Веб и печать в шрифтовом дизайне — два разных мира. По крайней мере, их часто преподносят именно так.
На практике многие шрифты могут применяться в обеих сферах. Но чтобы понимать, какую гарнитуру выбрать, нужно знать об отличиях книжных и веб-шрифтов.
В этой статье мы поговорим о книжных шрифтах и о том, как выбрать идеальную гарнитуру для верстки книги, журнала или другого печатного материала.
Роль шрифта в оформлении книги
При слове «книга» у каждого возникнет свой образ. Скорее всего, первой в воображении появится красочная обложка. Внутри будут страницы с текстом и, возможно, иллюстрации. Но главное в большинстве книг, безусловно, текст. Именно он передаёт читателю информацию или рассказывает историю.
Шрифт, которым напечатана книга, выступает связью между текстом и вниманием читателя. Чтобы текст читался с легкостью, а глазам было комфортно, дизайнер должен выбрать подходящую шрифтовую гарнитуру.
Шрифт в оформлении создаёт настроение и ассоциации, помогает расставить акценты. Если шрифт выбран неудачно, текст будет сложно читать, а глаза быстро устанут.
На восприятие шрифта в книге или другом печатном издании влияет сочетаемость начертаний или используемых шрифтов, выбранный кегль, размер строки, разрядка шрифта и выбранная жирность начертаний.
В книжной верстке дизайнеру предстоит подобрать лучший вариант шрифта, чтобы полностью отразить концепцию книги. При этом нужно учитывать, в каком формате будет выпущено издание, на какой бумаге и для какой аудитории.
Все эти критерии тоже важны, и они улучшают восприятие содержания печатного материала.
Какой шрифт лучше подойдет для книги
Дизайнеру, которому впервые предстоит сверстать книгу, придется разобраться с особенностями книжной верстки.
Скорее всего, с первого раза не получится идеально, но со временем вы улучшите навыки.
Главное понимать, на что обращать внимание при работе.
1. Идея и содержание книги.
Конечно, не обязательно полностью читать каждую книгу, взятую в работу. Но понять, что именно вы верстаете, необходимо. Художественный роман или научпоп от современного автора, техническая литература или детская книга. Вы можете попросить синопсис от автора или издательства, с которым работаете.
Выбирайте шрифтовую гарнитуру, ориентируясь на идею проекта.
2. Насмотренность.
Даже когда вы определились с концепцией книги, выбрать подходящую гарнитуру не просто. Ищите похожие проекты, которые вам понравятся, собирайте мудборды и изучайте, разбирая шрифт каждого проекта. Кстати, не игнорируйте и те примеры, которые кажутся вам неудачными — их полезно анализировать, чтобы сформировать своё понимание о плохой и хорошей верстке. Чем больше примеров вы разберете, тем легче вам будет работать.
3. Бумага, на которой будет выпущена книга.
Видов бумаги много. Заранее предсказать, как поведет себя шрифт на конкретном виде, сложно даже опытному дизайнеру. Лучше всего тестировать понравившиеся шрифты практическим путем, печатая небольшие кусочки текста. Если такой возможности нет, можно пойти в книжный магазин и посмотреть, как разные шрифты выглядят на необходимой бумаге.
4. Аудитория.
Шрифты для детских книг отличаются от тех, которые выбирают для оформления глянцевых журналов. Проанализируйте аудиторию издания и учитывайте эти знания при выборе гарнитуры.
5. Технические характеристики.
Текстовый шрифт должен обладать читаемостью и нейтральностью, но для обложки такой шрифт может оказаться слишком скучным. Обращайте внимания на факторы, влияющие на восприятие текста: размер шрифта, разрядка, то есть плотность набора, насыщенность и акцидентность. Шрифт должен отвечать главным задачам. Дисплейный, то есть заголовочный, — передавать настроение текста и привлекать внимание, а текстовый — поддерживать комфортное чтение и не создавать помех.
При выборе шрифта опирайтесь на свои ощущения, знания и примеры работ других дизайнеров.
Стиль шрифта
После того, как вы определились с концепцией книги и изучили аналоги, нужно выбрать необходимый стиль шрифтовой гарнитуры.
Остановимся на двух самых популярных: антиквах и гротесках.
Антиква — это шрифт с засечками и ярко выраженным контрастом. Такие шрифты могут обладать разным характером. Антиквы, основанные на исторических образцах, могут использоваться для оформления биографических книг или литературы, посвященной определенной эпохе. Изящные, контрастные антиквы с выразительными деталями подойдут для заголовков или блоков в более крупном кегле. Антиквы с более универсальным характером могут использоваться более широко.
Гротески — шрифты без засечек и с низким контрастом. Несмотря на то, что гротески ассоциируются с веб-дизайном, они подходят для верстки современных книг. Это может быть детская литература, научпоп или книги в жанре нон-фикшн.
