
Текст в дизайне встречается повсюду: на сайтах и в мобильных приложениях, на рекламных баннерах и упаковках товаров, на постерах и афишах. Почему важна типографика? Потому, что грамотное оформление текста помогает удержать внимание зрителей, подчеркнуть смыслы и донести сообщение. Большинство задач графического дизайна невозможно решить без понимания основ типографики.
Эта статья — для тех, кто хочет разобраться с основными типографическими терминами, принципами и приёмами.
Что означает термин «типографика»
В современном понимании типографика — это система приёмов, правил и принципов оформления текста. Сюда входит выбор шрифта, настройка его параметров и организация текста на странице. Цель типографики — гармонизировать текстовые и графические элементы и сделать дизайн максимально выразительным и удобным для восприятия. Она помогает создать визуальную иерархию, выделить нужные акценты и управлять вниманием пользователя.

Где применяется типографика в дизайне
Типографика применяется в самых разных сферах — можно сказать, везде, где графический дизайн содержит текстовые элементы. Например:
- Веб-дизайн (сайты, интерфейсы, мобильные приложения);
- Печатная продукция (книги, журналы, газеты, визитки);
- Реклама и брендинг (логотипы, наружная реклама, упаковка);
- Социальные сети (посты, сторис, рекламные макеты);
- Инфографика, презентации и многое другое.

Поэтому основы типографики полезно изучать не только дизайнерам, но и другим специалистам, которые работают с информацией.
Примеры хорошей и плохой типографики
- Хорошая типографика: сайт с ясной структурой, правильным интерлиньяжем и читаемыми шрифтами.

- Плохая типографика: текст без отступов, слишком мелкий кегль, случайные шрифтовые сочетания.

Исследование Nielsen Norman Group показывает, что пользователи в среднем читают лишь 20–28% текста на веб-странице. Хорошая типографика помогает удержать внимание и облегчает восприятие информации.
Основные элементы типографики
Теперь разберёмся с основными типографическими терминами, чтобы понимать, из каких элементов состоит типографика.
Шрифт и гарнитура
Слова «шрифт» и «гарнитура» часто употребляются как синонимы. Даже в профессиональной среде термин «шрифт» используют как универсальный, он может означать понятия «гарнитура» и «начертание». Путаница усугубляется еще и тем, что общепринятой терминологии не существует, и разные шрифтовые дизайнеры опираются на разные трактовки. Однако для понимания принципов типографики важно понять разницу между этими терминами.
Гарнитура (type family, typeface) — это набор разных по начертанию, но объединенных стилистически шрифтов.
Шрифт (font) — это полный набор символов для набора текста, объединенных по стилю. То есть это сам файл, носитель шрифта.
Начертание шрифта (style) — это входящий в гарнитуру шрифт с определёнными графическими характеристиками, отличающими его от других начертаний: жирностью, наклоном, шириной и другими параметрами.

Часто слово «шрифт» используют и как обозначение самой гарнитуры, и когда речь идёт о конкретном начертании. Так что понять, что именно имеется в виду в конкретном случае, можно по контексту. Например, когда мы говорим, что TT Norms® Pro — шрифт, который поддерживает больше всего языков среди других шрифтов коллекции TypeType, мы имеем в виду гарнитуру TT Norms® Pro. А если предлагаем использовать шрифт TT Livret Text Regular как самый оптимальный для набора больших объемов текста — имеем в виду конкретное начертание.
Глубже понять значение этих терминов поможет наша статья.
Начертание, насыщенность и наклон
Это понятия, которые относятся именно к термину «начертание». Поэтому для начала рассмотрим подробнее это понятие.
Начертание — это внешний вид шрифта. В рамках одного начертания все знаки шрифта будут выполнены в едином весе, ширине или, например, будут наклонными. Так, в подсемейство могут входить шрифты разных начертаний, объединенных по одному признаку. А в гарнитуре в свою очередь объединяются различные подсемейства.

Насыщенность — это толщина элементов знаков по отношению к высоте. Шрифты бывают не насыщенные или светлые (как пример — начертания Thin или Light) и насыщенные или тёмные/ жирные (например, начертания Bold или Black).

