Бывает так, что в планах новый шрифт казался относительно простым и быстрым заданием, а в результате работы он перерос в один из самых масштабных проектов последних лет. Сегодня история как раз о таком шрифте.
Работа над TT Livret начиналась с идеи создать текстовую антикву: удобную, приятную, современную. Такую, чтобы дизайнер мог применять её в самых разных сферах. Нам казалось, что мы быстро справимся с этой задачей.
Однако позже мы начали масштабное исследование, в выборку которого попали практически все известные антиквы рынка. Ещё чуть позже решили, что дополнить текстовое подсемейство дисплейным — хорошая идея. А в результате получилось так, что подсемейств стало три, ведь дисплейное оказалось очень выразительным, а текстовое, наоборот, нейтральным. Подсемейство с управляемым характером, расширяющее область применения шрифта — почему бы и нет.
Мы не остановились и на этом. Дойдя до италиков, мы провели ещё одно небольшое исследование, попутно вспомнив про историческую роль италиков в шрифтах, и уже не смогли остановиться. Мы проанализировали италики от и до, выбрав самый трудоёмкий тип — старостильные италики, в которых форма каждого глифа во всех начертаниях рисуется заново, не повторяя форму прямых начертаний. Зато в результате вы можете использовать италики TT Livret в качестве самостоятельных шрифтов.
Статья, в которой мы рассказываем обо всех процессах в деталях, получилась объёмной, примерное время чтения составляет 50–75 минут. Однако оно того стоит.
Заварите себе крепкий чай или кофе, приготовьте удобное место и приступайте к чтению. Если за один раз изучить всё будет сложно, добавьте статью в закладки и поставьте напоминание, чтобы вернуться к ней позже.
Приятного путешествия в мир нашего нового проекта.
Интро
Там, где большинство людей видят вывески магазинов, афиши концертов и указатели улиц, шрифтовые дизайнеры видят гротески, брусковые и антиквы.
Шрифты встречают нас на страницах сайтов и в мобильных приложениях, в книгах, журналах и брошюрах. За каждым созданным шрифтом — команда тех, кто на протяжении месяцев, а иногда и лет, отрисовывал и технически отшлифовывал каждую букву.
Сегодня мы поделимся историей шрифта, который в будущем может встретить вас на обложке журнала, пролистываемого в салоне красоты или в автомобильном сервисе. Может быть, этим шрифтом будет оформлена выставка, которую вы мечтали посетить, а, возможно, вы узнаете его на вывеске ресторана, куда пойдёте с друзьями после тяжёлой трудовой недели.
Именно здесь мы и начнём знакомство со шрифтом TT Livret, о котором эта статья. Те, кто знаком с французским языком, смогут из названия узнать про нашу маленькую мечту.
На французском Le livre — это книга, а Le livret — книжечка. Мы будем счастливы узнать, что однажды шрифтом TT Livret оформят страницы книги, которую вы с упоением будете читать вечерами.
Шрифтовая гарнитура TT Livret состоит из трёх подсемейств, и каждое обладает своими чертами. Дисплейное будет эстетично смотреться в заголовках и на вывесках, с помощью текстового можно набирать массивы текста любого размера. Подзаголовочное обладает управляемым характером, и в зависимости от контекста и способа использования может быть как более выразительным, так и нейтральным.
Так как созданная антиква отличается изящностью, мы создали для неё старостильный италик, который можно использовать как самостоятельный шрифт. Выглядит это крайне эстетично, и у вас будет возможность в этом убедиться.
Шрифт TT Livret вышел на площадки весной 2022 года, но в его портфолио уже красуется строчка: «Призёр международного конкурса GRANSHAN, третье место в номинации Cyrillic-Latin Text Typeface».
В гарнитуре присутствует всё, к чему привыкли пользователи TypeType: обширная поддержка языков, большой кассовый состав, функциональные фичи, лигатуры и стилистические альтернативы. Тем не менее, TT Livret сумеет удивить, ведь мы заложили в гарнитуру много любопытных деталей, поэтому рекомендуем изучать шрифт вдумчиво и внимательно.
Исследование
В современном мире, где в изобилии гротески с их преимущественно нейтральным характером, может не хватать чего-то более изящного и элегантного.
Не подумайте ничего лишнего, мы любим гротески. В коллекции TypeType присутствуют и геометрические, и гуманистические, и нео-гротески. Однако в этот раз нам захотелось отойти от гротесков и создать антикву, причём такую, которой будет безопасно пользоваться. О том, что вложено в эту фразу, мы и собираемся рассказать.
Когда TT Livret только был только в планах, мы представляли его универсальным шрифтом с широкой областью использования. Проведя небольшой анализ гарнитур студии, мы поняли, что среди наших шрифтов нет антиквы, которую можно предложить пользователю как рабочий инструмент для любых современных проектов. Безусловно, антиквы у нас есть, но чаще это декоративные шрифты, которые больше позиционируются как дисплейные.
