top_banner_basettnormspro
Главная Блог К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Говорят, по почерку можно судить о характере его обладателя. Однако зачем кого-то судить, если можно сделать шрифт на основе почерка человека, внесшего огромный вклад в науку? 

О таком проекте и рассказываем в этой статье.

О проекте

Шрифт на основе почерка Колмогорова — совместный проект студии TypeType и компании Сколково, реализованный в честь 120-летия российского математика.

Андрей Николаевич Колмогоров — известный во всём мире математик XX века. Внёс большой вклад в появление современной теории вероятностей, создал научные труды по теории множеств, теории интеграла и теории приближения функций. Являлся членом Парижской Академии наук, Лондонского королевского общества, Национальной академии наук США и многих других научных организаций.

Команда Сколково обратилась в нашу студию в декабре 2022 года с предложением создать шрифт по почерку Андрея Николаевича. 

Референсами шрифтовой гарнитуры стали дневники ученого. 

Шрифт создавался для использования в крупном масштабе: для декорирования стен, создания различных надписей и оформления плакатов.

Исследование почерка и первые скетчи

Создание рукописного шрифта — это баланс творчества и технического мастерства шрифтового дизайнера. С одной стороны, важно передать все характерные формы референсного почерка. С другой, необходимо сделать шрифт рабочим инструментом, с которым будет удобно работать дизайнерам. 

Мы начали работу над шрифтом с исследования дневников Андрея Николаевича Колмогорова. У нас было несколько страниц записей ученого, на основе которых нам предстояло выявить основные графические черты будущего шрифта. 

На почерк человека влияют разные факторы: эмоциональное состояние, инструмент, которым велись записи, скорость письма.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображениях выше можно увидеть, что почерк Колгоморова в дневнике меняется от аккуратного к беглому. Буквы то демонстрируют четкий ритм, то становятся едва различимы. Меняется и инструмент. В ранний период буквы написаны шариковой ручкой, в более поздний — перьевой. Это усложняло поиск необходимых для шрифта форм. 

За основу шрифта мы взяли более разборчивый почерк. Графику недостающих символов смотрели в других записях, отрисовывая их в похожей, но более читаемой стилистике.

Отрисовка кириллицы и латиницы

Чаще всего разработка шрифта начинается с латиницы, хотя это не является обязательным правилом типографики. В этом проекте нам предстояло начать с кириллицы, затем отрисовать латиницу, цифры и математические знаки. 

Работать с исходниками можно было двумя способами:

  1. Взять знаки, сделать трейс, почистить контур в шрифтовом редакторе;
  2. Обвести буквы на планшете, и после перевести их в шрифтовом редакторе в чистовой вид.

Исходные файлы дневниковых записей были не очень высокого качества, поэтому мы решили не использовать первый вариант и начать со второго. Чтобы проверить работу этого способа, была выбрана текстовая фраза «математические открытия», написанная вручную в приложении для графического дизайна.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

После согласования тестовой фразы с командой Сколково, мы начали векторную отрисовку «математических открытий».

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображениях выше можно увидеть разницу между графикой букв «о» и «м» в рукописном и векторном вариантах. В шрифте все символы — это система взаимосвязанных знаков, а не отдельная фраза, поэтому нам предстояло добиться лучшего считывания форм букв. Для этого некоторые знаки мы привели к более классическому виду. Например, буква «о» в почерке Андрея Николаевича может считываться, как курсивная латинская «v». 

Мы сделали ряд альтернативных знаков для некоторых букв, чтобы шрифт стал разнообразнее и лучше передавал живость почерка.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

После утверждения тестовой фразы и стилистических альтернатив, мы приступили к отрисовке строчных и прописных кириллических знаков.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

В дневниковых надписях не было прописных знаков «Ц, Щ, Ш, Ъ, Ы, Ь, Э, Я», поэтому мы создавали их, ориентируясь на графику остальных знаков.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Латиницу мы создавали по той же логике, что и кириллицу. Сначала согласовывали тестовую фразу, затем отрисовывали кассовый состав. 

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Латинский почерк Андрея Николаевича был аккуратнее и ритмичнее в тех записях, которые мы анализировали. Работа над латинскими буквами шла быстрее, а финальный набор получился ровным, сделанным под одним наклоном.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

В дневниках Колгоморова встречается много записей на немецком языке, поэтому мы включили в шрифт немецкую диакритику. 

В конце графической работы мы добавили в шрифт цифры, математические символы и пунктуацию. 

