top_banner_tthovespro
Главная Блог УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Мы продолжаем наш цикл статей о шрифтовой разработке. Если вы еще не читали нашу предыдущую статью «Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи», то советуем с ней ознакомиться, потому что она неразрывно связана с данным текстом.

В этой статье Юлия Гонина, арт-директор TypeType и автор таких гарнитур, как TT Livret, TT Fellows, TT Autonomous и TT Ricordi, продолжит говорить о начальных этапах работы над гарнитурой. На этот раз мы коснемся, наверное, самой творческой части проекта — создания скетчей.

Скетчинг

У каждого дизайнера есть свои предпочтения относительно того, как он делает наброски. И, на мой взгляд, нет необходимости настаивать на каком-то конкретном способе — главное, чтобы выбранная техника была вам комфортна. Я расскажу о своем личном опыте и объясню, почему я работаю именно так, а не иначе.

Тем, кто только входит в профессию шрифтового дизайнера, я очень советую как можно больше рисовать руками — как создавать что-то с нуля, так и перерисовывать понравившиеся буквы. Вам будет намного легче понять формы знаков, проживая их через собственный физический опыт. Когда у меня не получается в векторе найти какую-то форму, например, красиво нарисовать знак «&» или придумать какой-то специфический элемент, я беру листок бумаги и просто рисую от руки. И, о чудо, рука «справляется» намного лучше меня!

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Лучше всего начинать работу с нескольких знаков из разных групп: прямые, круглые и треугольные. Очень распространены тестовые слова «handgloves» и «hamburgevonts», они подходят и для верхнего, и для нижнего регистра (прописные и строчные знаки соответственно), но вы можете придумать и свои. Я очень люблю начинать с буквы «а». В ней сразу можно увидеть форму арки, ширину прямых знаков, характер полуовала, характер терминала. Она хорошо показывает общий характер шрифта.

Если в шрифте присутствует несколько письменностей, например, кроме латиницы есть еще и кириллица, чаще всего (но не всегда) работа все равно начинается именно с латинского алфавита.

Скетчи от руки

1. От руки можно рисовать по-разному. Самый базовый (излюбленный шрифтовыми дизайнерами) способ — отрисовка формы штриховкой. Для начала нужно взять маркер и заштриховать скелет буквы на листе бумаги. При этом контур знака, который вы будете заполнять, заранее рисовать не нужно.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Обратите внимание, что в этом примере штриховка идет под углом — как будто буквы писались плоским пером. Это не случайность. Скетч на иллюстрации был сделан для переходной антиквы (мы уже составляли для нее бриф в предыдущей статье), а это значит, что ось овалов в этом шрифте будет наклонена. Такой вид скетчинга сразу помогает разобраться, как масса будет распределяться по скелету буквы.

Я назвала этот скетч базовым неслучайно — он может стать отправной точкой, каркасом для дальнейшей детализации знаков. И эту детализацию можно выполнить по-разному.

2. Можно продолжить детализировать знаки вручную. Если вы хотите уточнить пропорции и скелет, стоит продолжить работать со штриховкой. Для этого возьмите листок кальки, положите его поверх вашего скетча и заштрихуйте новые версии знаков поверх просвечивающего рисунка. Так вам не придется заново рисовать буквы, и к тому же вы сохраните свой первый скетч.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

3. Когда вы будете довольны формами и пропорциями букв, можно продолжить углубляться в детализацию. Снова возьмите кальку, положите ее поверх штриховки, но на этот раз обведите контур букв более тонким инструментом — например, линером.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Так вы начнете прорабатывать детали: окончания терминалов, формы засечек и т. д. Линия здесь показывает, как будет выглядеть вектор в шрифтовом редакторе. Линейным скетчем можно не только прорабатывать буквы целиком, но и искать отдельные части.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

4. Дальше буквы можно переносить в шрифтовой редактор и продолжать их доработку уже там.