Для TT Livret мы изначально запланировали и текстовую, и дисплейную версии. Первое подсемейство мы видели более нейтральным, чтобы дизайнеру было комфортно использовать этот шрифт даже в крупных массивах текста маленького размера. Дисплейной версии мы хотели придать более выразительный характер, чтобы её могли применять в заголовках и привлекающих внимание надписях.
Безусловно, эти подсемейства должны быть связаны между собой, обладать общими узнаваемыми чертами и гармонично смотреться вместе, не повторяя друг друга. Так у дизайнера будет полный арсенал шрифтов для разных целей, которые можно использовать вместе.
В наших планах был шрифт, которым безопасно и не страшно пользоваться. Когда мы произносим это, мы имеем в виду что-то привычное для пользователя. Антиква, которая не пугает экстраординарностью или старостильностью, но при этом выглядит свежо и изящно. Современная и стильная антиква.
Такую можно не заметить сразу, если речь идёт о текстовом подсемействе. Оно, кстати, подразумевалось как главное, хотя в работе дисплейное и текстовое мы рисовали параллельно.
С этими мыслями мы начали исследовательскую часть работы. Чтобы понять, как воплотить задуманное в деталях, мы сделали подборку из шрифтов, используемых чаще всего.
Прежде всего это были системные шрифты, знакомые абсолютно каждому человеку: Times New Roman, Georgia, Minion. Это антиквы, появившиеся относительно давно. Удивительно, что за время их существования мода на шрифты менялась неоднократно, однако этими гарнитурами продолжают пользоваться. Можно сказать, что они отложились в нашем подсознании, поэтому изучить их в рамках исследования было необходимо.
В этой же подборке оказались и более современные шрифты, также активно распространённые в мире. Среди них можно отметить New York, используемый в качестве системного фирмой Apple, и Source Serif, бесплатный шрифт от Google, которым оформлены многие сайты. Всего в этой подборке было девять шрифтов. Сюда же мы подставили самый первый скетч собственного шрифта, который значительно отличается от того, что получилось в результате. Однако так мы смогли понять, в каком направлении двигаться дальше.
Для более полного исследования мы рассматривали и менее популярные шрифты, если они занимали первые строчки продаж на шрифтовых маркетплейсах или привлекали наше внимание и нравились визуально.
Условно все собранные шрифты мы разделили на более старые и новые, поочередно тестируя их в наборе. В это же время мы рисовали первые буквы, чтобы можно было сравнить нашу антикву с остальными.
В старых антиквах был маленький рост строчных знаков. Это значит, что строчные буквы значительно ниже прописной. Чем меньше рост, тем более старостильным выглядит шрифт. Более того, в плотном текстовом наборе шрифт с маленьким ростом строчных выглядит мельче, чем шрифт с высоким ростом, напечатанный в том же размере.
Даже первые наброски антиквы от TypeType значительно отличались от других гарнитур из выборки, ведь нам хотелось сделать современный шрифт без старостильности.
В подборке более новых шрифтов больше рост строчных, а также меньший контраст по сравнению с предыдущей группой. В шрифтовом дизайне в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению контраста в текстовых антиквах, и в нашем шрифте контраст был значительно меньше, чем у выбранных шрифтов.
С помощью исследования мы смогли сравнить свой шрифт с остальными и понять, в какую сторону двигаться дальше.
Безусловно, ни один шрифт из подборки не использовался нами как референсный. Первые скетчи TT Livret рисовались Юлией Гониной, нашим арт-директором, от руки, и она в первую очередь ориентировалась на собственные ощущения и насмотренность. Эти скетчи вы можете увидеть на картинках ниже.
Формы были привлекательные и понравились нам, но хотелось добавить глифам характера, поэтому поиски подходящей версии продолжились.
Появление трёх подсемейств
Несмотря на то, что, как мы упоминали ранее, работа над подсемействами велась параллельно, начинали мы с текстовой версии шрифта. Буквы на первых скетчах показались слишком плавными, и нам захотелось придать шрифту больше жесткости.
Второй вариант антиквы отличался влитиями арок. В первом варианте влитие арки в стэм плавное, а во втором присоединение более жесткое.
В ранних итерациях шрифт обладал нейтральным характером. В целом, для текстового подсемейства это неплохо, однако нам хотелось наделить шрифт чертами, отличающими его от других гарнитур. Ведь всё-таки мы смотрим на шрифт в довольно крупном размере, прежде чем понимаем, хотим мы именно этот набор или нет. Предстояло учитывать и то, что текстовый шрифт не должен мешать главной цели, то есть непосредственно чтению, поэтому мы искали баланс между выразительностью и нейтральностью.
В третьем скетче можно увидеть, что детали с засечками стали жестче, при этом в шрифте стало больше плавности, чем во второй итерации. В засечках появились изломы, благодаря чему шрифт стал выглядеть интереснее. Стоит отметить, что именно этот скетч стал финальным прототипом TT Livret.
Мы дорабатывали его, отшлифовывали каждую линию и деталь, но принципиально ничего не меняли.
После этой итерации мы ещё раз сравнили набор своего шрифта с остальными, и в этот раз результат понравился нам намного больше.
