TT Neoris — шрифт от команды TypeType, вышедший в 2023 году. Название образовано из двух частей: neo, то есть «новый», и rise — «восход». Его разработка длилась два с половиной года. На данный момент это самый амбициозный проект студии: мы поставили перед собой задачу создать идеальный неогротеск, который перевернет страницу в истории типографики и станет бестселлером.
Называя наш шрифт «идеальным», мы понимаем, что пространство для роста есть всегда и нет предела совершенству. Тем не менее мы сделали все, чтобы TT Neoris был достоин такого громкого определения: тщательно проработали каждый знак, создали объемный кассовый состав, настроили поддержку огромного количества языков, уделив особое внимание кириллическим. И, конечно, добавили большой набор OpenType фич, благодаря которым характер шрифта можно радикально менять и использовать одну гарнитуру вместо нескольких.
Все, что есть в этом шрифте, появилось не просто так: мы провели масштабное исследование, чтобы понять, в каком направлении развивается типографика, какие тенденции будут наиболее востребованы в будущем и чего не хватает пользователям в уже существующих гарнитурах.
Итак, предлагаем отправиться в путешествие по истории создания TT Neoris — неогротеска будущего!
Шаг первый: исследование рынка
Для начала ответим на логичный вопрос: а зачем вообще нужно было проводить исследование? Какие у него были цели и задачи?
Дело в том, что команда авантюристов TypeType решила создать «формулу любви» в мире шрифтов и проверить, можно ли спроектировать бестселлер, опираясь на точные расчеты. Мы решили попробовать повторить успех самых популярных шрифтов студии — TT Norms Pro и TT Commons Pro. И для этого нам нужно было понять, почему они так востребованы.
Стоит отметить, что мы делали исследования и раньше. Однако такое полное, осмысленное и глубокое — впервые.
«Любая популярность шрифта достаточно случайна, мы это уже видели на собственном опыте. Когда выходили TT Norms Pro и TT Commons Pro, мы не были готовы к тому, что эти гарнитуры станут мировыми бестселлерами. Но сейчас мы подошли к идее создания „идеального шрифта“ более осознанно. То есть четко поставили перед собой такую задачу и пошли с козырей — начали делать исследование».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType
«Нам было интересно проверить, работают ли наши исследования: мы захотели создать бестселлер и сделали все для того, чтобы это случилось. Но сработает ли это? Можно ли просчитать и предугадать популярность шрифта? Этого мы не знали».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Как мы уже сказали, наше исследование было масштабным. Оно включало анализ разных шрифтов-бестселлеров — от именитых с историческим прошлым до свежих хитов. В список «подопытных» вошли как, например, гарнитуры из коллекции Monotype, так и популярные шрифты независимых словолитен.
Мы замеряли все возможные параметры шрифтов, разбирали на составные части все знаки, конструкции, анализировали тип шрифта и его состав. Кроме того, спрашивали пользователей, какие шрифты им нужны и чего не хватает в существующих.
Опрос пользователей проводился с помощью вопросов открытого и закрытого типа. В частности, мы дали опрашиваемым возможность выразить дополнительные пожелания и попросили их указать свои любимые шрифты с пояснением о том, что именно им нравится.
В рамках исследования мы решили следующие задачи:
- Определили, шрифты какой группы наиболее востребованы и популярны: геометрические, гуманистические или механистические (под последними подразумеваются неогротески и максимально близкие к ним);
- Узнали, к какому историческому прототипу отсылает большинство бестселлеров;
- Выявили, какие шрифты наиболее привлекательны:
— равноширинные или разноширинные;
— узкие, средние или широкие;
— с закрытой, открытой или средней апертурой;
— с выраженным, малозаметным или отсутствующим контрастом;
— с вертикальными, горизонтальными или средними срезами;
— с квадратными, средними или круглыми овалами;
— с простым наклоном или аутентичными италиками;
— с брутальным, мягким или нейтральным характером;
— с двухчастной или одночастной конструкцией букв «а» и «g»;
— «I» должна быть прямой или с крючком;
— с отличительной графикой или без неё. - Спросили у пользователей, какие характеристики влияют на их решение приобрести шрифт, должен ли шрифт иметь схожие параметры с другими шрифтами, какие языки и дополнительные знаки им необходимы, важен ли для них вариативный шрифт и какие проблемы они видят в существующих шрифтах;
- Изучили количество начертаний и подробно разобрали знаковый состав бестселлеров.