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Лигатуры

Лигатура — это элемент шрифта, в котором два символа соединены в один. В наборном шрифте лигатуры создаются для эстетических целей или для улучшения читаемости. В почерке лигатуры появляются из-за быстрого темпа письма, и у каждого человека свои характерные соединения букв. 

Почерк Андрея Николаевича Колгоморова насыщен интересными лигатурами, и нам хотелось перенести их в создаваемый шрифт. Мы реализовали их как контекстные альтернативы.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

На изображении выше можно увидеть необычную форму букву «т». В современных почерках это редкость, но такое написание символа можно встретить в почерковых надписях многих советских художников книги.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Коллекция получилась большой и разнообразной, но большая часть состоит из лигатур для кириллицы.

Мастеринг

После отрисовки состава символов, началась техническая работа над шрифтом. 

Кернинг — один из важнейших этапов технической работы над шрифтом, ведь после него шрифт приобретает завершенный и эстетичный вид. 

При работе со шрифтом по почерку Колгоморова, мы создали кернинг-пары для ограниченного числа знаков: прописные + строчные, строчные + строчные и прописные + прописные. В каждую пару дополнительно включили альтернативы и лигатуры. После этого остальные знаки с аналогичными формами и апрошами добавили в классы, и кернинг-пары для таких знаков создавались автоматически.

Однако рукописный шрифт включает большое количество букв, не похожих друг на друга по форме. Даже незначительные отличия играют важную роль, поэтому после работы с кернинг-классами мы провели дополнительную ручную проверку каждой пары. 

После завершения кернинга был прописан код для контекстных замен. Он включает в себя все возможные альтернативы и лигатуры в одной OpenType фиче Calt. Нам предстояло расположить данные замены в нужном порядке, чтобы они работали корректно и не мешали друг другу. 

В процессе написания кода мы тестировали шрифт на больших объемах текста, чтобы выявить слабые места и внести корректировки. На этапе тестирования некоторые символы были частично перерисованы. Все замены для данной OpenType фичи включаются через Calt, причём и для кириллицы, и для латиницы. Эта фича по умолчанию включена во многих графических редакторах, что удобно для дизайнеров, так как позволяет использовать весь функционал шрифта без лишних действий. 

Финальный шрифт был согласован с командой Сколково, и в настоящее время используется для оформления выставочных стендов и стен выставки Сколтеха.

К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного
К 120-летнему юбилею Колмогорова: шрифт, воссозданный из почерка учёного

Последние публикации

Proxima Nova: аналоги, сочетания и секрет успеха шрифта

Proxima Nova — один из самых узнаваемых шрифтов без засечек в современном дизайне. В этой статье мы рассмотрим историю происхождения этого шрифта, его графические характеристики и состав, разберёмся, какие шрифты сочетаются с Proxima Nova, какие у него существуют аналоги и какая лицензия нужна для его использования.

Узнать больше
Мерцание и «стеллацентричность»: как мы разрабатывали шрифт для Дзена

В 2023 году команда платформы Дзен обратилась в TypeType с запросом на разработку фирменной шрифтовой гарнитуры под рабочим названием Stella Sans. Заранее мы понимали, что это должен быть гротеск, и каким будет примерный кассовый состав. А вот продумать концепцию шрифта и его визуальный образ нам только предстояло. О том, как мы решили поставленные задачи и что получилось в результате, рассказываем в статье!

Узнать больше
Идеальный момент – сейчас: как мы создали творческую лабораторию TT Labs

Мы много думали о том, как найти место для свободы творчества, выделить время на маленькие проекты для души, выйти за рамки привычного и дать волю спонтанности. И поняли, что идеальный момент никогда не наступит, если не сделать первый шаг. И мы его сделали — так родилась творческая лаборатория TT Labs. Рассказываем обо всём по порядку! 

Узнать больше
Что такое типографика в графическом дизайне: основные понятия, принципы и примеры

Узнайте, что означает термин типографика, какие бывают ее виды и элементы, зачем она нужна в графическом дизайне и как правильно работать с текстом и шрифтами.

Узнать больше
Шрифт с широким размахом: спецпроект к двадцатилетию SHIFTBRAIN

В 2023 году японское маркетинговое агентство SHIFTBRAIN запустило интерактивный сайт, посвящённый двадцатилетию компании. Для этого проекта команда TypeType разработала уникальный вариативный шрифт, способный экстремально растягиваться по горизонтали. За основу мы взяли бестселлер TT Norms® Pro, который уже использовался в качестве корпоративного шрифта компании — вы можете увидеть его на основном сайте SHIFTBRAIN.

