top_banner_onlinemeetup
Главная Блог УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Добро пожаловать на девятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. Поэтому рекомендуем предварительно ознакомиться с предыдущими материалами из цикла.

В прошлый раз мы говорили о рисовании прописных знаков, разобравшись с основной логикой. Сегодня мы углубимся в тему и перейдем к проработке деталей.

Ваш преподаватель — дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова. Тоня занимается шрифтовым дизайном уже более 5 лет. Она — автор идей и главный дизайнер в таких проектах, как TT Neoris, TT Ricordi Allegria, TT Globs, Ivi Sans Display. Также принимала участие в создании шрифтов TT Fellows, TT Fors, TT Interphases Pro, TT Commons, Red Collar и многих других. Вы могли слышать Тонины лекции и выступления, в частности — на «Дизайн-выходных».

Детали и их влияние на весь шрифт

Шрифт — это цельная визуальная система. Это проявляется на всех уровнях: как на глобальных (тип шрифта, насыщенность, пропорции, контраст, общие формы), так и на более мелких, которые включают в себя все графические ходы в отдельных знаках. Давайте разберемся, как визуальные детали влияют на общее восприятие шрифта.

Средняя линия букв

Средняя линия букв — это линия, относительно которой рисуются горизонтальные штрихи в знаках. Данный параметр, во-первых, позволяет нам создать правильный образ буквы и добавить больше логики в шрифт. Во-вторых, изменение высоты этой линии может кардинально поменять характер шрифта; например, завышенная средняя линия сразу будет говорить нам, что шрифт относится к стилю ар-нуво, а заниженная станет акцидентной деталью.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Важный момент — средняя линия почти никогда не равна математической середине знака. Если провести ее ровно по центру, будет казаться, что горизонтали находятся ниже. Это связано с особенностями нашего визуального восприятия: верхняя часть знака всегда кажется «тяжелее», чем нижняя.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Лучше всего среднюю линию рисовать таким образом, чтобы схожие между собой знаки выстраивались по одной логике. Это не только упростит вашу работу, но и способствует тому, что графика шрифта будет выглядеть более единообразно.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Соотношение всех графических элементов

Мы уже касались этой темы в предыдущей статье, когда речь шла о группах букв и их взаимосвязи. Теперь поговорим об этом подробнее.

Все графические приемы в рисунке знаков должны отвечать задачам и характеристикам шрифта. Это касается не только крупных форм, например, овалов, но и самых незаметных. Часто при разработке шрифта дизайнеру хочется насытить деталями буквы, чтобы показать свое мастерство. Но этого стоит избегать, отсекая все лишнее.

Давайте рассмотрим несколько вопросов, с которыми вы можете столкнуться в процессе работы. Этот список, конечно, не учитывает всех деталей, но может подсказать направление размышлений.

Скругленность овалов

Формы овалов и скруглений в шрифте должны соотноситься друг с другом: это важная стилеобразующая деталь, от которой зависит восприятие шрифта. При работе с этими элементами также стоит разделять знаки на группы и работать с каждой из них.

Чтобы выстроить верную систему графики, нужно определиться, какой характер имеют окружности в шрифте — стремятся к геометрическому кругу (как в геометрических гротесках), к овалу или имеют сквадраченный характер, а может, это прямые участки с совсем небольшим радиусом скругления. От определенной формы скругленности зависят все буквы с этими элементами.

Однако формы овалов, полуовалов и скруглений не обязательно должны повторять друг друга. Например, знаки с полуовалами могут быть не такой формы, как круглые знаки. Но это яркий акцидентный ход, и использовать его следует с осторожностью. В случае контраста между формами не стоит выбирать только одну букву, нужно добавить этот элемент в соответствующую группу.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Контраст в круглых знаках в антиквенных шрифтах

Работа с контрастом в антиквах требует внимательности к деталям и понимания того, как пишущий инструмент влияет на форму знаков. На седьмом уроке мы обсуждали разные типы контраста — контраст широкого пера и острого. Этот параметр влияет не только на разницу в штрихах, но и распределение контраста по оси знака.

