Эта статья будет необычной. Если вы ещё не слышали, рассказываем: мы запустили новый проект для всех, кто влюблён в шрифты. В рамках этой инициативы мы будем регулярно выпускать материалы о шрифтовом дизайне. Каждая статья из серии раскроет одну полезную тему. А главное — вы сможете не только погрузиться в индустрию, но и познакомитесь с нашей прекрасной командой, ведь делиться опытом будут шрифтовые мастера TypeType.
Даже если вы никогда не занимались шрифтовым дизайном, но очень хотели, присоединяйтесь! Обещаем подавать информацию дозировано, не пугать сложными терминами, а разъяснять их, и сопровождать ваши первые шаги практическими рекомендациями.
Специалистов шрифтовой индустрии мы тоже приглашаем присоединиться, ведь обмениваться опытом и погружаться в процессы коллег по цеху полезно. Это помогает посмотреть на привычные вещи с новой стороны, а иногда даже поймать вдохновение для новых проектов!
Тема этой статьи — виды шрифтов. В эфире — Юлия Гонина, арт-директор TypeType. Шрифты, которые она курировала, стабильно попадают в шорт-листы и занимают призовые места на конкурсах (Granshan, European Design Awards, «Современная кириллица», «Фестиваль среда» и других).
Юля также выступает автором гарнитур студии (TT Livret, TT Fellows, TT Autonomous и другие). Вы могли слышать и видеть её в качестве приглашённого спикера на TDC, Mail Design Conf, «Дизайн выходных», и среди членов жюри на выпуске шрифтовой школы Bold Italic.
P.S. Приготовьте ручку и блокнот, чтобы выписывать незнакомые названия книг: уверены, они пригодятся вам в коллекции!
Классификация шрифтов
На данный момент нет ни одной чёткой классификации шрифтов, которая позволит с уверенностью категоризировать любой нарисованный шрифт. Всегда найдутся те, что будут находиться на стыке нескольких групп.
Тем не менее, источники с подробной классификацией шрифтов можно найти и в книгах, и в веб-пространстве. Остановимся на некоторых из них.
Типы шрифтов
Самая распространенная классификация была сделана Максимилианом Воксом (Maximilien Vox) в 1954 году, а в 1962 году её взяла на вооружение международная ассоциация типографов (ATypI). Со временем она дополнялась и перерабатывалась разными организациями и теоретиками, поэтому сейчас можно найти много её интерпретаций. Стоит отметить, что с момента появления вышеупомянутой классификации прошло больше половины века. За это время менялась мода, появлялись новые шрифтовые стили и направления.
Хочу поделиться полезными источниками, благодаря которым можно самостоятельно изучить вопрос классификаций и составить собственную картину шрифтового мира.
- В книге Роберта Брингхерста (Robert Bringhurst) «Основы стиля в типографике» вас ждёт подробный хронологический рассказ об эволюции шрифтовых стилей.
- Книга Letter Fountain от Taschen представит осовремененную и компактную классификацию шрифтов с отсылкой к Максимилиану Воксу.
- На сайте designhistory.org вы можете изучить краткий обзор различных классификаций по их авторам.
В этой статье я не буду заострять внимание на разнообразии классификаций, а постараюсь понятно и просто рассказать про базовые группы шрифтов. Этих знаний будет достаточно, чтобы получить первоначальное понимание того, какими вообще бывают шрифты, и на эту основу вы сможете наслаивать более сложные классификации в будущем.
Начнём с вопроса, который сразу возникает у многих новичков: «А для чего вообще нужны классификации? Разве нельзя работать без этих знаний?». Конечно, можно. Современные шрифты часто создаются без привязки к конкретной исторической группе, и в этом нет ничего плохого. Шрифтовые дизайнеры больше полагаются на собственную насмотренность, чувство эстетики и актуальные вкусы. Однако сказанное выше относится скорее к опытным специалистам, а новичкам будет полезно иметь представление хотя бы о базовой структуре шрифтов, чтобы не потеряться в их разнообразии.
Итак, начнём с самых простых вопросов: какими бывают шрифты и в чём разница между ними? Представьте скелет буквы, который показывает только её конструкцию. Чтобы получить символ с толщиной и опознавательными знаками, на скелет нужно нарастить толщину. Сделать это можно разными способами.
Можно равномерно нарастить жирность на всём протяжении скелета и получить гротеск. Если добавить контраст в толщинах, чтобы появились толстые и тонкие штрихи, будто мы писали букву пером, получится ленточная антиква. К ленточной антикве можно добавить засечки на концах штрихов и получить антикву. Либо вернуться к гротеску и добавить букве засечки, которые будут подходить по ширине к штрихам, и создать слаб.