Наклон относится к понятию «наклонные шрифты» — это шрифты, которые обычно рисуются в пару к оригинальному прямому начертанию. При этом графемы знаков не меняются, а лишь приобретают наклон. В основном характерны для гротесков. Изначальная функция наклонных шрифтов заключалась в том, чтобы выделить определённую часть текста или подчеркнуть информацию.

Также существуют италики (тру италики или настоящие италики) — исторически так обозначали курсивные шрифты, сегодня термин используется в более широком смысле и объединяет тру италики и наклонные шрифты. Это наклонные шрифты, где графемы строчных знаков меняются на курсивную форму. Могут создаваться как отдельный полноценный шрифт, а не как дополнение к прямому начертанию. В основном характерны для шрифтов с засечками.

Кегль
Кегль — это высота шрифта, то есть размер по вертикали. Он измеряется в типографских пунктах (pt) и определяет, насколько крупным будет текст на экране или в печати.

Апрош и полуапрош
Полуапрош — это расстояние от знака до края кегельной площадки. Может быть как положительным, так и отрицательным. Два полуапроша стоящих рядом знаков образуют апрош. Это важный параметр для межбуквенного расстояния во всём начертании. Он определяет, насколько плотным или разряженным будет выглядеть шрифт.

Интерлиньяж, кернинг и трекинг
Интерлиньяж (leading или line-height) — это расстояние между строками в тексте по вертикали, точнее их базовыми линиями (от базовой линии одной строки до базовой линии следующей). Проще говоря, это знакомый многим межстрочный интервал.

Кернинг — избирательное увеличение или уменьшение интервала между двумя символами, обусловленное сочетанием их форм. Делается это для создания максимально ровного набора.

Трекинг (letter-spacing) — это это изменение расстояния между всеми символами, то есть межбуквенного интервала. Трекинг позволяет равномерно менять этот интервал, делая межбуквенные пробелы больше или меньше. При этом текст остается однородным благодаря кернингу.

Подробнее о разнице между этими терминами и о настройках каждого параметра читайте здесь.
Виды и стили типографики
Чёткой классификации типографики по направлениям не существует, однако можно выделить определённые подходы. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Классическая и современная типографика
Классическая типографика — это использование традиционных антиквенных и гротескных шрифтов, проверенных временем. Её основа — принципы симметрии, гармонии и строгие пропорции. Классический стиль особенно популярен в книгоиздании, печати и корпоративных документах.

Современная типографика свободнее в формах. Дизайнеры используют нестандартные шрифты, яркие акценты и асимметричную сетку. Здесь допускаются нарушения правил классической типографики. Такой подход распространён в digital-среде: на сайтах, в интерфейсах приложений, социальных сетях.

Индивидуальная и брендовая типографика
Индивидуальная типографика — это подбор шрифтов и оформление текста для конкретного проекта с учётом его целей и задач.

Брендовая типографика — это применение принципов типографики для создания узнаваемой визуальной идентичности бренда, которая включает в себя выбор уникальных или использование фирменных шрифтов. В этом случае типографика усиливает уже существующий фирменный стиль и помогает транслировать ценности бренда.

Типографика в веб-дизайне и печатных материалах
Веб-дизайн требует адаптивных шрифтов: они должны одинаково хорошо смотреться на экранах разных размеров. Другие параметры также важно настраивать с учётом того, что страница будет открываться на разных устройствах. О том, как выбор шрифта в веб-дизайне влияет на восприятие пользователя, мы подробно рассказывали здесь.

В случае с печатной продукцией также есть свои нюансы. Для печати подходят далеко не все шрифты из-за разницы в качестве печати и особенностей переноса краски на разные поверхности. Например, слишком тонкие линии могут не пропечататься, а слишком жирные или узкие буквы — слипаться. Больше о работе со шрифтами при вёрстке печатных книг вы можете узнать из нашей статьи.