Ось овалов — это воображаемая ось, которую можно провести через наиболее тонкие участки в округлых знаках (от этого зависит, вертикально они расположены или под углом). Если вы занимаетесь каллиграфией, то знаете, как меняется форма в зависимости от пишущего инструмента и угла его расположения на бумаге. В шрифтах необходимо придерживаться той же логики — если вы рисуете шрифт, который базируется на каллиграфических принципах или относится к старостильным антиквам, то все круглые знаки должны иметь определенный наклон, а самые широкие места штриха должны быть перпендикулярны этому наклону. Чтобы добиться равномерного и красивого рисунка знаков, необходимо учитывать тип контраста и следовать уже выбранному направлению стилистики шрифта.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Засечки

Засечки — это заметный отличительный знак антиквенных шрифтов. Засечка (serif) представляет собой небольшой штрих, которым оканчивается стем. Видов засечек существует огромное количество. Используя этот элемент в шрифте, можно варьировать его характер и настроение, делать набор текста более или менее акцидентным и добавлять индивидуальности гарнитуре. Большое внимание засечкам в разных видах шрифтов уделяет Роберт Бринхерст в книге «Основы стиля в типографике» — рекомендую с ней ознакомиться.

Если использовать самую абстрактную классификацию засечек, то лучше разделить их по видам антикв. В динамических и статических шрифтах засечки имеют разный вид: в динамических антиквах они чаще всего несимметричные и следуют за логикой пишущего инструмента. В статических, наоборот, стремятся к геометрическому построению.

Длина и толщина засечек также зависит от стиля шрифта. В современных, особенно в дисплейных шрифтах, формы засечек поражают своим разнообразием, и я предлагаю рассмотреть их на примерах. Они могут быть симметричными или несимметричными в одном знаке, одной толщины или сужающимися, скругленными, треугольными, в форме ромба и разных других форм.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Терминалы

Терминал — это прямое или изогнутое окончание штриха. Терминалы тоже являются важной частью рисунка знаков, в котором должна прослеживаться логика построения. Во многом форма терминалов зависит от степени открытости знаков (апертуры) и стиля шрифта. Здесь необходимо прорабатывать два момента: саму форму терминала и его окончание. С формой окончания штриха обычно возникает меньше проблем, т.к. она следует за формой всего знака и зависит от общих характеристик шрифта.

В гротесках окончания терминалов менее вариативны, чем в антикве. Они могут быть как нейтральными, не отвлекающими от общей формы (это важно для нейтральных текстовых шрифтов), так и более заметными. Существует множество вариантов графических решений для терминалов, однако не следует смешивать в одном шрифте разные подходы. Особенно это касается окончаний терминалов — так называемых «срезов»: они могут оканчиваться перпендикулярно движению элемента, вертикально и горизонтально, или иметь какой-то угол — в этом случае углы должны быть похожими во всем шрифте. Конечно, и в гротеске терминалы могут быть яркой акцентной деталью, но использование этого приема будет зависеть от задачи.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

В антикве окончания терминалов имеют больше вариантов — засечки разных видов и капли (капли используются почти всегда в строчных знаках, поэтому к ним мы перейдем позже; в прописных знаках они могут быть в букве «J»). Виды засечек в антиквах сильно зависят от стилистики шрифта: чем больше он довлеет к историческим прототипам, тем сильнее влияние пишущего инструмента, а в современных антиквах подход к окончаниям штриха уже не такой строгий. Чтобы определиться с формой терминалов, необходимо понять, к какой группе относится ваша антиква и посмотреть, как выглядят засечки и капли в аналогичных шрифтах. Также полезно будет вернутся к скетчам и еще раз проработать этот момент с помощью рисунка.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Полочки и ловушки для краски

Теперь поговорим о более незаметных, но не менее важных деталях. Частая практика при рисовании знаков — добавление «полочек» или ловушек для краски (ink traps) в места соединения штрихов. По сути это единый смысловой элемент, различается только его «масштабность» в знаке. Отличие ink trap (еще можно назвать это компенсатором) заключается в том, что эта деталь крупнее и «входит» в основные штрихи знака.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Во времена металлического набора эти элементы являлись функциональной деталью, позволяющей добавить небольшое количество белого в знак и избежать эффекта растискивания краски в местах соединения штрихов, но сейчас эти детали стали элементами дизайна.

