
Нам нередко задают вопрос о том, как шрифтовые дизайнеры придумывают названия для своих шрифтов. И ответить на него не так просто, как кажется, ведь у каждой студии и даже у каждого отдельного автора свой подход. Поэтому в этой статье мы решили осветить вопрос с разных сторон — как с творческой, так и с юридической.
Почему выбирать название для шрифта стоит ответственно, на какие критерии опираться и что учитывать? Рассказываем и показываем на примерах гарнитур из нашей коллекции.
Шрифтовой нейминг: зачем он нужен и почему важен?
Название шрифта — важная часть его образа и презентации. Правильно подобранное шрифтовое «имя» не только поможет подчеркнуть идею проекта, но и поспособствует его успешному продвижению.

Например, небанальное креативное наименование поможет привлечь внимание к экспериментальному или необычному шрифту. А простое и лаконичное поможет пользователю выбрать ваш шрифт для конкретной задачи.
В общем, как вы шрифт назовете, так он и поплывет. Поэтому давайте разберемся, как отличить хорошее название от плохого.
Критерии хорошего названия шрифтового семейства
Безусловно, такие критерии очень субъективны. В нашей студии мы придерживаемся нескольких важных принципов, когда решаем, как будет называться наш шрифт:
- Уникальность
- Соответствие шрифту
- Хороший вид и звучание
- Авторский взгляд
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Уникальность
Уникальность — первый и самый важный параметр, на который вы должны ориентироваться, придумывая название для вашего шрифта. И вот почему:
- так его не перепутают с другими гарнитурами (мы стараемся избегать в том числе названий, схожих с другими по написанию и звучанию);
- оригинальное название выгодно выделит ваш шрифт среди других и подчеркнет его индивидуальность;
- иногда шрифтовые студии регистрируют названия, и если вы используете такое же, либо похожее наименование, у вас могут появиться юридические проблемы. Как пример, в TypeType есть два шрифта, названия которых охраняются законом: TT Norms® Pro и TT Commons™ Pro.

Кстати, о «TT»: для того, чтобы сделать название уникальным и подчеркнуть принадлежность шрифта, часто словолитни добавляют к непосредственному названию семейства аббревиатуру наименования студии. Например, TT (TypeType), FF (FontFont), PT (Paratype) и так далее.
Как проверить название шрифта на уникальность
Основная проблема, с которой вы, скорее всего, столкнетесь при подборе названия для шрифта — многие из них уже заняты.

Как же определить, что придуманное вами название уникально? Предлагаем несколько вариантов:
- Проверить ваше название на сайтах Typeface name check и Identifont.
- Если на предыдущих сайтах похожих вариантов не оказалось, нужно расширить поиск на шрифтовых площадках, например, MyFonts.
- Следующий шаг — это проверка уже в Google: можно сформировать запрос: «название шрифта» + font или typeface, чтобы удостовериться, что такого наименования не встречается больше нигде.
Соответствие названия шрифту
Следующий параметр — соответствие названия самому шрифтовому семейству. Хорошо, когда название отражает суть продукта и помогает пользователю понять, что за шрифт перед ним, какую идею автор закладывал в него при создании.
Если выбранное или придуманное слово помогает понять авторскую задумку, назначение и сферу применения шрифта, это положительно влияет на его продвижение.
Хороший вид и звучание
Да, шрифт тоже встречают «по одежке», поэтому название влияет на общее впечатление о нем.
Соответственно, выбирая название, подумайте об ассоциациях, которые может вызвать то или иное слово. Посмотрите, как оно выглядит «на бумаге», как сочетаются буквы между собой, легко ли оно читается и не созвучно ли с каким-нибудь словом с не самым приятным значением. Не забывайте и об ассоциациях — как позитивные, так и негативные — могут повлиять на восприятие гарнитуры.

