Говорят, по почерку можно судить о характере его обладателя. Однако зачем кого-то судить, если можно сделать шрифт на основе почерка человека, внесшего огромный вклад в науку?
О таком проекте и рассказываем в этой статье.
О проекте
Шрифт на основе почерка Колмогорова — совместный проект студии TypeType и компании Сколково, реализованный в честь 120-летия российского математика.
Андрей Николаевич Колмогоров — известный во всём мире математик XX века. Внёс большой вклад в появление современной теории вероятностей, создал научные труды по теории множеств, теории интеграла и теории приближения функций. Являлся членом Парижской Академии наук, Лондонского королевского общества, Национальной академии наук США и многих других научных организаций.
Команда Сколково обратилась в нашу студию в декабре 2022 года с предложением создать шрифт по почерку Андрея Николаевича.
Референсами шрифтовой гарнитуры стали дневники ученого.
Шрифт создавался для использования в крупном масштабе: для декорирования стен, создания различных надписей и оформления плакатов.
Исследование почерка и первые скетчи
Создание рукописного шрифта — это баланс творчества и технического мастерства шрифтового дизайнера. С одной стороны, важно передать все характерные формы референсного почерка. С другой, необходимо сделать шрифт рабочим инструментом, с которым будет удобно работать дизайнерам.
Мы начали работу над шрифтом с исследования дневников Андрея Николаевича Колмогорова. У нас было несколько страниц записей ученого, на основе которых нам предстояло выявить основные графические черты будущего шрифта.
На почерк человека влияют разные факторы: эмоциональное состояние, инструмент, которым велись записи, скорость письма.
На изображениях выше можно увидеть, что почерк Колгоморова в дневнике меняется от аккуратного к беглому. Буквы то демонстрируют четкий ритм, то становятся едва различимы. Меняется и инструмент. В ранний период буквы написаны шариковой ручкой, в более поздний — перьевой. Это усложняло поиск необходимых для шрифта форм.
За основу шрифта мы взяли более разборчивый почерк. Графику недостающих символов смотрели в других записях, отрисовывая их в похожей, но более читаемой стилистике.
Отрисовка кириллицы и латиницы
Чаще всего разработка шрифта начинается с латиницы, хотя это не является обязательным правилом типографики. В этом проекте нам предстояло начать с кириллицы, затем отрисовать латиницу, цифры и математические знаки.
Работать с исходниками можно было двумя способами:
- Взять знаки, сделать трейс, почистить контур в шрифтовом редакторе;
- Обвести буквы на планшете, и после перевести их в шрифтовом редакторе в чистовой вид.
Исходные файлы дневниковых записей были не очень высокого качества, поэтому мы решили не использовать первый вариант и начать со второго. Чтобы проверить работу этого способа, была выбрана текстовая фраза «математические открытия», написанная вручную в приложении для графического дизайна.
После согласования тестовой фразы с командой Сколково, мы начали векторную отрисовку «математических открытий».
На изображениях выше можно увидеть разницу между графикой букв «о» и «м» в рукописном и векторном вариантах. В шрифте все символы — это система взаимосвязанных знаков, а не отдельная фраза, поэтому нам предстояло добиться лучшего считывания форм букв. Для этого некоторые знаки мы привели к более классическому виду. Например, буква «о» в почерке Андрея Николаевича может считываться, как курсивная латинская «v».
Мы сделали ряд альтернативных знаков для некоторых букв, чтобы шрифт стал разнообразнее и лучше передавал живость почерка.
После утверждения тестовой фразы и стилистических альтернатив, мы приступили к отрисовке строчных и прописных кириллических знаков.
В дневниковых надписях не было прописных знаков «Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ь, Э, Я», поэтому мы создавали их, ориентируясь на графику остальных знаков.
Латиницу мы создавали по той же логике, что и кириллицу. Сначала согласовывали тестовую фразу, затем отрисовывали кассовый состав.
Латинский почерк Андрея Николаевича был аккуратнее и ритмичнее в тех записях, которые мы анализировали. Работа над латинскими буквами шла быстрее, а финальный набор получился ровным, сделанным под одним наклоном.
В дневниках Колгоморова встречается много записей на немецком языке, поэтому мы включили в шрифт немецкую диакритику.
В конце графической работы мы добавили в шрифт цифры, математические символы и пунктуацию.
Лигатуры
Лигатура — это элемент шрифта, в котором два символа соединены в один. В наборном шрифте лигатуры создаются для эстетических целей или для улучшения читаемости. В почерке лигатуры появляются из-за быстрого темпа письма, и у каждого человека свои характерные соединения букв.
Почерк Андрея Николаевича Колгоморова насыщен интересными лигатурами, и нам хотелось перенести их в создаваемый шрифт. Мы реализовали их как контекстные альтернативы.
На изображении выше можно увидеть необычную форму букву «т». В современных почерках это редкость, но такое написание символа можно встретить в почерковых надписях многих советских художников книги.
Коллекция получилась большой и разнообразной, но большая часть состоит из лигатур для кириллицы.
Мастеринг
После отрисовки состава символов, началась техническая работа над шрифтом.
Кернинг — один из важнейших этапов технической работы над шрифтом, ведь после него шрифт приобретает завершенный и эстетичный вид.
При работе со шрифтом по почерку Колгоморова, мы создали кернинг-пары для ограниченного числа знаков: прописные + строчные, строчные + строчные и прописные + прописные. В каждую пару дополнительно включили альтернативы и лигатуры. После этого остальные знаки с аналогичными формами и апрошами добавили в классы, и кернинг-пары для таких знаков создавались автоматически.
Однако рукописный шрифт включает большое количество букв, не похожих друг на друга по форме. Даже незначительные отличия играют важную роль, поэтому после работы с кернинг-классами мы провели дополнительную ручную проверку каждой пары.
После завершения кернинга был прописан код для контекстных замен. Он включает в себя все возможные альтернативы и лигатуры в одной OpenType фиче Calt. Нам предстояло расположить данные замены в нужном порядке, чтобы они работали корректно и не мешали друг другу.
В процессе написания кода мы тестировали шрифт на больших объемах текста, чтобы выявить слабые места и внести корректировки. На этапе тестирования некоторые символы были частично перерисованы. Все замены для данной OpenType фичи включаются через Calt, причём и для кириллицы, и для латиницы. Эта фича по умолчанию включена во многих графических редакторах, что удобно для дизайнеров, так как позволяет использовать весь функционал шрифта без лишних действий.
Финальный шрифт был согласован с командой Сколково, и в настоящее время используется для оформления выставочных стендов и стен выставки Сколтеха.