Только что у нас получилось четыре самых распространенных категорий шрифтов. Гротески, ленточные антиквы, антиквы и слабы в свою очередь делятся на подкатегории, отличающиеся между собой конструкциями знаков и способами распределения массы на этих конструкциях.
Геррит Ноордзей (Gerrit Noordzij) в книге «Штрих. Теория письма» выделяет два подхода к распределению массы и контраста на скелете буквы: контраст переноса и контраст расширения. Рекомендую ознакомиться с этой книгой или хотя бы добавить её в список на будущее.
Если пересказать эти подходы кратко и упрощенно, то в первом случае мы представляем, что обводим скелет буквы плоским пером или плоской кистью, которые расположены под углом. Даже если вы не занимались каллиграфией, представить плоское перо легко: возьмите два карандаша, привяжите их друг к другу и проведите линию. Она получится тонкой или толстой — в зависимости от того, под каким углом к линии движения руки вы держите инструмент.
В каллиграфической традиции базового письма принято располагать инструмент под углом в 30 градусов. Так, линии, идущие вверх и вправо, будут тонкими, а вниз и вправо — наоборот, толстыми. У овалов при этом появляется ось наклона.
Во втором случае скелет буквы мы обводим инструментом, который расширяется от нажима, например, кистью или остроконечным пером. Обратимся к каллиграфии ещё раз. С нажимом мы будем рисовать линии, идущие вниз, а без нажима — идущие вверх. Это технический момент, потому что, если вы возьмёте перо и попробуете прочертить линию вверх с нажимом, вы потерпите неудачу. Таким образом линии, идущие вверх, будут получаться тонкими, а вниз — толстыми.
Отличие этого подхода от первого в том, что ось наклона овалов в этом случае будет вертикальной, а распределение контраста будет получаться более статичным и симметричным.
Каллиграфический экскурс появился не просто так. Распределение контраста и ось наклона овалов — это одни из основополагающих понятий в шрифтовом дизайне. Это — тело знаков. Понимание этого поможет разобраться в классификациях шрифтов.
Вернёмся к ней. Как было сказано выше, моя классификация очень простая и далеко не полная, но она поможет расставить опорные точки в понимании всего разнообразия шрифтов. Я остановлюсь на рассмотрении видов антикв и гротесков, потому что это два самых распространенных вида шрифтов. Кстати, если вы сможете уловить логику этой классификации и самостоятельно перенести ее на другие группы, например, на слабы или на ленточные антиквы, вы лучше поймёте шрифтовые принципы.
Антиква
Старостильная, или гуманистическая антиква основана на первых после готики шрифтах эпохи книгопечатания, появившихся во второй половине 15 века.
Отличительные особенности:
- наклонная ось овала;
- маленький глаз у буквы е, у самых старых экземпляров — с наклонной перекладиной;
- верхние засечки объемные, треугольной формы;
- нижние засечки чаще всего скруглены;
- контраст штрихов не очень высокий.
Переходная антиква получила своё название потому, что исторически и графически находится между старостильной и новостильной антиквой. Принято считать, что переходная антиква появились в середине 18 века. Визуально переходные антиквы более утонченные, контрастные и «рисованные», чем старостильные антиквы.
Отличительные особенности:
- ось овала менее наклонная, чем в старостильных антиквах;
- в разных буквах (о, e, b) угол наклона оси может заметно отличаться;
- нижние засечки более утонченные, в основном со скругленным переходом;
- верхние засечки треугольные, но чаще менее массивные, чем в старостильных;
- в некоторых шрифтах появляется сильный контраст.
Новостильная, или неоклассицистическая антиква появилась в конце 18 века. По внешнему виду такие шрифты рациональные, чётко выверенные.
Отличительные особенности:
- сильный контраст в шрифтах;
- вертикальная ось наклона овала;
- максимально симметричная графика;
- засечки прямые, без скруглений и клиновидности.
Гротеск
Гуманистический гротеск отличается от других гротесков более заметным присутствием контраста толстых и тонких штрихов.
Отличительные особенности:
- открытые апертуры;
- знаки а и g чаще всего имеют двухчастную форму.
Геометрический гротеск отличают геометрически выстроенные формы.
Отличительные особенности:
- овалы стремятся быть круглыми;
- арки симметричны;
- контраст присутствует только в качестве оптических компенсаций, визуально не заметен.
Нео-гротеск — это наследие швейцарского дизайна.
Отличительные особенности:
- равноширинные пропорции знаков;
- малозаметный или отсутствующий контраст;
- сквадраченные овалы;
- закрытые апертуры.
Теперь вы имеете представление об антиквах и гротесках. Стоит отметить, что на данный момент они являются самыми распространёнными в шрифтовом мире. В начале статьи я также упоминала о слабах и ленточных антиквах, однако кроме них существует множество других видов: рукописные шрифты, готика и другие исторические стили, декоративные, орнаментальные и символьные шрифты. Список может быть очень длинным.