Важный момент, который также стоит учитывать, если вы придумываете новое слово: необходимо проверить его смысл — оно может использоваться в сленге и иметь негативную окраску или оскорблять определенные группы людей, или иметь неприличный перевод на другие известные языки. Здесь вам также пригодится поисковик или онлайн-переводчик.
Кроме того, мы в TypeType стараемся подбирать название для шрифта так, чтобы оно включало самые интересные и необычные глифы из этого шрифта.
Авторский взгляд
И последний критерий, который мы назвали «Авторский взгляд», подводит к вопросу о том, как мы в TypeType придумываем названия для наших гарнитур. И чаще всего в нашей студии за то, как будет называться шрифт, отвечает автор идеи, стараясь отразить свои представления о созданном проекте.
Давайте рассмотрим примеры таких названий.
По какой логике мы называем наши шрифты: примеры
С момента основания студии мы стараемся придерживаться единой логики для всех названий шрифтов и давать им говорящие имена.
Так, название нашего главного бестселлера TT Norms® Pro означает, что этот шрифт «нормальный» — то есть стандартный, подходящий для всего. Это идеальная база для любого проекта.

Название еще одного бестселлера TT Commons™ Pro подсказывает, что он «общий» — то есть достаточно нейтральный, подходящий для любых задач и проектов. Это шрифт, который точно не испортит ваш дизайн и будет его поддерживать со всех сторон.

Название TT Hoves Pro образовано от первых слогов двух слов: horizontals («горизонтали») и verticals («вертикали»). Этот шрифт достаточно геометричный, с акцентом на горизонтальных и вертикальных элементах.

В случае с TT Livret автору проекта Юлии Гониной очень хотелось, чтобы этот шрифт использовался в книгах, поэтому название произошло от французского «petit livre», то есть «книжечка».

А вот все шрифты из линейки TT Ricordi объединяют итальянские названия, так как вдохновением для всех проектов стали образцы исторических надписей, найденных в Италии на камнях и табличках. Так, в TT Ricordi Fulmini слово «Fulmini» по-итальянски означает «молния», а «Allegria» в TT Ricordi Allegria — жизнерадостность.

TT Marxiana — еще один проект с историческими корнями. Референсом для этого семейства стали шрифты, которые использовались в изготовлении и печати журнала «Нива» 1887 года выпуска в издательстве Адольфа Федоровича Маркса. На фамилии основателя издательства и построено название.

Название неогротеска-трансформера TT Neoris образовано из двух слов: «neo», то есть «новый», и «rise» — «подъем» или «восход». С помощью этих слов нам хотелось отобразить современный подход к неогротескам. Ведь для создания этого шрифта мы провели масштабную исследовательскую работу, чтобы сделать его по-настоящему инновационным.

Выбирать название для экспериментального TT Carvist автор идеи Алина Габидулова начала с подбора ассоциаций к шрифту. В этом ей помог не только полезный сайт, но и опрос друзей и знакомых. Так появился список ассоциаций: что-то готическое и одновременно древнеславянское, связь, двуязычность, народ, узоры, орнамент, кружево, витраж, вышивка, плетенка, лабиринт, плакат. На основе этих ассоциаций с помощью гугл-переводчика Алина искала соответствующие слова и понятия на разных языках. В итоге в финал вышли варианты «TT Cyrthic» и «TT A0», свободные и подходящие по смыслу. Но оказалось, что при запросе «TT A0» поисковик выдает совсем не подходящие результаты. Тогда за дело взялись сотрудники отдела маркетинга, и на основе находок Алины продолжили поиск. Так и родился TT Carvist — это название отсылает к резьбе по камню.

А при создании недавно вышедшего экспериментального проекта TT Modernoir автор идеи Тома Стрельцова вдохновлялась французской типографикой эпохи модерна, а также эстетикой нуарных фильмов. Это и отразилось в названии гарнитуры.

Заключение
Теперь вы видите, как важно выбрать оригинальное и красивое имя для вашего шрифта. Надеемся, наш опыт и советы помогут вам в этом нелегком деле! Впрочем, тем, кто создал целый шрифт, уже ничего не страшно 🙂