Полочки могут быть как совсем небольшими (я советую делать их не меньше пяти единиц при работе в системе 1000 units per Em, иначе могут возникнуть проблемы с контурами при экспорте), так и крупными элементами графики. В этих полочках также должна сохраняться общая логика, которая будет повторяться не только в размерах полочек, но и в местах их расположения — то есть они должны находиться во всех схожих по смыслу местах.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Характер знаков

Вернемся к творческой части рисования. На протяжении этого раздела я рассказывала, как привести графику знаков к единой логике. Поэтому на первый взгляд может показаться, что рисование знаков — это отрицание всех творческих порывов. На самом деле это не так. Выстраивание единой логики в графике шрифта — это инструмент, который позволяет подчеркнуть красоту букв. Ведь среди общей равномерности стилистические находки работают лучше.

Какие же ходы мы можем использовать? Во-первых, это работа с деталями буквы, какие-то неожиданные решения. Во многом они будут опираться на стиль шрифта, например, историческую отсылку, или ваши авторские находки. Вы можете обратить внимание на такие элементы букв, как форма «J», «G», хвост у «Q», формы ног у «R» и «K», пластичность формы «S». Этот пункт органически связан с понятием «смысловой рифмы», которая должна встречаться в знаках во всем шрифте. Чтобы интересные, необычные по форме знаки, нарисованные вами, не выглядели инородно, нужно поддержать это графическое решение в какой-либо другой букве такого же регистра. И вот несколько примеров на эту тему с хара́ктерными буквами в шрифтах. Вы можете потренировать свою насмотренность и определить, какие смысловые рифмы присутствуют в каждом примере.

УниверситеТТ: Урок 9. Прописные знаки: проработка контуров на детальном уровне

Ярким графическим решением может стать что угодно из уже описанных характеристик шрифта — пропорции, контраст, засечки, терминалы и многое другое. Выбор художественных ходов — одна из интереснейших задач при разработке шрифта, и накопленные знания только расширяют ваши возможности.

На первый взгляд шрифтовой дизайн кажется очень объемной и каверзной для понимания областью. Но не стоит бояться — разбирайтесь с этими знаниями постепенно, и все получится! К тому же на примере наших прописных букв мы разобрали основные принципы рисования знаков во всем шрифте. Эти знания — опора для дальнейшей работы над шрифтом.

А в следующей статье мы поговорим о рисовании строчных знаков. Не переключайтесь!

Предыдущая статья УниверситеТТ: Урок 8. Отрисовка базовой латиницы: прописные знаки 
Следующая статья УниверситеТТ: Урок 10. Рисование базовых строчных знаков

Последние публикации

УниверситеТТ: Урок 10. Рисование базовых строчных знаков

Добро пожаловать на десятый урок нашего «УниверситеТТа»! Напоминаем, что в этой серии статей мы последовательно рассказываем о работе над шрифтами. В прошлый раз мы говорили о проработке прописных знаков на детальном уровне. Теперь настало время разобраться с базовыми строчными знаками!

Узнать больше
Разборчивость и удобочитаемость: в чём разница?

В этой статье мы разберёмся, что такое удобочитаемость и разборчивость и в чём разница между ними, каким должен быть разборчивый шрифт и от чего зависит читабельность текста. Отвечаем на вопрос, почему эти понятия так важны и как добиться их идеального баланса по отношению к шрифтам.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для профессиональных презентаций PowerPoint в 2025 году

Смотрите и выбирайте лучшие шрифты для PowerPoint, которые помогут вывести качество ваших презентаций на профессиональный уровень. Составили для вас список из 10-ти выдающихся шрифтов, популярных среди дизайнеров презентаций в PowerPoint, Google Slides, Keynote, которые несомненно станут и вашими любимыми.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для визитки: выбор профессионала

Хотите привлечь внимание к своему бренду и произвести впечатление на клиентов своими визитками? Узнайте, какие шрифты и шрифтовые комбинации лучше подходят для визитных карточек и ознакомьтесь с нашей подборкой шрифтов, получивших высокую оценку профессионалов полиграфического дизайна.

Узнать больше
Лучший шрифт для резюме в 2025 году: что рекомендуют дизайнеры?

Каким шрифтом писать резюме? Как шрифт влияет на качество резюме и на какие критерии стоит опираться при подборе? Какие шрифты точно не стоит использовать для резюме и почему? Рассказали обо всех нюансах в статье и подготовили подборку лучших шрифтов для резюме в 2025 году.

