Шрифт — это произведение искусства.
Так считают многие дизайнеры, но речь пойдёт не об индустрии в целом, а о конкретном шрифте, представляющем художественный интерес для ценителей искусства. У него есть всё: красивая предыстория, эстетика и плавность линий. Этот шрифт создавал итальянский шрифтовой дизайнер Антонио Пейс для студии Capelli Identity Design, а TypeType превращал их творение в функциональный рабочий инструмент.
2020 год, остров Лидо, 77-й ежегодный Венецианский международный кинофестиваль.
Итальянский павильон посвящён маэстро кинематографа Федерико Феллини — режиссёру, чей вклад в индустрию бесценен. Он признан классиком и новатором своего времени, на работах Феллини выросло не одно поколение мастеров. Несмотря на то, что его фильмы сняты в 20 веке, их рейтинги высоки до сих пор.
Не удивляйтесь информации о Венецианском фестивале, ведь именно для него был разработан шрифт Felliniana, который могли увидеть посетители в оформлении Итальянского павильона. Его тематика не была случайной — в 2020 году Федерико Феллини отметил бы 100 лет.
Felliniana — рукописный шрифт, черпающий вдохновение в почерке самого Феллини. За основу были взяты письма режиссёра, заботливо собранные в материал для будущего шрифта.
Уже на этом этапе Антонио обратился к нам как к техническим партнёрам. У них была система, из которой они собирали шрифт, выработанная на основе почерка. Концепция и объём задач будущей гарнитуры в предоставленных материалах были понятны. Оцифровку, перенос глифов в шрифтовой редактор и подготовку шрифта планировали сделать наши партнёры, задача TypeType заключалась в превращении их работы в функциональный шрифт.
Бюджет был ограничен, поэтому и объём задач планировался небольшой. Несмотря на это, мастеринг для Felliniana — ценный для нас опыт, ведь мы приняли участие во всемирно известном проекте.
На этапе переговоров мы обсуждали каждую опцию, обозначив план предстоящих работ. Рукописное произведение искусства в формате шрифта попало в студию TypeType в октябре, а уже в декабре мы сдали рабочую шрифтовую гарнитуру.
Сделать мастеринг шрифта для Венецианского кинофестиваля, бесспорно, казалось очень перспективной идеей. Однако нам также было интересно взять на технические работы рукописный шрифт с такой предысторией.
Большая часть проектов у студии TypeType связана с машинописными шрифтами. Конечно, мы взаимодействовали не только с ними, но основная часть рукописных шрифтовых гарнитур была выпущена под нашим экспериментальным брендом Piñata. На этапе их создания мы познакомились с особенностями технической работы над такими шрифтами, осознав огромную разницу в подходах.
Рукописный шрифт — это всегда живой, очень динамичный материал для технического специалиста. Неважно, передали нам отсканированные буквы или оцифрованный вариант, собранный в редакторе, при работе с такой гарнитурой невозможно и даже вредно применять все правила, обязательные в машинописных. Это касается и спейсинга, и кернинга, и формы глифов. Многие аспекты остаются не совсем правильными со стороны типографики, но абсолютно верными со стороны рукописных шрифтов. Например, форма знаков. В почерке любого человека не бывает совершенно одинакового написания букв, и это важно отразить в шрифте, иначе создатели рискуют потерять живость почерка в финальной гарнитуре. Таких особенностей может быть много.
Федерико Феллини, к слову, редко соединял прописные и строчные буквы, между ними могло образовываться свободное пространство. Это заметно в его письмах, взятых за референс к Felliniana, и подобные особенности было важно передать. Почерк Феллини также отличается плавностью линий и выраженной экспрессией. Антонио Пейс, работая для Capelli, смог передать характер почерка в созданном шрифте. TypeType оставалось технически доработать шрифт, выдав рабочий инструмент.
Из-за сжатых сроков и минимального бюджета было принято решение отказаться от визуальных правок. К тому же, оцифрованная имитация почерка полностью устраивала авторов. Техническая команда TypeType провела аудит шрифтового исходника, чтобы в последующей работе исправить ошибки в направлениях контуров, определить наличие или отсутствие якорей в некоторых глифах, частично отсмотреть спейсинг. Часть правок мы дополнительно согласовывали, например, дорисовку некоторых глифов, часть отправляли на небольшую доработку.
В исправленном файле мы добавляли OpenType фичи, настраивали Font Info. Из фич прописывали только лигатуры, заимствованные из рукописных текстов Феллини. Всего шрифт имел два отрисованных начертания, тонкое и жирное, и одно интерполированное, то есть созданное автоматически через программу. Промежуточным мы занимались на техническом этапе, а также во всех трёх начертаниях проверяли правильность построения верхней и нижней диакритики.
Безусловно, проверяли направления контуров. В рукописном шрифте это особенно важно, так как глифы часто накладываются друг на друга, а, значит, у них должны совпадать направления, чтобы в пересечении не возникали белые пятна.
Всего за 10 рабочих дней мы превратили Felliniana в функциональный инструмент. Этим рукописным шрифтом позже были оформлены тексты цитат и мыслей Федерико Феллини для Итальянского павильона, представленного на 77-м Венецианском международном кинофестивале.
Мастеринг для шрифта Felliniana стал не только стильной строчкой в портфолио студии TypeType. Благодаря этому проекту мы получили опыт мастеринга рукописного шрифта, созданного международными специалистами. Признаемся честно, работать с технической стороной подобной шрифтовой гарнитуры от сторонних авторов — будто оживлять рукописи, превращая их в инструмент.
Заниматься шрифтом Felliniana с коллегами из Италии было увлекательно и приятно, тем более, совместно мы смогли прикоснуться к великому, создавая шрифт для Венецианского кинофестиваля.