Так как с базовыми формами текстового подсемейства мы определились, настало время определить внешние черты дисплейного шрифта. Мы работали со средним по толщине начертанием, близкому к Regular.
В дисплейном начертании увеличился контраст за счёт уменьшения толщины в тонких элементах, что придало шрифту элегантности. За счёт тонких элементов формировалась выразительность, необходимая дисплейному подсемейству. Также, как и с текстовым, мы пытались найти необходимый характер будущих глифов через тестовые скетчи, экспериментируя с формами отдельных элементов.
В результате у нас получилась довольно контрастная версия, и эту черту нам хотелось оставить, ведь в крупных размерах такой шрифт будет смотреться очень привлекательно.
Однако нам стало любопытно, что могло получиться в промежутке между текстовым и дисплейным. Как можно догадаться, так мы поняли, что подсемейства будет три, а не два, как планировалось изначально.
Промежуточный шрифт мы генерировали автоматически, меняя его так, чтобы это подсемейство было ближе к текстовому. Полученный шрифт стал подзаголовочным шрифтом, и подразумевался к использованию как в текстах, так и в заголовках. В массивах текста шрифт оставался читаемым, хотя буквы стали более контрастными. В качестве дисплейного такое подсемейство можно использовать не только в крупных, но и в небольших по размеру заголовках. Можно сказать, что это подсемейство максимально универсальное.
Несмотря на то, что генерировалось подзаголовочное подсемейство автоматически, мы правили его вручную, чтобы шрифт был сбалансированным и технически корректным.
Итак, мы решили остановится на трёх подсемействах. Следующим этапом работы стало определение необходимого количества начертаний, ведь первые итерации проводились на одном. Всего их получилось пять: Light, Regular, Medium, DemiBold, Bold, Black.
Прежде чем определиться с финальным количеством начертаний, мы изучали семейства других шрифтов. В результате пять шрифтов в каждом подсемействе — среднее значение, характерное для многих антикв.
Безусловно, мы могли сделать больше и довести значение до девяти, стандартного количества начертаний для большинства проектов TypeType. Однако в этом не было необходимости, ведь суммарно шрифтов получалось довольно много, учитывая, что подсемейств три. Мы решили, что вместо расширения состава шрифтов по жирности, наша команда сконцентрируется на тщательной отрисовке глифов в рамках пяти начертаний.
Прямые начертания
До того, как работа по отрисовке глифов начнётся в полную силу, наша команда определяет опорные мастера. Это начертания, которые полностью создаются вручную, и на основе которых позже будут интерполироваться остальные начертания.
Определить опорные мастера — ответственная задача, ведь при ошибочном выборе мы усложним себе путь. Если остальные начертания сгенерируются с ошибками, нам придётся править вручную слишком много деталей или создавать дополнительное опорное начертание.
В данном случае сделать правильный выбор было ещё важнее, чем обычно. Всё дело в подзаголовочном шрифте, который интерполировался автоматически. Нам было важно выбрать опорные мастера, благодаря которым подзаголовочное подсемейство, а точнее его пять начертаний, сгенерируются правильно, чтобы ручных правок было минимальное количество.
Хоть мы и начинали работу с трёх опорных начертаний, в результате работа велась на четырех мастерах: Light и Bold, в текстовом и дисплейном. После того, как эти начертания были отрисованы, мы сгенерировали Light и Bold в подзаголовочном подсемействе. Без ручного вмешательства не обошлось, и мы правили срезы, вычищали спорные моменты и редактировали глифы, вызывающие сомнения.
Стоит отметить, что работа над Light и Bold велась параллельно в обоих шрифтах, то есть в текстовом и дисплейном. Мы буквально рисовали глифы синхронно. Такой подход был новым опытом, потому что над всеми остальными шрифтами студии работа ведётся последовательно. При работе над TT Livret параллельный подход был необходим для того, чтобы сразу проверять, насколько корректно выглядит промежуточное начертание.
Всё дело в том, что разница в толщине между Light и Bold значительная, и было важно отследить, что в промежутках не возникает, например, лишних оптических компенсаций. Это была детальная и сложная работа.
Почти сразу после отрисовки определённых глифов в текстовом подсемействе мы рисовали аналогичные буквы в дисплейном, чтобы протестировать, насколько корректным получается подзаголовочный шрифт. Можно сказать, что над всеми четырьмя опорными мастерами велась практически параллельная работа. Нам было важно сразу проверять, как выглядит результат во всех наших начертаниях и подсемействах. Несмотря на сложность такого подхода, он был более безопасный для данного проекта, ведь мы могли практически мгновенно вносить необходимые правки, не упуская важных деталей и вовремя устраняя недостатки.
Из-за выбранного подхода касса знаков расширялась очень плавно. Мы начали работу со строчных знаков. Когда все графические решения, например, для арок и влитий, были найдены, мы протестировали текст в наборе и в заголовках.
Определяли толщины опорных начертаний тоже последовательно, начиная с Light. Когда оптимальная толщина была найдена, мы отрисовали буквы по системе, описанной выше.
