ttnormspro
ГлавнаяБлогУниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Продолжаем наше увлекательное погружение в многогранную тему шрифтового дизайна! Напоминаем, что мы рассказываем о процессе создания шрифтов поэтапно, поэтому перед чтением этой статьи рекомендуем ознакомиться с предыдущими материалами из цикла «УниверситеТТ».

На этот раз мы поговорим о первом этапе отрисовки базовой латиницы — построении знаков, определении всех графических особенностей, пропорций, консистентности. А расскажет обо всем этом дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова. Тоня занимается шрифтовым дизайном уже более 5 лет. Она — автор идей и главный дизайнер в таких проектах, как TT Neoris, TT Ricordi Allegria, TT Globs, Ivi Sans Display. Также принимала участие в создании шрифтов TT Fellows, TT Fors, TT Interphases Pro, TT Commons, Red Collar и многих других. Вы могли слышать Тонины лекции и выступления, в частности — на «Дизайн-выходных».

С чего начинать рисование базовой латиницы?

После того, как вы провели всю подготовительную работу, определились с задачей и основными характеристиками шрифта, а также сделали скетчи, самое время перейти к отрисовке знаков в шрифтовом редакторе.

Основная идея, которую я хочу донести в этом разделе, заключается в том, что шрифт — это не отдельные буквы и символы, а единая система. Поэтому любое графическое решение может и должно влиять на все остальные знаки. С одной стороны, эта концепция может показаться очень ограничивающей и неинтересной. Но, с другой, именно консистентность шрифта помогает нам как с графической точки зрения, соединяя все знаки воедино, так и в процессе работы. Понимание базовых принципов построения шрифта облегчает выстраивание всего процесса отрисовки. Повторю еще раз: понятная логика построения — это лейтмотив всего процесса рисования знаков шрифта и главенствующий фактор при принятии решений.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Отрисовка любого шрифта в редакторе начинается с проектирования основных знаков латиницы в двух регистрах (прописные и строчные). Именно с их помощью мы уточняем для себя толщины и пропорции, на которые будем опираться при рисовании всех остальных знаков. Рисовать эти буквы нужно на основе уже готовых скетчей.
В качестве примеров я покажу два шрифта — антикву и гротеск, чтобы вы могли сравнить два основных стиля и понять, как отличаются и в чем сходятся процессы работы над ними.

Мы будем рисовать шрифт, опираясь на уже знакомые нам из предыдущих «уроков» задачи — создание современной функциональной антиквы и нео-гротеска для интерфейсов. В некоторых случаях будут встречаться и примеры из других шрифтов, чтобы вы увидели полную картину описываемых процессов. Сразу обозначу, что пока мы будем обсуждать только прямые начертания. Путешествие в мир италиков будет ждать вас в следующих главах.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Начало работы: первые знаки

Все буквы базовой латиницы можно условно поделить на три группы знаков: прямые или прямоугольные (например, «Н» или «n») , круглые («О»,»o«) и треугольные («А» или «v»). Именно с них начинается наша работа, и на их основе мы будем строить все остальные буквы.

Свой рассказ про рисование знаков я начну с прописных букв. На это есть две причины. Во-первых, исторически в латинской письменности прописные знаки появились раньше, чем строчные. Во-вторых, логика построения этих знаков немного проще, чем у строчных букв. Если вы делали только скетчи строчных букв, то на этом этапе можно вернуться к эскизам и нарисовать буквы «Н», «О», и «А» рядом с ними, чтобы определиться с пропорциями и толщинами и понять, как строчные знаки в вашем шрифте соотносятся с прописными. Конечно, вы можете начинать с рисования букв в любом регистре, чтобы проработать графическую идею. Но мне кажется, что начинать рассказ с прописных букв методологически правильно.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Если вы планируете рисовать целое шрифтовое семейство со множеством весов, то следует начинать с «регулярного» начертания, которое вы решили сделать «мастером» на этапе скетчинга. Это правило работает в относительно нейтральных шрифтах, в которых важна читабельность и логика построения знаков. Кроме того, в регулярном начертании проще разобраться со всеми графическими характеристиками. А вот рисование акцидентных шрифтов может ограничиваться только вашей фантазией, выбор мастера здесь не играет большой роли. Подробнее о нюансах планирования шрифтового семейства мы рассказывали в статье «УниверситеТТ: Урок 4».

