Практически во всех шрифтах помимо основного набора из букв, знаков и символов присутствуют дополнительные графические элементы. Это могут быть как обычные стрелки и цифры в кружочках, так и более сложные иллюстрации — например, растения, животные или люди, стилизованные в соответствии с настроением гарнитуры. При этом даже простейшие иконки в разных шрифтах выглядят по-разному.
От чего зависит внешний вид этих элементов? Как и зачем они создаются? И какими они бывают? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье. А еще — покажем самые интересные иконки и иллюстрации, входящие в гарнитуры из коллекции TypeType.
Немного истории: как появились стрелки и указатели?
Стрелки — это один из вариантов «базовых» графических элементов шрифта, которые есть практически в каждой гарнитуре. Фактически их неправильно относить к категории иконок, но тем не менее мы хотели бы рассказать о стрелках подробнее. Ведь эти символы повсеместно используются во всем мире — на вывесках, указателях и так далее, чаще всего выполняя навигационную функцию. Но откуда они взялись?
Современная стрелка, которую мы привыкли видеть — это простой графический объект: прямая с двумя диагоналями, которые сходятся в одной точке. Но около 400 лет назад изображение стрелки больше напоминало стрелу лучника — которая, собственно, и лежит в основе данного символа. Со временем она упростилась и потеряла «оперение», превратившись в схематическое изображение.
Сегодня стрелка — это универсальный символ, понятный каждому. По этой причине стрелка используется даже на пластинках, находящихся на борту межпланетных станций «Пионер-10» и «Пионер-11». Иллюстрации на этих табличках адресованы гипотетическим жителям других планет. С помощью символов они передают информацию о человеке и о расположении Земли и Солнечной системы во Вселенной. То есть авторы рисунков посчитали, что значение стрелки должны понять даже инопланетяне.
Однако стрелки, судя по исследованиям, стали активно использоваться в качестве указателей только в 18 веке. Ранее для этой цели служили совсем другие изображения. Первым зафиксированным указателем считается рисунок, который вы видите ниже — он высечен на тротуаре города Эфес и датируется примерно 1-м веком н.э. На нем изображена стопа рядом с лицом женщины. Почему именно стопа? Очевидно, она буквально призывает «идти по следам», чтобы куда-то прийти. Так, в паре с лицом женщины эта «навигационная табличка» указывала направление к борделю.
В современном мире вы также можете встретить этот символ, например, в торговых центрах.
Кроме того, в качестве указателей использовались маникулы, или указующие персты. Считается, что этот символ появился в Испании в 12 веке н.э.. С помощью этих перстов изначально делали пометки в тексте: маникулы изображались на полях и указывали на фрагменты, на которые нужно обратить внимание.
По манжету можно понять, что это рука арлекина. Однако по мере распространения маникулы стали изображаться по-разному. Особенно смело фантазировали на эту тему в средние века.
Получается, что стиль маникулы зависел от культурных и исторических особенностей, а также от видения автора. Теперь разберемся, что влияет на внешний вид иконок в современных шрифтах.
От чего зависит графика иконок?
Для начала ответим на вопрос — а зачем вообще нужны иконки в шрифте? Во-первых, это красиво. Во-вторых, иконки помогают передать посыл шрифта, его настроение. В третьих, они могут показать, в каком контексте может использоваться шрифт. Поэтому даже самые распространенные иконки — стрелочки, маникулы, сердечки и так далее — будут выглядеть по-разному в разных шрифтах.
Соответственно, графика иконок зависит от двух факторов:
- От настроения самого шрифта (гарнитуры);
- От сферы его применения.
Важно, какой посыл несет шрифт, какие ассоциации у нас возникают, когда мы на него смотрим. На настроение шрифта напрямую влияет конструкция знаков: толщина стемов, контраст, выносные элементы, засечки и так далее. Все эти конструктивные особенности отражаются и на графике иконок.
Во втором случае стиль иконок будет зависеть от того, для чего создавался шрифт — то есть дизайнер может заложить в гарнитуру какие-то специализированные иконки, необходимые для той или иной сферы применения.
Иконки и иллюстрации в шрифтах
Практически в каждой гарнитуре TypeType есть простейшие символы, такие как цифры в кружочках, стрелки и прочие указатели. Это стандартные элементы, которые часто используются для навигационных задач, для создания иерархии в тексте (например, составления списков) и так далее. Как правило, они не относятся к иконкам.
И даже эти элементы в разных гарнитурах выглядят по-разному. Например, в универсальном бестселлере TT Norms Pro рисунок знаков отличается простотой и лаконичностью. Стрелка также выглядит максимально «базово».
В более технологичной и брутальной гарнитуре, такой как TT Autonomous, стрелка будет выглядеть немного иначе. Так, внутреннее белое в шрифте сквадрачено, а терминалы и окончания штрихов подрезаны. Срезы в стрелке повторяют формы терминалов, толщина стемов та же, что и в знаках. Общий стиль иконки простой и лаконичный, декоративные элементы в ней отсутствуют.
Иконки и иллюстрации — это более сложные графические элементы, которые рисуются для конкретного шрифта. Мы выбрали самые яркие примеры гарнитур TypeType, содержащих иконки, чтобы наглядно продемонстрировать, как их внешний вид зависит от общего стиля или назначения шрифта.
Колючий TT Ricks
При взгляде на TT Ricks возникают следующие ассоциации: колючий, резкий, несколько вычурный, злой, мистический. Среди иконок мы видим соответствующие символы — игральные карты, полумесяцы и звезды, канделябры и ядовитые грибы.