Оптимальные жирности были найдены не сразу, тем не менее, нам было важно определить нужные значения в первых итерациях, чтобы дальше работать с толщинами, близкими к идеальным. Мы проверяли регулярное начертание в наборе, смотрели, насколько выделяет жирное начертание в регулярном.
Откроем маленькую тайну. Самое важное при создании шрифтов — определить оптимальную жирность начертания Regular, потому что именно оно используется чаще всего. Более того, из-за распространённости этого начертания каждый дизайнер имеет представление об оптимальной жирности регулярного шрифта. Если вы не попадёте в это представление, при использовании шрифта дизайнер будет испытывать дискомфорт. В результате человеку придётся либо искать оптимальное начертание в шрифте, либо вообще отказаться от использования данной гарнитуры. Это правило касается не только антикв, но и остальных шрифтов.
Тоже самое можно сказать и про Bold. Дело в том, что стандартная кнопка жирности в большинстве программ включает именно это начертание, поэтому представления о комфортной жирности Bold есть у большинства людей. Хотя справедливо будет отметить, что в работе с Bold у шрифтовых дизайнеров больше пространства для манёвра, ведь это начертание может быть разной насыщенности, и всё ещё оставаться приемлемым для пользователей. Эти наблюдения актуальны скорее для текстового шрифта, чем для дисплейного.
В TT Livret толщины текстового аналогичны толщинам дисплейного, то есть стэмы абсолютно равной толщины в одинаковых начертаниях. Такое решение помогло сгенерировать корректное подзаголовочное подсемейство и избежать ошибок. Это относится только к толстым элементам, потому что тонкие различаются в подсемействах, и именно за счёт этого подсемейства имеют разный контраст.
На данном этапе у нас была отрисована определённая касса знаков для всех подсемейств, поэтому можно рассказать о графических особенностях каждого из них.
Характеристики подсемейств
Первые наброски шрифта TT Livret создавались на бумаге. Вы уже видели скетчи текстового, поэтому настало время признаться, что первые буквы дисплейного тоже рисовались от руки. Безусловно, начальные версии, нарисованные маркером, отличаются от финального результата, однако общие моменты можно заметить даже на этих скетчах.
Любопытно, но некоторые графические особенности дисплейного шрифта были найдены в процессе этих итераций. Например, характерный небольшой излом в месте присоединения арок, который заметен и в финальном TT Livret. Форма g тоже осталась похожей на свою первую версию.
Мы подумали, что будет несправедливо говорить про дисплейное начертание вне текстового и подзаголовочного, ведь они создавались вместе. Поэтому предлагаем посмотреть, какие черты создают характер TT Livret и остаются неизменными, а какие изменены.
Начнём с объединяющих черт.
- Конструкции знаков одинаковые. Логика распределения контрастов и графические решения общие для всех подсемейств. Это было необходимо не только для поддержания общего характера, но и для корректной интерполяции. В том числе, это помогло создать вариативный шрифт для прямых начертаний по двум осям: жирности и контраста, то есть вы можете найти промежуточный вариант как между Light и Regular, так и между подзаголовочным и дисплейным.
- Количество точек одинаковое во всех аналогичных глифах. Это скорее технический момент, который тоже помогает правильно интерполировать начертания.
- Во всех трёх подсемействах у букв нет шпор или капель. Эти элементы часто встречаются в антиквах, однако, на наш взгляд, могут придать шрифту старостильности.
- Вертикальные пропорции в подсемействах тоже одинаковые.
- Во всех глифах толщины стэмов равны.
Различия подсемейств обусловлены их назначением.
- Текстовое представляет собой равноширинный шрифт с низким контрастом и спокойным характером. Срезы у знаков горизонтальные и прямые, апертуры средней открытости. Спейсинг у текстового шире, вылеты в круглых знаках больше.
- Дисплейное подсемейство обладает выраженным характером, оно элегантное и изящное. Графические особенности заметны, контраст в знаках высокий. Упор в графике на тонкие и чёткие линии, все срезы сделаны под углом. Круглые знаки стремятся к кругу, вылеты в таких знаках меньше. Апертуры у знаков закрытые.
- Подзаголовочное обладает чертами обоих подсемейств. Хорошо смотрится в небольших заголовках, при этом читаемо даже в массивах текста, набранного в маленьком кегле. Графические особенности присутствуют, но выражены меньше, чем в дисплейном. Контраст средний.
Чтобы лучше понять, что такое TT Livret, давайте остановимся на некоторых характеристиках подробнее.
В текстовом шрифте низкий контраст, минимальный из возможного для антиквы.