Базовые принципы типографики
Итак, какие же приёмы помогают сделать текст удобным для восприятия и гармоничным на вид? Рассмотрим основные принципы типографики.
Цвет и контраст
При выборе цвета шрифта важно, чтобы он был контрастным по отношению к фону, на котором будет размещаться текст. Помимо классического варианта с чёрным шрифтом на белом фоне существует масса других комбинаций. Чтобы проверить контрастность цветов, вы можете использовать специальный сервис.

Иерархия
Заголовки, подзаголовки, списки и акценты помогают читателю ориентироваться в тексте и быстрее находить нужную информацию. Поэтому важно не только использовать правильный шрифт, но и создавать визуальную иерархию в тексте. Для этого можно использовать наклонные шрифты, разные жирности, кегли и стили шрифтов. Классическое сочетание — текстовый и акцидентный (о каждом из этих видов рассказывали здесь).

Выравнивание
Классические варианты выравнивания — левое и правое, по центру и по ширине. В вёрстке текстовых страниц чаще всего используется выравнивание по центру для заголовков и выключка по левому краю для основного текста, так как оно соответствует направлению чтения в европейской традиции.

На обложках книг и журналов, плакатах и афишах, в дизайне упаковки и так далее чаще всего можно увидеть выравнивание по центру. Однако в этом случае могут быть уместны разные варианты выравнивания, в том числе нестандартные. Здесь неудобство для чтения может подчёркивать замысел проекта, сделать его более дерзким и необычным.

Повторение и ритм
Повторение — один из базовых принципов композиции, обеспечивающий структурность и целостность визуального решения. Оно используется для создания ритма, акцентирования ключевых элементов и объединения отдельных частей дизайна в единую систему.

Основные виды повторений:
- Повторение форм. Использование одинаковых геометрических фигур или линий в разных частях макета повышает визуальную согласованность;

- Цветовое повторение. Работа в рамках ограниченной палитры (обычно 3-4 оттенка) позволяет выстраивать гармоничные композиции и усиливает стилистическую целостность;

- Текстурное повторение. Повторение определённых текстурных решений (например, сетки или зернистости) помогает задать единый характер визуального ряда;

- Повторение шрифтов. Оптимально ограничиваться двумя/тремя шрифтами или начертаниями, распределяя их роли: один для заголовков, другой для основного текста, третий — для выделений внутри текста;

- Повторение принципов оформления текста. Например, если вы используете точки для оформления списка, используйте тот же формат для оформления других списков внутри проекта. Или если вы выделяете одну цитату курсивом, оформляйте другие цитаты тем же образом.

Как использовать повторение корректно?
- Соблюдать баланс. Избыточное дублирование делает композицию монотонной. Важно сочетать повторение с разнообразием;

- Работать с паттернами. Повторяющиеся узоры могут использоваться как фоновые решения или декоративные акценты;

- Применять вариации. Повторяющиеся элементы можно изменять по размеру, насыщенности или оттенку, что создаёт динамику и предотвращает однообразие.

Пропорции
Пропорции в типографике касаются соотношения ширины и высоты букв и знаков в шрифте, а также интервалов между ними, строками и абзацами. Правильное использование пропорций — соотношения ширины строки и размера шрифта, интерлиньяжа (межстрочного расстояния) и межбуквенных интервалов — критично для создания читабельных и визуально привлекательных текстов.

Читаемость и восприятие
Читаемость (readability) — это лёгкость восприятия не отдельных букв, а всего текста целиком. Удобочитаемость шрифта определяется тем, насколько читателю удобно и легко «скользить» по строкам текста, не отвлекаясь и не «спотыкаясь». Одна из составляющих удобочитаемости — разборчивость отдельных символов.
Чтобы типографика работала в интересах пользователя, нужно подходить к выбору шрифта и оформлению текста комплексно. На первом этапе стоит обеспечить базовую разборчивость, выбрав подходящий шрифт, а затем проверить его удобочитаемость и настроить дополнительные параметры.