В конструкции знаков можно выделить подвижные, резкие засечки внушительных размеров. Это достаточно контрастная антиква с плотным набором. Это все отражается и в графике иконок — рассмотрим это на примере стрелки. В данном случае у нее острое навершие, тонкая перекладина, декоративный ромбовидный элемент — все это сделано для того, чтобы поддержать общую концепцию шрифта.
Чарующая TT Espina
Еще один пример влияния графики шрифта на графику иконок — TT Espina. Это достаточно контрастный, несколько агрессивный шрифт с ромбовидными формами, ассоциирующийся со стилем бохо и чем-то магическим. С этими ассоциациями связан и набор иконок — там есть магические шары, звезды и кометы, спички и кристаллы.
Стильный TT Ricordi Greto
TT Ricordi Greto — экспериментальный шрифт, вдохновением для создания которого послужила надпись на табличке 1423 года, расположенной в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Исторические формы в шрифте сочетаются с актуальными визуальными решениями. В сете иконок отразилась эта особенность — здесь есть кинжалы, кости и черепа, цветы и змеи. А еще в гарнитуру входит 13 оригинальных политипажей, которые также можно использовать отдельно в качестве графических элементов.
Дизайнерский TT Globs
TT Globs — стильный и необычный брусковый шрифт с широкими пропорциями. У него игривое, легкое и «летнее» настроение. Сет иконок подчеркивает все эти особенности: здесь есть глаза, перекликающиеся с формами глифов, легкомысленные цветочки, схематичные изображения планет и галактик.
Кинематографический TT Trailers
Влияние назначение шрифта на графику иконок можно рассмотреть на примере TT Trailers. Он создавался как плакатный шрифт для для сферы кино. Он узкий, вытянутый, чтобы в минимальном пространстве помещалось большое количество информации. В составе гарнитуры есть сет маленьких букв, созданный для этих целей. И набор иконок здесь также связан со сферой применения шрифта — среди них есть билеты, экран, кресло, попкорн, указатели направлений и тому подобное.
Удобный TT Interphases Pro
Этот шрифт был создан специально для работы с интерфейсами, поэтому в нем заложен большой сет иконок, которые чаще всего используются в интерфейсах: различные стрелки, галочки, шестеренки, папки и так далее.
Универсальный TT Neoris
TT Neoris — многофункциональный шрифт-хамелеон, который можно адаптировать для любых проектов. Рисунок знаков отличается простотой и минималистичностью, при этом в нем есть интересные детали. Так как гарнитура предназначена для универсального использования, в нее вошли базовые иконки — сердечки, звездочки, ручки, геометрические фигуры и смайлики.
Графика в шрифтах
Отдельно стоит поговорить о других графических элементах в шрифтах, которые не относятся к иконкам.
Буквица в TT Ramillas
Один из самых интересных примеров — TT Ramillas. После того, как мы его создали, у нас появилась идея добавить что-то в этот шрифт. Разумеется, мы начали с исследования, и в итоге остановились на том, что сделаем одно аутлайн начертание и буквицу.
Под каждую букву мы решили рисовать индивидуальный орнамент. Чтобы сохранить параметры вариативности и сократить время на создание буквицы, а также снизить трудозатратность процесса, мы сначала отрисовали отдельные модули — элементы, такие как листья, цветы, стебли, завитки. Затем из них, как из мозаики, скомпоновали рисунок под каждую букву.
Все эти элементы мы сохранили в качестве отдельных иконок, их тоже можно найти в гарнитуре. Дизайнер может самостоятельно создать из них какой-либо орнамент, использовать их как концевые элементы или редактировать с их помощью существующие глифы, если это необходимо для верстки.
Шрифты с историей
Примеры, которые мы приведем ниже, объединяет наличие исторического бэкграунда. Так, каждая из этих гарнитур создавалась на основе исторического прототипа — например, шрифта из старых книг или надписей на древних табличках. Эта особенность отразилось и на графических элементах: в частности, в каждом из шрифтов указатели выполнены в виде маникул, а не в виде стрелок.
TT Livret с книжной графикой
Это антиква, совмещающая в себе исторические черты и современные формы. Для того, чтобы ее можно было полноценно использовать в книгах и других периодических изданиях, мы добавили в гарнитуру полный набор графики для оформления книг, в том числе книжные разделители.
Орнаменты в TT Ricordi Marmo
В этой яркой и современной антикве элементы флорентийского гротеска смешались с более традиционными визуальными решениями. В гарнитуру мы добавили сет орнаментов-иконок, которые можно использовать по-разному. Например, заменять ими некоторые буквы, чтобы получилась надпись с яркими графическими элементами. Либо собирать из них бордюры и отбивки или просто использовать их в виде иконок. Все орнаменты адаптированы к буквам в шрифте.
TT Ricordi Allegria
Еще один шрифт из серии TT Ricordi, вдохновением для создания которого стали старинные надписи в базилике Санта-Кроче во Флоренции. В состав этой элегантной гарнитуры вошли несколько аккуратных иконок, которые подойдут для отбивки текста и будут подчеркивать визуальный язык шрифта.
TT Marxiana
TT Marxiana — проект, в рамках которого мы реконструировали дореволюционные шрифты, которые использовались в журнале «Нива» 1887 года выпуска. Их внешний вид максимально приближен к первоисточникам, поэтому гарнитуру можно использовать, например, для оформления журнала или книги, стилизованной под 19 век. Среди графических элементов есть около 30 декоративных заглушек-указателей: стрелки, руки, трефы и так далее. Также есть возможность собрать декоративные рамки.
Заключение
Выходит, что иконки в шрифте — это не только интересное дополнение, которое подчеркивает характер гарнитуры, но и отличный инструмент, расширяющий возможности дизайнера.