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Параметры толщин в знаках и оптические компенсации

До того, как мы перейдем непосредственно к рисунку, нам нужно обсудить теоретический блок про разнообразные толщины знаков в шрифте. Числовые параметры толщин очень важны для проектирования шрифтов. Во-первых, именно на них мы будем опираться при построении всех остальных знаков в шрифтовом семействе. Во-вторых, с их помощью мы можем идентифицировать любой шрифт и определить, к какой стилистической классификации он относится и подходит ли для выбранной задачи.

Особенности нашего зрения таковы, что «математически верные» фигуры одного размера, расположенные рядом, не кажутся нам одинаковыми. Для шрифтового дизайнера это очень важный момент. При рисовании букв нужно учитывать этот аспект восприятия, чтобы набор текста выглядел равномерным и ровно стоял на строке. Лучше всего это видно на примере геометрических фигур.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

На верхнем рисунке круг выглядит меньше, чем прямоугольник, а треугольник — еще меньше, чем круг. При этом на самом деле высоты всех фигур идентичны. А на втором рисунке фигуры скомпенсированы с учетом визуального восприятия, поэтому выглядят одинаковыми по высоте. Фактически же круг и вершина треугольника выходят за границы «базовых» линий. Вы можете провести такой же эксперимент (в графическом редакторе или на листе бумаги) с разными типами фигур и с разными их характеристиками, чтобы самостоятельно почувствовать разницу восприятия.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Пример с фигурами часто выглядит слишком отдаленно от «реального» дизайна, но такие абстрактные сравнения необходимы для понимания основ. Наше зрительное восприятие также влияет и на оценку толщин — горизонтальные штрихи всегда кажутся нам толще, чем вертикальные, при одинаковой толщине. А прямой штрих будет выглядеть толще, чем такой же штрих с изгибом (как, например, в букве О). Поэтому если вы делаете шрифт с визуальным отсутствием контраста, скажем, нейтральный гротеск, где все штрихи должны быть визуально одинаковыми, нужно делать горизонтальные штрихи более тонкими, чем вертикальные.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Для рисования знаков в шрифте необходимо определиться с четырьмя основными размерами для каждого из регистров — толщинами стемов (в прямых знаках и в круглых) и толщинами горизонталей (также в двух видах знаков). Особняком идут размеры толщины для диагональных знаков, но к ним мы перейдем чуть позже. Необходимо помнить, что чем толще начертание, тем больше должна быть разница между горизонтальными и вертикальными толщинами. Еще один момент — восприятие толщины зависит от размера всей буквы: чем крупнее знак и чем больше в нем воздуха, тем светлее он нам кажется. Именно поэтому параметры строчных знаков нужно сравнивать с параметрами прописных и корректировать с помощью тестирования.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Процессы выбора толщин для гротеска и антиквы одинаковы по своей сути. Отличаться они будут только количеством контраста между вертикальными и горизонтальными штрихами, а также бо́льшей разницей в толщинах прямых и круглых знаков. Однако подход в этих двух стилях шрифтов одинаковый. И все дополнительные графические элементы, такие как перекладины в двухчастных знаках, засечки и так далее, следуют этому принципу распределения толщин.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

На примере нейтрального гротеска для интерфейсов и текстовой антиквы можно посмотреть, какие значения могут использоваться.

Небольшой комментарий по поводу толщины арки в букве «n». Толщина этого элемента часто не совпадает с остальными толщинами горизонталей в строчных знаках, и по смыслу этот элемент не равен перекладине в «Н», поэтому часто требует визуальных компенсаций для сохранения равномерного количество черного в знаке. Если вы рисуете кириллицу, то лучше использовать букву «н» для понимания общих толщин горизонталей, или перекладины в буквах «а», «е», «z» или «t».