Вот базовые правила построения контуров буквы в шрифтовом редакторе, которые пригодятся вам на этом этапе:

а. Точек на контуре должно быть как можно меньше;

b. Кривые строятся на экстремумах, дополнительные точки ставятся только в том случае, если без них не обойтись;

Экстремумы — самые выпуклые места кривой на вертикальной и горизонтальной оси.

c. Контуры могут пересекаться, это удобно и правильно.

Подробная и наглядная статья о том, как рисовать правильные контуры, есть на сайте шрифтового редактора Glyphs (правила одинаковы для всех шрифтовых редакторов).

Давайте перенесем несколько знаков. Для наглядности я расставлю экстремумы прямо на рисунке.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Контур, перенесенный в редактор в чистом виде, очень часто выглядит не так красиво, как на бумаге. В рисунке, сделанном от руки, присутствует шарм небрежности, который скрывает много огрехов. Вектор же суров и точен, он подчеркивает любые несовершенства. Так что каким бы чистовым не казался скетч, вам предстоит еще много работы по доработке его цифровой версии в шрифтовом редакторе.

Именно поэтому дизайнеры часто переносят в редактор штриховой скетч (этапы 1 и 2) и прорабатывают все детали буквы уже там (этап 3). Бывает и так, что дизайнер совсем отказывается от стадии скетчей от руки и начинает рисовать сразу в шрифтовом редакторе. Любые варианты возможны, все зависит от вашего опыта и предпочтений. Но, повторюсь, я бы советовала начинающим шрифтовым дизайнерам прорабатывать скетчи вручную.

Тестирование скетчей

Теперь предстоит большая работа по тестированию и уточнению идеи шрифта, а также проработка деталей. Способ тестирования шрифта напрямую зависит от задачи, которую будет выполнять семейство, (о том, как ее сформулировать, мы рассказывали в предыдущей статье). В первую очередь нужно представить, где ваш шрифт будет использоваться, и поместить его в этот контекст.

Например, если вы делаете шрифт для интерфейсов, то почему бы сразу не сделать макет в Figma и не подставить шрифт туда? Если вы делаете текстовую антикву, сверстайте с ней страничку из каталога музея. Если вы нацелены сделать выразительный акцидентный шрифт, придумайте плакат, а лучше — серию плакатов.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

То, что вы пока нарисовали совсем мало знаков — не проблема. Есть сервисы, позволяющие генерировать «тексты» из ограниченного количества букв (например, Just Another Foundry). Очень важно сразу выставлять адекватный спейсинг при отрисовке букв, чтобы неровный ритм не мешал оценивать рисунок знаков. О спейсинге мы подробно поговорим в одной из следующих статей.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Пока вы ищите формы букв, стоит смотреть на шрифт в крупном размере (даже на текстовый). Заведите себе рабочее пространство на стене, куда вы будете вешать все ваши наработки, скетчи, тестовые слова, плакаты и распечатки макетов, а также референсы и другие источники вдохновения. Это позволит сразу видеть общую картину проекта. К этому рабочему пространству можно подойти ближе, чтобы рассмотреть детали, или отойти подальше, чтобы увидеть все в меньшем масштабе. В таком виде проект удобно показывать кому-то еще, обсуждать, сразу делать пометки.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Еще один способ тестирования шрифта (и на этапе скетчей, и на более поздних стадиях), которым я лично люблю пользоваться — делать посты в социальных сетях. Хоть это и необязательно будет тот контекст, в котором ваш шрифт заживет впоследствии, но зато это реальная рабочая задача, которую шрифт начнет выполнять с самых первых дней. Используя шрифт в реальной жизни, проще посмотреть на него со стороны, увидеть огрехи и возможности для улучшения, которых не замечаешь в процессе работы. А еще можно сразу увидеть отклик аудитории, что тоже важно.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

От скетча до вектора

В завершение давайте посмотрим, как может эволюционировать первоначальный скетч после продолжительной работы над ним в цифровом виде. За иллюстрацию возьмем все ту же функциональную антикву, бриф для которой мы составляли в прошлой статье.

