Выбрать лучший шрифт для чтения — задача, которая возникает перед нами чаще, чем может показаться. Читабельный шрифт может понадобиться для масштабных проектов, таких как создание сайта, верстка книги или разработка мобильного приложения. Но также вопрос, какой шрифт выбрать для чтения, нередко возникает в более мелких, бытовых ситуациях: например, во время написания текста в «Ворд» и его печати на листе бумаги.
Какой шрифт наиболее удобен для чтения? От чего зависит читабельность шрифта? Какой шрифт лучше подойдет для чтения книг, а какие — для чтения с экрана? На эти и другие вопросы мы постарались ответить в этой статье.
Почему важно использовать удобные для чтения шрифты?
Представьте, что вы отправляете покупателю свой товар, в который вложили много сил. Вы красиво его упаковали и и обещали доставить как можно быстрее. Но курьер везет его очень долго, по пути роняет и пачкает. Содержание посылки остается неизменным, но покупатель тратит время и нервы на ожидание, а затем его впечатление окончательно портится при виде грязной, изорванной упаковки, которую он с трудом распаковывает. Скорее всего он больше не захочет ничего у вас заказывать.
И шрифт в этой аналогии — тот самый курьер. От него зависит, насколько легко и приятно пользователь будет воспринимать информацию, которую вы доносите до него с помощью текста. Одни шрифты будут читаться быстро и просто, другие — с трудом, отвлекая внимание от самой сути.
Это не значит, что одни шрифты однозначно хорошие, другие — однозначно плохие. Все зависит от того, где вы их используете: идеальный шрифт для баннера может не подойти для оформления веб-сайта, а лучший шрифт для верстки — оказаться неудачным для вывески.
Поэтому для начала давайте разберемся, какие шрифты лучше подходят для разных целей.
Какие шрифты лучше подходят для чтения?
Все шрифты по назначению можно разделить на акцидентные и текстовые.
Акцидентные отличаются ярким и выразительным характером, могут быть необычными и непривычными для глаза. Они привлекают к себе внимание и используются для акцентных надписей и заголовков (поэтому их часто называют заголовочными). Такие шрифты эффектно смотрятся в отдельных крупных надписях, но неудобны для массивов текста — глаз цепляется за отдельные буквы, мешая восприятию написанного. Они часто насыщены множеством деталей, которые интересно рассматривать в крупном кегле. В мелком же размере эти детали теряются, к тому же могут «размывать» буквы, делая текст грязным и трудно читаемым. Кроме того, обычно для них характерен высокий контраст, который делает их выразительными, но, опять же, менее читаемыми в маленьком кегле.
Текстовые же шрифты предназначены именно для набора больших массивов текста. Они более нейтральные и спокойные, оформлены лаконично, обладают низким контрастом и не имеют лишних деталей. Все это делает их более разборчивыми в мелком кегле и позволяет глазу легко скользить по тексту, не отвлекаясь на сами знаки. Кроме того, текстовые шрифты хорошо читаются в мелком кегле. Так что именно эта группа шрифтов нас сегодня интересует.
Существует представление о том, что шрифты без засечек лучше подходят для чтения, чем шрифты с засечками. Однако это не так: шрифты с засечками, или антиквы, вполне могут быть текстовыми, а засечки — помогать восприятию текста. Поэтому важно понимать, что же на самом деле влияет на читабельность шрифта.
Что делает шрифт удобочитаемым?
Здесь нужно разделить понятия «разборчивость» и «читабельность».
Когда мы говорим о разборчивости (legibility), имеется в виду четкость отдельных знаков и точность их начертания, которая влияет на легкость распознавания разных букв.
Читабельность (readability) же зависит от того, как знаки взаимодействуют между собой, то есть каким получается само тело текста при наборе. Это характеристика, указывающая на то, насколько удобно воспринимать массив текста.
В первую очередь, чтобы хорошо читаться, шрифт не должен быть сложным. Самый читабельный шрифт — простой и достаточно нейтральный. Излишние элементы будут размывать знаки в маленьком кегле, а слишком яркий характер может отвлекать внимание, мешая чтению.
Оптимальным для чтения шрифт делают скругленные контуры — они воспринимаются лучше, чем сквадраченные. Контраст штрихов должен быть достаточно выражен, но не слишком. Большую роль играют и пропорции — они должны быть нейтральными (когда ширина буквы приближена к высоте с небольшим преобладанием вертикали).
Толщина линий шрифта также очень важна — лучше всего читаются шрифты со средним весом. Поэтому для набора текста лучше всего выбирать регулярное начертание (Regular).
Ширина знаков оказывает непосредственное влияние на удобочитаемость — и здесь тоже стоит выбирать средний вариант. Так, в некоторых популярных гарнитурах TypeType есть несколько подсемейств. Знаки в подсемействе Normal имеют усредненную, «нормальную» ширину, наиболее удобную для восприятия текста. Также существуют, например, подсемейства Condensed, Compact, Normal, Expanded, Mono и другие.