Каждый шрифт может содержать большое количество начертаний в составе шрифтового семейства. Хотя все они будут обладать одинаковыми или похожими пропорциями, в печати каждое начертание будет выглядеть по-разному. Вы можете использовать несколько начертаний одного семейства. Например, набирать основной текстовый массив регулярным начертанием, а акценты расставлять италиком или шрифтом другой жирности.
Текстовый шрифт
Основной шрифт в книге — тот, которым набран массив текста. От правильного выбора зависит то, насколько комфортно читателю будет знакомиться с содержанием издания.
Критериев для выбора текстового шрифта может быть много, мы остановимся на основных.
1. Читаемость.
Самая главная характеристика для выбора текстового шрифта. Чтобы текст хорошо читался, он должен быть нейтральным. Поэтому стоит выбирать шрифты без выраженных засечек или акцидентных деталей, с умеренным контрастом и гармоничными пропорциями.
2. Качество.
Технические характеристики шрифта при печати могут улучшить восприятие шрифта или испортить ваш труд. При печати любой недостаток бросится в глаза, будь это неравномерное расстояние между буквенными парами или недочёты в построении контуров. Выбирайте шрифты проверенных студий с проработанными контурами и хорошим кернингом.
3. Нейтральность.
Текстовый шрифт должен подходить концепции по характеру, но его визуальные особенности не должны быть броскими. Читатель должен улавливать эмоцию от шрифта, но только подсознательно.
Выбирайте шрифт исходя из бюджета, но не пытайтесь сэкономить на качестве.
Дисплейный шрифт
Дисплейный, или акцидентный, шрифт — это шрифт с выразительным характером, использующийся в крупном кегле для заголовков, обложек и титульных листов. Такой шрифт содержит графические элементы, такие как заметные засечки, визуальные компенсаторы и другие дизайнерские решения.
Диспленый шрифт в верстке книг отвечает за эмоциональную часть. Выбирайте его, исходя из концепции книги и собственной насмотренности. Шрифт должен привлекать внимание и подходить главной идее книги.
На сайте TypeType можно пользоваться тегами-подсказками, чтобы выбрать необходимую по характеру гарнитуру. Найдите слова, отражающие концепцию книги.
Размер шрифта
Размер шрифта для книги, как правило, оговаривается с издательством заранее. Он зависит от формата книги, длины строки, объема текстового массива и аудитории. Помните, что разные шрифтовые семейства в одном кегле могут значительно отличаться по величине.
Как правило, детские книги печатают более крупным кеглем, а pocket-издания — небольшим.
Самым крупным кеглем оформляют обложку, заголовки и титульный лист, если он необходим. Для этого выбирают дисплейный шрифт от 14 кегля и выше.
Текстовый массив верстают шрифтом от 6 до 16 кегля.
Перед версткой изучите ГОСТы и рекомендации издательств.
Лучшие шрифты для верстки и печати книг
Мы выбрали лучшие шрифты для оформления книг и других изданий. Выбирайте тот, который подойдёт вашему проекту.
Текстовые
Начнём с подборки шрифтов для оформления текстового массива. Мы выбрали лучшие по критериям читаемости, нейтральности характера и универсальности применения.
Текстовые антиквы
Современная антиква, которую комфортно и приятно использовать в верстке. Шрифт изначально разрабатывался как текстовый, поэтому обладает всеми необходимыми характеристиками книжного шрифта. Является частью большого семейства, в котором все шрифты сочетаются друг с другом.
Шрифт с классическим, серьезным характером.
Антиква, составляющая шрифтовую пару с гротеском TT Norms® Pro. Идеальный книжный шрифт.
Голландская антиква с ассиметричной формой засечек и акцидентным набором.
Текстовые гротески
Гуманистический гротеск с плавными формами.
Бестселлер, ставший популярным благодаря универсальности применения и эстетичным формам. Прекрасно работает во всех сферах: от веб-дизайна до печатных книг, в том числе детской литературы.
Дисплейные
Привлекательные шрифты с красивыми визуальными решениями для оформления заголовков и обложек.
Современная антиква с высоким и умеренным контрастом. Изящный шрифт с острыми засечками. Составляет шрифтовую пару с одноименным текстовым шрифтом, но отлично сочетается с другими текстовыми гарнитурами.
Функциональный гротеск для акцидентных, но лаконичных заголовков.
Изысканный шрифт с высоким контрастом и необычными по форме засечками. Содержит сет буквиц с мягкой и нежной графикой.
Необычный шрифт с ретро-эстетикой.
Выбрать шрифт, который подойдёт для верстки — сложная, но увлекательная задача.
Ориентируйтесь на приобретенный опыт, вдохновляйтесь опытом других дизайнеров и пробуйте новое.
Если вам интересно узнать больше о книжных шрифтах, посмотрите наши вебинары. И помните: для каждой книги найдется подходящий шрифт.