Как мы отмечали, это ассоциируется с современным шрифтом у большинства дизайнеров, и тренд на низкий контраст удерживается последние несколько лет. Учитывая, что часто в антиквах контраст довольно высокий, многие дизайнеры отказываются от этого типа шрифтов. Привычный для современных гарнитур низкий контраст характерен для гротесков. Текстовое подсемейство TT Livret выглядит актуально, за счёт чего может использоваться наравне с гротесками. Более того, далеко не каждый человек сразу определит, что текстовый шрифт TT Livret является именно антиквой. Впрочем, в этом и заключался наш план по созданию безопасной текстовой антиквы. Остальные отличия текстового от дисплейного были связаны скорее с практичностью, ведь нам хотелось улучшить читаемость шрифта. Это касается овальных кругов, приоткрытых апертур, более широкого спейсинга и более крупных вылетов в круглых знаках.
В дисплейном шрифте графичные черты, это выражается в прямых линиях, которые нарочито прямые, к тому же одинаковой толщины. Такие элементы поддерживают прямые засечки и придают шрифту выразительности. Срезы в дисплейном шрифте располагаются под углом, и это исключительно декоративный наклон, добавляющий элегантности характеру. Дисплейное подсемейство обладает очень высоким контрастом, однако тоже не выглядит старостильным. Во многом это происходит потому, что мы отказались от двух стандартных для антикв элементов, от капель и шпор. Например, во многих антиквах у S и G присутствуют шпоры в качестве декоративной составляющей, а у строчных a и c есть капли. Эти элементы ассоциируются с антиквой, однако мы отказались от них, чтобы шрифт выглядел современнее.
Тоже самое можно рассказать о прописных и строчных знаках. Во многих антиквах эти знаки отличаются, в том числе в прописных могут появляться капли и шпоры на определённых глифах. В TT Livret прописные и строчные знаки практически идентичны, что стало дополнительным шагом к неочевидной антиквенности, которая будет комфортной для дизайнеров.
В дисплейном подсемействе можно заметить довольно длинные, особенно относительно текстового шрифта, засечки. Самое необычное решение мы применили к R. На правой ноге буквы засечка стандартная, а вот на левой этот элемент выглядит значительно короче. Откроем ещё одну тайну: это решение было скорее техническим, чем декоративным, ведь длинная засечка могла упираться в аналогичные засечки других знаков, но результат понравился нам в том числе визуально.
Более того, засечки у всех знаков достаточно тонкие, и, безусловно, такие элементы — одна из самых заметных деталей дисплейного подсемейства. Мы балансировали на взаимодействии тонких и толстых элементов, чтобы достичь изящности, которая сразу обращает зрителя к себе.
Внутреннее тестирование
Создавая что-то настолько масштабное, как TT Livret, необходимо заранее понимать, как шрифт будет выглядеть не только в специальных программах и промежуточных презентациях, но и в настоящих проектах.
Какие эмоции вызовут афиши, набранные этим шрифтом, как будут сочетаться подсемейства и насколько эстетичным будет результат — всё это лучше понимать задолго до выпуска шрифта на площадки.
Мы любим тестировать наши шрифты, размещая их на пробных афишах, распечатанных и расположенных на стенах нашего офиса. Это помогает определить недостатки и скорректировать шрифт.
Плакатов, оформленных TT Livret, было несколько. Мы проверяли, как будут сочетаться подсемейства, насколько эстетично жирное начертание, может ли тонкое выступать в роли заголовочного. Если что-то визуально выбивается в одинаковых постерах, значит, нужно пересмотреть шрифт и подправить детали. Например, мы правили жирное начертание, чтобы оно было близким по характеру с тонким.
Второй способ тестирования шрифта, применяемый в студии, это размещение постов в социальных сетях с графикой глифов или GIF-анимациями шрифта. Это помогает не только самим увидеть будущую гарнитуру, но и позволяет услышать обратную связь до релиза.
При отрисовке кириллицы для TT Livret получилось так, что у буквы б было четыре версии, из которых предстояло выбрать одну. Сложности возникали в жирном начертании, потому что правильно распределить массу буквы нужно было так, чтобы кириллическая б подошла остальному набору. У б в кириллице две распространённые формы. В первом случае к овалу присоединяется пламевидный элемент, а во втором — форма близка к латинской b, то есть хвост прикрепляется к массивной спине.
Мы нарисовали четыре варианта буквы б в жирном начертании, и за помощью обратились к аудитории в шуточном посте. Однако участники голосовали за понравившийся вариант совершенно серьёзно.
Вы можете видеть, между какими формами проходило соревнование. В результате опроса четвертый вариант набрал всего восемь голосов, третий — одиннадцать, а за первый и второй варианты проголосовали по девятнадцать человек.
В итоге мы остановились на первом варианте, потому что он лучше подходил шрифту по графике.
Цифры, символы, валюты
После отрисовки базовой кассы знаков для опорных начертаний, мы начали расширять состав. Это стандартный для студии процесс, но некоторые детали стали уникальными для TT Livret. О них и поговорим.
При создании цифр мы стандартно делаем два варианта, более привычные маюскульные и минускульные, меньшие по размеру. Для всех шрифтов мы делаем расширенный состав валют, в котором есть только классическая и табулярная версии. В этот раз мы решили создать ещё одну версию валют, ведь с минускульными цифрами классический сет выглядел слишком крупно, и использовать его было неудобно. Так мы пришли к выводу, что минускульные цифры будут здорово смотреться с минускульными валютами, и добавили последние в шрифт. По сути, они отличаются только уменьшенными в рост минускульных цифр размерами, но выглядят более лаконично.