После окончания исследования у нас наметились первые отправные точки для работы. Однако проявились и новые вопросы: как интерпретировать полученные данные? Какие результаты взять за основу? Как все это реализовать? И здесь начинается новый большой этап, в рамках которого мы узнаем самое главное — каким будет наш новый, пока еще безымянный шрифт.
Шаг второй: оценка результатов и выводы
Для начала нужно было определить, к какой группе будет относиться наш будущий шрифт. На финишную прямую вышли два типа шрифтов: геометрические и механистические (неогротески). Исследование бестселлеров с крупнейшего шрифтового маркетплейса MyFonts показало, что наибольшей популярностью пользуются геометрические шрифты, похожие на Futura. Но общая картина была другой — лидировали неогротески, близкие к Helvetica.
«По итогам получилось так, что если мы хотим, чтобы шрифт стал бестселлером на MyFonts, нам нужно делать геометрический гротеск. Однако опрос пользователей и независимых словолитен показал, что нужно делать неогротеск. Кроме того, неогротески как класс у нас в студии еще не представлены. Да и в целом, если говорить о кириллице, качественных неогротесков на рынке пока довольно мало».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Так мы решили делать неогротеск, однако поняли, что он должен быть авторским и не просто ориентироваться на тренды, а задавать их. И подтолкнуло к этой мысли нас все то же исследование.
«Один из ответов наших респондентов задал настроение для всего процесса работы. Он звучал так: „Font should have a goal“, то есть „У шрифта должна быть цель“. И именно на этом этапе я поняла, что наш Ideal Sans — не новая „гельветика“, а авторский взгляд в будущее неогротесков».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Затем предстояло решить, каким будет характер нашего шрифта. Результаты исследования показали, что выигрывают нейтральные варианты, и при этом мягкость предпочитается брутальности. Нейтральность стала одним из важнейших ориентиров в нашей дальнейшей работе. Тем не менее мы хотели, чтобы у шрифта был яркий характер — неповторимый и свежий.
Опрос пользователей дал нам понять, что наиболее важные критерии при покупке — дизайн самого шрифта и широкое шрифтовое семейство. Также немаловажна оказалась функциональность: в частности, большое количество OpenType фич, дополнительных глифов и поддержка большого количество языков. Эти и другие параметры, полученные из исследования, мы решили включить в шрифт.
«Фактически это исследование стало жестким техническим заданием к реализации: как будто тебе дают расчерченную миллиметровку, в которую нужно вписать авторский рисунок шрифта. Нельзя сделать шаг вправо или влево, потому что рядом есть шрифты из других категорий. Ты не можешь менять какие-то ширины и толщины, у тебя нет возможности проявить себя как художника, потому что ты замкнут в заданных границах. И при этом тебе нужно нарисовать новый, уникальный, свежий шрифт — в этом и заключалась основная задача. Это непросто, поэтому и времени на реализацию ушло достаточно много».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType
А впереди было самое интересное: теперь все это предстояло воплотить, чтобы приоткрыть завесу в будущее неогротесков. И здесь нас также ждали новые челленджи и открытия.
Шаг третий: создание идеального неогротеска
Большая исследовательская работа осталась позади, но наши поиски на этом не закончились. В процессе разработки шрифта мы провели еще несколько мини-исследований, так как у нас появлялись новые вопросы, и мы неустанно искали на них ответы.
В целом работа над проектом длилась 2900 часов — мы тщательно прорабатывали каждую деталь и постоянно придумывали разные фишки: например, особое курсивное начертание и альтернативные формы знаков (подробнее о них мы расскажем ниже). Так как и кириллица, и латиница в этом шрифте имеют расширенный диапазон, количество знаков многократно умножалось. И это, конечно, добавляло нам технических сложностей
Процесс создания: когда каждая буква важна
Шрифт проектировался по нашей привычной схеме. Сначала дизайнеры рисовали скетчи для основных букв латиницы и кириллицы в регулярном, жирном и светлом начертаниях. Важно было сразу отрисовать эти начертания, во-первых, чтобы понять, какие у нас будут крайние значения (мастера), во-вторых — мы должны были точно попасть в общепринятые значения в случае с самыми используемыми в мире начертаниями (Regular, DemiBold и Bold).
«Мы распечатывали наши скетчи и скетчи шрифтов, которые фигурировали в исследовании, и сравнивали их: раскладывали все на столе и смотрели, что подходит, а что нет. Это делалось для того, чтобы человек мог взять наш шрифт, заменить им тот неогротеск, который он использует, и верстка не сильно поменяется. То есть значения будут приближены к тем, которые уже знакомы пользователям».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Вы можете заметить, что самое жирное (Black) начертание в TT Neoris выглядит так же серьезно, как и регулярное. Казалось бы, это мелочь, однако наши дизайнеры приложили немалые усилия, чтобы добиться этого эффекта.
