ttnormspro
ГлавнаяБлогУниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Добро пожаловать на девятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. Поэтому рекомендуем предварительно ознакомиться с предыдущими материалами из цикла.

В прошлый раз мы говорили о рисовании прописных знаков, разобравшись с основной логикой. Сегодня мы углубимся в тему и перейдем к проработке деталей.

Ваш преподаватель — дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова. Тоня занимается шрифтовым дизайном уже более 5 лет. Она — автор идей и главный дизайнер в таких проектах, как TT Neoris, TT Ricordi Allegria, TT Globs, Ivi Sans Display. Также принимала участие в создании шрифтов TT Fellows, TT Fors, TT Interphases Pro, TT Commons, Red Collar и многих других. Вы могли слышать Тонины лекции и выступления, в частности — на «Дизайн-выходных».

Детали и их влияние на весь шрифт

Шрифт — это цельная визуальная система. Это проявляется на всех уровнях: как на глобальных (тип шрифта, насыщенность, пропорции, контраст, общие формы), так и на более мелких, которые включают в себя все графические ходы в отдельных знаках. Давайте разберемся, как визуальные детали влияют на общее восприятие шрифта.

Средняя линия букв

Средняя линия букв — это линия, относительно которой рисуются горизонтальные штрихи в знаках. Данный параметр, во-первых, позволяет нам создать правильный образ буквы и добавить больше логики в шрифт. Во-вторых, изменение высоты этой линии может кардинально поменять характер шрифта; например, завышенная средняя линия сразу будет говорить нам, что шрифт относится к стилю ар-нуво, а заниженная станет акцидентной деталью.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Важный момент — средняя линия почти никогда не равна математической середине знака. Если провести ее ровно по центру, будет казаться, что горизонтали находятся ниже. Это связано с особенностями нашего визуального восприятия: верхняя часть знака всегда кажется «тяжелее», чем нижняя.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Лучше всего среднюю линию рисовать таким образом, чтобы схожие между собой знаки выстраивались по одной логике. Это не только упростит вашу работу, но и способствует тому, что графика шрифта будет выглядеть более единообразно.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Соотношение всех графических элементов

Мы уже касались этой темы в предыдущей статье, когда речь шла о группах букв и их взаимосвязи. Теперь поговорим об этом подробнее.

Все графические приемы в рисунке знаков должны отвечать задачам и характеристикам шрифта. Это касается не только крупных форм, например, овалов, но и самых незаметных. Часто при разработке шрифта дизайнеру хочется насытить деталями буквы, чтобы показать свое мастерство. Но этого стоит избегать, отсекая все лишнее.

Давайте рассмотрим несколько вопросов, с которыми вы можете столкнуться в процессе работы. Этот список, конечно, не учитывает всех деталей, но может подсказать направление размышлений.

Скругленность овалов

Формы овалов и скруглений в шрифте должны соотноситься друг с другом: это важная стилеобразующая деталь, от которой зависит восприятие шрифта. При работе с этими элементами также стоит разделять знаки на группы и работать с каждой из них.

Чтобы выстроить верную систему графики, нужно определиться, какой характер имеют окружности в шрифте — стремятся к геометрическому кругу (как в геометрических гротесках), к овалу или имеют сквадраченный характер, а может, это прямые участки с совсем небольшим радиусом скругления. От определенной формы скругленности зависят все буквы с этими элементами.

Однако формы овалов, полуовалов и скруглений не обязательно должны повторять друг друга. Например, знаки с полуовалами могут быть не такой формы, как круглые знаки. Но это яркий акцидентный ход, и использовать его следует с осторожностью. В случае контраста между формами не стоит выбирать только одну букву, нужно добавить этот элемент в соответствующую группу.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Контраст в круглых знаках в антиквенных шрифтах

Работа с контрастом в антиквах требует внимательности к деталям и понимания того, как пишущий инструмент влияет на форму знаков. На седьмом уроке мы обсуждали разные типы контраста — контраст широкого пера и острого. Этот параметр влияет не только на разницу в штрихах, но и распределение контраста по оси знака.