Кратко опишу еще несколько вариантов, которые могут встречаться при определении толщин знаков. Начну с гротеска, поскольку гротеск стремится к визуальному отсутствию контраста как такового. Но даже в рамках одного семейства разница между толщинами будет отличаться — чем тоньше начертание, тем меньший контраст между штрихами может быть. Например, в начертании Thin вертикальные и горизонтальные штрихи могут быть одинаковыми по толщине, а при увеличении массы черного эта разница, наоборот, увеличится.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Также толщины в гротесках могут отличаться в зависимости от стиля. В гуманистических гротесках разница между толщинами обычно больше, а в геометрических гротесках она практически не видна глазу. При этом вертикальные значения у круглых знаков отличаются мало или совсем не отличаются. Антиква в этом плане более вариативна и требовательна к параметрам толщины, потому что от них зависит стиль шрифта, и соответственно, формы знаков. Контрастная ли это антиква, или более старостильная, или с обратным контрастом — решать только вам, и на основе этого решения вы сможете выстроить свою систему рисунка знаков. О контрасте в антиквах я расскажу чуть позже.

Теперь стоит остановиться на круглых и треугольных знаках. Для круглых необходимы так называемые свисания, чтобы визуально сделать буквы одной высоты с другими знаками. Уровень свисания (он же — высота круглых знаков) — это высота буквы «Н» + определенное значение сверху и снизу (это касается скругленных элементов с двух сторон). Для расчета этого значения нет определенных правил, все зависит от конкретного шрифта и области его применения, но мы обычно используем такую формулу — чем больше количество черного в знаках и чем крупнее кегль использования, тем выше должно быть это значение. В большинстве случаев этот размер составляет 10-15 пунктов. Еще уровень свисания у знаков бывает не всегда одинаковый — в некоторых случаях при широких круглых знаках узкие буквы со свисаниями (например, буква «S») кажутся слишком «выпрыгивающими» из строки, и уровень свисания требуется уменьшить. Такие детали лучше всего видны при печати, поэтому не забывайте тестировать ваш шрифт разными способами.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

При рисовании треугольных знаков часто возникает вопрос, на какие параметры толщины стоит ориентироваться, потому что треугольные знаки часто могут выглядеть заметно темнее или светлее, чем другие формы. Опираясь на свой опыт, могу посоветовать начинать рисовать диагональные штрихи чуть тоньше, чем основной размер стема у «Н», и тестировать каждую букву между другими. Крайне важный аспект при рисовании диагональных штрихов — почти все треугольные знаки с такими штрихами имеют соединения этих штрихов, и места соединения визуально кажутся толще (это также касается букв «B», «M», «N», «R» и многих других), именно поэтому их надо компенсировать, уменьшая толщину сходящихся штрихов.

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

В следующей статье мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста.

Предыдущая статьяУниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика
Следующая статьяУниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Последние публикации

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше
Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Лицензирование шрифтов: полное руководство для дизайнеров и бизнес-клиентов

Рассказываем, какие существуют виды платных и бесплатных лицензий на шрифты, как правильно выбирать и использовать их, как проверить и купить лицензию для коммерческого использования, как дизайнеру и заказчику избежать неприятных ситуаций с лицензированием шрифтов.

Узнать больше
Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж: что это и в чём разница? 

Кернинг, трекинг, спейсинг и интерлиньяж — это настройки и инструменты, с помощью которых разработчик шрифта или дизайнер может настраивать расстояние между знаками, меняя ритм текста и влияя на его читабельность. В чем разница между этими понятиями, почему они важны и как настроить их в разных программах? Рассказываем в нашей статье.

Узнать больше
Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

Ёлки-палки: как скандинавский гротеск TT Firs вырос и завёл шрифтовую пару 

В 2023 году мы дали вторую жизнь полюбившемуся многим скандинавскому гротеску TT Firs Neue, радикально усовершенствовав гарнитуру в соответствии с современными стандартами. А вскоре после этого представили текстовую пару для этого шрифта — лаконичный TT Firs Text. О том, с чего всё начиналось, почему мы решили обновить TT Firs Neue, что изменили в нём и как появился TT Firs Text, рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
10 главных трендов типографики в 2024 году

10 главных трендов типографики в 2024 году

Мы живем в эпоху, когда тенденции меняются едва ли не каждый день, и шрифтовые тренды — не исключение. Актуальный дизайн выглядит интересно и привлекает внимание, устаревший же, как минимум, вызывает скуку, как максимум — недоверие к продукту или услуге. Эксперты и дизайнеры из шрифтовой студии ТайпТайп делятся самыми главными трендами типографики за 2024 год. Будь в тренде!