«Когда мы начали рисовать жирное начертание, оно получалось достаточно „плюшевым“, то есть из-за изменения пропорций шрифт терял серьезный характер. И в процессе работы мы боролись за то, чтобы в жирном начертании он выглядел так же основательно, как и в регулярном. Мы вложили в это много труда. Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что жирное начертание выглядит великолепно: и как самодостаточный шрифт, и как сильное высказывание, и как часть нашей новой гарнитуры».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType
Затем, когда мы точно определились с количеством начертаний и с их видом, началась отрисовка букв латиницы и кириллицы. Нужно было уделять внимание характеру каждой буквы, чтобы все детали соответствовали исследованию — углы срезов, формы, пропорции, апроши. После этого мы перешли непосредственно к расширению всего семейства.
Признаемся, очень непросто было уместить все в один шрифт и выстроить логику OpenType фич так, чтобы они работали. Один из таких примеров — альтернативные формы точек и других знаков пунктуации и диакритики, в конструкции которых есть точки.
«У нас квадратные точки можно поменять на круглые не только в базовом наборе, но и во всех альтернативных стилистических сетах. То есть мы рисовали каждый знак с альтернативой — если у него есть точка, то у него должна быть форма с базовой квадратной точкой и альтернативная форма с круглой точкой. И это, во-первых, снова увеличило количество знаков, во-вторых прописывать фичи было очень сложно. Нужно было продумать, как это будет работать, что за чем должно включаться, чтобы человек мог просто применить два сета и получить не одну форму, а, по факту, четыре».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Из чего состоит неогротеск будущего?
Кассовый состав шрифта очень обширный и разнообразный. Среди специальных символов есть все возможные варианты цифр, индексы, валюты — в общем, с помощью TT Neoris можно набрать все, что угодно, и все это будет выглядеть красиво и гармонично. Также мы добавили цифры в кружочках и стрелочки в кружочках — чтобы можно было их миксовать и использовать это в дизайне. Не обошли стороной и иконки — мордочки, звездочки, сердечки и так далее.
«Мне очень нравится делать дополнительную графику в шрифте, потому что это удобно: дизайнер может взять и использовать какие-то готовые иконки, картинки — не придется их отдельно рисовать, к тому же они уже подходят к шрифту».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
«Мы точно уверены, что при следующих обновлениях кассовый состав уйдет за 2000 глифов. И если смотреть по рынку, становится понятно, что такие размеры шрифтов могут позволить себе только крупные корпорации, потому что это очень трудоемкий, сложный процесс. Во-первых, это все нужно нарисовать, во-вторых — сделать так, чтобы технически все работало корректно. Мы хотим, чтобы наш шрифт был во всех смыслах эталонным. Мы к этому стремимся и приложили для этого все усилия».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType
Также наш шрифт поддерживает более 230 языков, в том числе все языки на основе кириллицы, у которых более миллиона носителей.
«Мы стараемся делать так, чтобы всем было хорошо. В каком-то смысле мы считаем себя ответственными за „кириллический мир“».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType
В чем заключается инновационность TT Neoris?
Нашей целью было создать неогротеск, не выходя за рамки жанра, поэтому мы старались сохранить все пропорции, свойственные этому типу шрифтов, и тем не менее ориентировались на современные аналоги. Кроме того, мы решили подойти к каждому элементу критически и переосмыслили все характерные формы, чтобы сделать шрифт актуальным.
Так, некоторые формы в TT Neoris не совсем классические. Например, у треугольных знаков (A, V, W) довольно широкие горизонтальные «площадки». То же самое касается, например, латинской буквы «y» или кириллической «У/у» — у них нет терминала.
Также можно заметить, что в швейцарских неогротесках обычно довольно маленькое расстояние между знаками. Но мы стремились сделать шрифт универсальным и подходящим не только для использования в крупном размере (в постерах, баннерах и так далее), но и для утилитарных задач. Поэтому полуапроши в нем шире, но все же остаются довольно узкими, свойственными неогротескам.
Множество характеров в одном шрифте
Пользователи, которых мы опрашивали в процессе исследования, писали нам, что им нужен шрифт с совершенно нейтральным, базовым характером. Но при этом они хотели видеть продукт с большим количеством альтернатив, позволяющих использовать один и тот же шрифт для разных заказчиков, для разных задач. Поэтому мы сделали много фич, ощутимо расширяющих возможности работы со шрифтом.