Ось овалов — это воображаемая ось, которую можно провести через наиболее тонкие участки в округлых знаках (от этого зависит, вертикально они расположены или под углом). Если вы занимаетесь каллиграфией, то знаете, как меняется форма в зависимости от пишущего инструмента и угла его расположения на бумаге. В шрифтах необходимо придерживаться той же логики — если вы рисуете шрифт, который базируется на каллиграфических принципах или относится к старостильным антиквам, то все круглые знаки должны иметь определенный наклон, а самые широкие места штриха должны быть перпендикулярны этому наклону. Чтобы добиться равномерного и красивого рисунка знаков, необходимо учитывать тип контраста и следовать уже выбранному направлению стилистики шрифта.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Засечки

Засечки — это заметный отличительный знак антиквенных шрифтов. Засечка (serif) представляет собой небольшой штрих, которым оканчивается стем. Видов засечек существует огромное количество. Используя этот элемент в шрифте, можно варьировать его характер и настроение, делать набор текста более или менее акцидентным и добавлять индивидуальности гарнитуре. Большое внимание засечкам в разных видах шрифтов уделяет Роберт Бринхерст в книге «Основы стиля в типографике» — рекомендую с ней ознакомиться.

Если использовать самую абстрактную классификацию засечек, то лучше разделить их по видам антикв. В динамических и статических шрифтах засечки имеют разный вид: в динамических антиквах они чаще всего несимметричные и следуют за логикой пишущего инструмента. В статических, наоборот, стремятся к геометрическому построению.

Длина и толщина засечек также зависит от стиля шрифта. В современных, особенно в дисплейных шрифтах, формы засечек поражают своим разнообразием, и я предлагаю рассмотреть их на примерах. Они могут быть симметричными или несимметричными в одном знаке, одной толщины или сужающимися, скругленными, треугольными, в форме ромба и разных других форм.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Терминалы

Терминал — это прямое или изогнутое окончание штриха. Терминалы тоже являются важной частью рисунка знаков, в котором должна прослеживаться логика построения. Во многом форма терминалов зависит от степени открытости знаков (апертуры) и стиля шрифта. Здесь необходимо прорабатывать два момента: саму форму терминала и его окончание. С формой окончания штриха обычно возникает меньше проблем, т.к. она следует за формой всего знака и зависит от общих характеристик шрифта.

В гротесках окончания терминалов менее вариативны, чем в антикве. Они могут быть как нейтральными, не отвлекающими от общей формы (это важно для нейтральных текстовых шрифтов), так и более заметными. Существует множество вариантов графических решений для терминалов, однако не следует смешивать в одном шрифте разные подходы. Особенно это касается окончаний терминалов — так называемых «срезов»: они могут оканчиваться перпендикулярно движению элемента, вертикально и горизонтально, или иметь какой-то угол — в этом случае углы должны быть похожими во всем шрифте. Конечно, и в гротеске терминалы могут быть яркой акцентной деталью, но использование этого приема будет зависеть от задачи.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

В антикве окончания терминалов имеют больше вариантов — засечки разных видов и капли (капли используются почти всегда в строчных знаках, поэтому к ним мы перейдем позже; в прописных знаках они могут быть в букве «J»). Виды засечек в антиквах сильно зависят от стилистики шрифта: чем больше он довлеет к историческим прототипам, тем сильнее влияние пишущего инструмента, а в современных антиквах подход к окончаниям штриха уже не такой строгий. Чтобы определиться с формой терминалов, необходимо понять, к какой группе относится ваша антиква и посмотреть, как выглядят засечки и капли в аналогичных шрифтах. Также полезно будет вернутся к скетчам и еще раз проработать этот момент с помощью рисунка.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Полочки и ловушки для краски

Теперь поговорим о более незаметных, но не менее важных деталях. Частая практика при рисовании знаков — добавление «полочек» или ловушек для краски (ink traps) в места соединения штрихов. По сути это единый смысловой элемент, различается только его «масштабность» в знаке. Отличие ink trap (еще можно назвать это компенсатором) заключается в том, что эта деталь крупнее и «входит» в основные штрихи знака.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Во времена металлического набора эти элементы являлись функциональной деталью, позволяющей добавить небольшое количество белого в знак и избежать эффекта растискивания краски в местах соединения штрихов, но сейчас эти детали стали элементами дизайна.

Полочки могут быть как совсем небольшими (я советую делать их не меньше пяти единиц при работе в системе 1000 units per Em, иначе могут возникнуть проблемы с контурами при экспорте), так и крупными элементами графики. В этих полочках также должна сохраняться общая логика, которая будет повторяться не только в размерах полочек, но и в местах их расположения — то есть они должны находиться во всех схожих по смыслу местах.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Характер знаков

Вернемся к творческой части рисования. На протяжении этого раздела я рассказывала, как привести графику знаков к единой логике. Поэтому на первый взгляд может показаться, что рисование знаков — это отрицание всех творческих порывов. На самом деле это не так. Выстраивание единой логики в графике шрифта — это инструмент, который позволяет подчеркнуть красоту букв. Ведь среди общей равномерности стилистические находки работают лучше.