Узнать больше
15 лучших шрифтов для журналов

15 лучших шрифтов для журналов

Журналы — идеальный «холст», на котором типографика может раскрыть все свои грани. Шрифт здесь не только доносит информацию до читателя, но и напрямую влияет на дизайн. В этой статье рассказали о том, как правильно выбрать лучший журнальный шрифт и составили подборку из 15 актуальных вариантов для изданий разных тематик.

Узнать больше

Узнать больше

Лучшие шрифты для писем в email-рассылке: как выбрать и правильно использовать?

Лучшие шрифты для писем в email-рассылке: как выбрать и правильно использовать?

Как выбрать лучший шрифт для рассылки, чтобы поднять качество своих писем на новый уровень? В статье приведены рекомендации от профессиональных шрифтовиков маркетологам по выбору типа, формата, размера и оптимального шрифта для рассылок.

Узнать больше
10+ лучших шрифтов для дизайна этикетки и упаковки

10+ лучших шрифтов для дизайна этикетки и упаковки

Правильные шрифты в дизайне упаковки подчеркнут дух вашего бренда. Поскольку шрифт является основным элементом, передающим название бренда, от выбора правильного шрифта будет зависеть, заметит ли покупатель ваш товар и понравится ли он ему.

Узнать больше
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

В 2022 году популярный онлайн-кинотеатр Иви провел ребрендинг. Сейчас компания активно работает над тем, чтобы все точки контакта с аудиторией соответствовали эмоциям, заложенным в платформу бренда. В поисках фирменного шрифта команда Иви обратилась за помощью к нам — студии TypeType.

Узнать больше
Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

2023 год стал очень важным для TypeType. Мы активно расширялись и совершенствовались, менялись и постоянно двигались вперед. Поэтому мы решили сделать символическую паузу, чтобы посмотреть на эти трансформации со стороны, зафиксировать наши достижения и дальнейшие планы. Итак, подводим итоги года!

Узнать больше
20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

Сохраняйте и применяйте список из 20+ лучших шрифтов, идеальных для заголовков сайтов, онлайн-журналов и печатных газет. В этой статье вы найдете большую коллекцию крутых шрифтов для заголовков текстов, каждый из которых будет выделяться и привлекать внимание читателей!

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

Создание шрифта — это сложный и кропотливый процесс, требующий большого опыта. Однако и работа с готовым шрифтом может быть не менее сложной. Нас очень часто спрашивают о том, как лучше использовать ту или иною гарнитуру и с чем ее сочетать. Мы помогаем клиентам выбрать самое подходящее шрифтовое решение для проекта: подбираем гарнитуры из нашей коллекции или создаем шрифт с нуля. И в этой статье мы поделимся с вами нашим опытом.

Узнать больше
Шрифт и гарнитура: в чем разница?

Шрифт и гарнитура: в чем разница?

Чем отличается шрифт от гарнитуры/шрифтового семейства? Кажется, что эти слова являются синонимами. Но давайте разберемся, что на самом деле означают данные типографические термины, в чем их главные отличия и какое они имеют ли значение для дизайнеров и недизайнеров.

Узнать больше
Какие шрифты лучше подходят для чтения? ТОП-10

Какие шрифты лучше подходят для чтения? ТОП-10

Ищете самый читаемый и удобный шрифт для чтения с экрана телефона или электронных книг? TypeType предлагает свой рейтинг лучших шрифтов для чтения. Узнайте, какой шрифт считается самым удобочитаемым.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 4. Планирование шрифтового семейства

УниверситеТТ: Урок 4. Планирование шрифтового семейства

В этой статье мы продолжим говорить о скетчах, но уже более прагматичных — скетчах шрифтового семейства. Вы узнаете почему уже на начальных этапах проекта важно определиться с наполнением вашей гарнитуры.

Узнать больше