fontsubscription
Главная Блог УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Добро пожаловать на седьмой урок нашего «УниверситеТТа»! Мы продолжаем погружаться в процесс создания шрифтов. Рекомендуем предварительно ознакомиться с предыдущими материалами из цикла.

Сегодня мы продолжим говорить об оптических компенсациях и поймем, как определиться с высотами прописных и строчных знаков, а также разберемся с понятием контраста. Рассказывать обо всем этом продолжит дизайн-лид TypeType Антонина Жулькова. Тоня занимается шрифтовым дизайном уже более 5 лет. Она — автор идей и главный дизайнер в таких проектах, как TT Neoris, TT Ricordi Allegria, TT Globs, Ivi Sans Display. Также принимала участие в создании шрифтов TT Fellows, TT Fors, TT Interphases Pro, TT Commons, Red Collar и многих других. Вы могли слышать Тонины лекции и выступления, в частности — на «Дизайн-выходных».

Оптические компенсации: толщина и высота знаков

В прошлой статье мы остановились на том, что при рисовании треугольных знаков стоит начинать рисовать диагональные штрихи чуть тоньше, чем основной размер стема у «Н», и тестировать каждую букву между другими. Почти все треугольные знаки с диагональными штрихами имеют соединения этих штрихов, и места соединения визуально кажутся толще (это также касается букв «B», «M», «N», «R» и многих других), именно поэтому их надо компенсировать, уменьшая толщину сходящихся штрихов.

Еще один важный момент, про который нельзя забывать, это визуально разное восприятие восходящих и нисходящих штрихов. Восходящие штрихи — это диагональные штрихи, которые по логике рисунка идут снизу вверх (например, левый штрих у буквы «‎А»); нисходящие, наоборот, двигаются сверху вниз (правый штрих «‎А»). Начинающим шрифтовым дизайнерам бывает сложно запомнить, к какому типу относится каждый из диагональных штрихов. Я советую просто нарисовать вашу букву любым инструментом на бумаге — рука сама подскажет, в какую сторону двигаются штрихи.

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Восходящие штрихи за счет своего активного для нашего зрения движения снизу вверх кажутся более толстыми (напомню, мы читаем слева направо и сверху вниз, и противоположное движение линий обращает на себя бо́льшее внимание). Поэтому в гротесках без заметного контраста нисходящий штрих всегда делается немного толще, чем восходящий. В антиквах же толщины восходящих и нисходящих штрихов имеют заметную разницу (почти всегда восходящие штрихи тонкие, а нисходящие толстые) и зависят от каллиграфической традиции.

Вернемся к нашим геометрическим фигурам. Высоту треугольных знаков также нужно уточнять относительно других форм. Место соединения диагональных штрихов всегда кажется светлее из-за небольшого количества черного, а сам знак — ниже, чем другие. Чтобы компенсировать это, есть два варианта рисования. Первый — сделать горизонтальный «срез» в месте соединения («отрезать» у треугольника верхушку). Второй — вывести острую вершину за линию высоты прямых знаков. На примере гротеска и антиквы отлично видно все описанные мной детали.

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Также на этапе определения толщин вы, основываясь на уже сделанных скетчах, можете определиться с высотами прописных и строчных знаков и уровнем визуальных компенсаций. В итоге у нас должно получится несколько базовых значений, на которые мы будем опираться в дальнейшем при рисовании:

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 
  1. Рост прописных знаков — высота буквы «‎Н». Разные шрифтовые дизайнеры используют свою логику для этого размера, но обычно высота прописных варьируется от 680 до 730 пунктов. Если у шрифта есть определенная задача (например, это шрифт для интерфейсов), то лучше будет сравнить конкурентные шрифты, чтобы поставить свой шрифт в один ряд с ними;
  2. Толщина стема для прямых прописных знаков («Н»);
  3. Толщина стема для круглых знаков («О»), отличаются ли они от «Н» и если да, то насколько. Разницу в толщинах можно определить с помощью тестирования в тексте — перенесите несколько знаков из скетчей в шрифтовой редактор и тестируйте их в словах и текстовом наборе в разных размерах, чтобы понять, какая разница в параметрах выглядит оптимальной;
  4. Высота свисания для круглых знаков;
  5. Толщины диагональных штрихов («А»);
  6. Толщины горизонталей (для «Н», «А» и «О»), отличаются ли они друг от друга и насколько;
  7. Рост строчных знаков — высота буквы «n» или «x» (без арки, которая часто равна по высоте уровню свисания). Стандартный размер для высот строчных знаков в шрифтовых редакторах — 500 единиц (а для прописных — 700), и именно от этого значения я предлагаю отталкиваться в поисках. При выборе высоты строчных знаков стоит ориентироваться на ваши скетчи и место шрифта в классификации. Например, в классических старостильных антиквах рост строчных знаков обычно небольшой. В нейтральных шрифтах строчные рисуются более крупными для удобочитаемости, но при этом необходимо следить за размером верхних выносных элементов, чтобы они не казались излишне маленькими. А в дисплейных шрифтах строчные могут быть того размера, который подчеркнет графическую идею;

    УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 
  8. Толщины стемов для прямых знаков «n» и круглых «о» и толщины для диагональных штрихов «v». Эти параметры обязательно должны коррелировать со значениями прописных знаков, но быть светлее, чтобы набор текста смотрелся равномерно;
  9. Высота свисания для круглых знаков: чаще всего это значение совпадает с высотой свисания в прописных знаках, однако в некоторых шрифтах или начертаниях у строчных знаков этот параметр меньше. Чтобы определить, какое значение будет оптимальным, необходимо тестировать шрифт и наблюдать за «ровностью» строки;
  10. Высоты выносных элементов. После того, как основная высота строчных знаков определена, нужно перейти к высотам выносных элементов. Лучше всего для графики будет рисование верхних и нижних выносных элементов примерно одной высоты, и верхние выносные элементы не должны быть заметно выше или ниже прописных. Подробнее на размерах и формах выносных элементов я остановлюсь чуть позже.

Все значения указаны для 1000 units per Em. Это единица измерения в типографике и шрифтовом дизайне. Указывает на количество единиц в «квадрате Em» — абстрактном поле, высота которого представляет собой предполагаемое расстояние между строками шрифта одного размера. Это та сетка и количество единиц (пунктов), которую вы видите при рисовании глифов. Чаще всего используется сетка в 1000 единиц, но встречаются также 1024, 2048 и другие. В шрифтовом файле этот параметр можно найти во вкладке Font info.

Все эти значения являются для нас опорными, и должны повторяться в других знаках (согласно их «группе» — прямой, круглый или треугольный). Но не забывайте, что вам также потребуются специальные компенсации толщин для других знаков, чтобы общая масса черного выглядела одинаково (это относится к знакам с большим количеством штрихов и жирным начертаниям).

Самое время вернуться к нашему нейтральному гротеску для интерфейсов и антикве и посмотреть, как все высоты знаков реализованы в них.

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Основная задача при работе с толщинами и высотами — постоянное тестирование букв в тексте и сравнение их между собой. Важно понимать, сохраняется ли «серебро набора» при выбранных вами параметрах, или какие-то знаки выглядят инородными, и подходят ли эти толщины под выбранную идею шрифта и его задачу.

«Серебро набора» — это типографский термин, который пришел к нам из эпохи металлического набора. Он обозначает свойство хорошо набранного текстового блока, который выглядит на странице как единое цветовое пятно. При проектировании шрифтов необходимо стремиться к однородности массы черного и белого в знаках, чтобы текст выглядел однородным в тексте.

Контраст

Важная визуальная часть рисунка букв — контраст. Понятие контраста присутствует в любом шрифте. Изменяя его свойства, можно добиться совершенно разных результатов в итоговом рисунке знаков. Контраст — это соотношение ширины основных и дополнительных штрихов. Чаще всего этот термин подразумевает разницу между стемами и горизонтальными штрихами.