Какие же ходы мы можем использовать? Во-первых, это работа с деталями буквы, какие-то неожиданные решения. Во многом они будут опираться на стиль шрифта, например, историческую отсылку, или ваши авторские находки. Вы можете обратить внимание на такие элементы букв, как форма «J», «G», хвост у «Q», формы ног у «R» и «K», пластичность формы «S». Этот пункт органически связан с понятием «смысловой рифмы», которая должна встречаться в знаках во всем шрифте. Чтобы интересные, необычные по форме знаки, нарисованные вами, не выглядели инородно, нужно поддержать это графическое решение в какой-либо другой букве такого же регистра. И вот несколько примеров на эту тему с хара́ктерными буквами в шрифтах. Вы можете потренировать свою насмотренность и определить, какие смысловые рифмы присутствуют в каждом примере.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Ярким графическим решением может стать что угодно из уже описанных характеристик шрифта — пропорции, контраст, засечки, терминалы и многое другое. Выбор художественных ходов — одна из интереснейших задач при разработке шрифта, и накопленные знания только расширяют ваши возможности.

На первый взгляд шрифтовой дизайн кажется очень объемной и каверзной для понимания областью. Но не стоит бояться — разбирайтесь с этими знаниями постепенно, и все получится! К тому же на примере наших прописных букв мы разобрали основные принципы рисования знаков во всем шрифте. Эти знания — опора для дальнейшей работы над шрифтом.

А в следующей статье мы поговорим о рисовании строчных знаков. Не переключайтесь!

Предыдущая статьяУниверситеТТ: Урок 8. Отрисовка базовой латиницы: прописные знаки 

Последние публикации

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2024 году

10 главных трендов типографики в 2024 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2024 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше

Узнать больше

15 лучших контурных шрифтов, одобренных дизайнерами в 2024 году

15 лучших контурных шрифтов, одобренных дизайнерами в 2024 году

Контурные шрифты — отличный способ разнообразить ваш дизайн, сделать его привлекательным и броским. Что они из себя представляют, где используются и с какими стилями шрифтов сочетаются?
Обо всем этом мы рассказали в нашей статье, а также выбрали лучшие контурные шрифты для различных проектов.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для дизайна плакатов

10 лучших шрифтов для дизайна плакатов

Выбор правильного шрифта улучшает читабельность вашего плаката или постера, а также связывает весь дизайн плаката воедино, делая его более эффективным. Узнайте, какие шрифты для плакатов лучше всего использовать успешным дизайнерам.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 8. Отрисовка базовой латиницы: прописные знаки 

УниверситеТТ: Урок 8. Отрисовка базовой латиницы: прописные знаки 

Продолжаем наши статьи из серии «УниверситеТТ»: добро пожаловать на восьмой урок! В прошлый раз мы говорили об оптических компенсациях, высотах прописных и строчных знаков, а также разбирались с понятием контраста. В этой статье мы наконец-то перейдем непосредственно к рисунку знаков.

Узнать больше
Как выбрать шрифт: исчерпывающее руководство для дизайнера

Как выбрать шрифт: исчерпывающее руководство для дизайнера

Все еще не знаете, какой шрифт выбрать при работе над дизайном логотипа или сайта? Узнайте, как выбирать правильные шрифты для дизайн-проекта благодаря нашему пошаговому руководству и усовершенствуйте свои навыки.

Узнать больше
25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2024 году

25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2024 году

На какие критерии стоит ориентироваться при выборе игровых шрифтов? И какие шрифты для игр выбрать для своего проекта в 2024 году? В нашей статье вы найдете актуальные советы по выбору гарнитур и подборку лучших платных и бесплатных шрифтов для видеоигр разных жанров.

Узнать больше
Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Практически во всех шрифтах помимо основного набора из букв, знаков и символов присутствуют дополнительные графические элементы. От чего зависит их внешний вид? Как и зачем они создаются? И какими они бывают? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Узнать больше
20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

Ищете лучшие тонкие шрифты для своих новых дизайн-проектов? Ознакомьтесь и применяйте нашу коллекцию тонких и легких шрифтов, представленных на рынке, которые выделят ваши работы среди прочих. Эти тонкие шрифты — идеальный выбор для различных печатных и цифровых проектов.

Узнать больше
Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

В этой статье мы расскажем, почему шрифты — это IT-продукт. Вы убедитесь, что гарнитуры обладают всеми характеристиками программного продукта, а потому подпадают под защиту авторского права в России и многих других странах, в том числе как программный продукт.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста

Узнать больше