При расширении кассового состава мы также добавили расширенную латиницу и кириллицу, диакритические элементы, знаки пунктуации и стрелки, специальные символы. Это тоже можно назвать стандартным сетом TypeType.
Остановимся на том, что мы делали дополнительно.
Во-первых, для TT Livret мы нарисовали стилизованные руки-указатели. Позже мы поняли, что столь эстетичному шрифту не хватает каких-то особенных знаков, эстетичных версий буллитов, разделителей текста, звёздочек. Безусловно, мы это нарисовали и добавили в шрифт, так что выразительные возможности гарнитуры стали ещё выше.
С помощью подобных элементов можно не только украшать текст, но и оформлять заголовки. Впрочем, как именно их использовать, решать только дизайнерам. Кстати, все элементы разные для текстового и дисплейного подсемейств, и они также меняются по жирности. По графике все элементы набора соотносятся с буквами.
В шрифте TT Livret присутствует капитель, контекстные альтернативы, более 25 лигатур, включая лигатуры с диакритикой.
Вариативный шрифт содержит все прямые начертания и даже декоративные элементы. Пользователь без труда сможет найти своё уникальное начертание, изменив толщину, добавив текстовому шрифту контраст или, наоборот, снизив контраст дисплейного.
Мастеринг
Мы не устанем повторять, что шрифт без технической составляющей — всего лишь нарисованные буквы, даже если очень красивые. Мастеринг шрифта необходим, и от уровня его исполнения зависит то, насколько комфортным будет использование гарнитуры. В студии TypeType мастеринг отработан и систематизирован до деталей.
Первые файлы пришли в технический отдел, когда шрифт был в процессе отрисовки. Тогда TT Livret ещё не получил своего названия, и был представлен как неконтрастная антиква.
Работа началась с дисплейного и текстового подсемейств, чтобы проверить их перед генерацией подзаголовочного шрифта. Работать начали с прямыми начертаниями, чуть позже занявшись и италиками.
Главный вызов был в засечках. Дело в том, что в TT Livret засечки создавались корнер-элементами, из-за чего было невозможно провести проверку стандартным способом, то есть через перевод opentype кривых в truetype и обратно. Мы создаём шрифты в opentype кривых, поэтому невозможно узнать, как шрифт будет выглядеть в truetype, если не проверить самостоятельно. Необходимо было каким-то образом раскомпановать засечки, но мы вовремя нашли плагин, позволяющий проверить глифы без чрезмерно сложных манипуляций.
Шрифт несколько раз за время работы отправлялся из технического отдела в производственный и обратно. Самой ответственной частью была проверка шрифта перед генерацией подзаголовочного семейства, ведь проверялся каждый элемент. Если файлы были сыроватые, шрифт снова переходил к дизайнерам, а потом возвращался на мастеринг.
Несмотря на некоторые трудности, например, с балансировкой усов, которые оказывались разными по размеру после разгруппировки, работа активно продвигалась вперёд. Получалось, что техническая часть выполнялась параллельно с работой дизайнеров, и нам было важно обнаружить любой недочёт перед тем, как генерировать подзаголовочный шрифт.
Прямые начертания и италики проверялись раздельно, и дополнительной миссией было проверить, чтобы во всех шрифтовых файлах работа выполнялась по одной логике.
Для шрифта был создан фирменный кернинг и хинтинг. Это довольно стандартные процессы для нашей студии, однако в этот раз кернинг занял больше времени и сил, чем обычно. Классически, делая кернинг, мы берём среднее начертание, например, Regular, и выставляем все значения для кернинг пар в этом начертании, после перенося эти же значения на остальные начертания. Финально происходит проверка, в ходе которой вручную правятся некоторые значения, особенно для жирных начертаний. При работе с TT Livret мы также выставляли значения для кернинг пар в регулярном начертании, но после многие значения пришлось править вручную. Где-то приходилось сделать кернинг плотнее, в других местах, наоборот, раздвинуть.
Суммарно работа технического отдела шла до самого последнего момента, чтобы исключить технические недочёты.
Италики
Мы оставили рассказ про италики TT Livret для финальной главы, потому что эта часть проекта заслуживает особого внимания.
У любого шрифта есть наклонные начертания, и чаще всего работа над ними ведётся после того, как завершены прямые начертания. В данном проекте мы разрабатывали италики практически параллельно с прямыми.
Наклонные начертания, или италики, могут быть нескольких видов, в зависимости от техники, с помощью которой наклоняют буквы. У гротесков, например, есть всего два типа таких шрифтов: просто наклон и настоящий италик.
В первом варианте форма глифов прямых начертаний наклоняется практически без изменений конструкции. На практике это сложнее, чем просто наклон, так как осуществляется ряд манипуляций и оптических компенсаций, после которых форма выглядит правильно наклонённой. Глифы изменяются так, чтобы визуально различия не были заметны, а был виден только наклон. При этом не меняются конструкции и ширины знаков.