Есть несколько свойств контраста:

  • Степень контраста. Степень контраста в шрифтах может быть различной — от практически незаметного в нейтральных гротесках до высокого в новостильных антиквах. Также существует обратный контраст;
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 
  • Тип контраста. Этот параметр показывает, какой пишущий инструмент влияет на характер знаков. В шрифтах с контрастом это имеет важное значение, потому что формы знаков будут зависеть от того, к какому типу относится шрифт. Чем он «историчнее», тем заметнее влияние инструмента на формы. Существует три типа контраста: контраст широкого пера, контраст остроконечного пера и переходный тип (встречается в переходных антиквах). Контраст ширококонечного пера подразумевает высокую степень контрастности, а остроконечного — наоборот, низкой. Переходный тип, как легко догадаться, представляет собой нечто среднее.
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Контраст в антиквенных шрифтах необычайно важен, именно следование правилам распределения контраста подсказывает нам, что этот конкретный шрифт относится к антиквам, и именно так мы будем его оценивать. Для того, чтобы создать хорошую антикву, я советую заниматься каллиграфией и больше наблюдать за историческими референсами (например, на сайте https://letterformarchive.org/ или искать шрифтовые спесимены на https://archive.org/), анализировать современные и известные шрифты, а также читать книги про каллиграфию и шрифт. Чтобы больше узнать про штрихи, контраст и толщины, я очень советую книгу Геррита Ноордзея «Штрих. Теория письма».

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Чтобы ваш шрифт выглядел консистентно, необходимо придерживаться выбранных характеристик контраста, иначе шрифт будет восприниматься не как единая система, а как набор разных букв. Однако знания о контрасте могут быть не только ограничителем, но и помощником в дизайне знаков. Зная правила распределения контраста, можно использовать их как графический прием и создавать яркие самобытные шрифты. Например, шрифты с обратным контрастом никогда не теряют своей актуальности, контраст только в определенных знаках добавит изюминку в ваш шрифт, а увеличение контрастности в разных начертаниях позволит создать несколько вариантов использования. Осознанное нарушение правил добавляет шрифту уникальности, и в этом смысле контраст — один из сильнейших инструментов шрифтового дизайнера.

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Оптические размеры

При подготовке к рисованию знаков необходимо также определиться с размером шрифта в использовании. Этот аспект влияет на то, как будут выглядеть сами знаки. В этой статье мы коснемся только основных моментов, важных для начала рисования, а в следующих материалах расскажем об оптических размерах подробнее.

Размер самого используемого кегля влияет на то, как контуры будут восприниматься взглядом — чем крупнее размер знаков, тем насыщеннее деталями должен быть контур. В этом самое главное отличие текстовых шрифтов от дисплейных: если предполагается, что гарнитура используется в мелких размерах, то основной задачей знаков будет передача общей картины. В этом случае плотность текста и ритм важнее деталей (которые в небольшом кегле все равно не будут видны). В дисплейных шрифтах, наоборот, графика каждой буквы заметнее, и детализация выходит на первый план.

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

Какие еще характеристики могут влиять на восприятие шрифта при разных оптических размерах:

  • Контраст в антиквах. Чем выше уровень контраста, тем больше должен быть кегль использования, потому что тонкие части букв в небольшом формате могут плохо отображаться при печати или на экране;
  • Ширины знаков. Пропорции знаков (ширина или узость) сильно влияют на восприятие шрифта, и в небольших размерах широкие буквы воспринимаются легче, чем узкие. Можно обозначить это так: чем меньше размер знаков, тем шире они должны быть (речь идет только о «стандартных» пропорциях, намеренно ратсянутых символов это не касается);
  • Размер строчных знаков. Если шрифт предполагается использовать в мелких кеглях, то для лучшей читаемости текста рост строчных должен быть крупным относительно прописных;
  • Открытость апертуры. Степень открытости букв также влияет на легкость чтения, и текст с открытой апертурой воспринимается легче. При этом буквы с закрытой апертурой воспринимаются более статично, что позволяет задержать внимание на крупным заголовках;
  • Детали букв, так же, как и контраст, сложно воспринимаются глазом в небольшом формате и добавляют лишний визуальный шум в блок текста. При рисовании всех букв стоит учитывать и этот аспект;
  • Спейсинг. Количество белого вокруг букв также должно изменяться при использовании в разных размерах, но подробнее мы поговорим об в следующих главах.

Подробнее об этом вы можете узнать в книге «Size-specific adjustments to type designs» от студии Just Another Foundry, а также в книге «Reading Letters: Designing for Legibility от Sofie Beier».