УниверситеТТ: Урок 3. Скетчи будущего шрифта: техника, оцифровка, оценка

Итак, мы прошли путь от зарождения идеи на листке бумаги до ее сформировавшегося и оцифрованного вида. Но нам предстоит еще много работы. Так что не пропустите следующие статьи!

Предыдущая статья УниверситеТТ: Урок 2. Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи
Следующая статья УниверситеТТ: Урок 4. Планирование шрифтового семейства

Последние публикации

Шрифт с широким размахом: спецпроект к двадцатилетию SHIFTBRAIN

В 2023 году японское маркетинговое агентство SHIFTBRAIN запустило интерактивный сайт, посвящённый двадцатилетию компании. Для этого проекта команда TypeType разработала уникальный вариативный шрифт, способный экстремально растягиваться по горизонтали. За основу мы взяли бестселлер TT Norms® Pro, который уже использовался в качестве корпоративного шрифта компании — вы можете увидеть его на основном сайте SHIFTBRAIN.

Узнать больше
Буквы с татарским колоритом: история создания шрифта для территориального бренда Альметьевска

Брендинговое агентство Sensesay и студия TypeType создали TT Almet Origin — шрифт для нового бренда Альметьевска. Он стал уникальным голосом города (а позже — и всего юго-востока Татарстана). В статье рассказываем обо всём по порядку — от исследования до создания фирменного шрифта в рамках брендинга города.

Узнать больше
Панграмма: что это такое, виды, применение и полный список примеров

Если вы интересуетесь дизайном, наверняка вам хоть раз встречалась забавная фраза про чай и мягкие французские булки. Или про фальшивый цитрус, живущий в чащах юга. Это панграммы — предложения, в которых сконцентрированы все буквы алфавита. В этой статье мы дадим более подробное определение панграммы, расскажем, зачем нужны такие фразы, а также приведём список самых популярных панграмм на русском и английском языках.

Узнать больше
Жирные шрифты: как использовать их в дизайне

Толщина шрифта — важная характеристика, которая напрямую влияет на восприятие всего дизайна. В этой статье разберёмся, где и как применять жирные шрифты и какими они бывают, а также рассмотрим примеры таких шрифтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
Оптимизация шрифтов: ключ к мгновенной скорости загрузки веб-сайта

Поскольку шрифты являются неотъемлемой частью веб-дизайна, их правильная оптимизация играет ключевую роль в обеспечении быстрой и эффективной работы веб-ресурсов.​ Разберёмся, почему оптимизация производительности шрифтов так важна и что делать, чтобы обеспечить высокую скорость их загрузки.

Узнать больше
Шрифты печатных машинок: от ретро-механики к цифровой классике

Шрифты для печатных машинок привносят винтажный шарм в современный дизайн. Узнайте об их происхождении и получите нашу подборку лучших шрифтов для пишущих машинок, которые подойдут для творческого использования.

Узнать больше
Пиши, обрезай: 10 лучших шрифтов для Cricut в 2025 году

Cricut остаётся одним из самых популярных инструментов для творчества в 2025 году. С его помощью создают и вырезают наклейки, открытки, декор и многое другое. В этой статье разберёмся, как выбрать лучшие шрифты для Cricut и правильно их использовать в Cricut Design Space.

Узнать больше
Лучшие и популярные шрифты для мемов: как правильно выбирать и использовать

Хотите узнать, какие шрифты являются лучшими для мемов и как правильно использовать их в создании собственного контента? Расскажем о самых популярных шрифтах для мемов и предложим некоторые свежие альтернативы, чтобы добавить привлекательности и уникальности вашим креативам.

Узнать больше
Ещё больше «ивишности»: как фирменный шрифт онлайн-кинотеатра Иви обрёл пару

Год назад мы рассказывали вам о том, как создали фирменный шрифт для популярного онлайн-кинотеатра Иви. Однако на этом наша история не закончилась — вскоре после внедрения нового дисплейного шрифта команда бренда обратилась к нам снова, и на этот раз нам предстояло создать уже интерфейсный шрифт. О том, почему это было необходимо и как мы решили эту задачу, рассказываем в статье.