Настоящие италики встречаются в основном в гуманистических гротесках, и в этом подходе изменение конструкций некоторых знаков допустимо. Некоторые глифы могут поменять форму, часть останется просто наклонной. Особенно изменение форм настоящих италиков заметно в кириллице.
Антиквы создаются по другой логике. Крайне редко вы встретите гарнитуру этого стиля с наклонными начертаниями. Чаще всего в антиквах будут настоящие италики, в которых конструкция знаков меняется. Причём стоит отметить, что антиквенный италик будет обладать гораздо более заметными изменениями в конструкции знаков, чем тот же настоящий италик в гротесках. В антиквенных италиках меняются если не формы целых глифов, то как минимум многие детали.
Можно выделить два италика для антикв, новостильный и старостильный.
В новостильном знаки могут быть нарисованы заново, с большим количеством изменений, но всё-таки такой италик не будет значительно отличаться от прямого начертания.
Старостильный италик, или то, что сейчас принято им называть, рисуется заново. Такое начертание может сильно отличаться от прямого или вообще иметь иные формы. Исторически это самостоятельный шрифт.
Совершим небольшую отсылку к истории шрифтов. В эпоху Возрождения италики были самостоятельными гарнитурами, не привязанными ни к одному прямому начертанию. Их начали изготавливать для наборных шрифтов, частично из-за этого старостильные италики такие узкие, ведь подобный шрифт экономил место. Стоит отметить, что в то время рукописный курсив, на который так похожи италики, был привычен для людей и выглядел совершенно обычно.
Со временем италики начали использовать совместно с прямыми начертаниями, преимущественно для того, чтобы выделить фрагмент текста. После 18 века, с приходом французской моды на шрифты, италики начали приобретать другие черты, превратившись в новостильные италики. Удивительно, но новостильным италикам уже несколько веков.
В современных шрифтах, если речь об антиквах, можно встретить и новостильные, и старостильные италики. Безусловно, это будут адаптированные под современные реалии и технологии шрифты.
При выборе италика дизайнеры ориентируются в первую очередь на силу выделительной функции, которой должно обладать наклонное начертание, так как именно эту особенность закладывают в италики в современном шрифтовом дизайне.
Самая сильная выделительная способность будет у старостильных настоящих италиков. Новостильный италик будет обладать более слабой выделительной силой, однако по-прежнему сможет привлечь внимание выделенного текста. Наклонное начертание поможет сделать акцент в тексте, но его выделительная способность невысокая.
В TT Livret мы решили сделать старостильный италик.
Безусловно, наш наклонный шрифт предполагался для совместного использования с прямыми начертаниями, поэтому он позаимствовал характер всего семейства TT Livret.
Наш выбор предполагал, что наклонные начертания будут узкие, а форму букв придётся отрисовывать с нуля. Чтобы прямое и наклонное начертания хорошо сочетались, мы решили вести работу параллельно. После создания новых букв мы тестировали шрифт, подставляя италик к прямому начертанию и анализируя, насколько гармонично выглядит результат. В первую очередь, мы смотрели, насколько сочетается их толщина. При этом италики могли выглядеть немного светлее прямых шрифтов, в шрифтовом дизайне это считается допустимым. Часто мы убирали лишние толщины в буквах, например, делали стэмы тоньше, чем в прямых начертаниях.
Определить правильный наклон для текстового и дисплейного подсемейств было основной задачей, и, если с дисплейным мы определили необходимое значение почти сразу, то с текстовым было несколько итераций.
Безусловно, нам хотелось сохранить читаемость шрифта даже в самых маленьких размерах, поэтому пробовали создать италик с меньшим, чем в дисплейном шрифте, наклоном. Другой особенностью текстового италика стала увеличенная ширина, ведь узкий шрифт в массивах текста воспринимается хуже. Нам удалось расширить италик текстового подсемейства, но так, чтобы сохранить узнаваемость старостильного италика. В результате буквы всё равно приходилось делать уже, чем планировали в начале, ведь при широкой разрядке старостильный италик выглядел графически несовершенно. Приходилось искать компромиссы между читаемостью шрифта и визуальной эстетикой, но в финале италик текстового шрифта устроил нас по всем параметрам.
Мы тестировали получаемые италики на пробных афишах, всматривались и анализировали. В результате наклон текстового и дисплейного италика стал одинаковым, потому что такому шрифту не подходил меньший наклон, ведь терялся общий ритм. Чем больше наклон в старостильном италике, тем более цельным выглядит шрифт.
У старостильного италика есть ещё одна особенность. Новая форма, нарисованная заново, создаётся только для строчных знаков, а прописные основываются на прямом начертании. Дело в том, что первые в мире италики не имели прописных букв, поэтому те брались из прямых шрифтов. Прописные в старостильных италиках стали наклонять чуть позже. Удивительно, но прописные знаки в италиках до сих пор представляют собой наклонённую версию прямых.