Шрифты для использования в разных размерах могут быть частью одного шрифтового семейства, соответственно, иметь сходства в формах знаков и концепции, но отличаться в деталях. Пример такого шрифта нам уже знаком — современная антиква с текстовыми и дисплейными начертаниями.

УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 
УниверситеТТ: Урок 7. Отрисовка базовой латиницы: высота знаков, контраст и оптические размеры 

В следующей статье мы поговорим о прописных знаках: разберемся с основной логикой рисования и пропорциями.

Предыдущая статья УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение
Следующая статья УниверситеТТ: Урок 8. Отрисовка базовой латиницы: прописные знаки 

Последние публикации

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Реталик, или обратный курсивный шрифт: что это и зачем его наклоняют?

Многим нашим читателям наверняка знакомо понятие «италик»: мы очень часто говорим о них, то есть о наклонных и курсивных шрифтах, в наших статьях. А вот термин «реталик» встречается гораздо реже, и даже подкованные в шрифтовой терминологии читатели могут не знать, что это такое. Давайте же разберёмся!

Узнать больше
Лучшие шрифты для электронных книг

Лучшие шрифты для электронных книг

Выбрать подходящий шрифт для электронной книги — на первый взгляд простая задача, которая на самом деле требует тщательного подхода и соблюдения ряда нюансов. Ведь электронный носитель значительно отличается от печати на бумаге. На что именно стоит обратить внимание? И как выбрать лучший шрифт для чтения электронных книг? Рассказываем в статье!

Узнать больше
Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Как мы создавали фирменные шрифты для сервисов VK

Команда социальной сети ВКонтакте пришла к нам с глобальной задачей: сделать фирменную шрифтовую гарнитуру для соцсети, а точнее две (текстовую и дисплейную). Тогда мы еще не знали, что разработанное нами шрифтовое семейство станет основным не только для соцсети, но и для всей компании VK и ее сервисов: VK Музыки, VK Видео, VK Клипов, VK Знакомств и других.

Узнать больше
TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

TypeType Meetup: как мы превратили разговоры о шрифтах в дизайн-вечеринки

С 2023 года TypeType проводит митапы, на которых собираются руководители крупных брендов и представители ведущих агентств, дизайнеры, друзья и партнеры студии. Мы не только разговариваем о шрифтах и их применении в дизайне и брендинге, но и много общаемся, знакомимся и строим совместные планы. 

Узнать больше
Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Лучшие рукописные шрифты в 2024 году

Рукописные шрифты — отличный инструмент, который в определенных случаях поможет украсить ваш дизайн. Однако очень важно правильно и уместно их использовать. В нашей статье мы рассказали, что такое рукописный шрифт, чем он отличается от курсивного и в каких случаях стоит использовать такие шрифты. А еще — выбрали ТОП рукописных шрифтов из коллекции TypeType.

Узнать больше
Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Как выбрать лучшие шрифты для инфографики: подробное руководство

Инфографика — универсальный и удобный инструмент, который используется повсеместно: в бизнесе, рекламе, науке, журналистике и так далее. Это отличный способ донести информацию просто и наглядно. Почему выбрать правильный шрифт для инфографики очень важно и как это сделать? Как сочетать шрифты между собой? И какие шрифты лучше всего для инфографики маркетплейсов Вайлдберриз и Озон? Рассказываем в нашей статье!

Узнать больше
Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Кавычки и секунды: как мы создавали фирменный шрифт для Sports.ru

Визуальный образ Sports.ru не менялся с 2006 года. За это время логотип с пятью разноцветными шариками перестал быть актуальным и отражать ценности бренда. Издание Sports.ru провело масштабный ребрендинг — впервые за 18 лет компания изменила логотип, а также выбрала фирменный цвет. А еще у бренда появился собственный фирменный шрифт TT Sports Display от студии TypeType. Рассказываем подробности!

Узнать больше
Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Из крайности в крайность: широкие и узкие шрифты 

Широкие и узкие шрифты — одна из свежих тенденций в типографике, графическом и веб-дизайне. На первый взгляд некоторые из них могут показаться странными и несуразными, но при правильном применении способны придать проекту свежести и дерзости, актуальности и смелости. Что из себя представляют узкие и широкие шрифты, какими они бывают и где используются? Разбираемся в нашей статье!