Узнать больше
Шрифтовая Вселенная в бутылке: как Pinot Agency и TypeType создали «шрифтовое вино»

Студия шрифтового дизайна TypeType и брендинговое агентство Pinot Agency объединили шрифты и вино и создали «шрифтовое вино» — проект, зародившийся в разговорах за игристым и разросшийся до космических масштабов. Что это такое и с чем его пьют — рассказываем в статье!

Узнать больше
Специальные символы и знаки пунктуации в шрифтах: гайд по типографским символам

Специальные символы и знаки пунктуации есть практически во всех шрифтах. Они играют важную роль в восприятии и читаемости текста, а также несут вспомогательные (а иногда и декоративные) функции. Например, такие символы помогают организовать и структурировать текст, придавать дополнительные значения и передавать эмоции. В этой статье мы рассмотрим самые популярные и интересные символы и знаки.

Узнать больше
Буквы с характером: как мы разрабатывали фирменный шрифт для Одноклассников‎

В 2022 году социальная сеть Одноклассники‎ (ОК) начала обновление фирменного стиля. Изменили логотип, расширили функциональность сервиса и сделали визуальную айдентику более современной. После этого ОК пришли к нам в TypeType с запросом на разработку фирменного шрифта. Что из этого получилось — рассказываем в статье!

Узнать больше
Цифры и числа в типографике: основные виды

Мы очень много рассказываем вам про буквы, а вот цифры обычно упоминаем вскользь. А между тем это очень интересная и не такая простая, как может показаться на первый взгляд, тема. Так что эту статью мы полностью посвятили цифрам! Вы узнаете, какие типы цифр бывают и для чего они нужны, какие особенности у каждого из этих видов и где найти их в шрифте.

Узнать больше

Узнать больше

15 лучших контурных шрифтов, одобренных дизайнерами в 2025 году

Контурные шрифты — отличный способ разнообразить ваш дизайн, сделать его привлекательным и броским. Что они из себя представляют, где используются и с какими стилями шрифтов сочетаются?
Обо всем этом мы рассказали в нашей статье, а также выбрали лучшие контурные шрифты для различных проектов.

Узнать больше
10 лучших шрифтов для дизайна плакатов

Выбор правильного шрифта улучшает читабельность вашего плаката или постера, а также связывает весь дизайн плаката воедино, делая его более эффективным. Узнайте, какие шрифты для плакатов лучше всего использовать успешным дизайнерам.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 8. Отрисовка базовой латиницы: прописные знаки 

Продолжаем наши статьи из серии «УниверситеТТ»: добро пожаловать на восьмой урок! В прошлый раз мы говорили об оптических компенсациях, высотах прописных и строчных знаков, а также разбирались с понятием контраста. В этой статье мы наконец-то перейдем непосредственно к рисунку знаков.

Узнать больше
Как выбрать шрифт: исчерпывающее руководство для дизайнера

Все еще не знаете, какой шрифт выбрать при работе над дизайном логотипа или сайта? Узнайте, как выбирать правильные шрифты для дизайн-проекта благодаря нашему пошаговому руководству и усовершенствуйте свои навыки.

Узнать больше
25+ лучших игровых шрифтов для ваших проектов в 2025 году

На какие критерии стоит ориентироваться при выборе игровых шрифтов? И какие шрифты для игр выбрать для своего проекта в 2025 году? В нашей статье вы найдете актуальные советы по выбору гарнитур и подборку лучших платных и бесплатных шрифтов для видеоигр разных жанров.

Узнать больше
Иконки и иллюстрации в шрифтах: что это и зачем их рисуют?

Практически во всех шрифтах помимо основного набора из букв, знаков и символов присутствуют дополнительные графические элементы. От чего зависит их внешний вид? Как и зачем они создаются? И какими они бывают? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Узнать больше
20+ лучших тонких и легких шрифтов 2024 года для элегантного дизайна

Ищете лучшие тонкие шрифты для своих новых дизайн-проектов? Ознакомьтесь и применяйте нашу коллекцию тонких и легких шрифтов, представленных на рынке, которые выделят ваши работы среди прочих. Эти тонкие шрифты — идеальный выбор для различных печатных и цифровых проектов.

Узнать больше
Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

В этой статье мы расскажем, почему шрифты — это IT-продукт. Вы убедитесь, что гарнитуры обладают всеми характеристиками программного продукта, а потому подпадают под защиту авторского права в России и многих других странах, в том числе как программный продукт.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста

Узнать больше