Важную роль играет и расстояние между знаками. Слишком большие или слишком маленькие интервалы будут заметно затруднять чтение.
Если ваш текст предназначен для чтения на электронных носителях, шрифт должен быть качественным и технологичным. Убедитесь, что он хорошо масштабируется на разных устройствах, чтобы четкость и разборчивость сохранялась при увеличении и уменьшении масштаба экрана.
Самые лучшие шрифты для чтения
Мы выбрали ТОП-10 шрифтов, подходящих для набора больших массивов текста, из коллекции TypeType. Все они одинаково хорошо подойдут как для электронных носителей (будь то экран телефона, компьютера, или электронная книга), так и для текста, который будет печататься на бумаге.
TT Firs Text
Лаконичный геометрический гротеск TT Firs Text создан специально для использования в массивах текста. Шрифт разрабатывался на основе популярной гарнитуры TT Firs Neue. Он сохранил в себе ее черты, при этом был адаптирован именно для набора текста — в нем все продумано для комфортного чтения. Набор текста получается гармоничным и однородным, удобочитаемость сохраняется в маленьком кегле. Этот минималистичный шрифт отлично подходит для использования на веб-сайтах или книжной верстки.
TT Wellingtons
TT Wellingtons — гуманистический гротеск, формы которого отсылают к движению ширококонечного пера. Он очень эстетично смотрится в текстовых блоках и может применяться как в веб-индустрии, так и в печатных материалах.
TT Chocolates
Текстовый гротеск TT Chocolates — приятный глазу шрифт со сбалансированными пропорциями и плотным набором. Он выглядит эстетично, дружелюбно и при этом минималистично. Это делает шрифт идеальным для печати, а благодаря ручному TrueType хинтингу он отлично подходит и для использования в вебе.
TT Neoris
Неогротеск TT Neoris — ультрасовременный функциональный шрифт, который подойдет для любых задач, в том числе и для использования в тексте. Он нейтральный и отлично читается, при этом выглядит свежо и оригинально.
TT Interphases Pro
Удобный и современный неогротеск TT Interphases Pro — оптимальный «экранный» вариант. Это шрифт, который создавался специально для работы в интерфейсах. Равноширинные пропорции делают набранный им текст равномерным. Разборчивость шрифта на экране улучшается за счет крупного роста строчных знаков. А благодаря нейтральному характеру и сквадраченным формам круглых знаков его комфортно читать в маленьком кегле, так что шрифт подойдет и для печати.
TT Norms Pro
Универсальный и функциональный гротеск TT Norms Pro — один из бестселлеров студии c широкой сферой применения. Легкий в использовании, он одинаково удобен в вебе и печати. Включает обширный кассовый состав, впечатляющий набор фич и поддерживает большое количество языков. Это простой, при этом эстетичный шрифт.
TT Norms Pro Serif
TT Norms Pro Serif — функциональная антиква с открытыми апертурами и небольшим контрастом в пропорциях, созданная на базе TT Norms Pro. Даже мелкий текст, набранный этим шрифтом, будет красиво смотреться и хорошо читаться. Его можно смело использовать на сайтах и в печатной продукции как самостоятельно, так и в паре с предшественником.
TT Livret
У современной антиквы TT Livret есть три подсемейства: высококонтрастный Display, Subhead со средним контрастом и Text с наименее выраженным контрастом. Поэтому третье подсемейство идеально подходит для массивов текста. Также TT Livret Text отличается равноширинными пропорциями и спокойным характером. Овальные знаки, свободный спейсинг и открытые апертуры — все это делает его очень удобным для чтения на экранах и на бумаге.
TT Jenevers
Голландская новостильная антиква TT Jenevers достаточно акцидентная и выглядит необычно, однако благодаря большому полуовалу у строчных знаков буквы не залипают, поэтому этот красивый шрифт отлично подходит для массивов текста. Печатные или цифровые издания с этим шрифтом будут выглядеть стильно и интересно, при этом чтению ничто не помешает.
TT Rationalist
TT Rationalist — функциональный и оригинальный брусковый шрифт с изящными трапециевидными засечками. Его можно использовать как в заголовках, так и в массивах текста. Он особенно эстетично смотрится в печатной продукции, но также подойдет для электронных книг или сайтов.
Заключение
Мы сталкиваемся с текстами постоянно: на сайтах и в приложениях, в книгах и журналах, на упаковках продуктов, экранах телевизоров и рекламных баннерах. Неважно, где размещается ваш текст: если вы хотите, чтобы он был прочитан, выбирайте качественные и удобочитаемые шрифты. Надеемся, наши советы вам в этом помогут.