Вступление
Подобрать подходящий шрифт для заголовка бывает непросто. Правильно выбранный акцидентный шрифт будет отражать ценности, идеи и общее настроение всего проекта. Он — та самая «одежка», по которой ваш проект будут встречать. А потому он должен сразу создавать нужное вам впечатление, ведь второго шанса привлечь внимание пользователя в перенасыщенном информацией мире может и не быть.
Какие шрифты для заголовков лучше выбирать и на какие критерии опираться при подборе? Рассказали в этой статье и составили список из 20+ лучших вариантов.
Какие шрифты используются для заголовков?
Все шрифты по назначению делятся на текстовые и заголовочные (акцидентные). Текстовые шрифты подходят для набора больших объемов текста: их должно быть легко и удобно читать на любых устройствах. Они более нейтральные и лаконичные на вид, без лишних деталей. Максимальный комфорт для восприятия — главный критерий при выборе такого шрифта. Текстовые шрифты используются в размере от 6 до 14-16 пунктов.
Акцидентные же шрифты предназначены для крупных надписей, заголовков, акцентов в тексте — в общем, их используют, там, где нужно привлечь внимание. Это более выразительные шрифты с ярким характером. Их графика более сложная, часто они насыщены деталями, которые интересно рассматривать. В отличие от текстовых, акцидентные шрифты используются в более крупном размере — от 14 пунктов.
Среди акцидентных можно выделить титульные шрифты. Они предназначены для оформления титульных листов, обложек и заголовков. Часто у таких шрифтов сокращенных кассовый состав, либо они состоят только из прописных букв. Используются такие шрифты в размере от 16 пунктов.
Интересно, что требования к текстовым шрифтам сформулированы гораздо четче, чем к акцидентным. Скажем больше — благодаря правильной верстке роль заголовочного может исполнить текстовый шрифт. А вот набрать большой массив текста любым акцидентным не получится. Если шрифт был задуман как заголовочный, он, скорее всего, не сможет заменить текстовый.
Получается, что акцидентным может быть практически любой шрифт. Как же тогда выбрать подходящий вариант? Давайте разбираться.
Как выбрать хороший шрифт для заголовка: несколько советов
Выбор шрифта для заголовка — субъективный процесс и напрямую зависит от целей и задач, которые перед вами стоят. Всегда подбирайте шрифт для конкретного проекта, а не просто понравившийся вам визуально вариант. Для разных проектов могут подойти абсолютно разные шрифты, единых правил здесь нет. Однако есть критерии, на которые стоит опираться.
Заголовочный шрифт должен:
- Подходить по стилю для вашего проекта, передавать эмоции и ценности, заложенные в него;
- Отличаться от основного шрифта, чтобы привлекать внимание. То, насколько сильным будет это различие, зависит от ваших целей;
- Корректно отображаться на всех устройствах. Хороший заголовочный шрифт — это технически качественный шрифт. Уделяйте особое внимание этому критерию, если выбираете бесплатный шрифт.
Как выбрать заголовочный шрифт в пару к текстовому?
Если у вас уже есть основной шрифт и вы выбираете к нему в пару акцидентный, либо выбираете шрифтовую пару, рекомендуем ориентироваться на следующие советы.
- Выбирайте такие шрифты, которые будут эстетически и стилистически подходить для вашего проекта;
- Определите роль каждого шрифта: какой будет основным, а какой — использоваться для акцентов? Сначала подберите «рабочую лошадку», а уже затем — акцидентную пару к нему;
- Следуйте принципу максимального контраста. Шрифты в паре должны объединяться идеей, но при этом заметно различаться.
Если вы хотите узнать больше о принципах подбора и сочетания шрифтов, читайте нашу статью «УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика».
Процесс подбора шрифтовой пары можно сравнить с выбором наряда. Предположим, вы идете на какое-то мероприятие и в качестве базы надеваете простые джинсы. В шрифтовом гардеробе такими джинсами станет базовый гротеск, например, TT Norms® Pro. В зависимости от того, как вы его обыграете, этот нейтральный шрифт будет смотреться более формально или более расслабленно.
Если дресс-код на мероприятии серьезный и даже немного строгий, в пару к джинсам можно надеть пиджак — тогда весь образ станет более официальным. Такой пиджак в мире шрифтов —антиква TT Livret Display. Это элегантный шрифт, который контрастирует с базовым TT Norms® Pro, при этом отлично с ним сочетается.
Как использовать один и тот же шрифт для текста и заголовков?
В условиях ограниченных ресурсов можно и вовсе взять всего один шрифт и использовать его в разных кеглях и весах для основного текста и заголовков. В этом случае нужно выбрать хороший текстовый шрифт, который, в первую очередь, удобно читается в небольшом размере, но при этом интересно выглядит и в более крупном и создает необходимый контраст при выборе более жирного начертания.
Например, для этой цели подойдет TT Neoris. Это современный базовый неогротеск, который отлично ведет себя в больших массивах текста. А жирные начертания прекрасно справляются с ролью заголовочных шрифтов. Кроме того, у этого шрифта достаточно интересные формы, которые в крупном размере начинают играть по-новому.