Помимо краткого экскурса в теорию я постаралась дать практические подсказки, благодаря которым вы поймёте, на какую логику при отрисовке букв можно опираться.
Кстати, каллиграфические навыки, даже самые базовые, действительно помогут вам в понимании логики построения знаков. Если вы ещё никогда не сталкивались с каллиграфией, записывайте источник, который поможет получить новые знания.
Речь идёт о книге The Art of Calligraphy. Я выбрала главы, крайне полезные для ознакомления.
- Foundational Hand Эдварда Джонстона (Edward Johnston), с которого чаще всего начинается обучение как каллиграфов, так и шрифтовых дизайнеров.
- Humanist Minuscule — историческая основа для базового письма.
- Imperial Capitals — прописные знаки, которые с нами уже больше 2000 лет.
- Italic и Copperplate понадобятся для понимания темы италиков.
Историческая классификация
Базовая классификация шрифтов, с которой вы только что познакомились, основывается на строении знаков.
Однако шрифты не существуют в отрыве от общества и мира, напротив, они являются неотъемлемой частью художественной среды и существуют в её контексте. Именно поэтому правильнее связывать классификацию шрифтов со сменяющимися художественными стилями, следующими друг за другом.
Исторический экскурс на эту тему прекрасно описан в книге Роберта Брингхерста «Основы стиля в типографике». Всем, кто знаком со сменой художественных стилей в Европе с первых веков до нашей эры и до 20 века, эта книга будет особенно интересна. Остальные смогут изучить эту обширную и очень занимательную тему, расширяя кругозор.
Добавляйте её в список полезных источников, а ниже я приведу краткую выжимку из книги.
Развитие рукописных почерков
Самый большой отрезок времени, который начинался с монументальных букв, выбитых в камне сначала греками, а затем отточенных римлянами. Как мы знаем теперь, римский монументальный шрифт — прообраз современных прописных букв. Буквы писались плоской кистью в естественной манере, откуда пошли их характеристики: открытые апертуры, небольшой контраст, динамичные овалы, живые изящные засечки.
Почерки развивались, появлялись их разновидности, в зависимости от назначения или на региональной основе. Больше всего нас заинтересует каролингский минускул, разработанный примерно в 8 веке при Карле Великом. Этот минускул писался плоским инструментом и впоследствии стал прообразом современных строчных знаков.
Первые печатные шрифты
После изобретения печатного станка в Германии примерно в 15 веке, актуальный для того времени и местности почерк зафиксировался в металле. На тот момент это была готика.
Однако в скором времени ноу-хау проникло в Италию, где постепенно стало превращаться в более привычную нам форму.
Эпоха Возрождения
Довольно быстро, уже в 15 веке, печатные шрифты из немецкой готики превратились в итальянский гуманистический минускул, который развивался на Аппенинском полуострове. Мастера подражали этому письму ширококонечным пером и унаследовали его характеристики: умеренный контраст и динамичный наклон овалов, живые формы засечек, косой средний штрих в е, круглые овалы, не скругленные концевые элементы. Находите сходства с описанным ранее римским монументальным?
Примеры авторов: Nicolas Jenson, Claude Garamond
Одновременно с этим появляются первые курсивные шрифты, основанные на распространенных в то время почерках. В качестве примера можно взять Людовико Арриги (Ludovico Vicentino degli Arrighi), который был папским писцом и автором пособия по письму курсивом. Позже он стал разрабатывать собственные курсивные шрифты.
Самым первым курсивом считается шрифт, разработанный Франческо Гриффо (Francesco Griffo) для издательства Альда Мануция (Aldo Manuzio).
Примеры авторов: Francesco Griffo, Ludovico Arrighi.
Из основных характеристик таких курсивов можно отметить гуманистический наклон овалов и общую динамику шрифта, как и в прямых. Узкие формы заметно уже, чем прямые, особенно это прослеживается в круглых знаках, которые из круга превращаются в овал. Наклон около 10 градусов, в то время как в самых первых курсивах прописные знаки не были наклонены.
Что интересно, довольно продолжительное время италики жили своей жизнью и не пересекались с прямыми в использовании.
В эпохе Ренессанса можно выделить отдельную подкатегорию — маньеризм. Надписи этого направления обладали изящными «излишествами», такими как росчерки или нарочито угловатые формы. В этот же период типографии стали объединять прямые начертания с италиками в рамках одной книги, а в курсивные шрифты добавлять наклонные прописные знаки.
Барокко
Постепенно шрифты уходили от гуманистичной рукотворности и становились всё более рисованными. В шрифтах эпохи барокко это заметно.
