ttgertika
ГлавнаяБлогШрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

В современном мире, где цифровизация проникает в каждый уголок нашей жизни, шрифты играют очень важную роль. Они не просто используются для передачи информации, но и являются частью дизайна, значительно влияя на пользовательский опыт и эстетическое восприятие того или иного продукта. И хотя на первый взгляд создание шрифтов может казаться исключительно художественным занятием, на самом деле это сложный IT-процесс, требующий глубоких технических знаний.

В этой статье мы расскажем, почему шрифты — это IT-продукт. Вы убедитесь, что гарнитуры обладают всеми характеристиками программного продукта, а потому подпадают под защиту авторского права в России и многих других странах, в том числе как программный продукт.

Шрифты и программный код

Создание шрифта начинается с эскизов и прорисовки каждого символа, но на этом процесс вовсе не заканчивается. Программный код современных шрифтов может включать в себя информацию, записанную как связанные между собой блоки данных в виде специальных таблиц. Они могут содержать разную информацию: от метаданных, определяющих авторство и лицензионные соглашения, до сложных алгоритмов или инструкций, определяющих, как шрифт будет отображаться в различных условиях.

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Например, в вариативных шрифтах содержатся дополнительные таблицы и метаданные, которые предоставляют информацию об осях, точках и дельтах, обеспечивающих интерполяцию базового начертания во все остальные начертания, заложенные в шрифтовом файле.

Программные функции шрифтов

Итак, в шрифтах заложены различные программные функции. Так, в большинство современных гарнитур заложены так называемые OpenType фичи: в частности, возможность автоматически применять лигатуры (соединение двух или более символов в один) или поддержка наиболее распространенного стандарта кодирования символов Unicode, включающего в себя знаки большинства письменных языков мира. Также отображение шрифта на экране в различных размерах, можно оптимизировать с помощью добавления специальных инструкций, то есть хинтинга. И это далеко не все примеры. Этот функционал требует внедрения сложных программных механизмов и алгоритмов, делая шрифты неотъемлемой частью IT-индустрии.

Как вы уже поняли, шрифтовой файл — это не просто набор символов. Шрифтовые гарнитуры могут включать в себя разнообразные фичи, которые значительно расширяют их функциональность и делают их удобнее для пользователя. Благодаря качественной программной реализации шрифты становятся гибкими и адаптивными, могут поддерживать большое количество языков и отображаются на разнообразных устройствах и в различных операционных системах.

Далее мы подробнее рассмотрим некоторые из этих программных функций.

Поддержка многоязычности через Unicode

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Гарнитуры могут поддерживать сотни различных языков и тысячи символов благодаря интеграции с Unicode. Текстовые процессоры на основании информации внутри шрифта определяют, какие глифы использовать для отображения различных символов Unicode, обеспечивая таким образом «‎многоязычность» гарнитуры‎.

Оптимизация отображения текста на экране (хинтинг)

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Большинство современных гарнитур содержит инструкции для системных API с целью улучшения отображения на экранах с различным разрешением или в мелком кегле. Это означает, что шрифт будет выглядеть хорошо как на экране с высоким разрешением, так и на экране с низким разрешением, автоматически адаптируясь к плотности пикселей и размеру набранного текста.

Данные для настройки «поведения» шрифтов

Шрифты как IT-продукт: типографика в цифровую эпоху

Шрифты могут содержать встроенные инструкции, которые настраивают их «поведение» в различных ситуациях. Например, в зависимости от контекста использования и форм знаков может автоматически меняться расстояние между буквами (кернинг), либо могут применяться контекстные замены на альтернативные знаки.

Автоматическое применение лигатур

Лигатуры — это знаки, образованные путем соединения двух или более символов в один глиф. Они служат для улучшения визуального восприятия и читаемости текста. В современных шрифтах лигатуры могут автоматически применяться там, где это необходимо, благодаря встроенным инструкциям. Это особенно важно в типографике и дизайне, где внешний вид текста играет ключевую роль.

Вариативные шрифты

Вариативные шрифты — это относительно новая технология, позволяющая пользователю самостоятельно настраивать различные параметры шрифта. Программные механизмы позволяют менять наклон, вес, ширину шрифта, а также убирать или добавлять засечки и другие элементы. Это достигается за счет встроенных в шрифт «осей‎» вариативности, которые могут меняться, изменяя числовые значения и создавать множество визуальных стилей в рамках одного шрифтового файла. Такая технология позволяет использовать всего один шрифтовой файл для проекта, оптимизируя загрузку веб-страниц и упрощая управление шрифтами.

Оптимизация производительности

Встроенные в шрифты программные функции могут быть направлены на оптимизацию производительности. Балансируя между покрытием большинства языков, наборами дополнительных символов, функционального наполнения шрифта и минимальными техническими требованиями под конкретную задачу, можно добиться значительного уменьшения размера файлов шрифтов. Также современные механизмы сжатия данных для веб-форматов шрифтов позволяют кратно уменьшить размер файлов, что является критически важным для ускорения загрузки веб-страниц.

Шрифты и авторское право

В контексте российского законодательства шрифты защищаются как объекты авторского права, что подчеркивает их принадлежность к программному обеспечению. Для коммерческого использования многих шрифтов необходимо приобретать лицензию, а их нелегальное копирование или распространение может привести к юридической ответственности.

Защите подлежит авторский код, встроенный в шрифты, и уникальный дизайн символов. То есть шрифты защищаются и как художественное произведение, и как программное обеспечение. Это разделение имеет ключевое значение для понимания того, какие именно аспекты шрифта могут быть защищены авторским правом и как эта защита реализуется в различных юрисдикциях, включая российскую.