TT Neoris — неогротеск-трансформер. Его нейтральный характер можно менять незначительно, делая мягче или изящнее, а можно — радикально, до неузнаваемости.
Часть альтернативных знаков — это просто другие формы графем. Например, одночастная и двухчастная буква «а», формы букв «i», «g», «l», «J», формы букв «К» и «Ж».
Также в шрифте есть два «творческих» сета: Soft character и Upright cursive. В Soft character характер меняется незначительно — у некоторых знаков появляются ножки и мягкие детали. В Upright cursive же, напротив, совершенно меняются формы знаков.
Важно отметить, что латинский и кириллический сеты отличаются друг от друга: старший шрифтовой дизайнер TypeType Тома Стрельцова увидела возможность добавить традиционные скорописные формы в современный гротесковый шрифт.
«Интересно, что в кириллице мы пошли по пути, отличному от латиницы, и сделали формы, характерные для кириллической каллиграфии. Потому что прямой курсив в русском и других языках на основе кириллицы выглядит довольно странно: он очень похож на болгарскую форму кириллицы. Она, кстати, в нашем шрифте тоже есть. Но, например, в русском совсем другая визуальная традиция. Поэтому мы решили пойти в историческую сторону, но при этом все переработали в соответствии с текущими требованиями и тенденциями. В современном шрифте это выглядит классно: здорово, что можно вот так связать актуальный внешний вид, современные задачи и историческую подоплеку».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Наклонные начертания и прямой курсив
Большое внимание мы уделили и наклонным начертаниям, сделав их немного зауженными.
«Обычно мы делаем для гротесков просто наклонные версии — когда формы знаков не меняются. Но здесь есть нюанс: исторически так сложилось, что наклонные начертания используются для выделения фрагментов текста, чтобы обратить на них внимание. И когда форма просто наклоняется, при этом не меняясь, это не выглядит в тексте как акцент. Поэтому мы сделали наклонные формы — от самого тонкого до самого жирного начертания — немного зауженными, как в настоящих италиках.
Сначала я подумала над тем, какими они должны быть. Сделала скетчи, определила угол наклона и сузила формы. Интересно, что это не заняло много времени — зауженные италики мы разрабатывали не намного дольше, чем обычный наклон. Для нас это было важно, так как проект и без того был масштабным и времени оставалось мало».
Антонина Жулькова, дизайн-лид TypeType
Вы можете использовать наклонные начертания вместе с сетом Upright cursive.
«Насколько мы понимаем, среди гротесков в русскоязычном сегменте никаких аналогов подобных курсивных шрифтов не существует. То есть это, во-первых, некая дань традициям, во-вторых — поиск форм для будущих курсивов. Вы можете использовать как привычные наклонные формы гротеска, так и более историчные».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType
Выводы
Итак, у нас получился ультрасовременный, функциональный, технологичный и абсолютно универсальный в применении неогротеск с разносторонним характером. Одного TT Neoris будет достаточно для того, чтобы заменить сразу несколько разных шрифтов.
Сегодня TT Neoris — это:
- 21 начертание: 10 прямых, 10 наклонных и 1 вариативный шрифт;
- 1832 знака в каждом начертании, в том числе знаки расширенной латиницы и кириллицы и специальные символы;
- 41 OpenType фича, в частности — фичи локализации для разных языков и стилистические альтернативы, капители, иконки, цифры и стрелки в кружочках;
- 14 стилистических сетов, среди которых — Soft character и Upright cursive в латинице и кириллице;
- Поддержка более 230 языков, в том числе для всех языков на основе кириллицы, у которых более миллиона носителей;
- Особые зауженные италики, которые помогают выделить отдельные фрагменты текста. Они создают мягкий акцент, не мешая при этом чтению.
«Если шрифтом будет пользоваться дизайнер, который не умеет включать его дополнительные возможности, он получит просто очень хороший, технологичный, качественный продукт с большой палитрой начертаний, красивыми италиками и так далее. Но если дизайнер копнет поглубже, попытается поработать с его характером, начнет использовать OpenType фичи, он получит уникальный мощный инструмент, с которым можно работать.
Мы понимаем, что сейчас этот шрифт близок к идеалу с точки зрения построения контуров, полностью соответствует результатам исследования с точки зрения знакового состава, абсолютно удовлетворяет потребности дизайнеров по наполнению начертаний. Мы видим TT Neoris как цельный законченный продукт и очень надеемся, что дизайнеры по достоинству его оценят».
Иван Гладких, CTO, со-основатель TypeType