Узнать больше
Как установить шрифты на компьютер?

Как установить шрифты на компьютер?

Как установить новый шрифт на компьютер? Такой вопрос достаточно часто возникает у пользователей и дизайнеров. Однако уверяем вас — в этом нет ничего сложного! В нашей статье — пошаговая инструкция, которая поможет вам скачать и правильно установить файлы шрифтов на ПК с Windows или iOS.

Узнать больше

Узнать больше

Функции OpenType: как ими пользоваться?

Функции OpenType: как ими пользоваться?

В шрифтах заложено очень много интересных возможностей. Однако многие дизайнеры либо вовсе не знают, что эти возможности существуют, либо не понимают, как ими пользоваться. Но на самом деле никто от вас ничего не скрывает: все эти инструменты очень легко найти. Главное — знать, что именно искать.

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

УниверситеТТ: Урок 6. Отрисовка базовой латиницы: введение

Продолжаем наше увлекательное погружение в многогранную тему шрифтового дизайна! На этот раз мы поговорим о первом этапе отрисовки базовой латиницы — построении знаков, определении всех графических особенностей, пропорций, консистентности.

Узнать больше
Лучшие шрифты для писем в email-рассылке: как выбрать и правильно использовать?

Лучшие шрифты для писем в email-рассылке: как выбрать и правильно использовать?

Как выбрать лучший шрифт для рассылки, чтобы поднять качество своих писем на новый уровень? В статье приведены рекомендации от профессиональных шрифтовиков маркетологам по выбору типа, формата, размера и оптимального шрифта для рассылок.

Узнать больше
10+ лучших шрифтов для дизайна этикетки и упаковки

10+ лучших шрифтов для дизайна этикетки и упаковки

Правильные шрифты в дизайне упаковки подчеркнут дух вашего бренда. Поскольку шрифт является основным элементом, передающим название бренда, от выбора правильного шрифта будет зависеть, заметит ли покупатель ваш товар и понравится ли он ему.

Узнать больше
Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

Кино и буквы: как создавался фирменный шрифт для онлайн-кинотеатра Иви

В 2022 году популярный онлайн-кинотеатр Иви провел ребрендинг. Сейчас компания активно работает над тем, чтобы все точки контакта с аудиторией соответствовали эмоциям, заложенным в платформу бренда. В поисках фирменного шрифта команда Иви обратилась за помощью к нам — студии TypeType.

Узнать больше
Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

Итоги года от TypeType: как прошел наш 2023?

2023 год стал очень важным для TypeType. Мы активно расширялись и совершенствовались, менялись и постоянно двигались вперед. Поэтому мы решили сделать символическую паузу, чтобы посмотреть на эти трансформации со стороны, зафиксировать наши достижения и дальнейшие планы. Итак, подводим итоги года!

Узнать больше
20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

20+ лучших шрифтов для заголовков: ТОП стильных решений

Сохраняйте и применяйте список из 20+ лучших шрифтов, идеальных для заголовков сайтов, онлайн-журналов и печатных газет. В этой статье вы найдете большую коллекцию крутых шрифтов для заголовков текстов, каждый из которых будет выделяться и привлекать внимание читателей!

Узнать больше
УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

УниверситеТТ: Урок 5. Подбор и сочетание шрифтов: теория и практика

Создание шрифта — это сложный и кропотливый процесс, требующий большого опыта. Однако и работа с готовым шрифтом может быть не менее сложной. Нас очень часто спрашивают о том, как лучше использовать ту или иною гарнитуру и с чем ее сочетать. Мы помогаем клиентам выбрать самое подходящее шрифтовое решение для проекта: подбираем гарнитуры из нашей коллекции или создаем шрифт с нуля. И в этой статье мы поделимся с вами нашим опытом.

Узнать больше
Шрифт и гарнитура: в чем разница?

Шрифт и гарнитура: в чем разница?

Чем отличается шрифт от гарнитуры/шрифтового семейства? Кажется, что эти слова являются синонимами. Но давайте разберемся, что на самом деле означают данные типографические термины, в чем их главные отличия и какое они имеют ли значение для дизайнеров и недизайнеров.

Узнать больше