больше

Лигатуры в шрифтах: создание эсцет

Лигатуры в шрифтах: создание эсцет

Начинающие шрифтовые дизайнеры при расширении знакового состава шрифтов часто сталкиваются с трудностями при рисовании знака эсцет. В этой статье мы совершим путешествие по истории этого знака, узнаем о его происхождении и роли в современной типографике.

Узнать больше
Веб-шрифты: как выбирать и использовать шрифты на сайте

Веб-шрифты: как выбирать и использовать шрифты на сайте

Для начинающего дизайнера тема веб-шрифтов может показаться сложной и даже пугающей. Отчаиваться не стоит, ведь со временем, изучая информацию и практикуясь, вы станете профессионалом.

Узнать больше
15 лучших современных шрифтов без засечек для вашего дизайна в 2024 году

15 лучших современных шрифтов без засечек для вашего дизайна в 2024 году

Большинство современных брендов выбирают в качестве фирменного тот шрифт, у которого отсутствуют засечки. Такие шрифты стали набирать популярность почти век назад, но всё ещё остаются на пике. Выясняем, что привлекает в этих шрифтах и делимся подборкой лучших из коллекции TypeType.

Узнать больше

С первого взгляда: стильные шрифты для заголовков и акциденции

Сегодня речь пойдёт о них: изящных и дерзких, дружелюбных и брутальных, динамичных и устойчивых. Это — шрифты для акциденции. Они бывают разными по характеру и уровню выразительности, но всегда привлекают внимание читателя при правильном использовании.

Узнать больше
15 лучших шрифтов с засечками для дизайн-проектов в 2024 году

15 лучших шрифтов с засечками для дизайн-проектов в 2024 году

Современная типографика предлагает сотни шрифтов с засечками для проектов любого настроения и направления. Несмотря на это, многие дизайнеры до сих пор опасаются антикв, боясь внести в проекты старомодность.

Узнать больше
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Шрифт является частью бренда, отвечая за эмоциональный контекст транслируемой информации. Можно ли дополнить эти ассоциации и расширить аудиторию, изменив корпоративный шрифт?

Узнать больше
Дополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Дополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Практически в любом музыкальном треке, где главную роль играет вокал, используется не одна голосовая партия. Иногда на это не сразу обращаешь внимание, но пробирающие до мурашек моменты дублируются другой партией — на тон ниже или выше, чтобы расставить акценты и усилить эффект.

Узнать больше
Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создать первый шрифт сложнее всего, потому что дизайнер ещё не знает всех деталей разработки, не обладает достаточной насмотренностью и опытом. Многое при разработке гарнитуры в первый раз приходится узнавать в процессе, перенося теоретические знания о шрифтовом дизайне на практику, что всегда сложно.

Узнать больше
Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.

Узнать больше