Узнать больше

Узнать больше

Как выбор шрифта в веб-дизайне влияет на восприятие пользователя

В постоянно развивающейся индустрии веб-дизайна внимание пользователя можно привлечь не только с помощью яркого визуала и интерактивных элементов. Шрифтам зачастую уделяется недостаточно внимания, но именно они играют роль «рассказчиков», с которыми мы ежедневно встречаемся на каждом сайте.

Узнать больше
Шрифт маминой подруги: как создавался идеальный неогротеск TT Neoris

TT Neoris — шрифт от команды TypeType, вышедший в 2023 году. Название образовано из двух частей: neo, то есть «‎новый», и ‎rise — «‎восход». Его разработка длилась два с половиной года. На данный момент это самый амбициозный проект студии: мы поставили перед собой задачу создать идеальный неогротеск, который перевернет страницу в истории типографики и станет бестселлером.

Узнать больше
15+ лучших шрифтов для логотипов: какой выбрать в 2025 году

Логотип — неотъемлемая часть айдентики любого бренда. Все логотипы можно условно разделить на три большие группы: графические, шрифтовые и комбинированные. И если в первом случае ставка делается на символ, то в остальных немалую, а то и ведущую роль играет шрифт. В этой статье мы расскажем о том, как это правильно сделать, и выберем 15 лучших шрифтов для логотипа из коллекции TypeType, актуальных в 2025 году.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 2. Как не потеряться в работе над шрифтом. Искусство постановки задачи

Перед тем, как приступить к созданию букв и формированию шрифта, важно провести предварительную подготовку, чтобы ясно представить, каким будет окончательный результат проекта. В данной статье мы сосредоточимся на сути этой работы и ее значимости, а также рассмотрим и опишем процесс постановки задачи.

Узнать больше
Как быстро определить шрифт на сайте: 4 способа

Увлечённый дизайнер всегда находится в активном поиске новых шрифтов. Не только во время работы. Листая социальные сети, сайты брендов и даже отдыхая за игрой в приставку можно заметить шрифт, который захочется в свою коллекцию. Остаётся технический момент: узнать, какое шрифтовое семейство используется в проекте и купить лицензию на него. Способов определить шрифт несколько, мы расскажем о самых простых.

Узнать больше
Шрифты для верстки книги: как выбрать лучший

Веб и печать в шрифтовом дизайне — два разных мира. По крайней мере, их часто преподносят именно так. На практике многие шрифты могут применяться в обеих сферах. Но чтобы понимать, какую гарнитуру выбрать, нужно знать об отличиях книжных и веб-шрифтов. В этой статье мы поговорим о книжных шрифтах и о том, как выбрать идеальную гарнитуру для верстки книги, журнала или другого печатного материала.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 1. Классификация шрифтов

Эта статья будет необычной. Если вы ещё не слышали, рассказываем: мы запустили новый проект для всех, кто влюблён в шрифты. В рамках этой инициативы мы будем регулярно выпускать материалы о шрифтовом дизайне. Каждая статья из серии раскроет одну полезную тему. А главное — вы сможете не только погрузиться в индустрию, но и познакомитесь с нашей прекрасной командой, ведь делиться опытом будут шрифтовые мастера TypeType. 

Узнать больше
Онлайн-магазин TypeType: оплата банковскими картами для вашего удобства

Мы вкладываем много стараний и любви в каждый шрифт, и теперь рады предложить вам удобный и интуитивно понятный способ приобретения наших продуктов в любое время и из любой точки мира. Теперь вы можете оплачивать свои покупки банковскими картами, что существенно упрощает процесс и делает его быстрее.

Узнать больше
Моноширинные шрифты в дизайне и программировании

Моноширинные шрифты активно набирают популярность среди дизайнеров. Что интереснее, расширяется сфера их применения. Времена, когда такие шрифты использовались только в программировании, прошли. Сегодня моноширинные шрифты украшают страницы журналов, упаковки модных брендов, вывески и меню, сайты — и это далеко не предел.

Узнать больше