Шрифт как художественное произведение

Уникальный дизайн глифов шрифта рассматривается как художественное произведение и защищается авторским правом во многих странах, включая Россию. Это означает, что любое неправомерное копирование или воспроизведение шрифта без разрешения может быть признано нарушением.

Шрифт как программное обеспечение

Когда речь идет о файле шрифта, он содержит не только набор символов, но и программный код, о котором мы рассказали в первой части статьи. Таким образом, файл шрифта защищается как программное обеспечение, а его копирование или модификация без соответствующей лицензии может нарушать авторские права разработчика шрифта.

Авторское право на шрифты в России

В России, как и во многих других странах, авторское право на шрифты регулируется законодательством об интеллектуальной собственности. То есть, как мы уже сказали, и дизайн шрифта, и программный код, встроенный в файл, могут быть защищены авторским правом. Владелец имеет исключительное право на использование шрифта, в том числе на его воспроизведение, распространение и модификацию.

Лицензирование шрифтов

Для законного использования шрифта чаще всего необходимо приобрести лицензию, которая определяет условия его применения. Лицензии могут значительно различаться по своим условиям, включая ограничения на количество устройств, на которых шрифт можно установить, его использование в коммерческих проектах, веб-использование и т.д. Нарушение этих условий может рассматриваться как нарушение авторских прав и привести к юридическим последствиям, включая требования о возмещении убытков и прекращении использования шрифта.

О лицензиях на шрифты TypeType вы можете узнать здесь.

Защита авторских прав на международном уровне

Авторское право на шрифты, как и на другие объекты интеллектуальной собственности, подпадает под защиту международных соглашений, таких как Бернская конвенция для защиты литературных и художественных произведений. Это означает, что шрифты, защищенные авторским правом в одной из стран-участниц, автоматически получают защиту во всех других странах-участницах без необходимости прохождения дополнительной регистрации. Тем не менее специфика применения авторского права к шрифтам может различаться от страны к стране, поэтому как пользователям, так и разработчикам важно знать нюансы местного законодательства.

Заключение

Шрифт — это не просто набор символов. Это сложный продукт, сочетающий в себе технологии и креативный дизайн. Создание шрифта требует разносторонних знаний в области программирования, типографики, дизайна и психологии восприятия. Кроме того, разработка шрифтов часто требует использования специализированного программного обеспечения для дизайна и тестирования, что подчеркивает их принадлежность к категории IT-продуктов.

Последние публикации

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2024 году

10 главных трендов типографики в 2024 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2024 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше

Узнать больше

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста

Узнать больше
Скрытые возможности шрифта

Скрытые возможности шрифта

В шрифтах заложено очень много интересных возможностей. Однако многие дизайнеры либо вовсе не знают, что эти возможности существуют, либо не понимают, как ими пользоваться. В этой статье мы расскажем, что такое OpenType фичи, какими они бывают и для чего они нужны.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Продолжаем наше увлекательное погружение в многогранную тему шрифтового дизайна! На этот раз мы поговорим о первом этапе отрисовки базовой латиницы — построении знаков, определении всех графических особенностей, пропорций, консистентности.

Узнать больше
Лучшие шрифты для писем в email-рассылке: как выбрать и правильно использовать?

Лучшие шрифты для писем в email-рассылке: как выбрать и правильно использовать?

Как выбрать лучший шрифт для рассылки, чтобы поднять качество своих писем на новый уровень? В статье приведены рекомендации от профессиональных шрифтовиков маркетологам по выбору типа, формата, размера и оптимального шрифта для рассылок.

Узнать больше
10+ лучших шрифтов для дизайна этикетки и упаковки

10+ лучших шрифтов для дизайна этикетки и упаковки

Правильные шрифты в дизайне упаковки подчеркнут дух вашего бренда. Поскольку шрифт является основным элементом, передающим название бренда, от выбора правильного шрифта будет зависеть, заметит ли покупатель ваш товар и понравится ли он ему.

Узнать больше
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

В 2022 году популярный онлайн-кинотеатр Иви провел ребрендинг. Сейчас компания активно работает над тем, чтобы все точки контакта с аудиторией соответствовали эмоциям, заложенным в платформу бренда. В поисках фирменного шрифта команда Иви обратилась за помощью к нам — студии TypeType.

Узнать больше
Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

2023 год стал очень важным для TypeType. Мы активно расширялись и совершенствовались, менялись и постоянно двигались вперед. Поэтому мы решили сделать символическую паузу, чтобы посмотреть на эти трансформации со стороны, зафиксировать наши достижения и дальнейшие планы. Итак, подводим итоги года!

Узнать больше
20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

Сохраняйте и применяйте список из 20+ лучших шрифтов, идеальных для заголовков сайтов, онлайн-журналов и печатных газет. В этой статье вы найдете большую коллекцию крутых шрифтов для заголовков текстов, каждый из которых будет выделяться и привлекать внимание читателей!

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

Создание шрифта — это сложный и кропотливый процесс, требующий большого опыта. Однако и работа с готовым шрифтом может быть не менее сложной. Нас очень часто спрашивают о том, как лучше использовать ту или иною гарнитуру и с чем ее сочетать. Мы помогаем клиентам выбрать самое подходящее шрифтовое решение для проекта: подбираем гарнитуры из нашей коллекции или создаем шрифт с нуля. И в этой статье мы поделимся с вами нашим опытом.

Узнать больше