Это комплексная работа. О том, как улучшить разборчивость и читабельность текста, мы подробно рассказывали в отдельном материале.
Основные правила работы с типографикой
Рассмотрим основные правила, которые помогут вам избежать ошибок и сделать текст функциональным.
Как выбрать шрифт под задачу?
Основной принцип — шрифт должен соответствовать цели коммуникации. В научной статье недопустимо использовать декоративный рукописный шрифт, а в афише вечеринки будет странно смотреться сухой официальный гротеск.

Для основного текста лучше использовать нейтральные шрифты с хорошей читаемостью (например, TT Travels Text). Они универсальны и подходят как для веба, так и для печати. Для заголовков можно выбрать более выразительные шрифты с декоративными элементами. Например, TT Travels Next.

Для более глубокого изучения у нас есть подробный гайд по выбору шрифта для проекта.
Комбинирование шрифтов
Не используйте в одном проекте больше двух/трёх шрифтов — это поможет избежать перегруженности и сохранить гармонию. Здесь уместно правило: «чем проще, тем лучше».
Чтобы шрифты хорошо сочетались, важно, чтобы они имели как общие черты, так и различия. Самый простой способ — взять разные начертания одной гарнитуры: они отличаются по ряду параметров, но при этом остаются в рамках одного стиля. Также можно использовать проверенные классические сочетания, например, антиква + гротеск.
Оптимальные интервалы
Оптимальное значение интерлиньяжа обычно находится в диапазоне 120–150% от кегля. Слишком маленький интерлиньяж ухудшает читаемость, а слишком большой делает текст «разорванным».

Типографика и сетка
Модульная сетка — это инструмент, который помогает организовать макет с помощью колонок, рядов и промежутков между ними. Она задаёт направляющие, по которым дизайнер выстраивает текст, изображения, кнопки и другие элементы сайта. Использование сетки помогает сделать страницу предсказуемой и структурированной.

Почему типографика важна в графическом дизайне?
Типографика влияет не только на внешний вид текста в дизайне, но и на многие другие аспекты. В частности:
Восприятие информации
Хорошо настроенные параметры типографики помогают зрителю быстро ориентироваться. Исследования показывают, что пользователи дольше остаются на сайте, если текст в нём оформлен структурированно и удобно.
Эмоциональное воздействие
Разные шрифты имеют разный характер и оказывают разное эмоциональное воздействие. Например, команда онлайн-кинотеатра Иви после ребрендинга обратилась в TypeType — нам нужно было создать фирменный шрифт, который будет эмоционально подходить новому образу компании.
Чтобы понять, важен ли характер шрифта для пользователей и отличается ли эмоциональное восприятие разных вариантов, специалисты Иви провели исследование. Результаты показали, что реакция на разные шрифты отличается. Эмоциональное восприятие более характерных шрифтов, скетчи которых мы создали в рамках работы над проектом, было гораздо ярче, чем восприятие стандартного варианта, который ранее использовался на сайте онлайн-кинотеатра. Подробнее об исследовании и проекте читайте в нашей статье.

Повышение эффективности коммуникации
Типографика помогает выделить ключевые акценты, сократить время на поиск информации, повысить доверие к бренду. Например, компания, которая использует единый фирменный шрифт в рекламе, на сайте и в приложении, выглядит профессиональнее, надёжнее и становится более узнаваемой. Такую стратегию сегодня применяют крупные бренды.
Заключение
Типографика в графическом дизайне — это не просто выбор красивого шрифта. Это система правил и приёмов, которая помогает собрать графические и текстовые элементы в цельную композицию, управлять вниманием зрителя, улучшить пользовательский опыт и усилить коммуникацию.
Что читать и где учиться типографике
Вот список литературы, с которым шрифтовые дизайнеры TypeType рекомендуют ознакомиться для более глубокого изучения темы:
- «Эссе о типографике» Эрик Гилл
- «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера» Чихольд Ян
- «Облик книги» Чихольд Ян
- «Справочник издателя и автора» Аркадий Мильчин
- «Живая типографика» Королькова Александра
- «Книга про буквы от Аа до Яя» Гордон Юрий
- «О шрифте» Эрик Шпикерман