Узнать больше
Буквы с татарским колоритом: история создания шрифта для территориального бренда Альметьевска

Брендинговое агентство Sensesay и студия TypeType создали TT Almet Origin — шрифт для нового бренда Альметьевска. Он стал уникальным голосом города (а позже — и всего юго-востока Татарстана). В статье рассказываем обо всём по порядку — от исследования до создания фирменного шрифта в рамках брендинга города.

Узнать больше
Панграмма: что это такое, виды, применение и полный список примеров

Если вы интересуетесь дизайном, наверняка вам хоть раз встречалась забавная фраза про чай и мягкие французские булки. Или про фальшивый цитрус, живущий в чащах юга. Это панграммы — предложения, в которых сконцентрированы все буквы алфавита. В этой статье мы дадим более подробное определение панграммы, расскажем, зачем нужны такие фразы, а также приведём список самых популярных панграмм на русском и английском языках.

Узнать больше
Жирные шрифты: как использовать их в дизайне

Толщина шрифта — важная характеристика, которая напрямую влияет на восприятие всего дизайна. В этой статье разберёмся, где и как применять жирные шрифты и какими они бывают, а также рассмотрим примеры таких шрифтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
Оптимизация шрифтов: ключ к мгновенной скорости загрузки веб-сайта

Поскольку шрифты являются неотъемлемой частью веб-дизайна, их правильная оптимизация играет ключевую роль в обеспечении быстрой и эффективной работы веб-ресурсов.​ Разберёмся, почему оптимизация производительности шрифтов так важна и что делать, чтобы обеспечить высокую скорость их загрузки.

Узнать больше

Узнать больше

Лигатуры в шрифтах: создание эсцет

Начинающие шрифтовые дизайнеры при расширении знакового состава шрифтов часто сталкиваются с трудностями при рисовании знака эсцет. В этой статье мы совершим путешествие по истории этого знака, узнаем о его происхождении и роли в современной типографике.

Узнать больше
Веб-шрифты: как выбирать и использовать шрифты на сайте

Для начинающего дизайнера тема веб-шрифтов может показаться сложной и даже пугающей. Отчаиваться не стоит, ведь со временем, изучая информацию и практикуясь, вы станете профессионалом.

Узнать больше
15 лучших современных шрифтов без засечек для вашего дизайна в 2025 году

Большинство современных брендов выбирают в качестве фирменного тот шрифт, у которого отсутствуют засечки. Такие шрифты стали набирать популярность почти век назад, но всё ещё остаются на пике. Выясняем, что привлекает в этих шрифтах и делимся подборкой лучших из коллекции TypeType.

Узнать больше
С первого взгляда: стильные шрифты для заголовков и акциденции

Сегодня речь пойдёт о них: изящных и дерзких, дружелюбных и брутальных, динамичных и устойчивых. Это — шрифты для акциденции. Они бывают разными по характеру и уровню выразительности, но всегда привлекают внимание читателя при правильном использовании.

Узнать больше
15 лучших шрифтов с засечками для дизайн-проектов в 2025 году

Современная типографика предлагает сотни шрифтов с засечками для проектов любого настроения и направления. Несмотря на это, многие дизайнеры до сих пор опасаются антикв, боясь внести в проекты старомодность.

Узнать больше
Корпоративный шрифт для O’STIN: полная история

Шрифт является частью бренда, отвечая за эмоциональный контекст транслируемой информации. Можно ли дополнить эти ассоциации и расширить аудиторию, изменив корпоративный шрифт?

Узнать больше
Дополняя друг друга: шрифтовые пары на примере TT Norms® Pro и TT Norms® Pro Serif

Практически в любом музыкальном треке, где главную роль играет вокал, используется не одна голосовая партия. Иногда на это не сразу обращаешь внимание, но пробирающие до мурашек моменты дублируются другой партией — на тон ниже или выше, чтобы расставить акценты и усилить эффект.

Узнать больше
Создаем шрифт с нуля: подробное руководство и советы по выбору программ

Создать первый шрифт сложнее всего, потому что дизайнер ещё не знает всех деталей разработки, не обладает достаточной насмотренностью и опытом. Многое при разработке гарнитуры в первый раз приходится узнавать в процессе, перенося теоретические знания о шрифтовом дизайне на практику, что всегда сложно.

Узнать больше
Шрифты в дизайне: виды, категории, характеристики и начертания

Гармонично подобранный шрифт не только доносит информацию до аудитории, но и визуально дополняет проект. Ошибка в выборе шрифта может испортить впечатление и оттолкнуть зрителя от продукта, будь то афиша, вывеска магазина или кафе, упаковка товара, веб-сайт или приложение.

Узнать больше