Лучшие шрифты для заголовков
Мы составили список заголовочных шрифтов из коллекции TypeType и других студий. В него вошли акцидентные шрифты с разным характером, которые подойдут для заголовков газет и журналов, онлайн-изданий, оформления главных страниц сайтов и других проектов.
TT Espina
TT Espina — чарующая дисплейная антиква, которая умеет притягивать взгляды. Ее отличительные черты — высокий контраст, выразительные засечки и характерные ромбовидные окружности, придающие ему особый шарм. Этот красивый шрифт отлично подойдет, например, для проектов, связанных с искусством, бьюти-сферой или дизайном предметов декора. Любое заглавие с TT Espina получится слегка таинственным и романтичным.
TT Ricks
Стильный, дерзкий и современный TT Ricks — яркая дисплейная антиква. У этого шрифта крутой характер, узкие формы, сильный контраст и привлекающие внимание острые засечки. Он будет гармонично смотреться там, где нужно подчеркнуть смелость или добавить нотку бунтарства.
TT Moons
TT Moons — элегантная новостильная антиква. Она отличается контрастностью и узкими пропорциями, характер у нее выразительный, но при этом спокойный. Этот шрифт идеален для верстки журналов, заглавий книг и газет. Заголовок, написанный им, будет заметным, но не вычурным.
TT Geekette
TT Geekette — дружелюбная вариативная антиква с пластичными формами. Она создана в рамках экспериментального проекта, а потому уникальна и не похожа на другие. Если вы ищите стильный и при этом необычный и интересный декоративный шрифт — это ваш вариант! TT Geekette хорошо подойдет для печати и использования в вебе.
TT Alientz
В инопланетное семейство TT Alientz входит сверхакцидентная антиква и лаконичный гротеск, которые можно использовать в паре. TT Alientz Serif — динамичный, тягучий и очень колючий шрифт с таинственным характером. Он особенно хорошо будет работать в проектах, играющих на границе рационального и иррационального. Это может быть сфера искусства, селективной парфюмерии или эзотерики. При этом он достаточно крутой и дерзкий, и эти стороны шрифта при желании тоже можно обыграть.
TT Phobos
Акцидентная антиква TT Phobos, напротив, отличается мягким и нежным характером. Это пластичный шрифт со средним контрастом между жирными и тонкими штрихами, ассиметричными засечками и поворотом внутренних овалов против часовой стрелки. Он подойдет для разных проектов: например, сайтов товаров для дома или кондитерских.
TT Marxiana Elzevier
TT Marxiana Elzevir мы создали в рамках проекта по реконструкции набора дореволюционных шрифтов, которые использовались в верстке журнала «Нива». Это титульный или заголовочный шрифт, который, несмотря на свои исторические корни, выглядит актуально и достаточно универсален в использовании. В частности, он подойдет для верстки газет и журналов, книг и оформления проектов, связанных с литературой.
TT Ricordi Allegria
Вдохновением для создания TT Ricordi Allegria послужили полустертые надписи в базилике Санта-Кроче во Флоренции. Это современная ленточная антиква с гиперболизировано разноширинными пропорциями, контрастом между штрихами и клиновидными окончаниями. Кроме того, в ней нет традиционных засечек. Этот шрифт сможет подчеркнуть элегантность и утонченность вашего проекта.
TT Ricordi Greto
TT Ricordi Greto — первый гротеск в нашей подборке. Впрочем, он сохранил в себе черты антикв и намеки на засечки. Этот шрифт также вдохновлен напольной табличкой 1423 года, расположенной в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Он сочетает в себе исторические черты и современные визуальные решения, благодаря чему привлекает внимание. TT Ricordi Greto подойдет для оформления обложек журналов, плакатов и афиш, а также для использования в брендинге и вебе.
TT Ricordi Marmo
Еще одна антиква из коллекции TT Ricordi, прототипом для которой также послужили старинные надписи в Базилике Санта-Кроче во Флоренции. Это яркий современный шрифт с вольным характером, одновременно нейтральный и необычный. Благодаря этому TT Ricordi Marmo достаточно универсален и будет хорошо смотреться как в серьезных, так и в более неформальных проектах.
А вот еще несколько платных и бесплатных шрифтов для заголовков от других студий. В списке есть как интересные и необычные, так и более нейтральные варианты.
- Futura by Linotype
- Nexa Rust by Fontfabric
- Bree Serif by Type Together
- Proxima Nova by Mark Simonson Studio
- Cooper Black by Adobe Originals
- Museo by exljbris
- Bodoni by Paratype
- Gilroy by Radomir Tinkov
- Helvetica by Linotype
- ITC Avant Garde Gothic by ITC
Заключение
Выбор шрифта для заголовка — всегда индивидуальный процесс, который полностью зависит от контекста проекта. Мы рассказали об основных критериях отбора и привели примеры акцидентных шрифтов. Однако не бойтесь выходить за рамки правил и экспериментировать. Изучайте работы других дизайнеров и не останавливайтесь на одном способе сочетания шрифтов, даже если он кажется вам удачным. Только так вы найдете свой уникальный стиль и научитесь понимать шрифты!