Безусловно, работать с прописными знаками в старостильных италиках легче, чем со строчными, однако тяжелее, чем с наклонными гротесками, ведь антиква более контрастная. После стандартного наклона, по аналогии с гротесками, форму приходилось править руками, чтобы контрастные элементы выглядели лаконично.
Другая характерная особенность работы с италиками для TT Livret — круглые знаки в прописных приходилось сужать, а сами буквы делать чуть светлее, то есть тоньше, по аналогии со строчными.
Оставалась последняя задача. Нам предстояло дополнить италики элементами, благодаря которым они будут сочетаться с прямыми начертаниями по характеру.
Для дисплейного подсемейства это было более актуально, ведь в этом шрифте больше выразительных элементов. В первую очередь, мы сделали акцент на длинных тонких линиях, как и в прямых начертаниях. Верхние засечки остались прежними, мы сохранили высокий контраст и срезы терминалов с небольшим уклоном. Четкую графику и форму некоторых глифов перенесли в наклонное начертание, например, в буквах v, w, y. В старостильных италиках форма этих знаков может быть достаточно сложной, плавной, с декоративными элементами, но мы предпочли перенести форму из прямых начертаний, чтобы сохранить характер дисплейного шрифта.
Мы работали на двух опорных мастерах, которые повторяют прямые, то есть в Light и Bold для текстового и дисплейного.
В старостильных италиках есть одна особенность. Несмотря на то, что в финале все глифы выглядят одинаково наклонёнными, и сохраняется четкий ритм, это оптическая иллюзия. При одинаковом наклоне буквы будут смотреться разрозненными, поэтому мы корректировали угол наклона. Причём по-разному могут быть наклонены даже элементы одной буквы, например, в n одна нога наклонена чуть больше.
Несмотря на все сложности создания старостильных италиков, прямым знакам уделялось намного больше внимания, так как любой недостаток в их конструкции бросался в глаза, и приходилось выверять линии вплоть до самых незаметных деталей.
Отличия между текстовым и дисплейным подсемействами в италиках аналогичны прямым. В текстовом наклонном шрифте ниже контраст, который в дисплейном высокий. Из отличий, характерных только для италиков, можно выделить то, что текстовый шрифт значительно шире дисплейного.
Подзаголовочное подсемейство создавалось в италиках по такому же принципу, что и в прямых, поэтому сгенерированный италик имеет черты обоих подсемейств. После интерполяции мы правили подзаголовочные начертания вручную, исправляя видимые недостатки.
Для италиков мы создали полноценный вариативный шрифт, который можно менять по оси жирности и оси оптического размера. За счёт совершенно иных форм у строчных знаков в италиках, мы не могли сделать один вариативный шрифт на всё подсемейство, поэтому в TT Livret два вариативных шрифта.
Цифры создавали по аналогии с прописными буквами, то есть наклоняли прямые знаки. Некоторые детали дорабатывали вручную, в результате голова у цифры 2 стала меньше, чтобы компенсировать перевешивание, а в цифре 3 изменилась средняя линия, став выше, так как наклонённый знак казался слишком маленьким.
Валютный состав получился аналогичный прямым, мы также дополнили его версией для минускульных цифр. В италиках TT Livret есть капитель, как и в прямых начертаниях. Практически все символы, включая стрелки, звёздочки и буллиты, остались неизменными.
В италиках появились две стилистические альтернативы для кириллических у, ы, ф, а также несколько версий амперсанда. Мы очарованы формой амперсандов в старых антиквах, поэтому решили нарисовать различные версии альтернативной формы этого знака для своих италиков, чтобы в результате выбрать одну. Однако нам так понравились получившиеся формы, что мы включили в состав все три.
В завершение этой главы хотим поделиться тестовой афишей, которая помогала оценить шрифт на промежуточных итерациях. Кстати, благодаря такому тестированию мы смогли понять, что текстовому подсемейству необходимо сделать наклон, аналогичный дисплейному.
Мы создавали TT Livret почти год, за который от идеи сделать приятную текстовую антикву мы дошли до самого масштабного антиквенного проекта студии TypeType. Получилась современная шрифтовая гарнитура с тремя подсемействами. Нейтральное текстовое, применять которое можно в любых областях, где нужно набирать крупные массивы текста. Изящное и стильное дисплейное, от заголовков которого невозможно отвести взгляд. И, конечно, подзаголовочное, которое может проявить сильные стороны обоих подсемейств, став более контрастным текстовым или более спокойным дисплейным. Старостильные италики помогут расставить акценты в тексте или смогут стать самостоятельным шрифтом для проекта, а большое количество лигатур, стилистических альтернатив и специальных символов для оформления добавят шрифту аутентичности.
Над проектом работали
Yulia Gonina — art director, lead type designer
Kirill Maslov — designer of upright styles
Anna Tikhonova — designer of italics
Ivan Gladkikh — technical director
Yuri Nakonechny — mastering
Anastasia Pogorelova — mastering
Tasya Petelina — kerning
Victor Rubenko — hinting specialist