Основными чертами барочных шрифтов считаются разный наклон овалов, больший контраст в сравнении с гуманистическими шрифтами. Формы обрели точность, что особенно заметно в засечках, которые стали острее. Апертура в таких шрифтах более закрытая, а концевые элементы больше походят на капли. Наклон италиков усилился и стал достигать 15–20 градусов.
Примеры авторов: William Caslon, Miklós Kis, Jean Jannon, Christoffel van Dijck.
Рококо
Представителей шрифтов данного направления очень мало, из-за чего их часто объединяют со шрифтами эпохи барокко. Рококо можно отличить по добавлению ненавязчивых декоративных элементов в буквы, которые можно назвать изящными преувеличениями.
В качестве примера приведу шрифты голландцев Михаэля Фляйшмана (Joan Michaël Fleischman) и Жака-Франсуа Розара (Jacques-François Rosart).
Неоклассицизм
В неоклассицизме формы стали статичнее и рациональнее. Здесь всё ещё прослеживается логика ширококонечного пера, но угол наклона овалов стал по большей части вертикальным. Буквы явно нарисованы, а не написаны. Засечки в таких шрифтах тонкие, плоские и имеют скругления. Курсив имеет такие же характеристики, как и в барокко, наклон варьируется в районе 15 градусов. Общий характер графики сдержанный, спокойный, рациональный.
Примеры авторов: Fournier, Baskerville, Bell.
Романтизм
Это течение развивалось параллельно с неоклассическим, в 18–19 веках. Здесь можно увидеть принципиальное изменение в графике шрифтов. Все предыдущие направления основывались на письме ширококонечным пером, которое подразумевает плавное изменение жирности штриха от толстого к тонкому. Позже в моду вошло остроконечное перо, и шрифты следовали новым тенденциям. В романтизме заметно резкое изменение толщин, а также его отличает строго вертикальная ось наклона овала. Из других признаков можно выделить то, что капли превратились в четкие круги, появились резкие тонкие засечки и закрытая апертура. Италики тоже следовали новой логике распределения контраста: они стали шире и все больше походили на прямые начертания по форме. Из самостоятельных произведений они превращались в компаньонов прямых шрифтов.
Примеры авторов: Didot, Bodoni, Walbaum.
Реализм
В конце 19 — начале 20 века на сцену вышли гротески и слаб серифы. Они грубые и брутальные, хотя свой скелет унаследовали от шрифтов неоклассицизма и реализма. Основные признаки направления выражены в малом или отсутствующем контрасте, в грубых брусковых засечках или их отсутствии, в закрытых апертурах.
Примеры шрифтов: Akzidenz Grotesk, Clarendon.
Модернизм
Палитра модернистских шрифтов обширна, но все их объединяет попытка привнести что-то новое, схематизация рисунка и интернациональность, то есть отрыв от традиционных национальных привязанностей.
Одним из самых известных представителей модернизма считается Gill Sans, разработанный Эриком Гиллом (Eric Gill) в 1926 году. Сейчас этот шрифт относят к гуманистическим гротескам. В основе Gill Sans классические римские пропорции, у него открытые апертуры и живая пластичная графика.
Другой знаменитый шрифт модернизма — Futura, разработанная Паулем Реннером (Paul Renner) в 1927 году. Этот шрифт, как и Gill Sans, имеет приближенные к классическим пропорции, хотя графика у него геометричная, практически вычерченная циркулем и линейкой. Когда мы говорим о геометрических гротесках, в первую очередь вспоминаем именно Futura.
Один из самых знаменитых шрифтов модернизма — Helvetica (Neue Haas Grotesk), разработанный в 1957 году Максом Мидингером (Max Miedinger) на основе шрифта Akzidenz Grotesk. После выхода шрифт мгновенно распространился по миру, став символом швейцарского дизайна. Helvetica и другие похожие шрифты обычно относят к группе нео-гротесков.
Постмодернизм
Постмодернизм появился в конце 20 века и объединил под собой направления, не являющиеся модернизмом. Как и все постмодернистское искусство, шрифты отличаются смешением стилей, аллюзией на исторические формы с добавлением современных технологий, игривостью и случайностью форм. Однако это искусство не рандомно, а продуманно, разобрано до базовых составляющих и собрано заново. Иконой постмодернизма в шрифтовом мире можно назвать американскую студию Emigre Fonts.
Безусловно, о шрифтах можно сказать больше, намного больше. Однако избыток информации приводит к хаосу в голове, тем более, что предложенные книги смогут составить компанию на несколько познавательных вечеров.
Оставляем вас с новыми мыслями и списком источников, упоминаемых в статье.
Список источников:
- Роберт Брингхерст. Основы стиля в типографике.
- Геррит Ноордзей. Штрих. Теория письма.
- https://www.letterfountain.com/classification.html
- http://www.designhistory.org/Type_milestones_pages/TypeClassifications.html